Блеск и нищета синема

 Серия про кино, вторая, не последняя   
 Так веселая жизнь авантюриста дала мне возможность изучить современный кинематограф изнутри.
Ведь я был по- прежнему без работы и средств к существованию, но уже с небольшим отличием.  Моё знакомство с "вербовщицей черного дерева"- поставщиком актеров для "массовки".
  "Массовка"- это современные рабы съемочного процесса, поэтому было весьма символично, что в следующем проекте мне пришлось играть роль зэка Уралага, добывающего «алмазы (для) Сталина» на Крестовоздвиженском руднике. А что? Очень даже неплохо для горного инженера, возврат к истокам. Но "припасть к корням" добычи алмазов мне не пришлось, так как из теории было известно, что они добываются из кимберлитовых трубок, а тут пришлось бестолково бегать с пустыми тачками, стучать молотком по деревянным колесам, носить пустые бидоны и валяться на нарах с набитыми соломой мешках. Вместе со мною этими увлекательными делами занималась весьма разношерстная публика: студенты, строители в часы передышки, бывшие настоящие "сидельцы", просто любопытствующие и даже один "профессиональный глухонемой", работающий на центральной улице нашего города.
  Я был, как мой герой Остап Бендер, "джентльменом в поисках десятки", но так как принимал участие в трёх четвертях лагерного действа, и думать мне никто не запрещал (да и не могут ещё запретить в принципе), то наблюдал и осмысливал происходящее...
  Весь съёмочный процесс состоит из записи на камеру небольших кусков, около двух минут, съемочных дублей. Дублей может быть от трех- четырех до десяти- двенадцати. Сначала снимают общим планом всю местность, особенно при натурных съемках. У нас в этом проекте при этом снимали:
- несчастных бредущих по кругу вереницей зэков с пустыми тачками,
- подневольных, которые носят бревна туда- обратно,
- стучат молотками по большим деревянным колесам,
- бесцельно катают эти же колеса больше метра в диаметре,
- носят пустые бидоны во все стороны...
Полная идентичность известной пантомиме- передаче «Деревня дураков».
Затем "укрупняют": делают кадр всё крупнее, происходящее всё ближе к камере, массовка продолжает "валять дурака", актёры ещё мелкие.
А, в конце концов, актёру камера смотрит в лицо (или ещё куда) с метра или ближе, за ухом или у него на пузе специальный человек держит подсвечивающий отражатель из белого пенопласта или покрытой фольгой стороной (массовка отдыхает!). Последние кадры для актёра самые сложные, нужно говорить свой текст и изображать лицом эмоции прямо в камеру при таких неблагоприятных условиях. От этого они сильно устают и идут отдыхать в благоустроенный трейлер, а картинку в камеру выставляют по специально подобранному дублёру или человеку, взятому с массовки. На камерах меняют специальные фильтры, разные объективы, для четкости картинки меряют рулеткой, или специальным дальномером с лазерной указкой, расстояние до точки с актерами (или нужным местом). Камера с оператором ездит по специально собранным для неё рельсам, или стоит на штативе, вращаясь. Может быть неподвижной, а бывает, что крепкий оператор одевает её, как рюкзак на лямки, на себя и снимает «с рук». Все эти снятые кадры- картинки смотрит режиссер в специальном месте, называющимся "плейбэк". Это палатка, комната или просто стол со стульями и стоящим ноутбуком, на экране которого и идёт картинка с камеры и возможностью её потом прокручивать и просматривать снятые кадры. Режиссер перед кадром командует: "мотор!" ("камера!") «начали», «стоп!», «снято!». Потом он зырит на монитор, что же наснимали? То, что он там видит, ему очень часто не нравится. Или в картинку попадают посторонние предметы, провода (или забытые вещи кого то из съемочной группы, или инструмент оставили технические работники), или мало дыма (дым очень любят режиссеры, все дни специальный человек жег в бочках едкий удушливый дым). То кто- то хихикает (в кадре или рядом на площадке), совсем не к месту, то свет не тот, то главный герой не появился в нужный момент. Может оказаться «пустое место» в кадре, «пустые места» заполняет массовка (она при этом должна «жить»).
Тогда реж вычисляет крайнего, устраивает ему разнос и приказывает: "ещё один дубль!" «Самые творческие режиссеры» просто снимают кучу разных дублей, чтобы потом, при монтаже, поломать голову, какой из них выбрать? Двенадцать одинаковых дублей сильно всех утомляют и тормозят весь процесс. Искусство, оно, как известно, требует...
Но, актер устал или ему жарко (бегут, несут ему воду, чай или что закажет). Конечно, если это очень популярный актер, из тех на чьи фамилии идут зрители. С остальными могут особо не церемониться.
Ходил слух, что один известный актёр (из Буммера, Коновалов) обиделся и уехал, когда при всех реж прокричал в рацию: «Уберите с площадки этого 3.14раса!» (актёр в это время шутил и хохмил с коллегами- актерами). Жаль, что лично не слышал, я наверное катил пустую тачку или стучал по колесам. Я только видел, когда актер вызывал по мобильному себе такси, чтобы покинуть съемочную площадку. Это было далековато за городом, а актер, вообще московский и прилетел самолетом специально на проект из столицы. 
 Бывает, что солнце село, или дождь начался, или массовка разбежалась по округе... Массовка была очень массовая, иногда до ста человек, и без дисциплины развлекала себя как могла. Один чудик напился до стадии неподвижного реквизита и в таком состоянии залез под трейлер с гримерами. Хорошо, что Ксюша его  как то разглядела и вытащила оттуда на белый свет, а то могли раздавить колесами при смене локации. Ксюша, из всех методов управления коллективом многочисленной массовки, выбрала самый бесполезный- «визгливый громкий крик» на всю округу. Позже её задвинули, откуда она выдвинулась, обратно в костюмеры… 
  В общем, собрать всех в нужном месте и в нужный момент перед глазом камеры- тяжкий, сизифов труд. А записать на ней что- то путное, «на века»- ещё сложнее! Отчасти помогают рации у каждого из ключевых работников процесса, по ним можно слышать все маты и в чем сейчас самая актуальная проблема на съемочной площадке... 
 Кроме проговаривания текстов и игры лицом, для всех актеров очень важным моментом является появление и выход из камеры. Для этого на земле метят территорию камушками, крестиками из ленты или черными сумками, которые потом на компьютерах удаляют.
 Чтобы не запутаться какой сейчас кадр, дубль, серия существует специальная девушка, которую зовут "Хлопушка". Она пишет на пластиковой табличке номера кадров, дублей, серий, хлопает после команды "камера" перед ней этой табличкой и проговаривает это же своей речью.
 После съемочных дней уже дело техники, проходит процесс монтажа, в монтажный кадр собирают куски съемочных кадров с разных ракурсов. Соединяют между собою эти куски- кадры в сцены и какое- то подобие сюжета.
 Есть ещё технические работники, по ходу съемок делающие нужный антураж, монтирующие камеру и прочие устройства, каскадёры, много всякого народу. И каждый мнит себя большим начальником. Кроме массовки. Им мнить себя строго запрещено, хотя и тут некоторые пытаются...
  Теперь про сюжет той "истории", в которой я участвовал.
  Насколько я понимаю творческий процесс, то по большому счёту, он заключается в том, что некий творческий индивидуум, пропуская через себя реальность, создает свой, альтернативный мир. И этот мир, в зависимости от фантазии и моральных установок автора- Творца, становится добрым или злым, умным или глупым, разноцветным или черно- белым, радостным или унылым и скучным…
  Соответственно, у каждого произведения должна быть, кроме сюжета и бытописания, своя Сверхзадача, Сверхидея. Тот посыл, что автор через своё Творение хочет донести до читателей, зрителей и прочих.
Вот моё стихотворение на данную тему:
"Про важность Сверхидеи в кино

Без Сверхидеи в любом кино-
Это бегущее на стене пятно.

вариант:

Если нет Сверхидеи в любом кино-
Это всего лишь на стене пятно." (ц)
 
  Сюжет «воровского романа» «Алмаз в воровскую корону» происходил в альтернативном мире, состоящем из «фартовых» воров, различных подонков в форме НКВД- шников и СМЕРШевцев. В то время, как в реальности большая часть населения страны, жертвовали своими жизнями, трудились, воевали- добивали фашизм в его логове в феврале 1945 года, персонажи этого романа отстаивали свои частные, узкокорыстные и преступные интересы. НКВД-шник, на почве ревности к женщине и личной неприязни, получает в качестве персонального врага СМЕРШевца. Последний из них, злоупотребляя служебным положением, в качестве мелкой мести, хочет «поставить к стенке» более удачливого в любовных делах соперника. Как большинство современных творений, не обходится без Сталина (такой самый сильный тренд современности), он совершенно случайно, в это время на Ялтинской конференции с Черчиллем и  Рузвельтом решает судьбы мира. Хотя многим известно, что ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизе во время войны за эту помощь не платили. Согласно существующей договоренности, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы или уничтожены во время войны. Платить нужно было лишь за то, что осталось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи в дальнейшем. То есть, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. После войны оплата по ленд- лизу служила темой переговоров вплоть до октября 1972 года. Но, в этой выдуманной реальности, Сталину вдруг позарез понадобилось срочно расплатиться с США по поставкам ленд лиза и тут же ему, кстати, докладывают, что на Урале, на Крестовоздвиженском руднике вовсю добывают алмазы. И вполне могут добыть «пару ведер алмазов», чтобы расплатиться с жадными америкенами. Сталин сразу отправляет героя- любовника и его мстительного соперника вместе, чтобы им не было скучно, контролировать процесс перевалки алмазов с рудника на отправку союзникам.  На этом же руднике оказывается вор по кличке «Фартовый», рыцарь наживы без страха и упрёка. Пронюхав про алмазы, он организует бунт заключенных с целью захвата партии приготовленных для отправки алмазов, но НКВД-шник тоже не лыком шит, и алмазы достаются ему. Вместо того, чтобы сдать их по назначению, этот «редиска» присваивает себе общенародное достояние, прячет алмазы, подкладывает чужой труп вместо себя и начинает новую жизнь по чужим документам… Спустя 30 с гаком лет его находит тот самый СМЕРШевец, приезжает в гости и требует поделиться алмазами…
  Что всем этим хотел сказать автор читателю? Каков посыл, какая Сверхидея данного романа? Что Сталин не был «величайшим менеджером всех времен и народов», раз допустил такие огрехи в работе с кадрами? Что перед возможностью завладеть богатством любой предаст все свои моральные принципы и идеалы? Может, это олигархи посредством социального заказа, внедряют в массы мысль, что любой человек может, и должен, идти на преступление, чтобы «урвать себе кусок побольше и сразу», и обогатиться? Что к чему все принципы, идеалы? Главное- свою задницу устроить в тепле, пусть и через преступление? Вот какой мир строит такой автор? Кто хочет жить в таком мире?
  Сценарий для фильма по этой канве был обширно переработан, часто импровизировали на ходу...
 Добавленная в сериал сцена изнасилования зэками кладовщицы на складе тут же переходит в сцену известия о Победе 9 мая с радостными криками: "Победааа!!!" Что хотел этим сказать режиссер? Хотел опошлить и принизить факт Победы? Зачем? Подробно развивается темы уголовных каст и группировок: «правильные воры», «ссученные», «политические», «мужики», между ними идут постоянные тёрки и разборки. Кого сейчас этим удивишь? Сейчас дети в детском саду в курсе про "правильных воров" и воровскую иерархию. Постоянно происходят производственные травмы, часто со смертельным исходом. Намёк на низкий уровень технологии работ, техники безопасности и  охраны труда (опять Сталин негодяй?)? В реальности тогда на Урале алмазы искали не в штольнях, а в оставшихся после золотодобычи породах шлейфа, отсева. «Погибший» накануне зэк, актер из массовки, появляется в съемках дальше, как ни в чем не бывало. Так как массовка постоянно меняется, одни и те же съемочные кадры доснимают с другими людьми в робах зэка. Дополнительно в сюжет (и сценарий) введен пожилой повар- зэк, его играет «бывший Холтофф» (которому Штирлиц бутылкой разбивает голову в "17 мгновениях весны"), артист Константин Желдин. В финале 4 серии, в подземной штольне, возле найденного сундука (вместо добытых алмазов, другая, добавленная сюжетная линия с находкой уже готового сундука) с драгоценностями и скелетом в истлевшей одежде, встречаются этот повар и начальник лагеря. Я играю здесь роль повара, дублирую своего тезку, Константина Желдина, со спины, без слов. Мы с другим дублером, который дублировал начальника лагеря (актёр Алексей Шевченков), как отъявленные фетишисты, гладим и ласкаем бутафорские сокровища в сундуке, и "боремся на пальцах", пока не начинается землятресение- на нас падают большие пенопластовые бутафорские камни. Первый дубль они падают неудачно, поэтому их снова затаскивают на специальную доску- полку. И мы в следующем дубле опять "боремся на пальцах" в сундуке, и трясемся, и падаем при землятресении...
 Когда сцену укрупняют и начинают снимать две пары рук в сундуке, замечают, что мои руки выглядят лучше и моложе, мы меняемся верхней одеждой и тут уже мои руки «играют» начальника Уралага.
  Как в результате выяснилось, мои руки оказались самыми гениальными частями тела у меня и у всей массовки! Ранее, я дублировал руки СМЕРШевца, которого играл Олег Васильков, и думал что это случайность. Тогда я (мой экранный герой) пил чай в бараке на въезде в лагерь, и раздвигал  рукой, держащей  железную кружку, шторку на окне, чтобы посмотреть на происходящее за окном.
 Что из всего этого получится, блеск или нищета синема, посмотрим после выхода фильма на большие экраны…
  Но, у меня теплится надежда, что гениальная игра моих рук, всё же спасёт этот фильм, несмотря на все возможные разрывы визуального и метафорического ряда.

1 августа 2013 года. Севастополь.

п. с. вот эти РУКИ (!!!), ждут вызова из Голливуда.   


Рецензии
Интересная тема, особенно для непосвящённых. Очень хорошо описаны рабочие моменты с накладками и матом.Теперь по поводу Лендлиза: -За него точно платили и платили только золотом, иначе откуда быть потопленной немцами в войну советской подводной лодке, набитой золотыми слитками и поднятой уже в наше время Норвежцами.Отец мой в войну служил на Балтике подводником и рассказывал, что одна американская торпеда стоила 300 тысяч золотом. Так что история с алмазами явно высосана сценаристами из пальца.Впрочем это не самое главное. В современных фильмах довольно часто передёргиваются исторические факты и в результате фильмы похожи на фантастику...

Алекс Венцель   16.11.2014 22:50     Заявить о нарушении
спасибо за ваше мнение. я работал со справочной информацией по ленд лизу.
впрочем, не важно. Вам понравился "мир съемок" и кино в моем изложении?

Константин Меньшенин   17.11.2014 08:48   Заявить о нарушении
Я работал на ТВ и к некоторым съёмкам сам имел отношение, поэтому в курсе...

Алекс Венцель   17.11.2014 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.