Молитва в скульптуре

               О двух выставках скульптора Алексея Леонова  в Москве.

                "Молитва в скульптуре" (7-26  января  2008 г.)
 
      Алексей Леонов в 2005 году окончил с отличием Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры по специальности «Магистр, художник, скульптор, исследователь, преподаватель». Он аспирант мастерской выдающегося украинского скульптора, академика  Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры  - Василия Захаровича Бородая.

     Трудно представить, что этому скульптуру, сформировавшемуся  и мировоззренчески, и профессионально,  только 25 лет. Мы видим работы зрелого мастера, отражающие его интерес   к истории религии. Они  выполнены высоко эстетически, с тонким пониманием фактуры шамота - материала, в котором он работает. Пластика его скульптур заряжена возвышенными устремлениями и имеет неповторимую индивидуальность.
      В словаре можно прочитать:  «шамот – обожженные до спекания огнеупорная глина или каолин».   И вдруг, этот материал под рукой художника приобретает совершенно неожиданные свойства.

      Скульптура   «Господи, прости им – ибо не ведают, что творят». 2005 г.  Ведь чудится, что сама глина зазвучала под рукой Мастера.
      «Богородица». 2003 г. Образ  настолько нежный,  забываешь, что фигура выполнена из такого грубого материала.
      «Георгий Победоносец». 2005 г. Столько экспрессии, что   материал не выглядит статичным.  Показан такой порыв в скульптуре, что и  воздух вокруг движется.
     «Христос в пустыне. Крест человечества». 2005 г. Осмысление мира через пластику, через тактильное восприятие сущего.

     «Леонардо да Винчи». 2007 г.   Изображен гений   с пламенным взором.  Пространство зала, в которое помещен бюст гуманиста, начинает вибрировать.
      "Св. Сергий Радонежский,  ведущий Андрея Рублева". 2005 г.   Как хотелось бы, чтобы такая  скульптура  появилась на  Андроньевской площади около собора!   Эта площадь расположена на перекрестке дорог, одна из которых ведет к монастырю, будто ожидает    благородные и одухотворенные фигуры Св. Сергия Радонежского и Андрея Рублева.  Такая скульптура сформировала бы окружающую среду!

      Алексей Леонов настолько интересен и  самобытен, что мне захотелось задать ему хотя  бы несколько вопросов.
      - Если можно, расскажите о своей семье?
      - Родился в обычной советской семье. Отец – военнослужащий, а мама -  бухгалтер. Художников в роду не было. Воспитание давало мне свободу выбора. Помимо лепки очень нравилась математика, но, как понимаете, выбор был сделан. Поступив в академию, я оказался в другом мире. Уже в последних классах школы я вступил на путь богоискательства.

      - Кто на Вас оказал влияние?
      - Русские философы конца 19 – начала 20 веков  очертили круг вопросов, на которые я хотел получить ответ. В 2000 году я совершил  паломничество по Европе в рамках экуменического движения (движение за объединение всех христианских церквей). Эта поездка по крупнейшим городам: Дрезден, Париж, Рим, Флоренция, Венеция позволила соприкоснуться с внутренним миром  молодежи.

      - Какая  тема  Вашей диссертационной работы?
      -Тема моей магистерской работы: «Влияние религии на формирование  скульптурных образов», а  диссертация продолжает  эту тему, но более масштабно и углубленно. Речь идет о религиозных чувствах как основе творчества. Одна из транскрипций религии – связь с высшим миром.  Рукотворное искусство является связующим звеном с этим миром.
       - Мне приходилось видеть, как работают скульпторы в гончарной мастерской. Интересно, чем отличается  технология изготовления скульптур из такого материала как огнеупорный шамот?
      -  Я работаю по технологии, которую условно можно назвать, трипольской* вязью. Это       древнейшая техника наших далеких предков, которые пользовались ею при изготовлении сосудов. Формирование объема  происходит за счет  последовательного вплетения глиняных жгутов, которые формируют полую поверхность. Материал подходит для максимально точной передачи состояния, а именно, состояния гармонии, переживания высоты духа, которое длительно удерживать очень сложно. Мое кредо – ответственность перед зрителем. Я выражаю свое мироощущение в скульптурных композициях.

      - Что Вас вдохновляет?
      - Важно ответить на вопросы: каков путь развития человечества на земле?  Какое значение на этом пути имеют религия, философия, наука, искусство?  Философия помогает понять изобразительное искусство, которое формирует пласт культуры.  Изучение культуры и ее взаимосвязь с цивилизацией открывает возможность понять путь эволюции. Сила настоящего искусства в искренности,  в искре божьей. Художника от обычного человека отличает профессионализм в овладении мастерством, при этом, очень важна академическая школа. 
  *Трипольская культура -  культура     земледельческо-скотоводческих племен эпохи энеолита,  распространенная от Днепра  до Карпат  в 4 - 3  тыс.  до  н.э.
Названа  по селу Триполье  (Украина), где при раскопках  в 1890-х годах  были обнаружены остатки глинобитных домов с инвентарем,   в том числе керамика: расписные сосуды, статуэтки  и др.       
                2008 г.               

                "Источник жизни"  (7 - 24   января  2009 г.)

     Мы рады  новой  встрече с творчеством скульптора  Алексея Леонова,    который  за это время     стал  членом   Союза Художников Украины и закончил   аспирантуру мастерской выдающегося украинского скульптора, академика  Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры  Василия Захаровича Бородая.   
     По словам скульптора,  тема  выставки «Источник жизни»  была вызвана представлением  о   божественном происхождении человека, жизнь  которого  протекает не только в телесной природе, но и в мире духовном. 
 
       Одухотворенность ликов, тонкость и нежную хрупкость  фигур  - такими мы видим мадонн А. Леонова. Скульптура  «Богородица Умиление» выполнена  под влиянием  иконы Владимирской Богоматери. Ребенок, обняв мать, ласково прижался  щекой  к ее лицу. Разве это не символ материнства и ответственности за судьбу ребенка?
 
       Образы  Богородиц  и мадонн  в исполнении  скульптора кажутся настолько земными и родными, что вспомнились строки из стихотворения  «Мать»  И.А. Бунина: «Она мерцавшую свечу Старинной книгой заслонила  И,  положив дитя к плечу, Все напевала и ходила… И до утра не раз слезами Ее усталый взор блестел, И мальчик вздрагивал, глядел Большими темными глазами…»

    Сколько очарования в скульптурной  композиции, выполненной по мотивам  картины  «Мадонна  с младенцем (мадонна Литта)» Леонардо да Винчи  -    образ богоматери  как олицетворение божественного чувства материнства,   самого духовного и  бескорыстного. Своим творчеством А. Леонов хочет обратить внимание на    нашу ответственность в этом мире за жизнь   каждого человека и за жизнь на Земле в целом.
     Известный филолог Сергей Аверинцев пишет: «…Культура допетровской Руси и русский фольклор знают Марию или как властную Царицу, или как жалеющую Мать.  Однако и западная, и русская поэтическая традиция едина в отношении к Марии как «теплой заступнице холодного мира» (М.Ю. Лермонтов)». Такая трактовка образа Богоматери представлена и в творчестве      А. Леонова.

     Взаимодействие  человека с природой скульптор раскрывает, используя аллегории. К таким работам можно отнести произведения «Беседа» и   «Идиллия». 
    Общение медведя, символизирующего Россию, с мудрым наставником   Св.  Сергием Радонежским отражено   в   скульптуре «Беседа».
 
    В скульптуре  «Идиллия»  громадный медведь с нежностью поддерживает   крохотного, беззащитного, спящего  ребенка. Может быть, художник  хотел  показать единение человека с природой или  существование человека в гармонии с природой, как необходимое условие продолжения жизни на  планете?    Или медведь  - символ России, имеющей громадную потенциальную мощь, а спящий ребенок может быть спокоен, что эта сила и мощь будет служить во благо человека?
 
     Скульптор, используя   шамот, передал нежность и незащищенность  детского тела и грубую шероховатость медвежьей шкуры! Трудно даже  вообразить, что это   выполнено из одного материала!
    Волнение скульптора передается зрителям, когда мы смотрим на скульптуру «Чаша Нового Мира»,  выполненную  под влиянием  иконы Андрея Рублева. Покровитель славянских земель Архангел Михаил с  детьми,  в руках которых чаша - символ света, надежды и  мира. Как  же это покровительство  славянским народам  необходимо сегодня!
 
    В скульптуре «Мадонна с чашей» - младенец  в восхищении от мира, в который он пришел, и цветок  в его руке   признанный символ жизни и радости.  В контрасте с ним  напряженность  фигуры и тревога во взгляде Богоматери, предчувствующей трагический путь служения сына во имя спасения человечества. 
    Букет цветов в руках мадонны в скульптуре «Радость» художнику представляется   как образ человеческих душ, светлых и подвижнических, при этом лестница, на которой стоит мадонна, олицетворяет земной путь.   Скульптор видит  непреходящую  радость как смысл жизни  человека, радость напряженного восхождения к ней.
 
     Дети  частые  гости в творчестве А. Леонова. В композиции «Путь к Отцу» скульптор  старается подчеркнуть высокое этическое учение о христианстве. Эта композиция  показывает  единение   фигур Христа и ребенка, их  лица с просветленными взглядами,  а жест ребенка распахнут навстречу жизни.
    Нельзя не обратить внимания на скульптурные   портреты,   выполненные   художником. Они выразительны и психологичны: страстное лицо Леонардо да Винчи или мудрое спокойствие Сергия Радонежского  никого не оставят равнодушными.

    Тонко понимая возможности шамота, скульптор создает пластические решения,   использует  фактурные особенности материала  для того, чтобы передать эмоциональное напряжение или, наоборот, умиление и  восторг.
 
    Алексей Леонов  свободен в выборе тем и  видит   предназначение в том, чтобы в существующем суровом мире  своим творчеством нести  людям     свет и добро, вызывать в зрителе чистые чувства, пробуждая веру, надежду, любовь и сострадание.
    Скульптору  Алексею Леонову подвластны  все три значения слова СОФИЯ:  и мастерство, и  знание, и мудрость. На  данной выставке   философски раскрыто  материнство как источник  жизни человека  на планете.
                2009 г.               


Рецензии