Отпуск на Байкале. День 2. Святой Нос

Утром пытаемся выспаться, потом укладываем вещи. Чем это забит немаленький багажник Крузера у Наташи и Вити? Позже я пойму чем, а пока запихиваем свой чемодан и резиновые сапоги, на случай дождя, в Хонду.

-Возьмите Толика с собой, - говорит мама про 12-летнего сына моей сестры, - он уже взрослый
Стартуем уже после обеда. Толик поедет в экипаже Олега.

Я пока не вполне понимаю, как и куда мы едем. Ответственность за маршрут я радостно возложила на Наташу, сумбурно объяснив, что хочу съездить дальше дачи, посмотреть Чивыркуйский залив и ещё то место, про которое Наташа в своих путевых заметках описала как «красота необыкновенная».Хорошая «европейская» дорога  тянется еще несколько десятков километров, чтобы потом сказать: «Всё. А тут мы пока ещё не успели освоить бюджетные средства». Эх, подольше бы тянулся асфальт…

Пару наблюдений про дорогу. Трасса до Безымянки и дальше – это трасса моей мечты: горы, сосны, кедры, снова горы, подъём на перевал, спуск с него, горные реки, потом за деревьями появляется Байкал и, местами, ты едешь практически по его берегу. И всё это в некой сибирской обёртке, поскольку описываемое может звучать похоже и на Крымскую трассу, например.  Я «выросла» рядом с хвоей и горами, что красиво само по себе и без воды вокруг. А уж если с водой, да еще и безбрежной.…  Именно поэтому мне всегда непонятно, о каких таких красивых местах говорят, когда ведут речь об Оке, Валдае или Тарусе. Для меня, избалованной байкальскими красотами, среднерусский пейзаж скучен и невыразителен. Горы и хвоя, много гор и много хвои – вот чего мне не хватает здесь, в средней полосе. А дорога на Байкал становится завораживающим кино, которое хочется пересматривать снова и снова.
И ещё, отстроенная дорога несёт цивилизацию в своём плохом проявлении: туристы, довольно многие из которых ведут себя как свиньи, и больше застройки.  Плохая дорога – мало кто сунется: машину жалко; хорошая – наоборот.

Мы подъезжаем к первому бурхану. Бурхан  - это буддийское место поклонения. Как правило, там стоит статуя или обо (груда камней), либо и то и другое; дерево рядом увешано хадаками – шелковыми платками или просто полосками из ткани.
Берег. Прозрачная вода. Сначала бирюзовая, потом лазурная, потом темно-синяя. Стая мальков- синхронистов. Вдали – полуостров Святой Нос. Погода – чудесная. Бегаю туда-сюда по берегу. Восторг! Около бурхана – философская табличка, на бурятском и на русском (бурятское название полуострова в дословном переводе значит «морда осётра»):

Ворота Баргузинской Долины

Вошедшие в долину
Войдите с чистой душой
И тогда энергия гор и вод
Восполнит вашу силу

Чувствую себя туристкой. Сейчас мы около Максимихи. Вообще это река и село, но в нашем случае – это известное и красивое место отдыха. Говорят, что цены тут не очень низкие. Вообще, здесь везде так: инфраструктура так себе, местами её ноль, однако стоимость отдыха вполне может сравниться с Европой. За что берут такие деньги? За виды?

Ребята прикладываются к бутылке вискаря. Вообще на бурханах у бурят принято брызгать через левое плечо «огненной водой», чтобы задобрить хозяина места, и он дал тебе хорошую дорогу. Помимо брызгания через плечо принято употреблять и внутрь. Мне это недоступно – я не пью уже многие годы, мой муж тоже. А пить за рулем –  для меня вообще сюрреалистично. Но здесь так принято… Побрызгала через плечо. Пить не буду – хоть режьте…

Мы едем дальше и останавливаемся около позной, пообедать. Для тех, кто не знает: позы  - это то же, что и манты. В Москве больше известно название «манты», и меня с «позами» обычно никто не понимал. Есть даже байка про бурятку, которая сказала своим московским друзьям: «приходите, я позы буду делать». Друзья подумали, что она будет танцевать или демонстрировать им какие-то па или асаны… По-бурятски, кстати, позы «бууза».

Мама пугала меня «отсутствием всякого присутствия» инфраструктуры, поэтому я готова к самому худшему. Кафешка оказалась обычной бурятской придорожной кафешкой. Руки мыть над умывальником. Туалет на улице. Самообслуживание. В общем, нормально.  Дома я мяса практически не ем, но тут вегетарианскую диету решаю  временно отменить, иначе есть будет нечего. Позы  были неплохие, с рубленым мясом, но мне немного не хватило сока – я люблю, когда много: надкусываешь тесто и выпиваешь мясной бульон. К позам положен чай с молоком. Есть ещё «тяжёлая артиллерия» - монгольский  вариант чая, когда добавляется соль и сливочное масло, но я всегда ограничивалась чаем с молоком. Классика бурятского жанра: позы и чай с молоком.

Едем дальше. А дальше у нас Усть-Баргузин. Дорога что-то совсем запылила. Landcruiser 200 - это, конечно, подарок судьбы для такой дороги… Пока я только вижу одну сторону медали – внешне-пассажирскую: удобные кожаные кресла, просторный салон, экран, на котором кино можно смотреть, подзарядка для гаджетов, климат-контроль для каждого, мягкая подвеска: ямы и неровности пока оказывают на меня убаюкивающий, а не «растрясывающий» эффект плюс по этим самым ямам можно ехать со скоростью 60 км. в час, а не тащиться 20…. Чуть позже я увижу еще кое-что, посерьёзнее. Однако Олег на своем "паркетнике" не может развивать подобные скорости плюс сцепление у него не в самой лучшей форме, поэтому периодически мы останавливаемся и ждём его. Вот и сейчас встали на пыльном перекрёстке, чтобы показать направление на паром.

Паром нам нужен для того, чтобы переправиться на другой берег реки Баргузин. Мост в этом месте ещё не достроили, хотя все его с нетерпением ждут: паром представляет собой утлую посудину на восемь машин, которую к противоположному берегу тянет за веревку маленький катер; для того, чтобы переправиться, нужно ждать порой по 3-4 часа, потому что есть местные, которые имеют право проезжать без очереди.
 
Мы прошлись по лоткам, где продавали омуль и кедровые орехи. Зашли в магазин,  купили мороженого. Праздно пошатались, посидели в машине с кондеем, сыграли несколько партий в нарды  - купили перед отъездом специально на случай плохой погоды и вот еще - долгих переправ. Рядом  стоит несколько ржавых заброшенных посудин, купаться не искупаешься, потому что берег не очень, ресторана или кафе почему-то нет, хотя место людное.

 Паромщики нарушают все правила безопасности: бортов у парома толком нет, закрепляющих устройств для машин тоже, всё на честном слове… Я вижу много внедорожников, много праворуких машин и много легковушек, за рулем которых в одиночестве едут девушки с бурятскими и иркутскими номерами. Смелые женщины – по такой дороге в одиночестве…

- Простите, а где тут туалет? – спрашиваю торговок омулем
- Вон в ту сторону и направо. Но лучше  туда не ходите. Лучше потом, по дороге, в лесу…
То, что лучше потом по дороге в лесу – это я уже и так поняла. Но лЕса в ближайшие несколько часов не предвидится. Не на глазах же у всего честнОго народа…
- Пойдём вместе, - предлагает Наташа, - ты главное не дыши, когда зайдёшь
Опять это деревянное чудовище с дыркой в полу… И вокруг дырки картина маслом.
 
Мы идём назад. Я гляжу  на хребет Святого Носа. Горы стали еще ближе. На другом берегу – зеленый заливной луг. И солнце.
- Знаешь, я всегда думаю, почему такая красота дана таким хозяевам, почему рядом с такой красотой  так живут? – вздохнула Наташа
- Может быть, они её не замечают, каждый день одно и то же – рутина. То, что дома покосившиеся и дороги в хлам – это  их, конечно, дело. Но туалет-то могли вменяемый поставить. Биотуалетов сейчас навалом, деньги бы даже брали с проезжающих, пусть даже ценник был бы московский.
- Да здесь туристы три месяца в году, потом нет никого. Кто в эти биотуалеты будет потом ходить? И кто их будет покупать? Администрация Усть-Баргузина? –  риторически спросила Наташа таким тоном, что я сразу поняла, что биотуалеты и администрация Усть-Баргузина так же совместимы, как я  и полёты на Марс.

У паромщиков ужин с пяти до половины шестого. Наташа боится не успеть, но мы переправляемся. Едем на косу, которая связывает Святой Нос и сушу. На карте коса выглядит как нечто прерывистое и неясное – такое ощущение, что ещё чуть-чуть и полуостров стал бы островом. Может быть ещё и станет? Горы здесь молодые… Слева от косы –Баргузинский залив, справа – Чивыркуйский. Ночевать будем рядом с Баргузинским.

 Коса и окрестности – это часть Национального Забайкальского Парка. В чём заключается «национальность» парка я не совсем поняла, по крайней мере, дорога там  - понятие метафорическое. Просто красивое название, еще перед въездом стояли деревянные столбы с вывеской и шлагбаум – вот, пожалуй, и всё. За въезд взяли деньги. 150 рублей с машины и 70 с каждого человека.

-Какая машина? – просил дед в домике, записывая нас в амбарную книгу
-Крузёр, - ответил Витя через «ё»
-Кру-зёр, - по слогам записал дед, - а у Вас? - спросил он Олега
-Цэ-Эр-Вэ, - обозвал свою Honda CRV Олег
-Цэ-Эр-Вэ, - записал дед как услышал

 Дальше началась дорога по косе из серии «не дай вам Бог». Она вроде бы и была, и даже прямая, но вся настолько вдрызь в колдобинах и неровностях, что крузеровские амортизаторы на такой скорости уже были совсем не «убаюкивающими». Олегу тоже пришлось несладко. Пока мы ждали его за ближайшим поворотом, Витя решил развлечься: поездил по песчаным дюнам, то есть я хотела сказать, что он испытал блокировку межосевого дифференциала в действии. Последний был так эффективен, что я подумала, что по дюнам может так поездить любой дурак. Муж посмеялся над моим предположением. Любой дурак на песчаных дюнах тут же застрянет. Без дифференциала-то. Межосевого.

Мы ехали вдоль берега в поисках места. Народу было не очень много, но было. «Как они здесь на седанах ездят?» - удивлялась я, глядя на стоящие рядом с палатками Тойоты, - «со скоростью 5 километров в час, не иначе…»
Мы случайно остановили машину и поняли, что это и есть идеальное место – прямо на берегу, но не под самым боком у соседей. На одну ночь переночевать – нормально.
Ну что? Разбиваем лагерь? Витя начал вынимать из багажника большой стол, складные кресла и стулья, палатку, спальники, плиту с газовым баллоном, чайник… Понятно теперь, чем был забит багажник.
 Наташа купила свежий омуль на переправе. Мы решаем его пожарить. Уже вчера у нас был довольно насыщенный омулёвый день: омуль соленый, котлеты из омуля, омуль копчёный, уха. А теперь настала очередь жареного омуля.

В перерыве между чисткой омуля выхожу на берег. Те же самые горы, но крупным планом. Я прилипаю к ним взглядом намертво. Горы. Гоооры! Море. Тихо. Воздух. Простор. Эх, дорогой читатель, невозможно это описать. Ну вот мужчина, как ему описать любимую женщину, например? Глаза, ноги, руки, походка – ни о чём это. Ну у всех глаза, у всех походка… Здесь ключевое слово – любимая. Вот и здесь - любимое моё место. Кино. На широком экране. Про энергию моря и гор. Место силы. Байкал, друзья, -  это большое место силы. Сюда только лучше с благими намерениями приезжать, согласна я с местными мудрецами:

Вошедшие в долину
Войдите с чистой душой
И тогда энергия гор и вод
Восполнит вашу силу

Солнце садится. Становится прохладнее. Надо искупаться, пока совсем холодно не стало… Водичка бодрит. Очень. Зайти и выйти.Потом – ужин.
- Пусть гость из Москвы скажет тост, - просит Витя моего мужа
- Это, без сомнения, очень красивое место. Так  пусть же эта красота живёт у нас в душе. Давайте сохраним её там!
«Гостей из Москвы» постоянно потом разводили на какие-то речи. Ну что тут можно сказать? Красота она и есть красота...

 Мы ужинаем, мужчины разжигают костер. На берегу Байкала, около костра, я не сидела лет сто… Всё в общем-то то же: Байкал такой же красавец, мы только повзрослели. И вот еще Интернет есть  – цивилизация, однако… Можно запостить в Фейсбук пару красивых фоток и тут же поделиться ими со всем миром.
Темнеет. Я снова иду  на берег смотреть кино про горы и море. А потом спать.


Первая остановка:

https://www.youtube.com/watch?v=tehWXg_d3uk


Рецензии
Зримо представил "мальков-синхронистов".)
И "любимую женщину".
Родные места Вы описываете гораздо лучше,чем иноземные.

пс На месте автора логичнее "представлять" любимого мужчину, а не женщину.)
ппс Выброшу к чёрту свой Самсунг,куплю Нокиа 920...

Сергей Горцев   26.08.2013 10:36     Заявить о нарушении
Ой, Сергей появился. Рада!) Понятие "лучше" или "хуже" как-то очень субъективно размыто в конексте георгафии путевых заметок, не находите? А потом, про Шанхайский дневник Вы мне то же самое говорили "лучше". Что вероятно значит только одно: я в принципе становлюсь всё лучше и лучше:)).
Родные места, кстати, разные чуйства вызывали, поэтому... продолжение следует)

PS Ну сколько можно мыслить стереотипами и клише, Сергей?) Вот наверное логичнее, да. Но не "представился" мне в этом месте любимый мужчина. Подумайте как странно это бы звучало: "Это как любимый мужчина, глаза, походка" "Походка любимого мужчины" - вообще экстра странно звучит...))


Дина Мильнер   26.08.2013 12:56   Заявить о нарушении
"Походка любимой женщины" из уст женщины... Тоже странновато.Или и тут я мыслю стереотипно-провинциально? )

Сергей Горцев   26.08.2013 13:05   Заявить о нарушении
Ну, наверное странновато, я тоже думала об этом. Но "потребовалось" именно это сранение, не знаю почему...

Дина Мильнер   26.08.2013 13:08   Заявить о нарушении