35. Изучаем Конституцию СССР

НА СНИМКЕ: Иарка, посвящённая Сталинской конституции (выпущена в 1951 году)


В седьмом классе мы изучали Конституцию СССР. Она была принята в 1936 году и ее называли Сталинской. Нам говорили, что у нас самая лучшая конституция в мире. Самая демократическая. В ней права не только декларируются, но и обеспечиваются. Право на труд, право на отдых, право на образование.

Но нам ничего не говорили о праве на жизнь, даже не заикались. В Конституции СССР такого права у советского человека не было. И в нашей стране дела обстояли с этим ужасно. Людей арестовывали, и они расстреливались или отправлялись в лагеря.

И историю, и Конституцию вела Инна Яковлевна Макарова. Претензий к ней у меня не было. Правда, рассказывала она далеко не все, часть задаваемого на дом надо было читать и выучивать самостоятельно. Дополнительных материалов к учебнику она не давала, но я иногда ходил в читальный зал Юношеской Публичной Библиотеки на Фонтанку и там читал более подробно то, что мне было интересно.

К уроку я практически всегда был готов, и если меня вызывали я рассказывал не только то, что было в учебнике, а и то, что прочитал в Читальном зале.

Вспоминается такой эпизод. Был у нас в седьмом классе один ученик, назову его Вася  (не хочу приводить фамилию), который перебивался с тройки на двойку. Он с трудом переходил из класса в класс и уже пару раз оставался на второй год. Говорил он коряво, ему даже трудно было построить правильную фразу. В вещах потруднее он разобраться не мог, да и с памятью у него было плохо. И вот как-то Инна Яковлевна вызывает его к доске отвечать по заданному домой разделу Конституции СССР. Он говорит так, что слушать его совершенно невозможно, хоть уши затыкай. Но Инна Яковлевна терпеливо слушает, приходится и нам слушать Васю. Особенно смешно было слышать, как он говорил слова социализм и коммунизм. Он их произносил как социализем и коммунизем. Сидящий на задней парте Сережа Иванов не выдерживает:

– Вася, да что ты все время говоришь социализем, коммунизем, ты сам просто клизем. Все расхохотались, кроме Инны Яковлевны:

– Иванов! Не смейтесь над недостатками речи своего товарища. Это нехорошо.

Могла выгнать Сергея из класса, но она этого не сделала и вообще оставила это происшествие без последствий.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/07/330


Рецензии