Глава 1. Анна

Я лежала и смотрела вверх. Серый, покрытый трещинами и облупившейся краской потолок... Тоска. За последние годы я пришла к одному очень и очень печальному выводу – умирать лучше молодым. Ну, может, не совсем молодым, лет в сорок – пятьдесят. Потом уже не жизнь, так медленное увядание, ожидание, пока старое тело окончательно перестанет повиноваться. Увы, мы, люди, так слабы, так цепляемся за жизни, даже самую никудышную. Казалось бы, что сложного, пачка таблеток от давления, запить водой и всё, покой и тишина, ан нет жалко уходить, всё кажется, что-то изменится и завтра проснёшься пусть не молодой, но хотя бы здоровой. Но чудес не бывает, ещё несколько лет и сегодняшнее моё прозябание будет казаться праздником.
    

…. шесть часов... темно... утро или вечер? Ноябрь месяц, светает поздно, темнеет рано... Я всё-таки заставила себя подняться с дивана и подошла к окну. Сквозь мелкий дождь вдалеке были видны огни торгового центра. Значит, всё-таки вечер, и я опять проспала весь день.               


Присев на подоконник, вновь  окинула взглядом свою комнатушку. Знаете, почему-то квартирки одиноких старушек во всём мире похожи, одна на другую, что в России, что  в Израиле, что в Америке, ну если не считать мелочей. Хозяйская старая мебель, мой бельгийский  ковёр на стене, милые безделушки на полочках и салфеточки.  Когда в гости ко мне приходят сотрудники из службы социального обеспечения, именно ковёр ввергает их в транс, местные никто давно уже не вешают его на стенку, только кладут на пол. А салфеточки!  Как я много их навязала в прежние времена, когда мир перед глазами не расплывался из-за катаракты, а пальцы не болели из-за шишек соли. Правда, большинство старушек всё-таки пытаются поддерживать чистоту в квартире. Приходящая помощница два раза в неделю помогает убраться, в магазин сходит за продуктами и в аптеку за лекарствами. Мне тоже предлагали, но я отказалась, справляюсь, как могу сама, нет у меня сил, терпеть  дома посторонних. Гостей у меня очень давно не было, кроме врачей скорой помощи. Правда, пособие на проживание аккуратно поступает каждый месяц на мой счёт, но его едва хватает, чтобы сводить концы с концами.
    

Вчера позвонил Мартин, и мы с ним долго беседовали. Он пообещал скоро приехать, купить мне компьютер и установить Скайп:               
   

- Ты мне будешь звонить, сколько пожелаешь и давать мне ценные указания, чем мне питаться и на ком жениться. – Он смеялся. – Ты – то как? Хватает ли тебе на всё или одной картошкой питаешься? Сердечко пошаливает? Я приеду в конце февраля, у нас симпозиум в вашем Городе, возьму тебя к хорошему кардиологу, сделаем тебе операцию, и ты у нас будешь, как новенькая. Тогда отправимся мы с тобой в хороший ресторан и будем пить виски, ром и коньяк, закусывая икрой.
   

-  Шутник ты, Мартин. Какие виски, какой ром... Я женщина простая, мне бы только водочки холодненькой.
   

- Водочки, так водочки, о внуках не спорят, ты только давай держись.                Да уж, постараюсь держаться, хоть всё трудней мне это и трудней. Тоже мне придумал, компьютер. Я книжек-то давно не читаю именно из-за глаз, а тут... Да и смогу ли я разобраться во всей этой мудреной технике? Хотя сейчас детишки рождаются с «мышкой» в руках. А я всё-таки бывший математик. В прошлый приезд купил мне  микроволновку. Мне-то она зачем? Я не готовлю почти ничего, вот и выменялась с многодетной соседкой  на относительно новый телевизор. Включаю его, и словно теплее становится в квартире, нет этой звенящей, с ума сводящей тишины. Слушаю голоса живых людей, новости в стране и мире, смотрю какие-то похожие один на другой сериалы и уже не так остро ощущаю свою старость и одиночество.
   

Мартин, он хороший мальчик, единственный близкий человек, оставшийся у меня в этой жизни. Единственный, кто не сбежал от бесполезной старухи, которой нечего оставить в наследство, кроме некоторого количества старой рухляди. Он племянник моего покойного мужа. Живёт в Нью-Йорке, занимается био и нанотехнологиями, нечто мне непонятное, несмотря на моё высшее математическое образование.               
   
Чтобы я делала в свои семьдесят пять,  больная и одинокая без его заботы.… Благодаря  Мартину и его щедрым посланиям,  могу себе позволить снимать вот эту маленькую однокомнатную квартиру. Рядом поликлиника, напротив - торговый центр и остановка автобуса, на котором я могу добраться в центр Города. Правда, вот желаний подобного рода у меня давно не возникает. Желания - они у молодых. Хочется всего, весь мир! А у нас, стариков, одна радость, с утра проснулся, вот и ладно, значит можно ещё денёк покряхтеть               

После разговора мне не спалось, вспоминала прошлую, вполне счастливую, надо заметить, жизнь, ещё раз спрашивала себя, правильно ли мы поступили, приехав в эту непонятную и чужую  страну. Может, нужно было подождать, пока соберутся уезжать родители Мартина и ехать с ними в Америку? Но мой муж торопился и торопил меня. После взрыва на Чернобыле он всё твердил, что нас убивают потихоньку и нужно поскорее уезжать, пока живы. Вечно он куда-то спешил, вот и на тот свет заторопился первым. (Знаете, читала я когда-то книжку о древних скифах. Да-да, в молодости я много чего читала. Так вот, вдовы этого народа предпочитали всходить на костёр вместе с умершим мужем. Я тут задумалась, а может и правильно делали? Ну, что это за жизнь одной? Даже наорать не на кого. Нет, если овдовела лет в тридцать, ещё можно наладить жизнь, встретить новую любовь. А после шестидесяти что, кроме одинокой старости, ещё можно ожидать? А если и найдётся, какой-нибудь славный одинокий старичок, так ведь за ним тоже ухаживать надо, грелку менять, клизму ставить... бр-р-р, а меня-то на саму себя сил не хватает.)
    

Брат мужа с женой через несколько лет после переезда погибли в аварии, оставив Мартина одного. Он только успел окончить школу и, как особо одарённый ученик, получил гранд на учёбу в Гарварде. Окончив университет, Мартин вскоре женился и через год развёлся. О том, что там произошло между ними, он рассказывать не любит...  Обычная история. Это молодёжь такая торопливая, только встретились, чуть ли не на первом свидании сразу в постель. А через месяц в загс,  ну, а через год или два, соответственно, разбегаются. Не так было в моё время. Сначала встречаешься года, два,  три, присматриваешься, приспосабливаешься, потом,  если понимаешь, что подходите друг другу, можно и под венец, начинать  жить вместе. Что поделаешь? Брак - это тяжкий каждодневный труд. А эти ни к чему не приучены, ни работать, ни обслуживать сами себя. Думают, что койка все проблемы решит! Я усмехнулась. Да, старею, старею... Критиковать молодых и твердить постоянно, что в наше-то время всё было не так, всё было лучше – удел зажившихся на земле человеков.
   

О, кажется, светает. Поспать бы чуть-чуть. Я приняла таблетку и отключилась ненадол-го.               
   

Три или четыре часа сна не взбодрили меня. Нужно бы принять душ, переодеться и что-нибудь поесть. Я открыла холодильник. Пусто... Два яйца, на которые я уже и смотреть не могу. Ни хлеба, ни творога. Ладно, оденусь и выйду. Плеснув в лицо водой, натянула куртку с капюшоном. Сунула ноги в кроссовки и вышла из дома.               
   

Дождь практически перестал, но ветер не стихал, и от этого казалось холоднее, чем было на самом деле. В это время подошёл автобус, и я решила проехать три квартала до супермаркета, находившегося у самой остановки. Автобус был полон. Я вцепилась в поручни, зная, что никто и не подумает уступить мне место. Не то воспитание. Но мне повезло, сидящий рядом со мной пассажир вышел и, мысленно помянув его добрым словом, я быстро плюхнулась на сидение и с облегчением выдохнула. До пятидесяти лет никогда не садилась в транспорте. Всегда гордилась своим железным здоровьем и крепкими ногами. Теперь-то мне три остановки ни за что не простоять. Сердце начинает стучать в груди и ноги мелко трясутся. Не будь я такой бедной, заказывала бы еду на дом, а так, приходится самой ковылять. При мысли, что ещё придётся тащить до дому полные сумки, мне сделалось нехорошо. Вот в прошлый раз повезло, какой-то очень вежливый молодой человек предложил свою помочь. Правда он стянул мой кошелёк, пока шли домой, и ключи от квартиры (спасибо у соседки Берты были запасные). Представляю его разочарование, когда он обнаружил, что дранный матерчатый кошелёк пуст!  Я даже замок в двери менять не стала, что у меня брать? Думаю, если и заберутся ко мне воры, то им решительно нечем будет поживиться. Самый ценный предмет в моём доме – вставная челюсть, добротная с фарфоровыми зубами, красивыми, как у Голливудских звёзд, обошедшаяся бедняге Мартину в целое состояние. Да и пусть забирают, собственно говоря, я всё равно её почти не ношу и жевать мне нечего. Кашку, омлет и творожок прекрасно можно глотать не жуя.
   

Ох, уж эта  дверь в торговый центр, странная, вращающаяся. В прошлый раз эта жуткая штука меня едва не убила, я её толкнула, пошла потихонечку, а эта дверь крутанулась, и, как дала мне под зад. Так быстро я не влетала в магазин, даже когда была совсем юной девушкой! Подождав, пока какой-то мужчина начнёт входить, пристроилась рядышком. Незнакомец зыркнул на меня. Что, мол, за мерзкая старуха? Я только виновато улыбнулась беззубым ртом.
   

Вот интересно, почему нельзя писать ценники крупнее и на нескольких языках? Мне приходилось наклоняться чуть ли не вплотную, чтобы понять, что написано. Тоже мне родной язык предков, поди, разберись во всех этих закорючках! С тем же успехом, на ценниках могли стоять китайские иероглифы или шумерская клинопись. Хорошо хоть продукты беру каждый раз одни и те же. Надеюсь, цены опять не подскочили, моих денег и так должно хватить впритык. Как говорится, от пенсии до пенсии живут старухи весело. Та-а-ак, конечно, моего любимого творога у них нет! Ну, вот почему вечно так, стоит хоть чему-то мне понравиться, так оно сразу исчезает. М-м-м-м. Так огурцы? Не-не-не, ребятки, за такие денежки я, пожалуй,  обойдусь. Я лучше сосиски куплю, давно себя не баловала.
   

Спасибо, хоть тележки придумали, и продукты до кассы докатишь с ветерком, и самой есть на что опереться. Кассирша с брезгливым выражением лица вырвала из моих трясущихся рук мятые купюры, пробила чек и, побросав всё в пакет, толкнула в мою сторону. И её можно понять, такая длинная очередь, а здесь эта жалкая бабка с её грошовыми покупками?
   

Закупившись, я вышла с сумками из магазина и перешла на другую сторону в ожидании обратного рейса домой. Хорошо хоть автобус недавно ушёл, и на скамейке нашлось мне местечко. Было холодно, пасмурно и лишь мысль о горячей кружке чая и тарелке пюре с сосисками согревала меня.
    

И тут  я почувствовала острую боль сначала в районе плеча, потом ключицы...Только этого не хватало, как же не вовремя... Мне стало трудно дышать, я не могла ни крикнуть, ни позвать кого-то на помощь и стала сползать на мокрый тротуар...  Последнее, что я помню: визг тормозов и склонившееся надо мною  мужское лицо...
               

***


Вынырнув из наркоза, как из глубокого колодца, я увидела слабый свет, не видя его источника. Сразу вспомнив всё, что произошло со мной, стала прислушиваться к себе, к своим ощущениям. Где-то внутри поселилась боль, но не сильная, тупая, она словно говорила мне: «Раз ты чувствуешь, ты жива, ты существуешь...». Я даже не попыталась встать или приподняться, так как осознавала, что у меня ничего не получится. Значит, я попала в больницу и мне спасли жизнь. Рядом стояла капельница, в вену была воткнута игла. С трудом поворачивая голову,  оглядела палату, в которой лежала. Комната невысокая, без окон, сероватые стены, потолок освещён скрытыми светильниками, напротив кровати - дверь и ещё одна  сбоку, видно там туалет и душ.  Над входом сверху небольшой прямоугольник с тусклым стеклом.               
   

Воздух в комнате был свежим и тёплым. Что-то это не очень похоже на больницу... Я как смогла, осмотрела себя. Удобная постель, на мне чистое бельё, пахнет от меня очень приятно. Кто-то помыл меня и переодел в это шёлковую пижаму. Вдруг меня осенило! Мартин! Ему сообщили  о моей болезни, и он приехал и поместил меня в эту дорогую клинику, где больные лежат по одному в палате и носят красивое бельё. Мне сделали операцию на сердце! Я провела рукой по груди. Нет... Никаких повязок, никаких швов. Странно, всё это очень странно. Ну, ничего, скоро он придёт и всё мне объяснит.               
   

Входная дверь открылась и в комнату вошла фигура в сиреневом комбинезоне  с капюшоном на голове. Лицо было закрыто маской, на глазах тёмные очки, на руках перчатки. Она несла перед собой поднос, прикрытый марлей. По лёгкости походки и слегка угадывающимся выпуклостям спереди, я предположила, что это женщина и очень обрадовалась:               

- Здравствуйте,  где я? Это реанимация? Где Мартин? – мне казалось, что я говорю громко, но женщина мне не ответила.               
   

– Эй, кто вы? Как вас там? Скажите, что со мной? – вопрошала я, но ответом была тишина.


Медсестра поставила свой поднос, аккуратно перевернула меня и начала массировать плечи и спину.
   

- Мне очень приятно конечно, но почему вы молчите? – вновь попыталась заговорить я, - вы не понимаете?
 

Я повторила свою фразу на ломаном иврите. Ничего. Так, попробовать вспомнить немецкий, который  учила в школе? И ещё я знаю пару слов на английском, только бы память не подвела. Я медленно, коверкая и путая слова, промямлила: - «Ш-шпрехен зи дойчь»? «Ду ю спик инглиш»? «Пур ле Франсе»? То ли мой акцент был ещё более отвратительным, чем я предполагала, то ли и эти языки медсестре были незнакомы…. Проклятье, я не знаю ни китайского, ни арабского. Эта женщина может, принадлежать к любой расе. Увы, добиться ничего не удалось, осталось лишь одно - расслабиться и получать удовольствие…. Всё одно, я с тем же успехом я могла разговаривать со стеной или со шприцем.
 

 


Рецензии
Добрый вечер, Александр!)
Начала читать ваш роман.
Интригующее начало.

Что же всё-таки произошло с Анной?

Мира Лисовская   27.12.2015 16:57     Заявить о нарушении
Спасибо:-)))ну, история не самая лучшая из моих, сказалось малое знакомство с жанром, но... может, вам что-то и понравится:-))с уважением.

Александр Михельман   27.12.2015 17:03   Заявить о нарушении
Спасибо:-)))Скоро узнаете:-))))Хотя эта вещь не из самых удачных:-((удачи в творчестве.

Александр Михельман   27.12.2015 17:07   Заявить о нарушении
Александр, вы кокетничаете:))
Мне понравилась ваша проба пера в этом жанре))

Мира Лисовская   27.12.2015 18:39   Заявить о нарушении
Благодарю вас, вы очень добры:-))с уважением.

Александр Михельман   27.12.2015 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.