Жизнь, отраженная в творчестве

Памяти поэта, публициста и краеведа  Маргариты Ногтевой (1936 - 2013)       
                " Жить прожить - уместиться
                в сосуде,
                В массе атома, в плазме ядра.
                И меня никогда не рассудит
                Ни огонь, ни земля, ни вода!"
                М. Ногтева
                Из сборника   "Полнолуние".               
               
      Это статья  -  моё запоздалое объяснение в любви к Маргарите Ногтевой. Она успела   показать и доказать мне свою любовь при жизни, одаривая своим творчеством,  вниманием и временем.   Она была щедрым человеком -  дарила своих друзей (людей творческих),  книги     (необходимые мне для работы),  мысли и впечатления от поездок или событий (интересные     и,  как правило, неожиданные).  Она подарила мне совместные поездки в ЦДЛ, в музей Серебряного века,  к краеведам в  Историко-архивный институт, на выставки в Царицыно, ЦДХ и т.д.

     Она была интересным человеком, не признающим вещизм, не приемлющим  " бытовуху".  Даря  мне один из  сборник стихов, подписала его: "В память о школьных годах, проведенных вдали друг от друга, и случайной встрече на красногорской земле, дарю Вам поэтические плоды моих  безумств, наслаждений, отчаянья и восторгов".

      Во время одной из  совместных прогулок   у неё родилось стихотворение, которое она подарила мне, опубликовав его  позже  в сборнике" Сельское эхо" (Выпуск 3. М. 2008). Называлось оно   "Две сивиллы":  " Всё взвесить и возвысить Спешит моя душа. Висят на тонких нитях Жемчужины дождя. Покрыл жемчужный глянец Поляну, берег, лес, И теплый пруд натянут Как ветхий гобелен. Размытый образ милых, Русалок плеск и смех...Сидим мы две сивиллы И смотрим в новый век. А он как шар воздушный, что сам себе судья. И зреет гроздь жемчужин На веточках дождя" (Август 2004 г. Старая плотина в Красногорске).

     Маргарита Васильевна родилась в Горьком,  теперь снова ставшим Нижним Новгородом. Своему любимому городу она отдает дань в стихотворениях: "Родному городу", "Родная улица", " Мне снился старый двор..."  и т. д.  Её первыми  творческими наставниками были прозаик Н.И. Кочин и поэт Б. Е. Пильник. Ему посвящено стихотворение  "Вы были для меня загадочным мужчиной... ".  В 1969 году молодая поэтесса принимала участие в Пятом Всесоюзном совещании молодых писателей.  Первая книга стихов "Орешек"  вышла  в  издательстве "Советский писатель" в 1970 году, где молодая поэтесса уже  показала себя зрелым мастером.
Правда, в 1965 году в издательстве "Бэ-та" вышел сборник из 20 стихотворений  "На речных наречьях"  тиражом 7 экземпляров.
       М. Ногтева живет в Красногорске Московской области  с 1971 года. Не получается написать жила, хотя и посетила её захоронение  на Ваганьковском кладбище.
       В 1984 году в этом же издательстве вышла книга стихов "Полнолуние".   В стихах блеск   и звездопад   аллегорий  и метафор, к примеру: "От всплеска диких уток на запруде Проснулась осень В беличьем дупле". В стихотворении "Дорогой Пушкина я еду в Кишинев" поэтесса пишет: "И в малой капле отраженный мир, Словно вино, тяжелой массой бродит..."  или   "Меня сотворила душа, Как мастер из глины - посуду. Быть может, в одном я грешна:  Живу в ожидании чуда", а в другом стихотворении: "Не расторгнется дивный роман, заключенный меж солнцем и сердцем.  Только руку опустишь в карман - Звякнет звезд золотое наследство".

    В лихие 90-е годы у М. Ногтевой выходят из печати  поэтические буклеты с  новыми  стихами: "В год рождения" М. 1992;  "Безвременью вопреки" М. 1993; "Пианино- жираф"                М. 1994. В соавторстве  с мужем поэтом  Лазарем Шерешевским "Ты и я" (дуэт- дуэль) Киев. 1995.  В этом сборнике есть стихотворение Маргариты Васильевны "Ты и Я": " Ты чувствуешь поступь и силу Певучих небесных дорог".  Из предисловия к книге:  "Эта книжка - стихотворная перекличка двух поэтов, двух сердец в развитии их отношений - от страстного влечения к яростному отторжению, от взаимных признаний - к взаимным попрекам, от годов согласия и совместной жизни - к годам разрыва и разлуки, от буйства чувств - к пришедшему с годами пониманию и примирению...".
 
     В книге «Подмосковный апрель», вышедшей в 2004 году, собраны стихотворения разных лет, в основном, ранее не публиковавшиеся.  Презентация её   состоялась в ЦДЛ    7 апреля 2005 года.
      О поэзии, как и  о музыке, трудно  говорить словами.  Поэзия, как и музыка,  перетекает в душу, питая и возвышая  ее.
        В её стихах  весенняя нежность души поэтессы, свежий ветер ее странствий - «Поездка в Цей», «Версальские сторожа» и др.,  хруст льдинок едкой иронии - «Разборчивая невеста», «Белый гусь» и др.

      В творчестве Ногтевой отражена любовь к России и рассуждения умудренной жизнью женщины о судьбе Родины в поэтически образной форме - «Флаги», «Русский вопрос»,  лирические размышления о ХХ веке - «Двадцатый век мне надоел», «Двадцатый век ты был моей судьбой».
     Она свободно владеет историческим материалом - «Вечность», «Донской монастырь», «Ильинские девушки» и др.  Это  и  понятно,    Маргарита    Васильевна   закончила историко-филологический факультет  университета  им. Н.И. Лобачевкого.

     Поэтесса учит нас и готова сама  «Незримо охранять любовь свою и муку,    И душу от врагов, как рубежи страны. На миг не забывать, что пращуры и внуки  От плоти плоть твоя, одной земли сыны». 
     Она откликается на  культурные события в нашей жизни с трепетом неравнодушного человека - «Возвращение праха Шаляпина на Родину». В книге мелькают  названия городов и стран, в которых побывала поэтесса: Париж  ("Вернусь в Париж стихом, каштаном, камнем") и Африка, любимая Николаем Гумилевым и Маргаритой Ногтевой,  Тбилиси ("Тбилиси") и Ереван ("Ваза Армении"), Баку ("Здесь катится река...") и Коктебель. Это далеко не вся география ее путешествий.  Во время странствий  у нее возникают образы наших соотечественников:               «С певучей тросточкой Бальмонт», Николай  Гумилев  в стихотворении «Объяснение с верблюдом».
 
      В книге  встречаются имена героев духовного  мира Маргариты Васильевны:  Руковишникова и Радищева, Луговского и Сергея Соловьева,  Тургенева и Виардо.   «Слишком много вокруг примадонн, Чтобы розу избрать соловью, Но ему нужна Виардо, Чтоб войти в мировую семью»  - так интересно интерпретировала поэтесса любовь к певице нашего писателя  и поэта Ивана Тургенева.

       Непосредственность и теплота  звучат в стихотворениях, обращенных   к     детям  - «Баллада про мальчика Льзя и девочку Нельзя», «Как превратиться в негритенка» и другие.
   "Для меня удача спонтанно  возникшее  стихотворение, поэма, новелла, ибо творческий процесс - ни с чем несравнимое удовольствие.  Ибо поэт по своей природе не только созерцатель, но и созидатель",- так  Маргарита Васильевна говорит о своем творчестве.               
Мне  показалось  парадоксальным стихотворение   Маргариты Васильевны  "Нил впадает в Волгу",  такие  неожиданные  ассоциации  возникли у поэта после поездки на Селигер в Нилову пустынь. Вот, именно,    непредсказуемостью интересно её творчество.
 
      Своё выступление на конференции в Нахабине Маргарита Васильевна назвала "Река и речь в едином русле": "Россия лежит на перекрестках дорог великих мировых цивилизаций.    Её язык, как берега реки, хранит следы далеких племен, древних народностей, заложивших генетический код нашего сегодняшнего сознания.  Даже название самой маленькой реки на карте нашей Родины, например, Нахабинка, может многое поведать нашему поколению".
 
      "Сладким лугом пахнет зима. В кадках солнце лежит плашмя, На домах - резьбы бахрома.  Моя Родина - Хохлама. Птицы вещие на заборах. Рыбы мечут огонь в озерах. Этим пламенем лес объят. Моя родина - Китеж-град",  "Край мой сказками заколдован, и цветет вокруг что есть силы Золотая трава России".  Вот такими поэтическими  словами  рассказала она о своей     любви   к Родине. Поездкам по родной стране посвящены многие стихотворения поэта: "Гжель", "Ростовская финифть" и т.д.

        В альманахе "Муза" ( №7 , 2006 С. 263-267) появились стихи Маргариты Васильевны, навеянные поездкой в 2005 году в Иерусалим: "Словно мальчики на ринге, Бьются в вечном поединке Рифмы, ритмы и верлибры - Звенья вечного стиха."  В стихотворении                "В основе трёх религий..." есть такие строки: "Здесь  всё - мифологема, Здесь всё -  мифолограмма. Ты - плоть, ты - пуп Вселенной, Ты - дух, Ерусалим".
        В 2006 и в 2007 годах в ежегодном альманахе "Встречи", издаваемом в Филадельфии,  были  публикации её   старых  стихов, написанных  в разные годы. В 2009 году публикуются несколько новых  стихотворений М. Ногтевой в альманахе "Московитянка".
 
       В Центральном доме литераторов  11 января 2008 года состоялась презентация книги «Золотой запас Серебряного века», включившей  краеведческие, исторические и литературоведческие эссе Маргариты Васильевны.  Брошюра «Родословная старинной усадьбы»  давно стала библиографической редкостью. Поэтому особенно отрадно, что в книгу эссе «Золотой запас Серебряного века» автором включена эта краеведческая работа, которой, собственно и открывается эта книга. Опубликованные материалы направлены на то, чтобы  сохранить в нашей памяти имена людей, так или иначе связавших свою судьбу с Красногорским краем.
 
        М.А. Булгаков в Архангельском,  Давид Самойлов в Опалихе, Леонид Терехин в Красногорске - эти  имена становятся дороже  и делаются еще ближе нам, прочитавшим  очерки в книге.
       Маргарита Васильевна без прикрас открывает нам семейные и родственные воспоминания. В очерке «Заложник века»  она старается понять жизнь и судьбу  своего дяди,  в которой  отразилась история страны.

       М. Ногтева прекрасно знает  литературу Серебряного века, и включила в книгу  литературоведческие работы, такие как «Музыка доказательств» (К вопросу о взаимоотношениях Брюсова и Гумилева) и «Абсолют в любви и любовный треугольник» (По материалам переписки  В.Я. Брюсова и Нины Петровской). Ассоциативность мышления, поэтические метафоры, которыми сдобрены, казалось бы, сухие исторические факты, сделали эту книгу захватывающе интересной.

       «Не пора ли очнуться от страшного беспамятства?» - так заканчивает Маргарита Васильевна  эссе «Осташевская элегия». В работах автор пользуется историческими, архивными и  мемуарными материалами, глубоко изучая их. И вся книга направлена на сохранение  памяти исторической, культурной, литературной и  социальной.  Тема, которая волнует и меня, и,  наверное, многих, так как при создании нового  общества у народа была стерта память о старой жизни.
 
        М.В. Ногтева в мае 2007 года приняла участие в литературно-музыкальной гостиной, куда были приглашены  Юрий Александрович Поляков, потомок владельцев усадьбы,   и депутат Красногорского района Алексей Николаевич Рябинин.  Ведущая гостиной сказала:  "Именно в усадьбе Знаменское-Губайлово  Константин Бальмонт написал  цикл стихов «Горящие здания». А теперь мы видим  сгоревшее здание флигеля имения,   разрушающегося  на наших  глазах.   Срубив вековые деревья в парке имения, по которому прогуливались за дружеской беседой поэты, поставили Чертово колесо.  Это ли не символы! Символы нашего беспамятства и бездуховности!  И сегодня судьба  усадьбы Знаменское-Губайлово, связанная с символистами начала прошлого века, мистически продолжается  в символах 21 века".
 
       М.В. Ногтева  отметила, что  в городе, инфраструктуру которого, по сути, создал купеческий род Поляковых, нет улицы, носящей их имя.  Поляковы создали в свое время не только рабочие места, открыв Знаменские мануфактуры, но и построили  школу, больницу, богадельню. И  удивительно   что в городе, в котором есть Литературное объединение, ни в советское, ни в постсоветское время, не позаботились о мемориальных досках на здании усадьбы, например: «Здесь жил один из крупных издателей  начала прошлого века Сергей Александрович Поляков – рыцарь Серебряного века» или  «В  этом гостеприимном имении бывали поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Юргас Балтрушайтис, Константин Бальмонт и другие поэты-символисты».
        На этом заседании  А.Н. Рябинин сказал: " Проблема сохранения "Губайлово- Знаменское" социально значимая и злободневная для каждого из нас задача".
 
        Последние годы Маргарита Васильевна  много сделала  для возвращения  в  нашу культуру  имен крестьянских поэтов и написала  следующие работы:
       В книге "Анри Барбюс и Сергей Клычков"(М. 2008)  М. Ногтева   напоминает нам о  творчестве писателя и поэта  Сергея   Клычкова (1889 -1937), репрессированного в 1937 году.  Используя метод, предложенный в своё время Ф.С. Наркирьером  делает сравнительный анализ   романов  Анри Барбюса "Огонь" и Сергея Клычкова  "Сахарный немец.  "Живы  ростки, посеянные нами, живы", -  сказал С. Клычков. Для нас  творчество писателя и поэта  оживила Маргарита Васильевна.
       Не менее интересна брошюра М. Ногтевой "Крестьянский поэт Егор Кузьмич Кузьмичев" (М. 2008). Презентация,  в   которой приняли участие потомки Егора Кузьмича  состоялась  в ЦДЛ, а так  же в Талдоме, где расположен Дом-музей С.А.Клычкова.
     По мотивам переписки и дневниковых записей  Маргарита  Васильевна  делает еще одну работу "Лев Николаевич Толстой и Сергей Терентьевич Семенов" (М. 2008). Брошюра посвящена  ученику Л. Толстого, получившему в 1922 году академическую премию.   Говорит  М. Ногтева и о  противоречиях и спорах, в основном политических,  которые возникали между великим  писателем   и  крестьянским  самородком.   В середине прошлого века  рассказы С. Семенова переиздавались.  М. Ногтева пишет: "Рассказы Семёнова нисколько не устарели в наши дни и  захватывают читателя с той же силой...".  Эта серия книжек представляет интерес не только для литературоведов, но и для любого культурного человека.
 
      Поэт М. Ногтева  растрачивает  жар души и сердца,  радуется и страдает, любит и тоскует. В результате новая книга стихов, в которой она пишет: «Нет, жар души растрачен не напрасно.  Я им горжусь, судьбу благодаря   За горечь слез, отраву полногласья, -  Так жизни не жалеют за царя».
      Маргарита Васильевна пишет совершенно не женские стихи -  откровенные, с четкой  жизненной позицией, например, "Двадцатый век".  В  другом стихотворении : "Мы -  дети эпохи безвременья - Стучимся в закрытую дверь. По нашему тусклому времени Часы золотые проверь. Мы дети эпохи распада И гибели гнезд и семей. Нам личного счастья не надо.    Нам истина хлеба нужней".  Лиризм  у Маргариты Васильевны  сочетается с жестким психологизмом  (стихотворение "Надя").

        Маргарита Ногтева всегда была  отзывчива на чужое творчество и радостно пишет: «Рождается пиит В бряцанье новых строф… Рождается пиит, Быть может, новый Пушкин!» 
        Прислушайтесь с каким наслаждением  она пишет о  поэтической книге  сотрудника ОАО КМЗ Ю. Н. Погорельского  "Птицелов":  "Юрий Николаевич Погорельский мыслит и чувствует  по завышенной шкале духовных, нравственных  и общечеловеческих ценностей.    Он не просто любит природу, но глубоко осмысливает каждый свой  шаг по лесу во время одиноких прогулок, по своему откликается на голоса птиц, зверей деревьев. Он читает скоропись облаков, вслушивается в музыку вселенной.  Он расставляет силки словами, и они бьются в его мастеровито зарифмованных фразах, как птицы".
 
    О любви Маргарита Васильевна написала: "Настоящая любовь требует самоотверженности и нередко подвигов. А что жизнь без поступков? Без любви человек лишь тень самого себя, он не проявил своих качеств, может быть лучших черт своей натуры, о которых он, возможно, и не подозревает".
        Маргарита Ногтева  любила творчество известного поэта  Владимира Луговского (1901-1957), изучала его, и, поскольку её любовь всегда деятельна,  подготовила к печати  переписку поэта Владимира Луговского с невестой, а затем первой женой Тамарой Эдгаровной Груберт. Эта переписка  издана в журнале "Знамя" (№ 5,2006. С. 127-151) под названием "Мир вцепился в меня, как рысь"   со  вступительным словом М. Ногтевой и послесловием              Л. Шерешевского.  Кстати, журнал "Знамя" и появился на свет благодаря инициативе                В. Луговского.
   
      Так же деятельна любовь М. Ногтевой и к памяти поэта  Л. Шерешевского.  В ноябре 2008 года Маргарита Васильевна  едет в Салехард, куда был сослан её муж, репрессированный поэт  Лазарь  Шерешевский,  и передает  в Ямало- Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им.  И.С. Шемановского   архивные и библиофильские документы Лазаря Шерешевского.  В Благодарственном письме в адрес  М.В. Ногтевой  было сказано: "Мы будем бережно хранить в фондовых коллекциях переданные вами личные вещи, фотоматериалы и документы Вашего мужа, Лазаря Вениаминовича Шерешевского, который прошел нелегкий жизненный путь <...>,  который продолжал писать стихи и переводить ненецких поэтов будучи узником сталинского ГУЛАГа <...> мы искренне признательны вам  <...> и надеемся на продолжение дальнейшего  сотрудничества на благо истории и культуры Ямала".
       Совместно с В. Гальпериным (последнее время, делавшим записи воспоминаний                Л. Шерешевского) Маргарита Васильевна  подготовила книгу о жизни поэта "Усмешка бытия"  (М. 2011).

       Газета "Патриот" № 40, 2006 посвящает полосу юбилею М.В. Ногтевой "Осень золотая"  с фотографиями из  семейного архива, биографией и стихами поэта.
       В 2009 году  Маргарита Васильевна  была награждена дипломом "За верное служение отечественной литературе" с вручением  медали  "55 лет Московской городской организации Союза писателей России: 1954-2009".   
       Пытаясь написать о творчестве Маргариты Ногтевой, я поняла, что её надо просто читать и думать...   думать... Она это предполагала.
   
      Заканчивая книгу о Лазаре  Шерешевском,  М. Ногтева написала: "... новая жизнь поэта начинается после его смерти".   Нам, её друзьям и почитателям её таланта,   так хочется, чтобы жизнь Маргариты Васильевны Ногтевой продолжалась...
      О творчестве Маргариты Ногтевой  хорошо бы  рассказывать в школах.  Правильно было бы назвать её именем улицу в Красногорске, где она прожила всю сознательную жизнь,  сделала исследования  об усадьбе Знаменское-Губайлово и написала очерк, писала статьи                о  красногорцах, собранные в сборник "Самоцветы железного столетия" (М. 2008).

       Была инициатором  и участвовала в создании  небольшого музея С.А.  Полякова и Серебряного века в Красногорске, принимала  активное участие в общественной жизни города.
        И, без сомнения, красногорцы должны согласиться с тем, что очень уместна  мемориальная доска на доме, в котором жила  большой поэт, публицист и краевед, член Союза писателей  -   Маргарита Васильевна Ногтева (1936-2013).

      9 октября 2013 года  в К.Ц. "Красногорье"   состоится  Литературно-музыкальная  гостиная "Памяти  поэта, публициста и краеведа Маргариты Ногтевой".  Приглашаем друзей              и почитателей таланта поэта.


Рецензии
СПАСИБО, ИРИНА, ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ ОЧЕРК О М.НОГТЕВОЙ!
ТОЛЬКО ХОТЕЛА БЫ УТОЧНИТЬ: В ТАЛДОМЕ (ВЕРНЕЕ, В ДУБРОВКАХ) ДОМ-МУЗЕЙ С.А.КЛЫЧКОВА, А НЕ Е.КУЗЬМИЧЕВА. С УВАЖЕНИЕМ ТАТЬЯНА Х., ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО ЛИТНАСЛЕДИЮ С.А.КЛЫЧКОВА ПРИ СП РОССИИ.

Татьяна Хлебянкина   04.06.2020 23:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.