Назрело однако

                Начинать  с  себя
      Преподавателю всегда имеет смысл начинать с себя.  Узнать и почувствовать, что такое математика сегодня.  Завтра она уже будет другой, завтра её будет ещё больше и завтра тоже желательно узнать и почувствовать.  И послезавтра тоже.  Подчиняясь планам и программам, тем не менее, напоминать самому себе постоянно, что изложенное в книгах Фихтенгольца, Никольского, Пискунова, Кудрявцева и т. д. – это математика семнадцатого и восемнадцатого столетий (и чуточку девятнадцатого), отредактированная в рамках ментальности девятнадцатого века  (а нынче – уже двадцать первый). Чем дальше, тем полезнее сомневаться в адекватности классических жонглирований символами по Минорскому и Демидовичу – в адекватности современной математике и современному математическому образованию.  Ведь даже с позиций XVII – XIX веков картина сомнительная.  Например, истинный персонаж, главный действующий персонаж теории дифференциальных уравнений – это траектория решения, геометрия траекторий  –  вот главное, но провозившиеся с "иксами и игреками" студенты об этом так никогда и не узнают.  Или, скажем, дифференциальное исчисление возникло как инструмент постижения красоты алгебраических линий и поверхностей, как ключ к тайнам дифференциальной геометрии и механики.  Но не как символическая игра в "штрихование" элементарных функций.   "Штрихование" архаического класса элементарных функций  –  это на самом деле узко алгебраическая игрушка  –  переработка по заданным правилам одного набора символов из заданного запаса в другой набор символов из того же запаса (ещё Лиувилль и Чебышев практически завершили тему).
     В плане разъяснения, осмысления и усвоения подходящий рисунок лучше формульной выкладки;  удачный и качественный рисунок намного лучше формульной выкладки;  "живая картинка"  – мультфильм (математический) несравненно лучше формульной выкладки,  ну а если он ещё и в 3D, то…  сами понимаете.

                Настоящей  революции  ещё  не  было
      Не смотря ни на что, сегодня пока ещё рано говорить о компьютерной революции в математическом образовании.  И, поэтому, преувеличивать роль компьютеризации не стоит.  Даже не смотря на "эксэль", "маткад" и прочее.  Это только предвестники революции.
    Подвижная пространственная картинка трёхмерных  объектов в системе координат  –  это прекрасно, но это пока только самое начало компьютерной революции.  Революцию увидят внуки нынешних студентов.  А пока посмотрите на ЕГЭ  или  на тестирование из города Йошкар-Ола:   как жонглировали символами со времён Виета  –  так и жонглируем по сей день  –  только уже не на бумаге, а на экране.  К тому же, к настоящей содержательной математике такое манипулирование часто не имеет отношения.  Нет, революция  –  это когда манипулирование символами будет существенно потеснено манипулированием специальными "картинками".   Не привычными изображениями вроде иллюстраций в книгах, а специальными динамично меняющимися изображениями со смысловой нагрузкой эквивалентной формульным выкладкам. 
   А пока разумно предположить, что и сенсорные "интерактивные доски"   –  тоже лишь предвестники компьютерной революции в математическом образовании, но ещё не сама революция.

                Адекватность
      Адекватность и внутренняя свобода (честность перед самим собой).  Преподаватель, повинуясь министерствам, департаментам, отделам, приказам и так далее, может из года в год упрямо и хладнокровно читать лекции по рядам и преобразованиям Фурье или по кратным и поверхностным интегралам потокам учащихся, в которых половина присутствующих путается и ошибается при арифметических действиях с отрицательными и дробными числами, а другая половина так и не смогла понять, что же такое косинус и синус (полагая, что это такие трёхбуквенные сочетания).  И преподаватель может, конечно, говорить самому себе, что виноваты школы, которые плохо учат, что поколения пошли какие-то "дебильные", что времена плохие.  А он, мол, обязан в обмен на зарплату строго и в точности выполнять договора, приказы, программы.  Но только вряд ли такая его деятельность является по большому счёту здравой, адекватной, добросовестной и оптимальной.
    Уж лучше научить десятерых "несчастных троечников" арифметическим действиям и на всю оставшуюся жизнь объяснить им доходчиво и убедительно, что же такое косинус и синус, чем прочитать сотне "несчастных троечников" дюжину лекций про группы гомологий трёхмерных многообразий и спектральную теорию самосопряжённых операторов в гильбертовом пространстве.


Рецензии
Евгений, обычно не вступаю в дискуссии с "писателями", пришедшими из научной, преподавательской, технической и иных интеллектуальных областей, но ваши резкие суждения о математике меня удивили. На мой взгляд, для преподавателя, как мне представляется, вуза это довольно неожиданно, поэтому и решил тоже высказать своё мнение по поводу ваших мыслей.

1. Классический анализ как малая часть научной (а не вузовской дисциплины) математики действительно развивался несколько веков тому назад, но не устарел, как может показаться, для практических применений во всех отраслях науки и техники, достигших достаточного уровня математизации, то есть формулирования теорий соответствующих отраслей с помощью математического аппарата.
В этом смысле он не требует никакой революции, так как он по своей сути "завершил" своё научное развитие довольно давно. Ваше мнение, что "В плане разъяснения, осмысления и усвоения подходящий рисунок лучше формульной выкладки; удачный и качественный рисунок намного лучше формульной выкладки; "живая картинка" – мультфильм (математический) несравненно лучше формульной выкладки, ну а если он ещё и в 3D, то… сами понимаете." чем-то мне напоминает утверждение, что комиксы по какому-то произведению лучше самого произведения. Если пытаться алгебру представить картинками, то можно, конечно, оценить изобретательность соответствующего любителя, но...

2. Идеализация слова "революция", особенно, в математике как "самой спокойной" части науки мне представляется сомнительной. Обычно это удел журналистов, а на серьёзном уровне - философов. А говорить "о компьютерной революции в математическом образовании" можно, например, на преподавательских конференциях в ограниченном контексте, а не в представлениях о какой-то "великой революции", до которой доживут "внуки нынешних студентов". Ваше мнение, что "революция – это когда манипулирование символами будет существенно потеснено манипулированием специальными "картинками", также мне представляется весьма спорным.

3. Раздел "Адекватность" стоит особняком, он имеет отношение к проблеме стыковки обычного и "устаревшего", с вашей точки, зрения анализа (XVII – XIX веков) с резко ухудшившимся школьным образованием. Это больная тема в вузах, и она уж точно не связана с "проблемой устаревания анализа". А какое отношение к этой проблеме имеет приводимое вами "столкновение" преподавания арифметики в младших классах и чтение "лекций про группы гомологий трёхмерных многообразий и спектральной теории самосопряжённых операторов в гильбертовом пространстве" не совсем понятно.
Герман


Герман Гусев   30.07.2020 15:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.