Тина и Алла Ханты-Мансийск начинался с ЦРМ

В 1975 году четырнадцатый детский сад Ханты-Мансийска прославился на весь Советский Союз. Развернутая статья о научной работе с детьми в этом детском саду была опубликована в журнале «Дошкольное образование». На международной конференции, посвященной вопросам детства, в Норильске прозвучал доклад о маленьком северном городке Ханты-Мансийске, в котором дети изучают историю родного края.

Из Москвы приехала комиссия, чтобы воочию убедиться в существовании такого детского сада. В составе комиссии была одна иностранка, которая спрашивала у детей, как в таком холоде живут люди. Дети рассказывали гостье, что аборигены шьют одежду из оленьего меха. Волос оленя имеет особое строение, полость изнутри задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. Этот ответ не мог быть заученным, так как дети не знали заранее, о чем их будут спрашивать, они просто цитировали знания, полученные в детском саду.

В детском саду № 14 был свой краеведческий музей. Садик располагался в Самарово между улицами Кирова и Свободы.

В этом деском саду, в одной группе 20 лет проработали вместе Протасова Валентина Сергеевна и Кузнецова Алефтина Александровна. Они и вели научную работу с детьми подготовительной группы. Эти две великолепные женщины, имеющие награды «Отличник общего образования» и «Отличник народного просвещения», звания заслуженных работников образования Югры продолжают активный образ жизни. Валентина Сергеевна – член Комиссии по вопросам помилования Югры, Алефтина Александровна пишет стихи и издает свои книги.

Подруги с детства Протасова (Будылдина) Валентина Сергеевна и Кузнецова (Рязанцева) Алефтина Александровна жили рядом, учились в одной школе, в параллельных группах в Педагогическом училище, вместе работали, и теперь не расстаются. Интервью подруги решили давать вместе.

Валентина Сергеевна вспоминает.

– Нашей семье выделили земельный участок под горой в ЦРМ. Отец ходил по соседям и говорил: «Если ты будешь помогать мне строить мой дом, то я буду помогать тебе строить твой дом». Соседи собрались в импровизированную бригаду и строили весь околоток одновременно.В один выходной бригада работала у нас на доме, в следующий выходной строили дом соседу, а хозяйка дома кормила строителей. Я родилась в 1950 году и была четвертым ребенком в семье. Как раз к моему рождению семья закончила строительство нашего четырехкомнатного дома по улице Сирина, 14. Этот дом и сейчас стоит на том самом месте.

Район ЦРМ был жизненно-важным центром города, здесь находились детская городская библиотека, краеведческий музей, Дом пионеров, клуб, два детских сада и школа. На этой территории также располагался промкомбинат, выпускающий мебель, 3 магазина, ремонтные мастерские, пищекомбинат и хлебозавод. Маленький кирпичный заводик был под горой, на месте нынешней окружной библиотеки, глина добывалась тут же в горе.
Дети с 10 лет подрабатывали на кирпичном заводе – перекладывали сырой кирпич. Ребята постарше допускались в печи – вытаскивать горячие кирпичи. За один кирпич платили 10 копеек.

Ребята по своему усмотрению тратили заработанные деньги. Аля – подруга Вали покупала открытки с артистами. Открытки продавались на лотке в гастрономе и каждый «артист» стоил 8 копеек. Позже, когда Аля выросла и стала Алефтиной Александровной, ее мама перебирая вещи наткнулась на многочисленные перевязанные веревочкой стопки открыток. «Сколько же это денег впустую ушло!?», – воскликнула она. Алиной маме даже в голову не могло прийти, что ее дочь ежедневно получаемые дома 10 копеек, тратила не на школьный обед, а на очередного артиста. Вечером «семёрка», так себя называла компания подружек из 7 «а», в котором училась Аля, собиралась и с упоением перебирала портреты кумиров. Любимым артистом всех девочек того времени был Владимир Коренев, сыгравший роль человека-амфибии в одноименном фильме.

Валя училась в параллельном классе и была серьезной и ответственной девочкой с косой ниже пояса. Отец Вали Сергей Будылдин приехал в город после войны, завербовавшись строителем. Он очень любил младшую дочь, и когда унего случалась свободная минутка, говаривал: «Тиночка, дочка, поди сюда, я тебя заплету». Отец плел Тине-Валентине косу, как плетут конские хвосты – туго и в четыре пряди, такая коса держалась несколько дней.

Больше всего Валя любила лежать на теплой печке, выстроив перед собой стенку из валенок и слушать песни. Песни в доме звучали в праздники. Все соседи собирались у Будылдиных, приносили разные кушанья и разносолы, пили, ели, разговаривали, а потом обязательно пели под гармошку. Засиживались допоздна. Электричества тогда не было, зажигали керосиновые лампы. Один раз Валя уснула, заслушавшись грустных песен, и вместе с валенками упала с печки прямо под ноги поющим.

Аля же росла под присмотром старшего брата Валерия, – сорванцом и заводилой шумных игр. Валера научил ее ездить на велосипеде под рамой, они вместе катались на коньках по замершему озеру в логу, бесстрашно скатывались с горы на обрезанных лыжах и читали по ночам, спрятавшись с фонариком под одеялом, книгу «Голова профессора Доуэля». Мама Али Александра Александровна все время работала. Она была швеей.
– Днем мама шила на работе, вечером мыла полы в магазине № 33, который был недалеко от нашего дома на улице Комсомольской, возле музея, а ночью шила дома под заказ или обшивала нас, детей. «Никогда не трогайте мою швейную машинку, а то с голода умрете!», – часто говорила мама, – вспоминает Алефтина Александровна.

– Мы жили в доме, который в детстве мне казался огромным дворцом. Я росла, а дом уменьшался. Когда я стала взрослой, то поняла, что мой дом крошечный – 1 комната и кухонька. Я любила свой дом. Он стоял на горе, и сидя на лавочке возле дома, я видела все и всех: реку, весь район, людей, копошащихся в огородах или бегущих по улице детей. Можно было часами сидеть и любоваться видом с горы, если бы не обязанности по дому. Я должна была каждый день мыть пол в доме и следить за половичками. Брат обеспечивал нас дровами и водой. За питьевой водой все ходили в лес к роднику из которого брал начало ручей в логу.

Когда Аля родилась, отец наказал назвать дочь Аллочкой. Мать сходила в ЗАГС, и ей выдали свидетельство о рождении. Дома и в детском саду, который она очень любила, все звали ее Аллой. В школе Аллу почему-то стали называть Алей. Прошло несколько лет, ей в руки впервые попалось собственное свидетельство о рождении. Она прочитала в документе, что ее зовут Алефтина. Не Алла как она думала всю жизнь, а Алефтина, да еще и через букву «ф». На вопрос дочери: «Как же так?», мать ответила: «А разве тебе не все равно как тебя по паспорту зовут?». Теперь, публикуя свои стихи, Алефтина Александровна подписывается Алла Кузнецова.

Когда Алла пошла в детский сад, Валя осталась сидеть с бабушкой.

– Бабушка и мама вели хозяйство. Держали кур, поросенка и корову на три семьи. Мама взбивала масло из молока - сколько слишется. (старое слово, не употребляемое сегодня, происходит от слова слишек – лишнее). Корова стоила как дом, и держать ее было трудно. Надо было накормить, напоить и подоить корову. Чтобы обеспечить полив огорода в 18 соток и содержание скотины, дети Будылдины должны были натаскать воды из ручья в логу. Родителями была установлена норма: братьям по 20 ведер и 20 котелков Вале.

Маленькая Валя умела косить траву. Сено заготавливали на Коровьей лайде и носили копны на руках. Подталкивали под копну две длинные крепкие жерди, отец брался за жерди спереди, а мама и Валя с братом сзади. Так надо было идти до самого дома, руки не развести, больно кусающих паутов не прогнать – копна рассыплется.
 
– Люди делились друг с другом всем, чем могли. Бывало, мама говорит: «Ребятишки, сегодня будем без молока – у тети Паши заболела дочка, молоко отдадим им», – вспоминает Валентина Сергеевна. Мы относились к такой ситуации с пониманием и никогда не капризничали.

Тина и Алла вместе с другими Ханты-Мансийскими детьми и взрослыми строили дорогу по улице Гагарина.  Дорогу строили в основном летом, когда стояли светлые ночи, а у детей были каникулы. Участковый милиционер обходил весь околоток и назначал дни работы на дороге. В назначенный день люди приходили на дорогу. Землемер огромным деревянным циркулем отмерял каждой семье в зависимости от количества взрослых участок, который надо было замостить. Получив свой «надел», семья начинала укладку. Взрослые дробили огромные валуны, перевозили на деревянных тачках  камни с конных подвод на свой отрезок дороги, дети шли рядом и несли камни поменьше. Потом камни укладывали друг к другу и утрамбовывали в глиняное полотно. Семья могла работать вечерами целую неделю, а могла закончить работы за одни сутки.

– Мы строили дорогу из центра к Самарово, а Самаровские жители двигались нам навстречу. Где-то я читала, что дорогу строили только спецпереселенцы – это неправда. Дорогу строили всем городом, – говорит Валентина Сергеевна.

Валя всегда хотела ходить в детский сад. Она часто провожала брата в школу, а на обратном пути всегда останавливалась возле детского сада № 3 на улице Рознина (сейчас этого сада нет). Девочка смотрела через забор, как Аля и другие дети качаются на качелях и играют вместе в песочнице. Ей хотелось попасть к ним в волшебный мир игрушек, утренников на которых дети читают стихи, поют веселые песни и получают подарки. Иногда воспитатели пускали ее на территорию поиграть с детьми – это были самые радостные дни в ее детской жизни.

– Я в педагогический пошла учиться на дошкольное отделение только из-за того, что очень хотела оказаться в детском саду. В детстве не получилось, то хотя бы взрослой – поработать, – говорит Валентина Сергеевна.

Аля же попала в педучилище по наставлению мамы, которая сказала: «Вот тебе Пед, а вот Мед – выбирай!». Аля выбрала Пед и подружки опять оказались вместе, но как и в школе - в параллельных группах.

Но перед этим были еще восемь лет школы. Первый класс подруги закончили в маленькой школе № 6, в которой не было электрического освещения. Летом старую школу снесли и на этом месте начали строить новую – двухэтажную. В это время школьники скитались по разным школам и приспособленным помещениям. Чтобы быстрее начать учиться в своей новой школе ученики и их родители помогали на стройке. Дети околачивали  дранкой стены, красили и белили классы, мыли окна. Ребята постарше помогали замешивать раствор и штукатурили стены. Родители приходили по вечерам кто, когда мог и тоже принимали участие в работах.  Школу построили в рекордно короткие по тому времени сроки – за 2 года. Первого сентября 1960 года Аля и Тина пошли в четвертый класс новой двухэтажной большой школы № 6. В школе был спортзал, буфет, а самое удивительное – в классах горели электрические лампочки.

В домах у жителей Ханты-Мансийска тогда не было электричества. Все пользовались керосиновыми лампами, керосин покупали в «керосинке» на ул. Энгельса, теперь там располагается магазин «Гора матрасов».

- Стали  проводить к нам в дома электричество,- рассказывает Валентина Сергеевна. На один дом полагалась 1 лампочка. Нам сказали, что в такой-то день дадут электричество. Мы сидели дома и ждали. Я смотрела на лампочку и думала: «Как же это огонек доберется от ГЭС к нам домой и загорится в лампочке?». Волнение было такое же, когда мы узнали, что Юрий Гагарин полетел в космос. Тогда мы все стояли на улице и смотрели в небо и ждали, что вот-вот он пролетит над нами, и мы увидим его космический корабль.

О чудо! Лампочка зажглась! Сердца людей наполнились ликованием. Сегодняшнему поколению, живущему в привычном окружении электроприборов не понять, как можно жить не только без компьютера, холодильника, телевизора, телефонов, электрочайников, печек, кондиционеров, не то, что без освещения. Лампочка зажигалась с 7 до 10 вечера, потом подача электроэнергии прекращалась. Все дети брали свои любимые игрушки в руки и ложились спать.

Игрушки в то время делали сами. Кукол шили. Продавались пластмассовые кукольные головы с шеей и частью ключиц. Волосы и лицо куклы были прорисованы, в ключицах были специальные дырочки, к которым пришивалось самодельное туловище с руками и ногами. Так что все куклы были на одно лицо, а комплекция была у всех разная. По желанию можно было сшить куклу с индивидуальной тряпочной головой.
 
Дети Будылдины клеили из спичечных коробков машинки. Один раз они накопили много спичечных коробков и склеили целый город-крепость, в нем были разноцветные дома, машины и люди. Между прочим, Валентина Сергеевна является носителем утраченного способа склеивания картонных и бумажных поверхностей.

- Мы брали из чугунка горячую картошку в мундире, быстро чистили ее, и пока она не остыла, мазали газету или бумагу и обклеивали ею изделие из коробков, подсохшие поделки раскрашивали   карандашами или красками. Остывший клубень съедали и брали новую горячую картофелину. С помощью картошки мы делали аппликации и гербарии.

Прошли годы, сбылась детская мечта Тины-Валентины – она стала каждый день ходить в детский сад. Делать аппликации и гербарии, участвовать в утренниках и занятиях по арифметике и развитию речи, даже заниматься созданием детского краеведческого музея. Только теперь она была Валентиной Сергеевной и вместе с Алефтиной Александровной воспитывала детей в детском саду № 14. Большую часть своей жизни они посвятили детям: учили малышей и дошкольников быть послушными и честными, умными и рассудительными, веселыми и озорными, приходить на помощь товарищам и творить добро.
 
Много воды утекло с тех пор, пересох и ручей в логу ЦРМ, только не кончилась та детская дружба Вали и Али.


Рецензии