Судьба Обского городка
О нем я хочу рассказать злдесь.
Ссыльные, кулаки, дети фашистов и враги народа
Много написано о нелегкой доле ссыльных в Сибири, и если бы не рыба, спасшая от неминуемого голода в те годы детей «фашистов» и «врагов народа», как их называли тогда, то не услышали бы мы рассказов старожилов поселка Кирпичного – прямых потомков и свидетелей жизни переселенцев Кирзавода и Усть-Иртышского рейда.
«Особенно голодно бывало зимой. Одной зимой мы с соседскими ребятишками ели коровью шкуру. Осенью они забили корову, а шкура осталась. Мы отрезали от нее куски, бросали в печку, чтобы опалилась шерсть. Доставали жженку и ели. Пока один раз их родители не застукали нас. Влетело, конечно, всем, ведь из шкуры можно было сшить бредни или еще что-нибудь из обуви», – вспоминает Лидия Карповна Рабканова.
Несмотря на суровые условия жизни, семьи переселенцев часто были многодетными. Они работали, держали скотину, содержали огороды, сеяли и собирали овес для конного двора, заготавливали за рекой сено, охотились и рыбачили. Подняли и выучили детей, а теперь поддерживают друг друга и радуются каждому новому дню жизни. Их в Кирпичном осталось всего семеро: Паулина Васильевна Сотникова, Александра Петровна Попова, Феликс Иоганесович Кизнер, Татьяна Федотовна Глушко, Лидия Карповна Рабканова, Вера Федоровна Урсу и Люсия Людвиговна Соколович.
Несмотря на отсутствие в Кирпичном какого-либо производства жизнь в поселке идет своим чередом. Взрослые ловят рыбу, занимаются огородами, создали православную общину. Дети учатся в новой школе, ходят в библиотеку, организовали экологический отряд и изучают историю родного поселка. Помогает им в этом библиотекарь Вера Александровна Усачева, она же создатель и хранитель поселкового музея. Какая история у маленького поселка? А история богатая. И началась она задолго до первых ссыльных переселенцев.
428 лет назад
В Погодинском летописце мы находим сведения, что поздней осенью 1585 года отрядом воеводы Ивана Мансурова на Оби, на стороне, что напротив иртышского устья был основан Обский городок. Несмотря на то что Мансуров покинул острог уже весной, Обской городок некоторое время использовался «годовальщиками», которых царь Федор Иоанович присылал сюда «для удержания в повиновении обских остяков и сбора с них ясака». Сжечь крепость велено было только в 1594 году.
Спустя годы, их потомки или новые люди снова обживали эти места, и прозывались митькинские по названию села Митькинское. Следующая волна переселенцев накрыла правый берег Оби уже в ХХ веке. В 30-е годы люди попали сюда не по своей воле, многие погибли, но выжившие нарожали детей и пустили корни. В годы Великой Отечественной войны население пополнилось немцами с Поволжья, а в 80-е годы прошлого столетия молодежью, прибывшей на Север по комсомольским путевкам.
Каждая волна переселенцев обживалась чуть левее предыдущей. Почему-то считалось, что эти люди живут в разных поселках, хотя географически это одно и тоже место, – в почтовых адресах указывалось или Кирзавод, или Усть-Иртышский, а на картах речников: Митькинское, Прииртышкий, Усть-Иртышский рейд, Кирзавод.
Обской городок на Рейде
Теперь Кирпичный растянулся вдоль берега реки. Старые официальные названия смешались с народными. Есть «микрорайоны»: «Рейд», «Кирзавод», «Поселок» и «БАМ». В поселке есть почтовое отделение, школа, больница, шесть магазинов и молельный дом. Численность населения – 589 жителей. Отец Владимир из Ханты-Мансийска время от времени приезжает в Кирпичный и проводит службы. Молельный дом маленький и члены православной общины мечтают о настоящей часовне.
Между тем ходят слухи, что на Рейде, где шестой год строится гостинично-туристический комплекс «Обской городок» будет монастырь и при нем часовня. На Рейде, в старом разваливающемся доме осталась жить всего одна семья Виктора Лучанинова. Они с женой Еленой и две собаки Тайга и Сокол сторожат затянувшуюся стройку. «Приезжают разные начальники, смотрят, говорят, что будут достраивать. В этом году аж три разные делегации было. И Владыка Павел был. Место это ему очень понравилось», – рассказывает Виктор.
Место под строительство в самом деле выбрано очень удачно – ровное плато, как будто специально подготовлено природой для размещения городка. Когда проходишь рекой от места слияния Оби и Иртыша до Кирпичного, то первое что видишь – это «Обской городок». Он стоит на высоте, но не на вершине горы. На самом краю горизонтальной площадки то ли смотровая дозорная вышка, то ли часовня, но без креста. За ней вырисовывается сам острог – ладно сложенные большие бревенчатые дома.
Обзор с высоты прекрасный: налево – Ханты-Мансийск поблескивает куполами Храма во имя Воскресения Христова, прямо, за рекой – Белогорье, которое расположено на ровной, как сковородка местности среди воды, справа, у подножия горы растянулся Кирпичный, а сзади – Белые горы, которые закрывают острог от холодных северных ветров.
Правда от пристани до городка приходится идти по дамбе и по глиняной дороге, которая после дождя, местами превращается в топь, особенно в Садовом логу. К слову сказать, в Кирпичном три лога: Митькин, Игнатов и Садовый.
Сад
Ручей из Садового лога снабжал водой не только Кирзаводских жителей, но и сам сад – природой созданную запруду, где до зимы держали пойманную рыбу, чтобы потом переправить на рыбоконсервный комбинат в Самарово. Сад занимал почти всю территорию нынешнего Кирпичного.
В 30-е годы рыбной ловлей занималась артель «Прогресс», кроме того артельщики работали и на лесозаготовке. Передержке рыбы переселенцы научились у коренных народов. Раньше на месте нынешнего поселка стояли хантыйские чумы (место значилось на картах как Юрты) и пойманные аборигенами осетры спокойно уживались в этом природном аквариуме с другими породами рыбы, попавшими сюда во время разлива Оби.
После войны в саду также держали пойманного сига, муксуна, сырка, а карась водился там сам.
По воспоминаниям Рабкановой Лидии Карповны, которая родилась в Кирзаводе в 1935 году, песчаный берег местами был усыпан бисером: «Мы в детстве его собирали, делали бусы, хранили как богатства. Этот бисер остался от Юрт». Может бусины рассыпались, когда купеческий струг потерпел крушение, или на него напали разбойники и разграбили привезенный товар, а может быть это сами обские угры приносили его в жертву Обскому Старику?
Кирзавод
Молчановы – родители Лидии Карповны были зажиточными крестьянами, и вели хозяйство в одной из деревень под Тюменью. Они, в числе самых первых, были переправлены из «белогорской ссылки» на другой берег Оби и начали строить поселок вдоль Садового лога. Несколько новых бараков приютили всех ссыльных, направленных на лесозаготовки.
Как и почему в Кирпичном построили кирпичный завод? Наверное, встал вопрос о печах в бараках переселенцев, и кто-то попробовал слепить хоть какой-нибудь кирпич из местной глины, а оказалось, что она самая что ни на есть пригодная для гончарного и кирпичного производства. По сей день сельчане используют посуду, произведенную в те годы, если не едят из нее, то уж точно садят цветы в старые кувшины и крынки.
Василий Александрович Пеганов был первым гончаром в первой гончарной мастерской. Гору, которая давала глину для мастерской и завода, так и прозвали Пегановская. Жил он как и все ссыльные в деревянном доме на несколько семей. Остатки такого дома, привезенного из Белогорья в 1932 году, находятся по адресу ул. Дурицына, 2. Остальные все разобраны на дрова.
Многие старожилы будучи детьми подрабатывали на старом кирпичном заводе. На старом, потому что развалины, которые мы сейчас наблюдаем вблизи Садового лога – останки нового завода.
Старый же завод занимал все пространство от лога до нового поселка, кроме жилой зоны. Под горой были построены досчатые шпиляры для просушки кирпича-сырца, многочисленные открытые печи, месилка в виде огромной мясорубки и погрузочная площадка – все это хозяйство соединялось между собой рельсами, по которым люди гоняли вагонетки. Электричества не было, все работы выполнялись вручную, правда, были лошади, но их использовали только при подвозе глины с горы к месилке.
В 60-х годах лошадей заменил бульдозер, а месилка стала электрической. Она была снабжена конвейером, на который подавалась глиняная лента. Женщины ее разрезали струнами на кирпичи и складывали в вагонетки. Кирпичи свозили на просушку в шпиляры. Просушенные заготовки в несколько рядов садили камеру обжига, под камерой обжига находились топки в виде арок. Печи топились осиновыми дровами. Сверху печь засыпали шлаком, после разводили огонь. По воспоминаниям очевидцев, кирпич находился в печи по 7 и более дней. После остывания печи, обычно, дети доставали его и вагонетками перевозили на баржи или складировали в поддоны на берегу. За четырехчасовую смену подросток зарабатывал 2 рубля. Этот завод работал только летом, зато кирпич был отменного качества.
Пичуги
Кроме кирпича на заводе изготавливали пичуги – это керамическое грузило для рыболовных сетей. Выглядит оно как круглый детский куличик. В пичуге отверстий нет. Чтобы прикрепить ее к неводу, надо сделать для пичуги берестяной мешочек, прошить его расщепленным еловым или сосновым корнем, а после привязать всю конструкцию к сети тонькой. Тонька – это такая просмоленная веревочка. Виктор Огорелков вспоминает: «Я в детстве подрабатывал на тоньке. В артели принимали ее по копейке за штуку. Получишь на складе 30-40 метров троса, его надо было расплести на пряди, а потом из прядей сплести тоньку. 100 штук в день сплетешь – вот тебе и рубль».
Не каждая модернизация идет на пользу производству. Новый завод стал вырабатывать кирпич по другой технологии: круглый год, быстро и много, но изделия получались непрочными, и рассыпались, не доезжая до места строительства. Производство постепенно приходило в упадок. Конец кирпичного производства произошел в конце ХХ века, как в кино – настал тот день, когда у завода вдруг отвалилась целая стена. Вместе с этой стеной обрушились и надежды на трудоустройство в поселке.
428 лет спустя
Ученые-археологи в последние годы проявляют повышенный интерес к окрестностям Кирпичного, пытаясь найти следы первого поселения русских в Сибири. Может быть «Обской городок» на Рейде есть начало нового периода жизни первого русского поселения в Сибири?
на фото: Изделия кирпичного завода и язь копченый местными жителями. Кругляши возле спичечного коробка и есть пичуги.
Свидетельство о публикации №213081501040