Осторожно, космос Часть семнадцатая

                Осторожно, космос
                Часть семнадцатая

                Ужасный конец

   Когда Крылов оказался дома, то решил сразу зафиксировать свои мысли о будущих новациях, возникшие у него по дороге, при этом совершенно забыл поздороваться с домочадцами в том числе и с котом.. Он стал записывать на клочке бумаги свои соображения по дальнейшей работе.
   - Эй, писатель, есть что - нибудь будешь? - спросила Ирина.
   Крылов ничего не ответил и продолжал писать. Ирина знала, что это ненадолго. Крылов писать долго не умел. Его написанные черновики были похожи на записи врачей, которые принимали по дюжине пациентов за десять минут. Он хорошо и быстро работал на компьютере, где можно было легко читать и править текст. Вскоре лист, на котором он писал превратился в китайскую грамоту двенадцатого века. Он оставил свою писанину и, наконец, вспомнил о родственниках.
   - Здравствуйте, дети подземелья. Побывав на полигоне, я увидел Солнце и понял, как мы все много теряем находясь в этих каменных джунглях. Оказывается, что существуют еще леса и болота, а на деревьях сидят птички, а по полям ходят вороны.
   - Ты на полигоне ворон считал? - ехидно спросила Ирина. - Мой руки и садись обедать.
   - Эх, Ирина, ты как всегда обрываешь мою поэтическую мысль и я сразу вспоминаю о нашем строптиивом коте, который обиделся на меня за то, что я с ним не поздоровался и спрятался под диван, сидит там голодный и думает, что он самый главный в доме.
   Крылов подошел к дивану у холодильника и встал на колени.
   - Кузя лапочка, прости меня, ты самый лучший кот на свете, пойдем пообедаем.
   - Красиво излогаешь, - сказала Ирина, - мне ты такого давно не говорил.
   - Не волнуйся, тебе тоже достанется, но позже.
   Сколько ни звал Крылов Кузю, тот из под дивана так и не вылез.
   После обеда Крылов сел за компьютер и начал составлять схему оптимального взаимодействия системы кораблей - роторов с Луной для решения задачи, сформулированной Главным. .
   Неожиданно на письменный стол запрыгнул Кузя и, приблизившись к Крылову, лизнул ему руку.
   - Пришел мириться Кузяха, а я на тебя совсем не сержусь.
   Крылов стал гладить кота и думать о том, какое минимальное количество роторов может обеспечить решение поставленной задачи при эллиптической траектории орбит. При этом он принял во внимание тот факт, что эллиптическая орбита всегда несимметрична. В космосе объект, вокруг которого вращается спутник, всегда расположен в одном из фокусов  воображаемого эллипса орбиты, а скорость движения по эллиптической орбите неравномерна. Она выше тогда, когда спутник ближе к объекту и уменьшается при удалении спутника от объекта по эллиптичекой орбите. Свою систему он назвал  " Ромашкой ", поскольку воображаемая картина траекторий вращающихся роторов вокруг Луны, напоминала ромашку. Но она была не совсем обычной. Всего в системе предполагалось задействовать шесть кораблей, но ромашку они должны были " рисовать " в два этапа. Сначала три четных корабля, а затем три нечетных, причем так, что от Луны одновременно удолялось три коробля на позицию для работы по целям.Три других, приближались к Луне и в это время при необходимости накапливали энергию от солнечных батарей.
   Эти идеи он детально прорабатывал два последующих рабочих дня. К назначенной встрече с Главным Крылов хотел сделать как можно больше. Но неожиданно последовал звонок по закрытой связи. На линии был Главный.
   - Сергей Петрович, здравствуйте. Хочу вас проинформировать, что намеченная с вами встреча отменяется, а работы по проекту  " Лунный камень " придется приостановить на неопределенное время. Не могу подробно комментировать это решение, скажу только одно: мы дали адекватный ответ и в ближайшее время не будем нарушать сложившийся баланс в космосе. Более того, возможен  " демонтаж " наших кораблей - роторов с орбиты Луны. Скажу вам и о хорошем. Ведущим специалистам вашего института, участвовавшим в этом важном и срочном проекте, будет выделена премия. Прошу при ее распределении не забыть товарища Павлова. До свидания.
   - До свидания.
   Выслушав этот монолог, Крылов беспомощьно опустил руки на колени и стал думать о том, что он скажет своим коллегам, которые не считаясь с личными проблемами, работают буквально сутками по проекту " Лунный камень ".
   " Не буду держать своих коллег в счастливом неведении. - подумал Крылов. -  Надо сказать им об истинном положении дел прямо сейчас."
   Крылов включил переговорное устройство и начал говорить.
   - Николай, добрый день, Крылов на связи. Я хочу провести небольшое совещание. Пригласи пожалуйста в мой кабинет Веру и...сам приходи.
   - Слушаюсь, товарищ Сергей Петрович.
   Крылов стал ждать приглашенных и с удивлением для себя обнаружил, что работа по научному сопровождению  конструкторов, технологов и производства велась всего тремя сотрудниками. С таким феноменом в истории своей деятельности он еще не сталкивался.
   " Можем же, когда надо. - подумал Крылов. "
   Когда Вера и Николай уселись за длинный стол начальника, Крылов изобразил деловой вид.
   - Коллеги, сегодня у меня с Главным состоялся телефонный разговор. Он уполномочил меня поздравить вас с успешным завершением проекта " Лунный камень ". За эту работу мы получим неплохую премию, денежки уже в пути. Мы преобрели большой опыт и теперь можем его использовать во многих обласях народного хозяйства. В частности, наши электромагнитные пушки мы можем при соответствующей модификации использовать, условно говоря, для бурения нефтяных скважен, причем очень глубоких. Экономия времени здесь очевидна. Я думаю, что и экономическая выгода этого способа тоже не вызывает сомнений, поскольку выводить на орбиту космические корабли здесь не потребуется. Маломощную установку можно будет смонтировать на автомобильном шасси.
   Вера и Николай слушали Крылова и ушам своим не верили.
    " Какие буравые установки на автомобильном шасси будет проектировать институт космической энергетики? Может быть они и нужны, но их может изготовить и небольшой заводик."
   Николай ухитрился вставить в монолог Крылова вопрос.
   - Сергей Петрович, извените, может быть совещание проведем чуть позже, когда вы отдохнете?
   - Николай, ты думаешь, что я уже начал праздновать? Нет. Я совершенно осмысленно произнес эту речь и у меня нет сегодня даже мысли пить какую - либо гадость.
   - Тогда прошу меня извенить. - сказал Николай.
   - Нормально, Николай, хорошо, что одернул меня.
   После небольшой паузы Крылов умерил пафос и начал говорить более внятные слова для своих коллег.
  - Ладно, скажу вам коротко и просто. Дело в том, что там, - сказал Крылов, указав движением головы и глазами куда - то выше потолка, - не хотят нарушать существующий баланс в космосе и поэтому мы сворачиваем проект  " Лунный камень ". Нам придеться искать новые заказы и финансирование. Прошу вас не принимать поспешных решений. Интуиция мне подсказывает, что все может измениться в один момент.
    У Крылова зазвонилт мобильник.
   - Вот видите, уже кто - то звонит. Крылов вас слушает.
   - Привет, Сергей, очень хочу с тобой пообщаться.
   - С кем я говорю? - спросил Крылов.
   - Это Лариса, ты меня совсем забыл и даже уже голоса не узнаешь.
   - Как можно тебя забыть Ларисик. Просто не хотел беспокоить. У тебя, наверное, сейчас столько забот.
   - Да, но у меня есть помощники.
   - Как там наш.
   - Здоров, растет.
   - Спасибо, что позвонила.
   - Я все время следила за работой по проекту " Луннйы камень " и рада, что ты добился успеха. Знаю и о твоем нынешнем положении. Не огорчайся, это ненадолго. Сейчас наш мир так стремительно меняется, а вместе с ними и установки начальников. Поверь мне, не пройдет и года, как твои разработки снова будут востребованы.
   - Мне бы не хотелось вновь ставить страну " на уши".
   - К сожалению, от тебя это не зависит.
   - Пришли мне последние, в смысле крайние, фото твоего малыша.
   - А ты приезжаай ко мне, увидешь в натуре.
   - С удовольствием. Куда?
   Лариса назвала Московский адрес.
   - Когда можно приехать?
   - Приезжай на буднях, во вторник, к часам двенадцати. Все обсудим, в том числе и нашу совместную работу. Она обязательно будет финансироваться и мы найдем ей широкое применение.
   - Очень правильное и своевременное предложение, Ларисик. Наука, наукой, а когда она будет нужна миллионам людей, мы познаем радость созидательного труда, а это особый кайф.
   - Ну, ты, Крылов, и сказанул: " радость созидательного труда ". Не отчаиваться так, дорогой, я помогу тебе. - смеясь сказала Лариса. - Я обеспечу тебе государственное финансирование. Подробности во вторник.
   - Договорились.
   - Всего доброго, целую.
   - До свидания.
   На этом разговор закончился. Наступило молчние. Крылов в задумчивости сидел подперев голову руками. Затем заговорил.
   - Вы все слышали, я разговаривал с Ларисой Михайловной. Она стала совсем другой... Предлогает мне помощь... Мы пока не будем особо расчитывать на нее, но если она нам чем -то поможет, то не откажемся, поскольку это, во-первых, ее обидит, а, во-вторых нам сейчас не до жира.... Давайте на этом закончим наше совещание. Институт космической энергетики будет работать по космической тематике. Но в ближайшие дни после этой сумасшедшей работы я предлогаю вам отдохнуть три - четыре дня, а потом мы приступим к работе по новой тематике. Итак, до встречи в среду.
   Когда Вера и Николай вышли из кабинета, Крылов с облегчением вздохнул.
   " Что делать до вторника, ума не приложу. - думал Крылов. - Сегодня пятница и, похоже, " черная ". Придется выпить.- подумал Крылов. - Нет, пожалуй, надо заканчивать с этой забавой. Поеду домой и отдохну в конце концов."
   
   Наступило утро вторника. Крылов, встал позже, чем обычно. Позавтракал, и в верхней комнате оделся как на праздник, причесался, надушился и хотел тихоничко выйти из квартиры. Однако, когда он начал одевать в прихожей обувь и куртку появилась Ирина.
   - Дедом Морзом нарядился и в какой детский сад идем? - спросила Ирина.
   - У меня появилась молоденькая секретарша и у нее очень высокие стандарты на руководителей института. Приходится соответствовать.
   Ирина не ожидала такого ответа, долго думала что сказать, но затем села на диванчик и тихо заплакала.
   Крылов посмотрел на ее уже не такое красивое, как раньше, лицо, искаженное отчаянием и обидой и понял насколько она ему дорога именно такая: тихая, добрая, готовая целыми днями стирать, мыть, готовить еду. Он сел рядом, обнял ее и начал целовать ее лицо. Она продолжала плакать. Сквозь слезы она сказала.
   - Иди. С богом.
   - Я ненадолго. Жди меня, у меня никого нет кроме тебя.
   С этими словами Крылов вышел из квартиры и сел в ожидавший его автомобиль. По дороге он купил букет цветов, детскую игрушку и в назначенное время подъехал к элитному дому. Проникнуть во внутрь было не просто, но после разговора с Ларисой Михайловной по переговорному устройству его пропустили.
   Когда Крылов, снял куртку и одел мягкие тапочки, Лариса повела его в детскую комнату.
   - Вот, познакомтесь. Это Юра, а это твой папа. Папа возьми малыша на руки, а я вас сфотографирую. Возьми..., я разрешаю.
   - Я боюсь его, он такой маленький и хрупкий, а у меня смотри какие лапы.
   - Не бойся. Держи левую руку ладонью вверх, правую немного выше ... А вот тебе Юра, головку упри в плечо. Снимаем, еще раз. Ладно, положи его на кроватку, а то я смотрю ты сейчас описаешся от страха.
   - Это точно. Я не помню, держал ли я своего сына на руках. Возможно, он и вырос - то без меня. В те времена мы по полгода дома не бывали.
   - Эх, папаша. Вот тебе рюмка, выпей за здравие.
   - Это нам по силам. - сказал Крылов и подошел к кроватке. - По традиции надо рюмкой дотронуться до пяточки. Где у нас пяточка...
   Когда ритуал знакомства был завершен, Крылов с Ларисой перешли в ее рабочий кабинет.
   - Юра - это в честь Гагарина? - спросил Крылов.
   - Да, а отчество твое.
   - Это хорошо. - задумчиво сказал Крылов.
   - Не волнуйся, мне муж не нужен. Давай поговорим о деле. Я вчера пообщалась с компетентными товарищами и выяснила, что однозначного мнения по вопросу разработки космических систем, которыми ты занимаешься, нет. Существует пока только одно твердое мнение. Теоретическая  работа должна вестись. Страна не имеет права оставаться на задворках науки в то время, когда даже крохотные, но амбициозные державы, срочно начали заниматься этой тематикой. Так что, на теоретические изыскания ты будешь обеспечен финансированием.
   Второе направление работ, которое мы будем вести совместно - это разработка методов передачи энергии с помощью шаровых молний. Я не буду сейчас говорить о спецприменении шаровых молний, а вот в народном хозяйстве их использование может заменить протяженные линии электропередач, в которых уже запуталась вся страна, а электричеством так и не обеспечила отдаленные районы Сибири и Севера...
   - Да, действительно, ...
   - Подожди, не перебивай. Я еще не сказала о том, что запас углеводородов тихо, тихо заканчивается. Пора более интенсивно добывать энергию из солнечных лучей. При этом необязательно за ней лезть на Луну. Облака, которые почти постоянно висят над Москвой и многими  другими городами страны, заканчиваются на высоте 12 - 13 километров. Есть, правда. еще загадочные серебристые облака, но они распологаются не выше 20 километров и добывать солнечную энергию можно с помощью низколетящих спутников Земли.
   - Лариса, дай слово вставить. - взмолился Крылов.
   - Ну скажи, скажи...
   - Во - первых, не горячись, у тебя лицо раскраснелось. Где твой Лунный камень? Погляди на него.
   - Да, я что - то разошлась. Сейчас посмотрим на Лунный камень.
   Посмотрев на свой индикатор здоровья, Лариса стала принимать лекарства, а Крылов в это время принял грамм двести коньяка и оба через некоторое время успокоились.
   - Ларисик, мне нравятся твое второе предложение. Оно не зависит от политической коньюнктуры и всегда будет востребовано учитывая безбрежные просторы России.
   - Так я тебе про это и толкую.
   - Кажется, мы с тобой договоримся и я прославлю тебя на весь мир - сказал Крылов разваливаясь на диване.
   - Я не тщеславная, мне просто интересно получать практическое подтверждение моих научных идей и здесь мне без твоей помощи не обойтись.
   - Да, и этот наш симбиоз будет полезен стране.
   - Опять ты про всеобщее благо ... . Кстати, термин симбиоз означает - взаимное паразитирование. То есть мы с тобой два паразита, которые иногда должны питаться и я сейчас тебя по этому случаю накормлю обедом.
   - Не возражаю, пусть подадут.
   - Пойдем в столовую.
   Хорошо пообедав, Крылов лег отдохнуть и быстро заснул. Через полтора часа он проснулся и увидел сидящей у его дивана Ларису.
   - Здравсвуй,  дорогая, продолжим наши упражнения в прогнозах на будущее Россиии.
   - Прогнозы уже не нужны. Решено продолжить увеличение потенциала России в космосе и на Луне в том числе.
   - Ты не шутишь?
   - Нет. Через полчаса тебе сюда будет звонить Главный.
   - Спасибо, что дала отдохнуть немного. А как он узнал, что я у тебя?
   - Твой водитель не дремлет в отличии от тебя.
   - Если это все так, как ты говоришь, то не ясно, как нам вести одновременно две совершенно разноплановые работы.
   - Я думаю, неспеша. Быстро будешь работать не заметишь как жизнь пройдет. Очень медленно будешь работать забудешь о том, что делаешь. Неспеша будешь работать, услышишь, как журчит ручей и поет соловей. Это старинная народная мудрость очень древнего африканского племени  " Не нуди ", что в переводе означает: Сам живи и дай пожить другим.
   Крылов серьезно задумался, а потом рассмеялся.
   - Хорошая шутка, причем первая твоя шутка на моем слуху. Ты сильно изменилась в лучшую сторону и, как всегда права, но наши чиновники не дадут нам жить спокойно, а устроят нам бег с барьерами.
   Наконец зазвонил телефон спецсвязи.
   - Возьми трубку, это тебя. - сказала Лариса.
   - Крылов слушает.
   - Здравствуйте, Сргей Петрович, жизнь как всегда вносит свои коррективы. - начал говорить Главный. - Срочно необходимо, фигурально выражаясь, занять место под Луной, промедление смерти подобно. Если мы в короткие сроки не разместим свои спутники на орбитах Луны, то потом их просто будет некуда " вешать ".
   - Так давайте для начала " повесим " на орбиты обычные болванки, а затем по мере изготовления реальных аппаратов будем их замещать.
   - Да, пожалуй, это наиболее простой и быстрый путь. Я завтра приеду в ваш институт и мы обсудим сложившуюся обстановку вместе с вашими ведущими специалистами. Соберите их в конференц - зале к десяти часам.
   - Будет исполнено, Кузьма Иванович.
   - До завтра.
   - До свидания.
   Разговор закончился.
   - Вот видишь: " смерти подобно ".
   - А ты завтра начни беседу с вопроса о финансированнии и кадрах.
   - Это, конечно, само собой получится потому, что у меня реальных работников в отделе со мной вместе всего три человека.
   - И когда ты был последний раз в отпуске, купался в море?
   - Когда работал преподавателем в ЦИКЛОНе.
   - Жена твоя рано умерла...
   - Ты хочешь, чтобы я сейчас здесь расплакался?
   - Извени, Сергей, я не умышленно...- сказала Лариса Михайловна и взяла Крылова за руку.
   - Поеду домой. Спасибо тебе за гостеприимство. О совместной работе поговорим, когда определится ситуация с проектом " Лунный камень ".
     Через минут сорок грустный и трезвый Крылов вошел в свою квартиру, поздоровался с котом за лапу и пошел в ванную мыть руки.
   - Первое будешь есть? - как обычно спросила Ирина.
   - Да, все по полной программе. - ответил Крылов, хотя ему есть совершенно не хотелось.
Ирина с энтузиазмом принялась кормить своего кумира.

   На следующий день в десять часов в кабинте Крылова собрались семь человек. Среди них был и Дмитрий Павлов. Когда такую массовку увидел Главный, то спросил:
   - А где остальные?
   - На подходе... к отделу кадров. - мрачно сказал Крылов.
   - Все шутишь, Крылов.
   - Нет, мне не до шуток. Хороший специалист в нашей отрасли вырастает лет за пять. Два корабля - ротора, которые сейчас находятся на орбите Луны, изготовлены лишь благодаря круглосуточной работе присутствующих здесь людей и они нуждаются в отдыхе.
   - Может быть нам тогда специалистов за рубежом закупать?
   - Идея хорошая, но очень затратная, на корабли денег не останется.
   Главный надолго задумался. Через некоторое время он сказал:
   - Товарищ Павлов, скажите сколько времени потребуется для того, чтобы вывести на орбиту Луны пять - шесть муляжей кораблей - роторов?
   - Полгода, минимум. Их надо, во - первых, изготовить и затем по одному доставлять к Луне на транспортном корабле, оснащенным манипулятором. Эта операция не останется незамеченной даже астрономами - любителями. Но если речь идет о том, чтобы нам застолбить орбиты Луны, то их мы можем занять даже мешками с гайками.
   - Убрать их могут?
   - Нет. У нас сейчас там два реальных космических корабля, которые не позволят это сделать.
   - Ну вот, кажется, намечается выход из тупика. Крылов, составь перечень мероприятий для решения хорошо известной тебе задачи к сегодняшнему вечеру и одновременно уже сегодня запускай в производство корабли - роторы. Товарищ Павлов, вы уже сегодня начинайте заниматься мешками с гайками.
   - Хочу вас проинформировать, - начал говорить Павлов, - что мешки с гайками сами не полетит к Луне. Еще нужен корабль, топливо, зал управления полетом, окно времени на космодроме со стартовой командой, благоприятная фаза Луны для полета и ...
   Но Главный не дал договорить. Он так рассердился от такого количества условиий дла полета мешков с гайками к Луне, что от его удара кулаком по столу свалились на пол графин и бокалы с водой, а Вера сильно испугавшись выбежала из кабинета. Павлов умолк.
   - Хватит болтать. У меня нет с собой ни одной гайки в кармане. Все, что нужно обеспечивайте сами, через месяц задача с гайками должна быть решена.
   Наступила длительная пауза, после которой снова заговорил Главный.
   - Товарищи, извените, что не сдержал свои эмоции. Вы специалисты и знаете что нужно для решения той или иной задачи. Крылов, я вижу у тебя в руках какие -то бумаги, может быть ты выскажешь более конструктивные идеи о планах и сроках решения поставленной задачи.
   - Да. Я руководитель проекта " Лунный камень " мне  и положено принимать окончательные решения. Начну с главного: с кадров. Для начала предложу вашему вниманию служебную записку о количестве выходных и праздничных дней, отработанных нашими инженерами и рабочими, при создании кораблей - роторов, уже летающих на орбитах Луны. Эта работа по закону должна оплачиваться в двойном размере. Далее...
   Главный одним движением стряхнул представленный ему документ на пол.
   - Крылов, ты что, белены объелся? Скажи мне, когда будет завершена работа по созданию группировки кораблей - роторов на орбите Луны.
   - Если вас интересует только это, то могу ответить коротко: она уже завершена.
   - Не понял. Там только два корабля.
   - А сколько нужно?
   - Тебе лучше знать.
   - Я думаю два.
   - Товарищ Павлов, а вы как думаете?
   - Также.
   - Павлов, ты я смотрю тоже смелый, подпеваешь Крылову. Насколько я знаю, ты годен к летной работе в космосе, но никогда не летал. Почему?
   - Летают птички, а люди могут только управлять летательными аппаратами. Я предпочитаю управлять ими с Земли.
   - Крылов, вы все уже сделали и ваш институт можно закрывать?
   Крылов ничего не ответил.
   - Крылов, вашего института уже нет.
   - Я еще не читал приказа о его закрытии. Ничего не могу сказать.
   - Два говнюка недоделанных, что вы мне здесь балаган устраиваете. Если вы так будете вести себя, то вас ждет ужасный конец.
   - Лучше ужасный конец, чем ужас без конца. - спокойно ответил Крылов.
   Главный с ненавистью посмотрел на Крылова и после небольшой паузы сказал:
   - Крылов, отвечай мне по существу, что надо делать?
   - Выслушать наши предложения. - спокойно ответил Крылов.
   - Докладывай!
   - Предлогаю вашему вниманию проект приказа о создании научно - исследовательского отдела по изучению сферы эффективного применения  кораблей - роторов для решения задач обороны. Возможно, корабли - роторы для решения этих задач окажутся непригодны на Луне, поскольку распространение радиоволн происходит со скоростью тристо тысяч километров в секунду и сигнал управления доходит до Луны более чем за одну секунду. Некоторое время требуется на его обработку и управление оборудованием корабля. Еще более одной секунды потребуется на прохождение мощного электромагнитного импульса от корабля до Земли. Таким образом, от прицеливания до момента прихода импульса на поверхность Земли проходит около трех секунд. Поскольку менять направление радиоимпулса в космическом вакууме мы не сможем, за указанное время движущаяся цель может уйти из зоны поражения.
   - Вы слово " вакуум " мне сказали, как я понимаю, неслучайно?
   - Да. В атмосфере Земли энергия и скорость импульса уменьшаются и зависят от показателя преломления. Его можно искусственно менять с помощью распыления аэрозолей или спецсредств. Этим приемом можно изменить направление радиоимпулса или  " размазать " его энергию в пространстве. Таким образом, корабли - роторы на орбите Луны окажутся не пригодны в случае начавшегося нападения на Земле. Нужны исследования.
.    - Предлогаю преостановить наше совещание. - сказал Главный помрачнев. - Вы, Крылов, напишите все, что здесь рассказали, а мои специалисты - консультанты оценят ваше творчесто и мы примем решение о дальнейшей работе.
   - У меня уже написано техническое заключение по данному вопросу с нашими предложениями. - сказал Крылов передавая Главному конверт с флэш - картой.
   Главный взял конверт и ни слова не сказав вышел из кабинета.
   В кабинете наступила тишина. Многие с облегчением вздохнули.
   Через некоторое время заговорил Павлов.
   - Сергей...Петрович, я уже начинаю беспокоиться за наши с тобой " кресла ". Уже сегодня для нас это совещание с Главным может оказаться последним.
   - Уважаемые коллеги, - начал говорить Крылов. - вы видете кипу бумаг, которую я подготовил к этому заседанию. Над ними я работал до трех часов ночи. Главный не хочет или не может слушать. Я не привык обсуждать научные проблемы в форме скандала и, если он меня освободит от своих окриков, я не буду цепляться за это кресло. - сказал Крылов похпопав ладонями по подлокотникам, кресла, на котором сидел. - Предлогаю сейчас разойтись по своим рабочим местам и перевести дух.
   Все кроме Павлова вышли из кабинета.
   - Дима, ты зря меня поддержал, сказав что думаешь также, как я. - начал не спеша говорить Крылов. - Главный сильно разозлился на тебя. И, как я понял, он очень злопамятный.
   - Сергей, я тоже злопамятный...
   - Стоп, Дима, не горячись. Он нам обоим накостыляет. Наша основная задача обеспечить достойную зарплату нашим сотрудникам, пока они еще не разбежались по другим предприятиям. Мне из твоих материалов, о которых я не успел сказать Главному, понравилась идея о строительстве взлетно - посадочной полосы на Луне для космических кораблей, модифицированных  для посадки. Надо подготовить техническое предложение с расчетами. Подключи к этой работе своих лучших специалистов.
   - Я пока один работаю в этом направлении и уже подготовил эскизный проект лунного реактивного самолета, способного садиться и взлетать на Луне.
   - Идея, хорошая. Удивительно, что она раньше не пришла нам в голову. Она позволит сажать на Луну тяжелые транспортные и пассажирские корабли. и избавит от необходимости использовать реактивные посадочные модули , которые вмещают около дюжины пассажиров...
   Неожиданно дверь кабинета распахнулась и в кабинет вошла незнакомая женщина. Она удивленно посмотрела на двух сидящих рядком мужчин.
   - Скажите, Кузма Иванович здесь был...
   - Да. Он здесь провел корокое совещание и вышел. - ответил Крылов разглядывая очень красивое и знакомое лицо, пытаясь вспомнить где он видел эту женщину. 
   - Здравствуйте, извените, я референт Кузмы Ивановича и должна была проводить аудиозапись совещания в конференц - зале, но немного опоздала. Мне сказали, что совещание проходит в кабинете Крылова...
   - Присаживайтесь Марина, Кузьма Иванович найдется, попейте с нами кофейку пока мы выясним, где он находится.
   С этими словами Крылов снял трубку прямого телефона.
   - Николай, принеси нам три чашечки кофе и наши фирменные булочки. Выполняй, у нас образовался небольшой перерыв.
   Николай услышав такое указание начальника сначала очень удивился: " странно, Крылов перешел на кофе. "  Но потом вспомнил, что идет совещание с Главным быстро направился в буфет.
   Тем временем Марина узнала в Крылове, того самого Крылова, который руководил подготовкой полета на Марс на научном судне в Тихом океане и улетел на Марс вместе с астронавтами.
   - Сергей Петрович, так вы теперь здесь работаете?
   - Да, я работаю всегда там, где труднее всего. - произнес Крылов свою стандартную заготовку.
   - Неужели здесь вам трудно?
   - Да, нам Главный за двадцать минут так намылил шею, что пришлось ослабить галстук и растегнуть пуговичку воротника. - сказал Крылов застегивая ворот и поправляя галстук.
   - Вы все такой же шутник. У нашего Главного одной пуговичкой не отделаешся, если он вспылит.
   - Мы это уже поняли и обсуждаем наши дальнейшие действия, чтобы сохранить звездочки на погонах.
   - До такого дело, возможно, не дойдет, но публичную порку он может устроить. - улыбаясь сказала Марина.
   Крылов не успел продолжить диалог. В кабинет вошла с подносом Вера в сопровождении Николая. Увидев, что в кабинете Главный отсутствует, Вера расслабилась и элегантно расставила чашечки с кофем на столе. Затем поставила блюдца с пирожными, пожелала приятного аппетита и вышла. Николай последовал за ней. Крылов тем временем достал из сейфа бутылку с коньяком.
   - Предлогаю добавить в кофе коньяку. - сказал Крылов и налил сначала в свою чашечку, а затем не услашав возражений, налил и в остальные.
   В кабинете образовался довольно приятный запах кофе с коньяком, который распологал к непринужденной беседе.
   - Сергей Петрович, вы при последнем нашем разговоре начали рассказывать, что вас в свое время не хотели зачислять в школу летчиков. Как вам удалось стать астронавтом?
   - Да. В детстве я мечтал стать пилотом вертолета. Другого я в своем таежном селе не видел. Я по наивности думал, как это здорово целый день кататься на вертолете да еще за это получать деньги. Когда меня призвали в армию, то я в областном военкомате попросил направить меня в школу вертолетчиков. Но мне сказали, что с моим среднем образованием и таким же здоровьем меня могут определить только простым солдатом на космодром. Там я впервые увидел запуски космических кораблей и космонафтов. Через год, когда я стал весить больее четырех пудов ...
   Неожиданно дверь кабинета распахнулась и в кабинет вошел Главный. В руке он держал папку.
   - Работаем сверхурочно?
   - Да. Мы с Дмитрием уже неделю, как получили отпускные, и вот гуляем здесь на полную катушку. Присоединяйтесь, Кузьма Иванович.
   - Надеюсь, это не очередная шутка.
   - Нет, это очередной отпуск.
   - Ладно, налей мне из того сосуда полбокала.
   Крылов выполнил указание Главного, а тот выпил коньяк и взял на закуску пирожное у своего референта. Крылов, который был занят рассказом и еще не попробовал свое пирожное, быстро возместил Марине утраченное. Все молча продолжали трапезу.
Закусив, Главный открыл принесенную папку.
   - Я был в канцелярии и связался по спецсвязи с моими экспертами, которые изучали отчеты по проведенным испытаниям кораблей - роторов, и они мне переслали факс с заключением. В нем они положительно оценивают созданные космические аппараты и рекомендуют их использовать в космическом пространстве, поскольку они не засоряют космос при отражении всякого рода угроз. В частности, они локально могут применяться и на Луне. Таким образом, ваше предложение о создании научно - исследовательского отдела можно похереть.
   - Тогда мы потеряем много других вариантов их эффективного применения...
   - Этими вопросами займутся специализированные НИИ.
   Крылов ничего не ответил.
   - Подготовьте всю документацию на эти изделия для передачи в конструкторские бюро моего ведомства.
   - Слушаюсь, товарищ Главный. - отрапортовал Крылов.
   Главный мрачно посмотрел на Крылова, вставшего по стойке смирно.
   - Крылов, расслабься, ты же в отпуске.
   - Слушаюсь. - ответил Крылов и сел.
   - Марина, поедемте из этого цирка в свой. - сказал Главный вставая.
   - Хорошо, сейчас я возьму свои вещи, одену курточку и приду к машине.
   - Жду тебя в машине и прошу не задерживайся. - сказал Главный и вышел не попрощавшись.
   Когда Главный закрыл за собой дверь, Марина сказала:
   - Да...Действительно в его присутствии чувствуешь себя не очень уютно ..., как школьник не выучивший стихотворение.
   - Марина, ничего страшного. Дело, наверное, в том, что он и сам себя чувствует школьником на ковре у самого главного начальника. Жаль только, что вы и в этот раз не узнали, как я стал астронавтом. Возьмите мою визитку, я вам расскажу по телефону, как можно легко и быстро стать астронавтом.
   - Спасибо. Только, не заставляйте меня набирать вес больше четырех пудов.
   - С вашим ростом хватит ровно четырех.
   Зазвонил телефон на столе Крылова. На связи был Главный.
   - Марина все еще у вас?
   - Нет. Вышла вслед за вами. - ответил Крылов.
   - Марина, Главный уже выражает нетерпение...
   - Меня уже здесь нет. - сказала Марина и выбежала из кабинета.
   - Дима, ты уже оправился от общения с Главным?
   - Да. И у меня созрела мысль о том, как работать дальше в таких условиях.
   - Интересно, как?
   - Идея проста: работать по правилам, строго соблюдать технологическую дисциплину и договорные обязательства.
   - Неужели тебя так задели крики Главного, что ты готов на такое трудное дело. И технику безопасности тоже намерен соблюдать.
   - Ее, в первую очередь, причем очень жестко.
   - Отчаянный ты, Дмитрий. Производство остановиться и полеты прекратятся.
   - Полеты для зарубежных партнеров, которые нам исправно платят, будут выполняться, а те, кто задолжал, пусть нам вернут долги.
   - Дима, ты, конечно, можешь это попробовать, но тебе не придется так работать долго. Он тебя, просто уволит. Меня он уже мысленно уволил и завтра утром появится приказ. Тебя он, возможно, пока не тронет. Так что подумай, нужно ли тебе проявлять такой героизм. 
   - Ты что, провидец?
   - У меня хорошая интуиция.
   - Как же он без тебя выполнит такую сложную и срочную работу?
   - Сейчас он об этом не думает.
   - Ладно, посмотрим, что произойдет завтра. Если ты прав, то и он долго не усидит в своем кресле.
   - Дима, давай отвлекемся от прогнозов и продолжим наши рассуждения о ВВП на Луне. - начал говорить Крылов. - Я думаю это будет хорошая фишка для нашей дальнейшей работы в рамках гражданского международного проекта по освоению Луны. Надо только ускорить эту работу и держать ее в своих руках. Тогда нам никакой Главный будет не страшен и мы ему сможешь рассказать не только о птичках.
   - Сергей, я не хочу привлекать к этой работе своих сотрудников. Важная техническая информация  может утечь. Я предлогаю тебе заняться этой работой.
   - Согласен, но тебе придется ознакомить меня со своими идеями очень подробно.
   - Естественно, а как иначе.
   - Огласи, как говорит наш лучший друг Кузьма Иванович, основные технические положения этой идеи.
   - Во - первых, лунным реактивным самолетам нужны шасси, но не нужны крылья, поскольку атмосферы на Луне нет. Во - вторых, заход на посдку будет осуществляться по направлению движения Луны, орбитальная скорость которой составляет чуть более километра в секуду. Взлет по ходу движения. При этом мы сохраняем самолету дополнительну начальную скорость, равную орбитальной скорости Луны...
   - Дима, почему ты его называешь самолетом? Звучит как - то архаично.
   - Да, но лучшего названия я пока не придумал.
   - Надо придумать название учитывая, что мы создадим Лунный порт или место базирования летательных  аппаратов с зоной полета от окололунного пространства до околоземного.... Ладно, название дело десятое. Скажи, какая будет посадочная скорость и длина полосы.
   - Посадочная скорость относительно Луны может быть фактически нулевой, а относительно безатмосферного космического пространства должна быть не менее орбитальной скорости Луны, то есть около 3700 км / час. Длина полосы при посадке может быть очень короткой, но рационально сделать ее большой, чтобы садиться на большой скорости и тормозить механическими тормозами шасси корабля, что даст некоторую экономию топлива. При взлете необходимо учитывать массу Лунобуса, назовем его пока так, она мне сейчас неизвестна и длинну полосы я тебе не назову. Она не будет большой. Учитывая, что ускорение свободного падения на Луне состаляет 1,62 , что в шесь раз меньше земного, она и будет примерно в четыре - шесть раз меньше земных взлетных полос.
   - Мне все понятно и новое название " Лунобус " нравится.
   - Да, пожалуй, назовем этот корабль Лунобусом...
   - Главная твоя идея в отказе от маломерных посадочных модулей и вертикального взлета с Луны. Считаешь, что это тоже даст экономию горючего?
  - Нет, взлет по касательной с небольшой скоростью за счет изменеия угла вектора тяги главного двигателя будет длительным. Все равно необходимо достич скорости убегания. Здесь мы уходим от перегрузок на пассажиров и двигатели, а также от рисков при посадке на неизвестный грунт, отказываемся от посадочных платформ, которые в ряде случаев приходится оставлять на месте посадки.
   - Ладно, готов завтра же начать проработку конструкции Лунобуса. И еще. Необходимо выполнить конструкцию Лунобуса на базе существующих космических кораблей с минимальными доработками.
   - Добавляются только шасси, которые можно позаимствовать у авиапрома.
   - Они будут выпускаемые из корпуса корабля или стационарные? В космосе эта проблема не актуальна, но важно сохранить правильное распределение массы в объеме корабля.
   - Пока не знаю.
   - Далее. Необходимо доработать систему управления двигателей моневрирования и коррекци траектории корабля. Нужно добавить режим стабилизации корабля при взлете и посадке. В этом режиме система стабилизации должена отвечать более жестким требованиям, чем в безбрежном космосе. Решение этой задачи будет первоочередной.
   - Очень хорошо, что ты так быстро въехал в эти проблемы.
   - Ну так я ведь закончил как ни как среднюю школу.
   - Ладно, шутник, поеду домой. Надо отдыхать иногда.  - сказал Павлов вставая.
   - Еще один момент. Я думаю, если Главный устроит нам " ужасный конец ", то на этот случай у меня есть некое соображение, которое оградит нас от многих неприятностей, которые, возможно, уже он готовит. Я берусь провести  рекламную акцию нашей затеи на международном уровне. Мы застолбим за собой приоритет на разработку проекта Лунобуса и ВПП.
   -  Это, пожалуй, правильный ход. У тебя большой международный авторитет и опыт по продвижению новой техники. Многие инвесторы позитивно воспримут твое предложение по созданию нового вида космического корабля и вложат в это дело свои средства.
   - Уже сегодня я " зачищу " контакты с руководителями ведущих космических корпораций.
   - Дерзай, Сергей, ты будешь у нас заниматься еще и международной дипломатией.
   - До новых встреч, Дима.
   - Пока. - сказал Павлов и направился к выходу из кабинета.
   На столе у Крылова зазвонил телефон. Павлов остановился и решил узнать не ему ли звонят.
   - Крылов слушает.
   Далее Крылов, послушав несколько секунд, жестом пригласил Павлова задержаться и сеть.   
   - Мариночка, не волнуйтесь вы так. Мы к этому давно готовы, спасибо вам за интересную информацию, всегда готов встретиться с вами и побеседовать об астронавтике и более интересных вещах, до свидания. - завершил короткий разговор Крылов с референтом Главного.
   Крылов медленно положил трубку.
   - Марина по доброте душевной сообщила мне, что Главный распорядился подготовить приказ о моей отставке с поста руководителя института. Что касается тебя, то он решил перевести тебя на должность руководителя службы навигации беспилотных космических аппаратов.
   - Тонко отомстил. - негромко сказал Павлов и глубоко задумался.


Рецензии