Кошачье-собачья логика
Человек, будучи единственным существом, способным к научной деятельности, тем не менее, очень часто, прежде чем выйти на ясный и понятный результат, долго плутает между трёх высохших сосен псевдонауки, не чувствуя в себе интеллектуального позыва выбраться на широкий простор неоспоримой очевидности, которая очень часто не замечается в интересах этой самой очень серьёзной на первый взгляд псевдонауки. Среди этологов, например, распространено мнение о том, что антропоморфический подход к изучению поведения животных малоэффективен и даже совершенно неприемлем. В этом мнении запрятана явная чушь. То, что сам человек и интеллект человека антропоморфичны, ни у кого, по-видимому, сомнений вызвать не может по определению. То, что человек не может думать мозгами кошки, тоже, казалось бы, совершенно ясно. Ставить эксперименты можно, как Бог на душу положит, но оценивать эксперименты можно только с позиций антропоморфичности. Другого человеку не дано.
Академик Павлов И. П. в своей книге "Рефлекс свободы" писал о том, что для него были неприемлемы любые антропоморфические подходы к оценке поведения собак: "Мы совершенно запрещали себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала и т. д.". То, что нобелевский лауреат своими рефлексами кардинально навредил зоопсихологии, доказывать нет смысла. Но его упрощённый взгляд на умственные способности животных появился не на пустом месте. Хотя ещё великий Аристотель, как правило, раньше всех до всего догадывавшийся, не сомневался в том, что животные способны к рассудочной деятельности, тем не менее в течение многих веков умные люди, включая даже умных ученых, были глубоко убеждены в том, что мозг животных способен лишь обслуживать их текущие биологические потребности и не более.
На мой взгляд в этом заблуждении, совершенно очевидном в свете новейших достижений этологии, повинны три основных обстоятельства. Первое из них вызвано тем, что каждое отдельно взятое высшее животное также, как и человек, сугубо индивидуально. Но при этом животные обладают намного большей индивидуальностью, поскольку, в отличие от людей, у животных индивидуальность не размазывается в многообразии облигатных обязанностей унифицировать большую часть сторон своей жизни в условиях общежития. Все животные обладают уникальным, неповторимым характером, и нет ничего кроме антроморфизма, что могло бы служить платформой для научной оценки рассудочной деятельности животных. Так академик Л. И. Мандельштам, имея в виду научное исследование, говорил: "…явления принципиально не повторяемые, происходящие принципиально только один раз, не могут быть объектом изучения". Это - в общем-то правильно. Поэтому зоопсихология должна строиться на фундаменте многообразия описаний взаимоотношения человека с животными или на многообразии наблюдений взаимоотношения животных, классифицируемых с помощью человеческой логики.
Второе обстоятельство исторически восходит ко всем без исключения религиям, ко всем "научным" выводам пророков и псевдопророков, которые в те далёкие времена, когда они рубили божественную правду-матку, не знали об окружающем мире и малой доли того, что знает сегодня средний ученик первого класса. С точки зрения религиозных мыслителей, если у животных есть интеллект, то хотя бы часть их должна была бы быть религиозной. Но такого не наблюдается, и тогда глупые люди могут подумать, что Бог - штука необязательная. Отсюда вывод - нужно утверждать или намекать на то, животные не обладают интеллектом, а обладают хрен его знает чем. И это "хрен его знает чем" усиленно пропагандировалось в народе, что не могло не сказаться на распространённом мнении о том, что животные интеллектом не обладают.
Третье обстоятельство связано с тем, что среди людей только очень умные и очень хитрые не стараются демонстрировать окружению, что они - очень умные и очень хитрые. Абсолютная же масса людей совершенно не расположена скрывать свой ум, а скорее даже расположена его преувеличивать. У животных же такой необходимости нет и, чтобы понять, как они думают, что они думают и насколько умно они думают, нужно самому наблюдателю иметь повышенный против среднего уровень интеллекта.
Я не могу судить о том, насколько я умён, хотя в подтверждение того, что не являюсь последним дураком, могу привести тот факт, что являюсь автором более 200 научных публикаций, полусотни изобретений и проработал в дюжине областей академической и технической науки. Но не так давно я понял, что самой моей любимой областью науки была на самом деле доморощенная этология и зоопчсихология, наблюдение за нашими кошками и собаками, которые всегда были любимыми и полноправными членами нашей семьи. Результаты моих наблюдений я периодически публикую в виде коротких рассказов и надеюсь, что среди них встречаются такие, которые заинтересуют людей, неравнодушных к животным.
Зулейха-ханум
Не так давно мы взяли из приюта годовалую кошку, которую назвали Зулейха-ханум. Судя по всему, Зулейха родилась на свежем воздухе бездомности, хотя беспризорных собак и кошек в нашем аризонском городе Тусоне практически нет. Есть множество беспризорных кабанов, шакалов, орлов, лис, енотов, змей, скорпионов, тарантулов, а беспризорных собак и кошек нет. Южно-аризонское общество защиты животных работает очень чётко.
С младых когтей, не имея представления о манерах и образе жизни высших представителей животного мира, Зулейха обладает рядом понятных странностей, которые пока что слабо трансформируются и подстраиваются к человеческой манере домоводства. Она только-только начала соглашаться на то, чтобы её погладили, целыми днями лазает по столам, грызёт провода, лупит собак двумя передними лапами, когда те слишком назойливо к ней пристают и, будучи, от рождения диким животным, безуспешно пытается досыта наесться. При этом она проявляет невероятный консерватизм и ест только то, что ей понравилось. Кота мы давно уже кормим консервами "Аристокэт" трёх видов. Зулейха согласилась на один из сортов сухой еды и на один из видов консервов. Все остальные виды кошачьей магазинной еды и еды, от которой кошки традиционно не отказываются, для неё обладают нулевой ценностью. Она не понимает, что такое молоко, лососина, варёное или сырое мясо, сыр. Но зато то, что она согласилась есть, Зулейха ест с неослабевающей жадностью. Горшок, в который она сносит продукты пищеварения, заполняется с такой скоростью, что мы начинаем подумывать о том, чтобы нанять кошачьего ассенизатора на полставки.
В нашем доме есть два патио с застеклёнными дверьми и во двор, и в дом. Одно патио целиком и полностью выделили Зулейхе, где она проводит большую часть жизни, или сидя на большом оборудованном по последнему слову техники кошачьем горшке, или равлекаясь ловлей ящериц и мелких насекомых, заползающих в патио со двора. Она обожает ловить комаров и мух, прыгая на невероятную высоту. Когда же у Зулейхи наступает голод, а он наступает через каждые двадцать минут, она становится на задние лапки, вытягивает в высоту передние и начинает быстро тарабанить по стеклянной двери. На конце её всех четырёх черных лапок, которыми она очень быстро царапает по стеклу, расположены белые пятнышки, поэтому на эти видео-звуковые сигналы кто-то обязательно откликается, Зулейху выпускают, она бежит на кухню и громко орёт, требуя еды. Её расторопные приёмные родители немедленно бросают всеп дела, мчатся к холодильнику или к шкафу и кладут в миску Зулейхе сухую еду или консервы. Всё это повторяется больше десятка раз в день.
Не так давно я приехал с покупками, которые нужно было срочно разложить в холодильник, поскольку на улице было более 40 градусов по Цельсию и после многочасового мотания по магазинам в багажнике температура была ненормально высокая. По дороге из гаража на кухню я выпустил Зулейху из её личного кабинета, она прибежала на кухню и стала громко мяукать, требуя еды. Мне было не до неё, поскольку нужно было многое загрузить в морозилку. Она смотрела на меня своими пронзительными желтыми глазами и вдруг побежала к двери патио и стала быстро перебирать лапками, требуя, чтобы я её выпустил на патио, что я и сделал. Не успел я задвинуть стеклянную дверь патио и сделать шаг в направлении кухни, как Зулейха буквально в ту же секунду стала требовать её выпустить, выбежала на кухню и стала громко просить еды. Я не имел возможности ей услужить, она посмотрела на меня тяжёлым, укоризненным взглядом и вновь стала требовать, чтобы её впустили в её личные аппртаменты. В ту же секунду, как только я задвинул дверь патио, Зулейха повторила трюк и стала требовать её выпустить.
Тут только до меня дошел смысл её телодвижений. До этого каждый раз, когда она просила её выпустить, ей тут же подавали на кухне еду. Поскольку в этот раз я её не накормил, она подумала, что сработает мой рефлекс кормить кошку после выпускания её из патио. Логика её действий была направлена на оживление, мобилизацию и стимуляцию моей логики. Ну разве это не интеллект!
Люля
У нас живут две сестрички одного помёта породы йоркипу, представляющей собой смесь той-пуделя и йоркширского терьера. Обе они предствляют два четырёх лапых сосуда, по горло залитых тем, что у людей называется любовью. Они любят всех нас с невероятной силой. В любой момент они готовы целоваться, лизаться, прыгать от счастья и замирать от переполняющих их чувств любви к обитателям нашего дома. У нас было много собак, но более любвиобильных я не припомню. Та из собачек, которую зовут Лиля, ближе к йоркширским терьерам. Она намного хитрее сестрички по имени Люля, которая намного умнее Лили, поскольку больше похожа на той-пуделя. Обе собачки немного понимают по-русски и по-английски, но Люля понимает намного лучше Лили. Например, стоит произнести слово "мороженое", которое (мороженое, а не слово) она безумно любит, и Люля тут же пристраивается у моих ног, как у наиболее слабохарактерного из взрослых.
У нас в доме две входные двери. Когда открываешь одну, за ней появляется вторая дверь, частично задёрнутая прозрачной металлической сеткой, через которую, став на задние лапы, собачки могут видеть то, что делается на улице. Каждый день за 10-15 минут до приезда жены с работы собачки приходят ко мне в кабинет, пищат и лупят меня по коленям, требуя открыть им дверь. Я открываю одну из дверей, они становятся на задние лапки и ждут, когда появится машина жены. Пока жена ставит машину в гараж, они тихо попискивают, а когда она появляется на дорожке, ведущей к дому, начинают высоко подпрыгивать. Жена входит в дом, собачки прыгают всё выше, пытаясь лизнуть её в губы, она приседает и начинает с ними говорить о том, о сём, ласкать их и задавать им символические вопросы о том, что сегодня они делали.
Как-то в один из дней в момент бурных изъявлений собачьих радостей по поводу встречи, жена меня спросила, чем я кормил сегодня собак. Я сказал, чем кормил, упомянув о том числе, что дал каждой из них по мозговой косточке. Услышав слово "косточка", Люля быстро убежала, обегала весь дом, обнаружила под диваном свою обглоданную косточку и принесла её в зубах жене. Жена стала громко восхищаться подарком, просила подарить ей косточку, но Люля нарочито долго отпрыгивала с косточкой зубах, пока, наконец, не "подарила" косточку жене.
С тех пор Люля каждый день приносила жене обглоданную косточку. Увидев приближающуюся к дому любимую хозяйку, Люля в панике срывалась и бегала по дому в поисках косточки, опасаясь, что не обнаружит косточки к тому моменту, когда хозяйка откроет дверь. Однажды, не найдя косточки, Люля принесла в зубах резиновую игрушку. С тех пор каждый день Люля в момент прихода жены что-то "дарит" ей: или косточку, или игрушку. И жена каждый день бурно восхищается такому красивому подарку. Лиля пару раз принесла "подарок", но систематически этим не занимается, хотя любит жену никак не меньше Люли. Мне, разумеется, Люля ничего никогда не дарила, поскольку ритуал встречи у собак отработан только по отношнию к жене, поскольку та регулярно уезжает и приезжает. А я исчезаю из дома нерегулярно и возвращаюсь, неся из гаража десятки полиэтиленовых пакетов с продуктами. Собаки тут же начинают обнюхивать пакеты, которые я сгружаю на пол кухни, а после того, как я освобождаюсь от рассовывания накупленного, они просят меня поесть. И я им что-то обязательно даю: итальянскую салями, которую они любят, варённое мясо, печенья или сухарики.
Недавно я приехал с покупками и, отложив рассовывание по шкафам и холодильникам, стал готовить суп. Собаки стали громко мне намекать на то, что я нарушаю обычный распорядок и не кормлю их чем-то вкусным. Но я был занят своими делами и мыслями и какое-то время не обращал на собак внимание. Вдруг я почуствовал прикосновение чего-то твёрдого к ноге: это Люля принесла мне косточку, тыкала её в мою ногу, намекая на то, что пора кормить детей. Она поняла, что "подарки" обладаюи ценностью попыталась сменить "ценный" подарок
на еду.
Свидетельство о публикации №213081700275