О личности Пушкина-5 Патографы о гениальности

Глава пятая.

  О связи между одарённостью и психической неуравновешенностью и влиянии последней на первую.
                «Non est magnum ingenium sine mixtura dementiae»
                «Нет гениальности без примеси безумия». 
                (Сенека,4 до н.э., «О спокойствии духа»).

  В этой главе нам предстоит познакомиться с работой А.В. Шувалова «БЕЗУМИЕ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ: К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА», которую автор начинает с перечня многочисленных наблюдений философов, учёных и врачей, с древних веков уделявших внимание проблеме гениальности.
 
  То, что одарённость сродни помешательству, заметили еще древние. «Mania» у греков – это и пророческий дар, и поэтическое вдохновение, и психическое заболевание.
  Сократу приписываются следующие слова: «Все хорошие эпические поэты слагают свои прекрасные поэмы не благодаря искусству, а лишь в состоянии вдохновения и одержимости».
  Платон неоднократно возвращается к утверждению, что поэт творит только тогда, когда его рассудок отступает на второй план и им овладевает божественное исступление.
  О внутренней связи между гениальностью и психическим расстройством говорится и в замечании Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) относительно одного писателя из Сиракуз, который «начинал писать прекрасные стихи, как только заболевал манией, и, наоборот, не был в состоянии написать ни одного стихотворения, когда выздоравливал. ...знаменитые поэты, художники и государственные деятели часто страдают меланхолией или помешательством, как например, Аякс, но и в недавнее время мы находим подобные свойства у Сократа, Эмпедокла, Платона и многих других, особенно, среди поэтов».
  У соотечественника  Шекспира, поэта и драматурга Джона Драйдена (1631–1700)  читаем:
Высокий ум безумию сосед.
Границы твёрдой между ними нет.
 
  Дени Дидро (1713–1784), французский писатель и философ, писал в «Энциклопедии» (1751): «Натуры с мечтательным и меланхоличным предрасположением время от времени открывают такие тайники своей души, что приходят сначала к возвышенным, а затем к сумасшедшим мыслям. Ими они обязаны нарушению психических механизмов...
Увы! И почему гений и помешательство стоят так близко друг к другу?».

  Со временем  внимание исследователей к этой проблеме не ослабевало.
В середине XIX века появляются первые фундаментальные работы, специально посвящённые вопросу взаимоотношений творчества и психических нарушений:
у философа Артура Шопенгауэра (1788–1860); французского врача Моро де Туру (1804–1884); итальянского учёного Чезаре Ломброзо (1836–1909), с  работы  которого «Гениальность и помешательство» (1864) начинается новый яркий период в развитии  изучения этой проблемы. Его меткие научные наблюдения в богатом собрании патографических материалов из жизни выдающихся людей вместе с его заблуждениями   сыграли свою положительную роль.
  Изучали природу гениальности Фридрих Ницше (1844–1900), психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856-1939), крупнейший швейцарский психиатр Эуген Блейлер (1857–1939) и многие другие авторитетные учёные.
  Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875–1961) признаёт, что «художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза». Однако, «художественное творчество - не болезнь и требует совсем другой, не врачебно-медицинской ориентации». (В последних главах этой работы мы ещё вернёмся к этому имени).

  В нашей стране проблема патологии творчества впервые наиболее полно изучалась, как уже упоминалось ранее, Григорием Владимировичем Сегалиным (1878–1960), врачом и преподавателем Уральского политехнического института, издававшим в 1925–1930 гг. «Клинический Архив Гениальности и Одарённости (эвропатологии)» ("единственный не только в русской, но и в мировой научной литературе тех лет"), и положившим начало систематизации огромного материала по патологии клинико-психиатрического и литературно-биографического творчества.
(Стоит, однако, заметить, что, «обнаружив много интересных и объективных закономерностей, авторы журнала нередко грешили излишней лёгкостью в «развешивании диагностических ярлыков» историческим лицам).

  Заслуживает внимания мнение виднейшего немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера (1888–1964), который писал, что «психические заболевания, в особенности пограничные состояния, обнаруживаются среди гениальных людей гораздо чаще, чем среди обычного населения. У одарённых людей всегда присутствуют «психопатологические элементы», которые не только не оказывают неблагоприятного действия, но являются обязательной составной частью гения».

  Один из основателей советской психиатрической школы В. А. Гиляровский (1876–1959) считал, что «творчество душевнобольного отличается от творчества нормального и одарённого человека тем, что обострённая благодаря болезни способность восприятия и самая односторонность мышления, наклонность к болезненным преувеличениям могут позволить лучше видеть отдельные стороны явлений, действительно существующие, но при обычных условиях тонущие и ускользающие в массе других». (Гиляровский, 1935).
  И, наконец, эпизодически появляются мнения (Р. Артамонов, 1998), призывающие сохранять «врачебные тайны предков» и вообще закрыть тему или писать о болезнях великих людей, скрывая их имена. Такой путь «поможет нам принадлежать к добропорядочному обществу».
На взгляд Шувалова, при изучении психологии творчества этот путь явно тупиковый.
   
  «Таким образом, - заключает Шувалов, - вырисовывается следующая картина.
Одна группа авторов согласна с тем, что существует какая-то внутренняя связь между гениальным творчеством и психопатологическими расстройствами. Многие из них допускают, что психические отклонения могут способствовать проявлению таланта или даже стимулировать его, как бы «разрыхляя» ту почву, на которой вырастает гениальное произведение. Патологическая примесь оказывает ферментативное (катализирующее) действие на творческий процесс.

  Сторонники противоположного мнения заявляют, что гениальные произведения не могут создаваться благодаря психической ненормальности. Гений — высшее проявление здоровья, с биологической точки зрения это наиболее совершенный тип человека. Наличие у творца психической патологии объясняют следствием нервного перенапряжения. Болезнь, если она имеется, — не причина, а следствие гениального творчества».   
   
  Среди современных американских исследователей следует упомянуть книгу J. L. Carlson, который, проведя статистическое изучение, пришёл к выводу, что связь между творческим потенциалом гениев и психотическим расстройством безусловно существует. Психическое заболевание может быть (в редких случаях) следствием напряжённой творческой деятельности, следствием жизненных трудностей и непризнания, но может быть и причиной, мотивом или поводом для такой деятельности.
   
  Душевными болезнями в собственном смысле этого слова страдали многие известные люди, такие, как Ньютон, Роберт Майер (открывший закон сохранения энергии), Кант, Мопассан, Ницше, Руссо, Тассо, Гоголь, Гаршин, Г. Успенский, Блок, композиторы Шуман, Г. Вольф, Чайковский, художники Ван-Гог, Врубель...
   Когда несомненные и притом ярко выраженные психопатические особенности имелись у большого количества выдающихся людей (из русских - у Достоевского, Толстого, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Тургенева и многих других), то невольно возникает мысль: нет ли в самой природе гениальности чего-нибудь, что роднило бы её с психической неуравновешенностью?

  В понятии… «гениальности», очень важно различать два элемента:
   1) личность и 2) творчество.
   В каждом конкретном случае вопрос о «гениальности» решается второй частью.
   Нет великого человека без великого произведения.
 
  Величие личности и её великие дела оцениваются историей и определяются законами развития человеческих отношений.
Именно генетикой обусловлены врождённые качества каждого человека, его индивидуальность и неповторимость.
 
  Пaтогрaфии создaют возможность для медиков включиться в обсуждение великого человекa, зaняв место нaрaвне с критикaми, историкaми и искусствоведaми. Пользуясь своим стaтусом экспертов в вопросaх психики человекa, пaтогрaфы зaявляют, что им известно нечто тaкое, чего неспециaлисты знaть не могут.

19. 08. 2013.

 Продолжение в шестой главе
 http://www.proza.ru/2013/08/20/1848


Рецензии
Люба, очень интересная статья!
Гениальность как тайна за семью печатями!
Создание великого - это отречение, отстранение
от всего, что мешает творить! Совокупность гения
и безумия (?), на грани безумия ли...
С теплом,

Людмила Комарова Сабирова   20.10.2013 12:49     Заявить о нарушении
Добрый день, Людмила!
Я благодарю тебя за отклик на статью, эти материалы читают, в основном, "неизвестные читатели", а авторы на сайтах, озабоченные своим рейтингом, на это время не тратят.

Ещё раз - СПАСИБО! (Извини, что не сразу ответила).
Читала ли ты книгу "Пушкин. Непричёсанная биография"?
Обнимаю, Люба.

Любаша Жукова   26.10.2013 09:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.