21 августа

      Молитва, понимаемая как внутреннее формальное богослужение и потому как средство снискать себе милость, есть суеверное заблуждение. Ибо она не что иное, как только заявленное желание по отношению к существу, которое не нуждается ни в каком заявлении. Такой молитвой мы ничего, в сущности, не делаем и не выполняем ни одной из тех обязанностей, которые возложены на нас как божии заповеди, и, следовательно, и не служим действительно богу.
       Сердечное желание всем нашим поведением быть угодным богу -- другими словами, чтобы все наши действия сопровождались настроением выполнять их так, как будто мы, совершая их, находимся на службе у бога -- вот в чем заключается дух молитвы, который может и должен неукоснительно пребывать в вас. Облекать же это желание в слова и формулы (хотя бы и внутренне) -- это может иметь самое большее -- только ценность средства для оживления такого настроения в нас самих.
   
                Кант
2

       Преданность воле божьей,-- необходимое условие христианской жизни -- исключает возможность определенного желания и потому прошения, молитвы о том, чтобы случилось то-то и то-то.
      


Рецензии