Россия полагала душу свою за других
Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920), князь, русский религиозный философ, правовед:
«Я говорю об освободительной войне 1877-1878 годов. В те дни Россия делом засвидетельствовала о том, как она понимает смысл своего национального существования.
На вопрос – для чего жить и что делать – целый народ ответил подвигом самопожертвования. Он полагал душу свою за славян; но не славяне были нам в данном случае всего дороже; в славянстве мы искали и нашли нашу родину, ее утверждение и оправдание: вот тайна тогдашнего нашего восторженного настроения. На наших глазах рождалась на свет Божий новая, неведомая нам дотоле Россия… Рождалась великая освободительница народов – Россия, совершавшая подвиг любви, а потому достойная нашей любви и уважения. Со славянским вопросом срослась наша национальная мечта о ее высокой культурной миссии, о ее призвании осуществлять царство правды на земле… В служении такой России самая жизнь личности наполнялась высшим общечеловеческим смыслом: служить ей – значило отдаваться всему человечеству.
Никогда наше национальное единство не чувствовалось сильнее и глубже, чем в эти дни; никогда не было столь ясно поставлена перед нами наша национальная цель; но вместе с тем не национальность была для нас в то время высшим и безусловным. Россия полагала душу свою за других: именно потому так сильно себя чувствовала и так несокрушимо в себя верила.
…Когда нам ясна была наша задача, наша миссия среди славян, в нас ярким пламенем зажигалось национальное самосознание; когда мы утрачивали сознание этой нашей сверх народной цели, перед нами потухал и бледнел самый духовный облик России…»
В 70-х годах 19 века в Болгарии вспыхнуло очередное восстание против турецкого ига. Кровавые события в Перуштице и Батаге потрясли Европу. В защиту болгар выступили Лев Толстой и Федор Достоевский, Чарльз Дарвин и Дмитрий Менделеев и др.
Иван Тургенев писал: «Болгарские безобразия оскорбили во мне самые гуманные чувства: они только и живут во мне, и коль этому нельзя помочь иначе, как войной, ну так война!»
Иван Аксаков говорил: «Никогда никакая война не возбуждала такого всеобщего на Руси сочувствия и одушевления, не заслужила в такой мере названия народной, как именно эта война, благодаря именно этой священной задаче».
В статье «Взошло солнце ясное», являющейся предисловием к переводу на русский язык болгарских народных песен об освободительной русско-турецкой войне 1877года, Владимир Солоухин пишет: «Четыреста сорок памятников воздвигла Болгария в разных местах русской доблести, русскому бескорыстному братству. Памятники разные и по характеру и по величине. Собор Александра Невского в центре Софии, памятник Александру Второму на площади, перед входом в народное собрание, парк генерала Лаврова около Плевны, памятник на Шипке…где храм, где обелиск, где просто крест над братской могилой – 440 памятников… и что же как не памятники, народные болгарские песни, родившиеся в те времена…»
Из болгарской песни «Белый Дунай»: «А русское войско – белые кони, А над русским войском сверкает икона. Сверкает икона над белой ратью, Бьется это войско за болгарских братьев».
Или в песне «Взошло солнце ясное»: «А от Плевны дошли до Шипки. А от Шипки дошли до Загоры. Освободили болгар от рабства, От цепей, плетей, от позора».
Владимир Солоухин в упомянутой выше статье приводит слова из воззвания болгарского Центрального революционного комитета в самый день объявления долгожданной войны: «Мы несли мученический крест, но, несмотря на неописуемую неволю и страдания, у нас теплилась надежда, которая крепла. Этой надеждой, ни на минуту не оставляющей нас, была православная великая Россия. Братья, мы не напрасно ожидали помощи … вот она идёт требовать ответа за пролитую кровь наших мучеников. Скоро русские победоносные знамёна взовьются над нашим отечеством. Русские идут бескорыстно, как братья. Болгары, мы все должны, как один подняться и по-братски встретить наших освободителей. Всеми силами оказывать содействие русской армии».
Президент В. Путин посетил в марте 2003 года Болгарию.
И вот цитата из газеты от 3 марта 2003 года: «…российский лидер принял участие в торжествах по случаю 125-й годовщины окончания войны на Балканах… Путин побывал также в храме Рождества Христова, в подземелье которого в мраморных саркофагах захоронены защитники Шипки, а из гильз, собранных на полях сражения, отлиты 17 колоколов храма».
08.04.2003
P.S. В 2003 году я и представить не могла себе, что летом 2013 года буду в Болгарии, преодолею почти тысячу ступеней и поднимусь к Памятнику свободы на вершине горы и буду ласкать взглядом восьмиметровую фигуру льва, олицетворяющего подвиг защитников Шипки.
Памятник свободы, построенный в форме усеченной пирамиды, воспринимается как естественное продолжение горной вершины. Это проект архитектора Анатоса Донкова и скульптора Александра Андреева. Открытие Памятника свободы состоялось 26 августа 1934 года. На торжество приехали сотни тысяч человек - это было событие всенародного значения.
Посетила я и храм-памятник в городе Шипка. Торжественное открытие этого храма , выполненного по проекту А.И. Тимошенко состоялся 28 сентября 1902 г. Это пантеон всех павших в Освободительной войне.
Идею построить такой храм-памятник выдвинули мать героя войны Ольга Николаевна Скобелева и видный русский дипломат граф Николай Павлович Игнатьев. По их инициативе в 1880 г. был создан комитет по сооружению православного храма у подножия Балкан в память о воинах, павших в войне 1877-1878гг.
И вот еще интересный факт: в 1880-е годы мой прадед польский ссыльный Петр Адамович Милевский среди других фотографий сделал портрет брата Николая Павловича - Алексея Павловича Игнатьева, бывшего в то время генерал-губернатором Восточной Сибири.
Вот так, через десять лет я снова окунулась в былое.
29.08.2013
Свидетельство о публикации №213082900019