Россия полагала душу свою за других

      Славянская тема многомерна и всеобъемлюща: культура, язык, фольклор, история т. д. Мне хочется остановиться на одном из моментов в истории славянских отношений  конца 19 века, т.к. в 2003 году исполнилось 125 лет освобождения Болгарии от 500-летнего османского ига. Работая над рассказом  «Былое», я просмотрела ряд материалов, выдержки из которых хочу привести. Мысли философов, ученых и писателей пронизаны   болью и тревогой за судьбы славянских народов.
   
       Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920), князь, русский  религиозный философ,  правовед:
       «Я говорю об освободительной войне 1877-1878 годов. В те дни Россия делом засвидетельствовала о том, как она понимает смысл своего национального существования.
    На вопрос – для чего жить и что делать – целый народ ответил  подвигом самопожертвования. Он полагал душу свою за славян; но не славяне   были нам в данном случае всего дороже; в славянстве мы искали и нашли нашу родину, ее утверждение и оправдание: вот тайна тогдашнего нашего восторженного настроения. На наших глазах рождалась на свет Божий новая, неведомая нам дотоле Россия… Рождалась великая освободительница народов – Россия, совершавшая подвиг любви, а потому достойная нашей любви и уважения. Со славянским вопросом срослась наша национальная мечта о ее высокой культурной миссии, о ее призвании осуществлять царство правды на земле… В служении такой России самая жизнь личности наполнялась высшим общечеловеческим смыслом: служить ей – значило отдаваться всему человечеству.
      Никогда наше национальное единство не чувствовалось сильнее и глубже, чем в эти дни; никогда не было столь ясно поставлена перед нами наша национальная цель; но вместе с тем  не национальность была для нас в то время высшим и безусловным.  Россия полагала душу свою за других: именно потому так сильно себя чувствовала  и так несокрушимо в себя верила.
   …Когда нам ясна была наша задача, наша миссия среди славян, в нас ярким пламенем зажигалось национальное  самосознание; когда мы утрачивали сознание этой нашей сверх народной цели, перед нами потухал и бледнел самый духовный облик России…»

     В 70-х годах 19 века в Болгарии вспыхнуло очередное  восстание против турецкого ига. Кровавые события в Перуштице и Батаге потрясли Европу.  В защиту болгар выступили Лев Толстой  и Федор Достоевский, Чарльз Дарвин и Дмитрий Менделеев и др.

      Иван Тургенев писал: «Болгарские  безобразия оскорбили во мне самые гуманные чувства: они только и живут во мне, и коль этому нельзя помочь иначе, как войной, ну так война!»
     Иван Аксаков   говорил: «Никогда никакая война не возбуждала такого всеобщего на Руси сочувствия и одушевления, не заслужила в такой мере названия народной, как именно эта война, благодаря именно этой священной задаче».

     В статье «Взошло солнце ясное», являющейся предисловием к переводу на русский язык болгарских народных песен об освободительной русско-турецкой войне 1877года, Владимир Солоухин пишет: «Четыреста сорок памятников воздвигла Болгария в разных местах русской доблести, русскому бескорыстному братству. Памятники разные и по характеру и по величине. Собор Александра Невского в центре Софии, памятник Александру  Второму на площади, перед входом в народное собрание, парк генерала Лаврова около Плевны, памятник на Шипке…где храм, где обелиск, где просто крест над братской могилой – 440 памятников…  и что же как не памятники, народные болгарские песни, родившиеся в те времена…»

      Из болгарской песни «Белый Дунай»:  «А русское войско – белые кони, А над русским войском сверкает икона. Сверкает икона над белой ратью,                Бьется это войско  за болгарских братьев».
      Или в песне «Взошло солнце ясное»: «А от Плевны дошли до Шипки.  А от Шипки дошли до Загоры. Освободили болгар от рабства, От цепей, плетей, от позора».

     Владимир Солоухин в упомянутой выше статье приводит слова из воззвания болгарского Центрального революционного комитета в самый день объявления долгожданной войны: «Мы несли мученический крест, но, несмотря на неописуемую неволю и страдания, у нас теплилась надежда, которая крепла. Этой   надеждой, ни на минуту не оставляющей нас, была православная великая Россия. Братья, мы не напрасно ожидали помощи … вот она идёт требовать ответа за пролитую кровь наших мучеников. Скоро русские победоносные знамёна взовьются над нашим отечеством. Русские идут бескорыстно, как братья. Болгары, мы все должны, как один подняться и по-братски встретить наших освободителей. Всеми силами оказывать содействие русской армии».

      Президент В. Путин посетил в марте 2003 года Болгарию.
      И вот цитата из газеты от 3 марта 2003 года: «…российский лидер принял участие в торжествах по случаю 125-й годовщины окончания войны на Балканах… Путин побывал также в храме Рождества Христова, в подземелье которого в мраморных саркофагах захоронены защитники Шипки, а из гильз, собранных на полях сражения, отлиты 17 колоколов храма».
 
                08.04.2003


       P.S.    В  2003 году я и представить не могла себе, что  летом 2013 года  буду в  Болгарии,  преодолею почти тысячу ступеней и  поднимусь   к Памятнику свободы   на вершине  горы и буду ласкать взглядом   восьмиметровую  фигуру льва, олицетворяющего подвиг защитников Шипки.

   Памятник свободы, построенный в форме усеченной пирамиды, воспринимается как  естественное продолжение горной вершины.    Это проект архитектора Анатоса Донкова и скульптора Александра Андреева. Открытие Памятника свободы состоялось 26 августа 1934 года. На торжество приехали сотни тысяч человек - это было событие всенародного значения.
   
    Посетила я  и храм-памятник в городе Шипка.   Торжественное открытие  этого храма , выполненного по проекту  А.И. Тимошенко состоялся 28 сентября 1902 г.  Это пантеон всех павших в Освободительной войне.
      Идею построить такой храм-памятник выдвинули мать героя войны Ольга Николаевна Скобелева  и видный русский дипломат граф Николай Павлович Игнатьев.  По их инициативе в  1880 г.  был создан комитет по сооружению православного храма у подножия Балкан в память о воинах, павших в войне 1877-1878гг.

        И вот еще интересный факт:  в 1880-е годы мой прадед польский ссыльный  Петр Адамович Милевский среди других фотографий сделал портрет  брата Николая Павловича -  Алексея Павловича Игнатьева, бывшего в то время генерал-губернатором Восточной Сибири.
  Вот так,    через десять лет    я снова  окунулась в былое.
                29.08.2013         


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.