Притча. Дороже жизни

Один князь заявил жене:
- В родной семье, где у нас всего вдоволь, боюсь, сын вырастет изнеженным, лишенным мужества. Пусть он растет у аталыка*. - Забрал его с этими словами   у юной матери.

 Она не посмела возразить: знала, что, по обычаю, мальчик в приемной семье должен оставаться до совершеннолетия, не видя своих родителей. Там он станет настоящим мужчиной.

 Она   тайно следила за тем, как растет её кровинушка у приемного отца, и не могла дождаться его возвращения домой.

Но  сын, поехав однажды со своим приемным отцом в набег на вражеский стан, был тяжело ранен. Умирая, он решился нарушить обычай и обратился к аталыку:

- Я прошу у тебя прощения. Но, не осуждая, позволь мне увидеть отца перед смертью.

Аталык, обливаясь слезами, послал за князем. Любил  воспитанника, как родного сына.

Тот, глубоко опечаленный, приехал. Обычай  не позволял его сыну ни сидеть, ни лежать при отце. Поэтому смертельно раненый молодой человек встал с постели при помощи друзей и встретил его, как и надлежало - стоя. Видя, как качаясь от слабости, сын стоит перед ним - князь не выдержал и встал.

Выйдя к аталыку, произнес печально:

- Я не насмотрелся на своего несчастного сына, но все же вынужден уйти. Ему стоять тяжело, а при мне он лечь не смеет.

Мать дождалась сына. Только, чтобы оплакать и... горевать о нем всю оставшуюся жизнь. Отец безропотно принял тяжкую долю.
 
Когда речь идет о достоинстве, настоящие мужчины знают - честь дороже жизни.

Аталык* – приемный отец из хорошо знающих военное дело, уважаемый во всех сословиях, человек, к кому привозили маленьких княжичей. Воспитание, полученное в бедной семье, учило мальчиков из богатых семей настоящему адыгэ хабзэ*, что также высоко ценили и настоящие мужчины-князья.
Адыгэ хабзэ* – свод нравственных и эстетических ценностей, присущих традиционной этнической культуре адыгов.


Рецензии
Асна, спасибо. Я прочитала очень внимательно и отношусь уважительно к традициям народа. Сама мать двоих сыновей и двоих дочерей.
Понимаю, как трудно отдать ребёнка, кажется несправедливо и незачем.
Потрясена, что, и умирая, сын попросил увидеть отца-князя, но не вспомнил про мать, не выразил желания её увидеть - ту, которая дала ему жизнь. Любовь к матери и благодарность за жизнь вообще не заложена? Но жизнь и не прожита полноценно, оборвана в самом начале, и не даётся ли тут урок отцу и матери, что не стоило отрекаться от сына - свою кровиночку, желая лучшего, просто погубили во цвете лет. А может быть - ради того, чтобы был и ушёл состоявшимся в мужестве. Видимо, ЗНАЛИ, ЧТО СМЕРТИ НЕТ. ВАЖНО ПРОЖИТЬ, ВЫКОВАВ ВНУТРЕННЮЮ СИЛУ.
НО ЧТО ЗА СИЛА ТАКАЯ, БЕЗ СИЛЫ ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ К ТОЙ, ЧТО ПОЗВОЛИЛА ВОПЛОТИТЬСЯ? Или у сына есть чувство отречения матери от него? Но это был выбор отца, а мать просто послушна. Нежности и сопереживания к горю матери нет совсем, женщина была удалена и принижена в быту, бесправна, и это уже впитывалось и стало правилом в тех условиях. Так Асна?
В любом случае, всё правильно и гармонично В ЦЕЛОМ, и это выбрано прожить для многогранного опыта Любовью божественной, свыше её ничего нет. Так мной понята многовариативность, бесчисленное множество вариантов жизенных укладов у людей. Я только учусь через сердце не обижаться, не судить и не винить. Любовь покрывает и принимает, растворяет обиды.

По себе знаю, что очень легко проявить материнский эгоизм, чрезмерную опеку, изнежить, потворствовать, сердце всё прощает, мать несёт детям лучший кусок и мягче стелит. Увы, это так. Но и сердечность, любовь она вкладывает. Читала, что материнская любовь ближе всего к божественной, так как безусловна, естественно матери любить. Может быть, та мать и ей подобные, в воплощении проходила опыт освобождения от зависимости и чрезмерной потребности опекать детей, ей был дан такой урок? Я не знаю. Истинная любовь не может повредить, но жизнь изучает всякий опыт, он всегда бесценен.
В той ситуации были условия трудные для выживания, надо было сохранить лучшие из лучших качеств мужчин рода. Значит так надо было и правильно. Отношения, тем более, доверительные, любящие и ответственные, бережные к сохранения рода и его могущества в целом. Стирались семейные границы. Семьёй становился, видимо, весь клан. Люди поступали так из Целостности самой природы, народа, с целью сохранения главного в интересах сообщества.
А вот воинственность огорчает, не вывелась до сих пор, но тут тоже, видимо, историческая неизбежность прохождения и этого опыта, вследствие программы ума и разделения им всего. Люди веками боролись и выживали.
Хочется в новой эре, чтобы люди берегли Целостность в любви для развития и творчества, а не для выживания и кровопролитной борьбы.
С уважением, Асна. Мира и благополучия всем людям на Земле!

Светлана Кременецкая   05.05.2022 08:18     Заявить о нарушении
Даже не знаю, что ответить, Светлана.
Я до того была привычна к тому, что мужчина - бог в доме, что решила отразить мужество умирающего, но до последнего вздоха не захотевшего нарушить веками сложившийся закон. Он именно в такой форме в данном случае вылился. Есть вещи, которые невозможно обойти. Этот закон аталычество было такое. Сейчас молодежь знает это со слов стариков- если они имелись. У нас дома, например, родители отца и матери рано умерли и мы росли без бабушки и дедушки. В основном все узнавали из книг. выросли , как все в СССР, в большой семье народов. К истокам возвращаемся, когда взрослеем. Что очень плохо. Надо с младенчества все исконное впитать. Тогда не потеряешься.
Спасибо за беседу, Светлана.
С уважением,

Асна Сатанаева   05.05.2022 21:18   Заявить о нарушении
Спасибо, Асна! Вы правы, я умничала и металась мыслями, позиция непривычная, надо просто принять уважительно опыт народа - всё так, как есть.
Мир и радость Вашему дому и семейству.

Светлана Кременецкая   05.05.2022 22:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.