Верховой - библейский образ, этимология

Как считает философия, понимание – процесс перехода от одного уровня познания к другому; первоначальная ИНТЕРПРЕТАЦИЯ приписывает информации (понятию) значение и смысл, со временем происходит уточнение или изменение смысла и информация переводится из сферы чувственного познания в НАУЧНОЕ; без «понятия» познание невозможно. В процессе ИСТОЛКОВАНИЯ понятия мы теряем промежуточное звено, выделенное диалектикой в связке - ОБЪЕКТ (внешний мир) – предметно-практическая деятельность – СУБЪЕКТ (человек); в объяснении теряются связи между системами знаний – древней и современной. Система современного НАУЧНОГО ЗНАНИЯ построена на средневековом фундаменте ПОЗНАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО БОГА ЯХВЕ с элементами греческой и арабской (семитской) философии, в ней (как предполагает автор), большинство понятий восходят (исторически видны) к  лексике и идеологии иудаизма, где необходимо искать ЭТИМОЛОГИЮ.

В данной статье, на примере рядового русского понятия «ВЕРХОВОЙ», используя ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (практика) мы постараемся связать русское слово-понятие с древнейшим языком – ивритом и идеологией иудаизма; этимология понятия неизвестна.

Сочетание «Езда верховая» Википедия объясняет так: «Лошадь пошла под седло человека ВПЕРВЫЕ в АЗИИ; обыкновенно приписывают это скифскому племени сколотов. Европейцы заимствовали этот способ передвижения у персов, главным образом в военных целях, и сразу же достигли в этом отношении большого искусства; большой известностью пользовались конницы фессалийская и фракийская; этому способствовало учреждение в Греции, а затем и Риме особых академий верховой езды».

1) Существующие комментарии к понятию ВЕРХОВОЙ

а) Толковый словарь В.И. Даля, 1863-1866 (в сокращении)
верховный
высший, высочайший, первенствующий по сану, власти, званию, значению, по праву. Верховный правитель, государь. Верховный жрец. возвышенная местность. вершина реки… Верховой, верховый, до верху относящ., в разн. знач. Верховый хлеб, пришедший вниз по реке, из верховых мест. Верховые города, места, села, сравнительно для каждой местности, лежащие выше; по Волге, все, что выше Самары, а ниже ее, низовые; на Дону, все, что выше Новочеркасска.
Верховое судоходство, вверх рекою, против воды, взводное, т. е. коноводное и лямочное, а ныне паровое. Верховый и верховой ветер, на Волге, северо-западный, вообще же сгон, выгон, противоп. моряна, нагон; верховая вода, набежавшая сверху, в разлив, в ростополь, или паводком, от дождей; низовая назыв. нагон, подпруда. Верховый бой, стар. наряд, артиллерия, пушки; верховые люди стар. сановники, придворные; влад. дворовые, взятые наверх. 
Верховой, сиб. вершний, вершень, конный, сидящий верхом; вершнйк, конник; гонец, конный ездок, верховик. Верховая эстафета, одноконная. Верховые загонщики, в облаве, конные, ведущие и направляющие загонщиков.

б) Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
ВЕРХОВОЙ верховая, верховое, и ВЕРХОВЫЙ, верховая, верховое. Прич. к верховье; расположенный выше по течению. Верховые города. ВЕРХОВОЙ верховая, верховое. 1. Прил. к верхом. Верховая езда. Верховые рысистые испытания. || Служащий для езды верхом. Верховая лошадь. 2. в знач. сущ. верховой, верхового, м. Едущий верхом на лошади (преимущ. об отправляемом с каким-н. поручением). Послали верхового вдогонку.

в) Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
верховой 1. м. разг. Тот, кто ездит верхом. 2. м. разг. Тот, кто работает на высоте. 3. прил. Связанный с передвижением верхом. 4. прил. 1) а) Происходящий, движущийся высоко над землей (обычно о ветре, метели и т.п.). б) Обитающий обычно над землей (о птицах, животных и т.п.). в) Расположенный на высоком месте. 2) То же, что: верхний (1). 3) а) разг. Расположенный в районе верхнего течения реки или выше по течению реки (о городах, селах). б) Идущий, направляющийся с верховья.

Вывод
В понятии «ВЕРХОВОЙ» авторы толковых словарей выделяют несколько смыслов: всадник, сидящий верхом; верховье реки; процессы, происходящие над землёй (ветер, метель, пожар). Очевидно, что основное понятие – ВСАДНИК, СИДЯЩИЙ ВЕРХОМ, ТОТ, КТО ЕЗДИТ ВЕРХОМ, а что есть подобное в иврите?

2) Этимология иврита и образы иудаизма

В литературе Ветхого и Нового Заветов понятие «восседать, сидеть верхом, всадник» часто употреблялось в метафорическом (переносном) смысле в значении – ПРАВИТЬ, воцаряться.

ВЕ+РХОВ+ОЙ = ивр. В в виде, как  + РАХУВ сидящий верхом, ездящий; РОХЕВ ездить верхом, сидеть верхом; корень Р.Х.В. образует понятия: садить верхом, повелевать, воцарить, колесница, повозка, средство передвижение; в современном иврите – поезд, ж/д транспорт, метро.

Образы Библии

Термин иврита Р.Х.В. в указанных выше значениях применяется в Библии 61 раз.

2-я Паралипоменон 8:9: «Сынов же Израилевых не делал Соломон работниками по делам своим, но они были воинами, и начальниками телохранителей его, и вождями колесниц (Р.Х.В.) его и всадников его».

Иов 39:18: «а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику (Р.Х.В.) его».

Иезекииль 39:20: «И насытитесь за столом Моим конями и всадниками (Р.Х.В.), мужами сильными и всякими людьми военными, говорит Господь Бог».

Откровение Иоанна Богослова 19:11: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем (ХАРОХЕВ, на иврите) называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует». Здесь любопытная деталь средневекового мышление – ИСТИНА, не приписываемая поздней церковью ДОБРО и ЗЛО, а чисто философское понятие суждения – истинное (верно) и лживое (неверно).

Ириней Лионский (130-202), христианский богослов, первый, кто назвал всадника — самим Иисусом Христом, а белого коня трактовал как успех распространения  Евангелия; многие богословы впоследствии поддержали эту точку зрения, ссылаясь на последующее появление Христа на белом коне как Слово Божие в Откровении, 19 (Википедия).
Таким образом, очевидно, что понятие «ВЕРХОВОЙ» заимствовано из литературы Библии, и по своему происхождению ОБРАЗ и СЛОВО являются еврейским.


Рецензии