Я подданный страны Поэзия

                К 75-летию со дня рождения поэта Леонида Терехина.

                "И равнодушно и растерянно
                я слов пустых не оброню,
                я с этим подданством с рождения
                России преданность храню".                               
                Л. Терехин.
       Леонид Степанович Терехин ушел из жизни в 2001 году. На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска.
      Он ушел из жизни, но остались с нами его стихи. 

      С нами осталась его лирика - духовная жизнь поэта, его чувства и переживания, настроения и общественные интересы.  Моя задача обратить внимание читателя  на жизнь этого большого поэта, на жизнь, отданную поэзии, и привлечь внимание к его книгам.

      Возможно, вам будут интересны    другие строчки, что-то другое   покажется ближе. Для меня главное, что  бы вы взяли сегодня в руки  книги Леонида Степановича Терехина,  прикоснулись к  духовной жизни поэта, нашего земляка. Говоря, земляк, имею в виду не только то, что он родился в Красногорском районе и вся его жизнь связана с родным Подмосковьем.    Он  наш, россиянин,  любит малую и большую Родину, написав «Храмина-Русь».  Или в другом стихотворении: «Я вижу Родину - Россию светозарную мою», а вот еще: «Да святится имя твое, Русь, да святятся дни твои и годы!».    Леонид Терехин - наш Земляк, потому, что он певец Подмосковья, он  россиянин в самом высоком смысле этого слова.   
            
      Леонид Степанович Терехин окончил Литературный институт   им. А.М. Горького в 1961 году и стал членом СП СССР в 1973 году.

      Говорят, Леонид Степанович был человеком замкнутым. Прочитав стихи поэта, я поняла, что в творчестве отражена вся  жизнь, его поэзия во многом автобиографична.

      В книге «Расставание с летом» (М., 1981) поэт пишет: «Я родился в страдное, жаркое  время летнее – сбились все с ног. И, усталая после жатвы, мать меня спеленала, как сноп».
      О  военном   детстве  Леонид  Степанович   вспоминает   в   таких   строчках:
«Я мальцом  под осколками рос. И в одиннадцать в руки мне вожжи передал поредевший колхоз», а затем - «мне в пятнадцать лет метрику выдал на усыновленье завод…»

       В  стихотворении «Прикосновение»  мы увидим дальнейший путь молодого человека: «Я – чертежник. Я – сборщик. Я – моторист заводской. К жизни ладони тянул я – но больше к  ней прикасался строкой. Проникал я и слухом и зрением в глубь событий, в людей, как в миры, - чтоб потом наливались и зрели, как колосья, строчки мои!»

     Леонид Терехин написал поэму «Талан», в которой   «ищет родства забытый след». «В новеньком сельце Ново-Никольском подмосковном барин молодой…Михаил Бестужев-Рюмин с прадедом   Иваном. Голоса. Правду - матку прадед мой угрюмо режет прямо барину в глаза». Затем приведена история деда Василия и отца.  В этой поэме за судьбами героев - история России. Поэт эту мысль выразил так: «Путь – какой бы ни был он длины, - наши жизни в полотно истории ниточками судеб вплетены». Он хотел «быть певцом не деревни, не города – быть певцом  всей российской земли!»

      Первая книга стихов Леонида Терехина  - «Оратания», вышедшая из печати в 1969 году, открыла для читателей имя поэта.  В ней, на мой взгляд, одно из сильнейших стихотворений, которое начинается словами «Лицо войны я на всю жизнь запомнил в крестах от первых до последних дней…»

      Мальчик, оставшийся без отца во время войны, напишет позже о войне: «Год рождения – двадцать четвертый, год рождения – двадцать второй…Взвод за взводом я вижу отчетливо – поколений редеющий строй. Нашим детством благословляемые в том кромешном свинцовом аду, мимо нас по Волоколамскому наши старшие братья идут».

      Из книги «Хорошая примета» (М.,1978) хочу привести строчки из  стихотворения «Ищу могилу своего отца», проникнутые безграничной  сыновней болью: «Здесь 271 могила и 30238 за нашу землю воинов погибло в ту грозную и огненную осень… Теней солдатских изваянья встали, чтоб каждый год наш, каждый час и день дорог отцовских продолженьем стали. Стираю слезы с пыльного лица». Цикл стихов «Рабочая окраина» посвящена памяти отца павшего за Родину.
     Любовью к природе проникнуты многие стихотворения поэта. Он об этом написал: «Как язычник, я склоняю голову перед божеством природы русской…»

     Какая боль за родной край в стихотворении  «Опалиха»: «И я тревожусь, родная Опалиха, чтобы зелень волос твоих не опала, чтоб в глазах твоих бочагов светились звезды, плыла синева и теплый дым твоих очагов не разметала внезапно война».

         «Я редко был удачлив»,  - напишет поэт. «Я боялся быть самим собою – я другим старался подражать, почему-то жил с одной заботой: чтоб в себе другого отражать» - стихотворение психологическое и очень откровенное. Меня  поразили такие строчки: «Страшно жить, когда в смятеньи листьев ни один не улыбнется взгляд. Страшно жить, когда пустые лица равнодушно по тебе скользят». Может быть отсюда его  замкнутость? Может быть, это от нашего равнодушия?

      Книга «Подмосковная глубинка» (М., 1975) содержит  цикл стихов «Слово о матери» с  глубокими  и  проникновенными словами,  обращенными к ней.

     В последнем сборнике стихов Леонида Терехина «Камень Звездолик», вышедшем из печати в 2001 году, кроме стихов, напечатана современная чудо- сказка с одноименным названием. Какой же добротой наполнил  эту сказку уже немолодой поэт, закончив ее словами: «В роднике, где  как звезда светился, воскрешенный камень Звездолик, я опять живой воды напился, и перо свое макал в родник». 

      В  сборнике «Мозаика осени» (М., 1990), вышедшем в перестроечный этап жизни нашей страны, глубже проявилась социальная направленность его стихов. Поэт написал: « В чем я покаяться должен, скажите?! В том, что родных и друзей не предал?! В том,  что не врал, не подпрыгивал чижиком, жадно не рвался к рублю, калачу?! С разного рода рвачами и выжигами рядышком каяться  я  не хочу».

     Поэтов друг от друга отличает степень метафоричности.

       В стихах Леонида Степановича  Терехина яркие и запоминающиеся образы: «Смычки шлагбаумов взлетают»,  «Шрам войны обрастает корою…»,  «Струны сосен как - струны арф»,  «кто-то сильный тучу отжал», «насущный хлеб низко склоняет усталую голову», «стихи,  как солдатские письма, выпирают углом у груди», «тучки, как распашонки, сохнут…», «Шальная вьюга….как кобылица, будет мчать и ржать», «ночь цыганкой кружит за окном»  -  таких примеров можно привести множество. 
               
     Этот небольшой   очерк написан, чтобы  сохранить   память о Леониде Степановиче Терехине, который мечтал «вызреть в новом поколении».         Поэт, одаривший нас своей красивой душой, мыслями, чувствами, остается с нами.

                13.11.2005
 


Рецензии