1. 036 Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой
(1828—1910)


Роман Л. Толстого «Война и мир» переносили на экран несколько раз. Последняя, крайне слабая историческая драма режиссеров Р. Дорнхельма и Б. Доннисона была снята в 2007 г. Самыми известными экранизациями являются фильмы двух классиков кинематографа: американский К. Видора (1956) и наш — С. Бондарчука (1965—1967).

Эти картины отличаются как земля и небо. И дело тут не только в неодинаковых масштабах дарования мастеров, а в их различном подходе к первоисточнику, в разном видении самого романа и изображенной в нем жизни. Это отличие сродни разнице западноевропейской живописи и византийской и древнерусской иконописи.

В живописи применятся, как правило, прямая перспектива, адекватно отражающая вещный мир, а при писании икон — обратная, погружающая зрителя в мир «небесный». «Икона — это окно в священный (сакральный) мир, и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздается вширь — простирается». (Iеромонахъ Тихонъ — Козушин).

Иными словами, на картине искусник показывает нам реалистический мир, какой видится ему, а в иконе богомаз приобщает нас к мiру (Вселенной) и изображает не видимость, а сущность, мiр, каков он есть на самом деле. Лев Николаевич Толстой впервые в истории мировой литературы изобразил в своем романе мiр таким, каким его изображал Андрей Рублёв.

Именно мiр, по мнению ряда специалистов, стал главным героем русского писателя. Запад как апологет прогресса, «который по сути являет собой дурную бесконечность, не имеющую никакой цели, кроме ухода все дальше за горизонт, в небытие, в ничто», чья история представляет собой «торжественное шествие навстречу антихристу» (священник Александр Шумский), в принципе не мог создать подобный роман. И не создаст. Да и Россия вряд ли уже сподобится на такой духовный подвиг.

Будущий писатель родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в Ясной Поляне Тульской губ. Его родители граф Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 г., и Мария Николаевна, в девичестве княжна Волконская, принадлежали двум аристократическим родам, находившимся в близком родстве с князьями Горчаковыми и Трубецкими. У Льва было три брата и сестра. Многие родственники Толстого стали прототипами героев его произведений.

В два года мальчик лишился матери, и воспитанием осиротевших детей занималась дальняя родственница, Т. Ергольская. После переезда в Москву и внезапной смерти отца (1837) опекуншами несовершеннолетних Толстых стали сестры отца А. Остен-Сакен и П. Юшкова. Сиротство сильно сказалось на характере и творчестве писателя, на его умении видеть и распознавать чужую душу. Образовывали Лёвушку немец Ресельман и француз Сен-Тома.

В 15 лет юноша поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, но через 4 года бросил занятия.

С намерением «самостоятельно пройти курс юридических наук, практическую медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и добиться совершенства в музыке и живописи», а заодно облагодетельствовать мужиков и оздоровить крепостной быт, прожектёр затворился в Ясной Поляне.

Запала хватило на одно лето, затем — Москва, Петербург, где Лев пустился во все тяжкие: карты, кутеж, охота, цыгане, перемежаемые аскезой, игрой на рояле и подготовкой к экзаменам на кандидата прав.

Находил время Толстой и сочинять. В принципе он сам развил и образовал себя, сам направил себя по пути, на котором переплелись высокое и низкое, гениальное и заурядное.

В писателе всю жизнь шла напряженная нравственная борьба, в нем, говоря словами Достоевского, постоянно боролся Бог с дьяволом, а полем битвы — было его сердце. Толстой уже в юности пробовал укрощать свои страсти, анализировать чувства и поступки. Прежде чем писатель взошел к великой совести, он от многого отказался.

Когда в 1851 г. его брат Николай отправился служить на Кавказ, Лев, жестоко проигравшийся перед этим, пристал к нему.

Пять месяцев он жил в Пятигорске, продолжал писать, увлекался охотой, а затем поступил юнкером в артиллерийскую бригаду, стоявшую под Кизляром. Толстой больше двух лет жил в казачьей станице на берегу Терека, участвовал в боевых действиях, был произведен в офицеры.

В некрасовском «Современнике» он опубликовал за инициалами Л.Н.Т. свою первую автобиографическую повесть «Детство». Повесть продолжили еще две — «Отрочество» и «Юность». Трилогия принесла писателю широчайшую известность.

С началом Крымской войны (1853—1856) Толстой перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии. В дни обороны Севастополя он командовал батареей на 4-м бастионе, был награжден орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и двумя медалями.

Написанные на передовой и опубликованные «Севастопольские рассказы», в которых писатель впервые в литературе занялся анализом боевой жизни и сделал героем простого солдата, имели феноменальный успех. Николай I, прочитав первый рассказ, велел беречь автора, но тот не создан был для штабной жизни. Скандальную известность храброму офицеру принесла его сатирическая песенка о бездарном командовании.

Приехав с передовой в Петербург, Толстой стал посещать «Современник», сошелся было с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем и др. писателями, но из-за разных взглядов на литературу (Лев не считал ее чем-то основополагающим в жизни человека) порвал с ними и уехал за границу.

Надо отметить, что Толстой никогда не был профессиональным литератором, ни по «нужде» (ему на жизнь денег хватало), ни по «писательскому долгу» — он писал, когда хотел писать, в коллегах по литературному «цеху» не нуждался, да и вообще литературе предпочитал педагогику, проповеди и беседы о вере и морали.

В европейской жизни (Германия, Франция, Англия, Швейцария, Италия) за полтора года странствий Толстой разочаровался, о чем скупо поведал на страницах своей прозы. За границей его интересовали только народное образование и учреждения, поднимавшие уровень рабочего населения.

Разочаровался писатель и в литературе. Какой-то период он практически ничего не писал, но и в годы литературного «затишья» все же опубликовал в «Современнике» и «Отечественных записках» несколько прекрасных рассказов и повестей: «Метель», «Два гусара», «Утро помещика», «Поликушка», «Люцерн», «Три смерти».

Тогда же была написана (опубликована позднее) потрясающая «История лошади» («Холстомер») и одна из лучших русских повестей «Казаки». Из событий этого периода тяжелейший след оставила в Толстом смерть брата Николая от туберкулеза.

В 1862 г. Толстой женился на дочери врача из остзейских немцев Софье Андреевне Берс, в которой он нашел преданного друга и незаменимую помощницу, и окончательно переселился в Ясную Поляну. У четы было 13 детей, пятеро из которых умерли в младенчестве или в раннем детстве.

Энергия била в Толстом ключом. Он стал мировым посредником, занялся устройством школ в Ясной Поляне и в уезде.

В яснополянской школе, просуществовавшей 15 лет, Толстой, отказавшись от западных педагогических методик, пропагандировал индивидуальный подход к ученику.

Свою сверхзадачу педагог видел в зарождении в учениках интереса к учению. Занятия шли прекрасно; Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором помещал свои рассказы и басни, выпустил «Азбуку» и «Новую Азбуку». В статьях он проводил мысль о том, что официальная система российского образования служит лишь изощренным способом закабаления и эксплуатации народа высшими классами. Увы, эта мысль и поныне не потеряла свою актуальности, но, как и тогда, чужда властям.

Отмена крепостного права в 1861 г., на которую литераторы отреагировали вяло, а также счастливое начало семейной жизни подвигли Толстого возобновить свои писательские труды.

С 1863 г. он с головой ушел в работу над романом под названием «1805 год». В нем он намеревался довести события до времени крестьянской реформы. Отрывок из него был опубликован в 1865 г. в журнале «Русский вестник» и вызвал бурную реакцию у восторженных читателей.

В 1868 г. вышли три части романа, а затем еще две. Роман «Война и мир», признанный критикою всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, никому не уступил этого места и по сей день.

Но прошло несколько лет, и автор назвал свое детище «многословной дребеденью». В 1873—77 гг. вышел очередной роман писателя — «Анна Каренина», до конца не понятый ни читателями, ни критиками.

Написанный в период жесточайших разочарований автора в жизни и в собственном существовании («Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате»), роман содержал в себе зародыш смерти российского общества (его духовности, прежде всего) и русской культуры. «Анна Каренина» стала последним чисто литературным произведением писателя, после которого он пустился в религиозные поиски.

Толстой вел беседы со священниками и монахами, посещал Оптину Пустынь, читал богословские трактаты, изучал древнегреческий и древнееврейский языки, философию и точные науки, присматривался к раскольникам.

Писатель «делал ряд попыток все большего и большего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту»; стал родоначальником движения толстовства, нанизанного на тезис «непротивление злу силою».

Мыслитель не сделал главного, без чего невозможно служение Богу, — не перестал быть помещиком, т.е. хозяином на земле, хотя и знал, что нельзя нести в мир добро, не отказавшись от «добра». А он еще вдобавок взвалил на себя и непосильную ношу мессианства.

В последние два-три десятилетия жизни Толстой много занимался общественными делами (так, в 1882 г. он участвовал в переписи в Москве); писал вещи «для народного чтения», среди которых встречались и шедевры «для всех»: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», «Исповедь», «Власть тьмы», «Живой труп» — любому другому писателю этих произведений за глаза хватило бы, чтобы стать классиком.

Последним крупным произведением Толстого стал роман «Воскресение» (написан в 1889—1899 гг., опубликован в 1900), в котором писатель беспощадно изобразил судебный и великосветский быт, а также мир политических преступников.

Резкость толстовских высказываний в адрес развращенных высших классов и «казенной церкви», а также критика писателем православного богословия и поддержка им гонимых церковью сект молокан и духоборов побудили Синод издать т.н. «Определение Синода о Толстом», которым он отлучил писателя от церкви (без наложения анафемы) (1901).

Много Толстой уделял внимания и пропаганде своих общественно-религиозных взглядов. В эстетическом трактате «Об искусстве» он фактически отрицал западное искусство (Данте, Рафаэля, Гёте, Бетховена…).

По глубочайшему убеждению писателя, литература должна учить читателя «способности различения доброго от злого». Нет ничего губительнее, утверждал Толстой, вдрызг разнося произведения Шекспира, чем ложно возвеличивать «ничтожное, не художественное и не только не нравственное, но прямо безнравственное».

Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, стыдясь перед крестьянами за свой образ жизни господина, Толстой в октябре 1910 г. тайно покинул Ясную Поляну.

Путешествие его продлилось недолго. По дороге писатель подхватил воспаление лёгких и 7 (20) ноября скончался на станции Астапово Тамбовской губ. Похоронен в Ясной Поляне, в которой сегодня располагается музей-усадьба.

Церковь отказала Толстому в погребении на православном кладбище, поэтому он похоронен неподалеку от своего дома без исполнения церковного обряда.

Время и люди давно поставили Л. Толстого «на место».

«Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что дала человечеству Европа». (П. Чайковский).

«Во все времена во всей мировой литературе не было таланта большего, чем Толстой». (Ф. Достоевский).


Рецензии
Добрый день, Виорэль.

Как всегда в столь коротком эссе, уместилось всё основное о жизни и творчестве "Могучего Льва".

Завтра исполняется 189 лет со дня рождения Л.Н. Толстого. Пришла мысль в голову отметить этот день, подготовив серьёзную подборку, в которой были бы высказаны мнения разных критиков о нём, о его взглядах на Литературу, Искусство и Религию. Конечно, нельзя обойти и аспект его резкой критики в адрес Шекспира.

А ваше эссе, могло бы быть прекрасной преамбулой к этому материалу.

Спасибо вам за популяризацию Великих писателей и их Романов.

С глубоким пиететом, Ваш Евгений.

Евгений Говсиевич   08.09.2017 14:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, за сочувствие и отклик. Ваша идея хороша, но в качестве преамбулы есть масса других, выдержанных временем и поддержанных критикой эссе.
Доброго вечера!
М теплом,
Ваш Виорэль.

Виорэль Ломов   08.09.2017 17:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.