Черкесы - изломы национальной жизни

В связи с событиями в Сирии хочется задать уже ставший проклятым для черкесов вопрос – «Неужели мы опять должны быть жертвами большой политики?»

Для ясности оговоримся сразу, что, не претендуя на истину в последней инстанции, с нашей точки зрения научно и нравственно обоснованным является понимание под названием «черкесы» общности народов адыго-абхазской языковой группы и их потомков, сохранивших свое национальное самосознание.
 
При всей сложности определения численности и границ проживания черкесов у нашего народа есть сознание своего этнического и духовного единства, восприятие себя единым национальным организмом. Это проявляется особенно наглядно в периоды бед и кризисов, таких, например, как недавняя война в Абхазии, сегодняшний кризис в Сирии, а также накануне и в ходе крупных международных событий, таких как предстоящая Зимняя Олимпиада в Сочи.
 
Понимание проблем современных этносов требует учета неоспоримого факта, что вся существующая ныне мировая политика подчинена обеспечению финансово-экономических интересов ключевых стран, а еще точнее национальных и особенно международных корпораций. Так было и так будет до тех пор, пока экономика будет основана на товарно-денежных отношениях, и миром будут править деньги - крупный банковский капитал.

Черкесы, не пожелавшие или не сумевшие в свое время понять и принять правила капитализма и найти свое место в мировой экономической системе, однажды уже стали жертвой конфликта интересов мировых держав. Как следствие, мы потеряли свою независимость, возможность построения своего полноценного национального государства, а, главное, мы потеряли большую часть своего населения.

Результаты известны – к концу 19 века численность черкесов за предшествующие 100 лет неблагоприятных условий жизни, колонизаторской войны и политики царизма сократилась на исторической родине почти на 90 процентов. В результате сегодня большая часть черкесов, порядка 80 процентов, проживает за границей, в основном на территории стран бывшей Османской империи.

Однако то, что уже 6-7 поколений зарубежных черкесов родилось и выросло за пределами исторической родины, не помешало значительной части нашего народа сохранить чувство единства и родства. Но вот опять, теперь уже в состоянии этнического рассеяния, черкесы оказываются реальными жертвами геополитических конфликтов. При этом события в Сирии развиваются так, что в военные действия может быть втянут Иран и, что еще трагичнее для черкесов, Турция, в которой проживает сегодня большая часть наших соплеменников.
 
Известно, что реальная политика вещь жестокая и даже циничная. Увы, в полной мере это проявляется и в самой черкесской среде. Не вдаваясь в детали, отметим то, что отчасти стало своего рода откровением, в первую очередь, для нас самих – это проявление избирательности, если не сказать изломов черкесской солидарности. О чем идет речь?

Предстоящая Олимпиада в Сочи стала очень серьезным поводом для обострения проблемы, получившей название «черкесский вопрос». Кратко, речь идет о восстановлении исторической справедливости относительно черкесов и их потомков, пострадавших вследствие колонизации Северо-Западного Кавказа в период Кавказской войны 1763-1864 годов.

Сказано и написано об этом немало, и мы не будем здесь углубляться в историю проблемы. В нашем случае нас интересует современность и будущее национальной жизни черкесов. Во многом они зависят от того, как воспринимают и видят себе это сами черкесы. Вот здесь и начинаются своего рода «парадоксы». Разброс подходов впечатляет – от «никак», до «чем хуже, тем лучше»…
Начнем с крайних позиций:

    1.«никак» - в основном так можно охарактеризовать позицию современных федеральных чиновников, а также региональных властей в трех субъектах РФ, где проживают черкесы. Печально это, но для здравомыслящих людей здесь не приходится даже подозревать злого умысла. Местные чиновники подчинены федеральным начальникам, а у последних ни то, что относительно малочисленных черкесов, но и в отношении основного государство образующего народа – русских – нет внятной национальной государственной политики. Но это тема для отдельного разговора;

    2.«чем хуже, тем лучше» - так можно охарактеризовать позицию так называемых черкесских националистов, деятельность которых стимулируется во многом зеркальным отражением бездеятельности федеральных и местных чиновников.

Остановимся на этом явлении чуть подробней, поскольку их позиция определяется не только протестом против не восстановленной до сих пор исторической, в первую очередь, нравственной справедливости в отношении черкесов, но и несет в себе элементы политического, заведомо обреченного на неудачу опасного для самих же черкесов авантюризма.

Создается впечатление, что немногочисленная, но весьма крикливая и агрессивная часть националистов, в основном «сетевых» борцов за решение черкесского вопроса, умудрилась взять на вооружение как им кажется применимый к черкесам «сионистский» метод решения проблемы национального самосохранения и возрождения. Оговоримся сразу, что к реальному сионизму это не имеет никакого отношения. Но у этих националистов и их идейных вдохновителей есть видимо свое понимание сионизма.
Заключается оно, судя по всему, в том, чтобы используя ухудшение положения черкесов в странах их проживания «стимулировать» их к возвращению на историческую родину, что называется любой ценой и методами.

Видимо есть у них расчет и на то, что подобно тому, как Израиль после Второй мировой войны открыто провозгласил необходимость возврата на историческую родину притесняемых и подвергшихся холокосту евреев, это могут сделать и черкесы. Более того, попробовать подобно Израилю, который воспользовался для укрепления своей государственности выплатами ФРГ компенсаций за холокост, можно попробовать добиться компенсаций от России, и направить эти деньги на построение черкесского государства. Логика понятна. В ее русле становятся очевидными причины требований националистов восстановления исторической справедливости именно через признание Россией политики геноцида относительно черкесов-адыгов.
 
Кратко об этой важной и болезненной проблеме. Нет сомнения в том, что как бы ни называлась проводимая тогда царским режимом политика, она имела целью присоединение стратегически важных территорий, очищенных от аборигенного населения, то есть черкесов. И они в этом были не «одиноки». В полной мере эту судьбу разделили, например, и соседи черкесов - ногайцы.

Эту бесчеловечную политику невозможно оправдать и её последствия, безусловно, должны быть исправлены. При этом следует признать, что она не была изобретением царизма – так действовали тогда все «великие» колониальные державы. Но все эти страны к настоящему времени признали это и провели огромную работу по восстановлению нанесенного морального, демографического и материального ущерба. Это не вопрос одного дня, он требует тщательной проработки. Но и отмахиваться от него не только безнравственно, но и политически ошибочно.
   
Вместе с тем агрессивное требование призвания геноцида имеет свои негативные последствия. Встает вопрос о реалистичности, а еще более о социальной и нравственной цене таких методов и оценок. Непонятна также и политическая наивность, если не сказать жестче, такого подхода. А потому попробуем разобраться в логике «националистов».
 
В действительности ими напрочь игнорируются реальные, в первую очередь, геополитические и экономические причины создания государства Израиль –
    1.то, что ведущие мировые капиталистические страны, сыграв на страданиях простого еврейского народа и его религиозных чаяниях, содействовали созданию еврейского государства, которому на самом деле была уготована роль блюстителя интересов транснациональных компаний в главном нефтедобывающем регионе мира;

    2.то, что, как показывает время, по мере ослабления зависимости мировой экономики, в первую очередь США, от ближневосточных углеводородов, может поменяться и уже отчасти меняется и отношение ключевых «игроков» к Израилю. Он становится всё более и более ненужным в этой роли, и сам в скором времени может стать жертвой геополитики ведущих стран.

Все это уже давно сознается и признается в самом Израиле. И какое отношение такой расклад политических и экономических интересов имеет к современным черкесам? Ответ, вероятно, знают только сами «националисты».

Что еще стало частью нелицеприятной действительности в жизни черкесов, так это своего рода «избирательность» в национальной солидарности. Более чем странно выглядит то, что во многих странах проживания черкесской диаспоры, в первую очередь в Турции, периодически проходят демонстрации против Олимпиады в Сочи. Но не поддается никакой логике то, что среди черкесов нет такой же солидарности относительно гибели черкесов в Сирии.

И если в России и Абхазии черкесы открыто и довольно активно проводят акции в защиту сирийских черкесов, то зарубежные черкесы в других странах вынуждены молчаливо солидаризироваться с властями, которые активно содействуют боевикам в Сирии. Это относится, в первую очередь, к Турции, Иордании, Израилю. Неужели реальная смерть наших соплеменников значит меньше, чем память о предках? Понятно, что это не так. Что же тогда происходит?

А происходит то, что черкесский вопрос стал разменной картой в руках конфликтующих политических сил. Как это проявляется?

Очевиден факт, что положение черкесов в зарубежных странах определяется их зависимостью от лояльности к ним правящих режимов. Это отдельная большая тема. Отметим лишь то, что для зарубежных черкесов сохранение своей этнической идентичности в странах диаспоры зачастую имеет свои риски. Поэтому часть черкесов зарубежья давно превратились в турок и арабов – ведь так проще выживать в условиях чужбины. Можно ли обвинять в этом наших соплеменников? Вряд ли. Это их право, это их выбор для себя и своих детей.

Вместе с тем неотлагательного решения требует вопрос обеспечения прав на свою этническую идентичность и самосохранение для тех черкесов, которые хотят оставаться черкесами, сохраняя и развивая свою самобытную культуру - язык, духовное и материальное наследие.

Для этого следует учитывать и использовать, в первую очередь, происходящие  в мире позитивные изменения - развитие средств коммуникации, а это и интернет, и современные транспортные средства. Это также уменьшение межгосударственных барьеров для свободного перемещения людей в поисках приемлемой работы, туризма, научных и молодежных обменов.

Вопрос свободного выбора стран и мест проживания неизбежно будет становиться вся более простым и не стоит загонять его в искусственные этнические рамки. Надо с пониманием относиться к тому, что изменилось время, что образ жизни людей, стандарты качества жизни невозможно законсервировать.

Как показывает практика, вопрос о желании массового возвращения зарубежных черкесов на историческую родину не носит острого характера. Он напрямую связан с экономической ситуацией в России, а также с политической и культурной жизнью. Свою роль играют даже природно-климатические условия, к которым привыкли потомки зарубежных черкесов.

Но самое важное - нравится нам это или нет, но для современных людей любой национальности на первом месте стоят экономические интересы, возможности повышения материального достатка, комфортабельных и безопасных условий жизни, а для молодежи еще личностного и карьерного роста. Только в этом случае, при наличии таких условий на исторической родине, возможен массовый возврат сюда соплеменников.

Есть все основания полагать, что решение проблем касающихся самосохранения и развития самобытности черкесов должно происходить в первую очередь на их исторической родине. Нет сомнений и в том, что нигде в мире у черкесов нет более перспективных и безопасных условий развития, чем в Российской Федерации. Как и при каких условиях возможно позитивное практическое решение черкесского вопроса с учетом этих факторов – это тема для отдельного разговора.


Рецензии
Возвращаюсь к вашим текстам - остро пережиты главные темы в них.Честность, уровень разговора,ясность личной позиции и ее последовательность вызывают уважение, благодарность. Но возникают вопросы.Так, наверное вы адресуете свои, столь выстраданные размышления своим соотечественникам. Услышаны ли вы ими? Откуда черпаете оптимизм, веря в реальность национальной элиты и в более чем настоящее,осмысленное будущее?(Элиты, как сословия, живущего во имя, не способного покинуть родину и т.д)
Силы вам, попыток понимания и еще раз спасибо.

Рая Кучмезова   04.02.2015 12:11     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова и пожелания. Если отвечать совсем коротко, то, говорю это абсолютно откровенно, изложенный материал рассчитан на тех немногих читателей, кто сохраняет способность размышлять, и, в первую очередь, на молодых людей. Вам виднее, но я надеюсь, что постановка проблем не носит узко национальный черкесский характер, а приемлема для использования относительно многих народов, как минимум северокавказских. Слышат ли сказанное соплеменники? Надеюсь слышат. Что после этого следует - вопрос открытый. Я рад, что практическое использование изложенных в публикациях идей и принципов нашло отражение в деятельности группы "Черкесский мир" (http://www.facebook.com/groups/379858815451847/). Что участники группы внесли свой скромный вклад в те преобразования, которые сегодня произошли и происходят в Абхазии и вокруг неё. Надеюсь, что они повлияли также на улучшение отношений между адыгами и абаза. Это, полагаю, очень важно, и не только для народов Черкесского мира.
Относительно источника оптимизма. Не хочется говорить высоких слов, но надеюсь Вы поймете верно - это, по мере сил, исполнение того, что в Исламе определяется словом "сабр", в его глубинном суфийском понимании. Очень важно еще общение с нашей молодежью, для которой я периодически провожу безвозмездные семинары как на уровне московского землячества, так и по приглашению моих молодых друзей из "Всероссийского межнационального союза молодежи" во главе с Кантемиром Хуртаевым.
Еще раз спасибо за понимание)


Азамат Джендубаев Джанымбей   04.02.2015 13:59   Заявить о нарушении