О Кинокартине как о самом сложном Искусстве

                «Пожалуй, главное, что отличает Художественный фильм от всей остальной кино и видеопродукции – это то, что его можно
                пересматривать бессчётное количество раз, открывая с каждым просмотром всё больше и больше информации, и проникая,
                таким образом, в собственную глубину»

                *
                «Кинематограф мог бы стать настоящим искусством, если бы остался немым и черно-белым» 

                (Alfred Joseph Hitchcok (1899-1980))


***

Для тех, кто относится к Киноискусству пристально – то есть с уважением и глубоким пониманием - следует сказать, что…

Кинофильм – это самый сложный из всех видов искусств! 
Поэтому так мало действительно Художественных фильмов.

Небольшое сравнение:
Вот примерное количественное соотношение настоящих, высокохудожественных произведений – шедевров (франц. chef-deuvre - образцовое, исключительное произведение) всех видов искусства:

- 1 -     Наибольшее число принадлежит Музыке – это бесспорно.
           Сотен пять непревзойдённых произведений – от миниатюрных прелюдий до многочасовых концертов - можно смело перечислить сразу.

- 2 -     Второе место нужно отдать Прозе – есть сотни три гениальных текстов, написанных за всю историю письменности вообще.

- 3 -     Живописных полотен (как это ни покажется странным на первый взгляд) – на самом деле наберётся всего сотня, может быть.
            Настоящий живописный шедевр – очень большая редкость!

- 4 -     Пересчитать все Поэтические тексты нельзя, но настоящих Поэтов можно перечислить вполне – их всего лишь около… трёх десятков (опять же – за всю историю человечества).

А теперь… - самый странный факт!
Внимание!
Количество созданных фильмов за всю историю кинематографа подсчёту не поддаётся!
А истории этой всего-то 118 лет (!), начиная с 1895 года – не сравнить с литературой или живописью!

Справка:
                Первые регулярные платные показы фильмов для публики начались 28 декабря 1895 года, когда братья Люмьер организовали просмотр
                в Гран кафе на бульваре Капуцинок в Париже.

Возможно, что на сегодняшний день снято двести миллионов кинолент (именно киноплёнок и цифровых записей, а не произведений киноискусства).
Или уже несколько миллиардов.
А, возможно, и больше, если добавить сюда и мультипликацию, которая официально ещё моложе.
(Но фактически вся киноиндустрия началась именно с рисованных картинок в толстых блокнотах!)

Для справки:
                «Самый «плодовитый» режиссер мирового кино - Жорж Мельес (1861-1938) - около 4000 фильмов с 1896 по 1913 год,
                то есть в среднем он «производил» 222 фильма в год, хотя полнометражными являются всего лишь около пятидесяти картин.
                Самый «плодовитые» режиссеры Голливуда - Уильям Бодин (1892-1970) - 302 фильма с 1916 по 1965 год, из них 182 полнометражных; 
                Джордж Маршалл (1896-1975) поставил еще больше фильмов - 425, и 88 из них являются полнометражными кинолентами»

Итак, последний пункт:

- 5 -             Но среди всего этого хлама действительно Художественных Фильмов наберётся… десятка два (!). И то… - кое-как! С трудом.
                Да, да! - Всего лишь около двух десятков!

В этот список не войдут ни «Бойцовский клуб», ни «Матрица», ни «Крёстный отец», ни «Тарзан», ни «Унесённые ветром», ни «Чапаев» с «Терминатором».
Конечно же, в списке никогда не будет неисчислимых «индийских фильмов» или «мексиканско-бразильских сериалов», а также бесконечного барахла
от Вуди Алена, Дэвида Линча или от Эльдара Рязанова с обоими Бондарчуками.
Все эти Спилберги, Камероны, Земекисы, Хичкоки, Копполы, Тарантины или Кустурицы с Иствудами, Кубриками, Альмодоварами, Михалковыми, фон Трирами и прочими «братьями и сёстрами Wachowski» навсегда останутся вне перечня!
Никогда не войдут в него и боевики, вестерны, ужастики, фэнтези, экшены, «эрекшены» и прочие бредовые, жутко скучные фантасмагории ни о чём.

Почему?
Да потому что к понятию «Искусство Кино» вся эта «продукция» никакого отношения не имеет.

Что такое «Художественный фильм»?

Определение:
                «Художественным фильмом называется протяжённое во времени произведение искусства, запечатлённое в кинокадрах,
                которое в силу присутствия в нём таких компонентов как живопись, графика, музыка, театр, литература и наука (оптика, физика,
                химия, акустика и т. д.), является технически наиболее сложным из всех искусств, и способно содержать в себе бесконечное
                количество визуальных, речевых и музыкальных образов, гармонично дополняющих друг друга, и в совокупности создающих
                целостную картину замысла автора».


А теперь  - перечень Произведений Киноискусства:
Вот список авторов - режиссёров и действительно Художественных Кинолент за всю историю кинематографии, полностью или хотя бы частично отвечающих этому определению:

-     Андрей Тарковский (1932-1986) – особенно три последних фильма: «Offret, 1986»; «Nostalgia, 1983»; «Сталкер, 1979»  и… «Андрей Рублёв, 1966».

Далее… со значительным отрывом:

-     Лукино Висконти (Luchino Visconti, 1906-1976) – «Смерть в Венеции», 1971».
-     Робер Брессон (Rober Bresson, 1901-1999) – «Дневник сельского священника, 1951»; «Карманник», 1959; «Мушетт, 1967»; «Деньги, 1983».
-     Ингмар Бергман (Ernst Ingmar Bergman, 1918-2007) – точнее сказать - выдающихся лент как бы и нет. Есть замечательные эпизоды из разных фильмов.
-     Андрей Звягинцев (род. 1964) – «Изгнание, 2007»; «Возвращение, 2003».

Несколько лент из «немого» и чёрно-белого кинематографа:

-     Чарли Чаплин (Charles Spencer Chaplin, 1889-1977) – «Огни большого города, 1931»; «Цирк, 1928»; «Новые времена, 1936».
-     Акира Куросава (Kurosawa Akira, 1910-1998) – «Семь самураев, 1954»; «Расёмон, 1950»; «Идиот, 1951»; «Тень воина, 1980».

И… всё.
Вот, собственно, и все фильмы, полностью или частично отвечающие понятию Настоящее Художественное Произведение.
(для скептиков ещё раз особенно выделим слово «Художественное»!)

Конечно же, сейчас необходимо как-нибудь «утешить» тех, кто уже разволновался по поводу такого ограниченного списка.

Вот несколько фильмов (с комментариями), которые являются «безоговорочными любимцами» всей русскоязычной аудитории: 

ИВАНОВО ДЕТСТВО, СОЛЯРИС, ЗЕРКАЛО (Андрей Тарковский, 1962, 1972, 1974) – здесь без комментариев, ибо это… Андрей Тарковский.
БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ (Владимир Мотыль, 1969) – бесспорный шедевр, от начала до конца разобранный на цитаты несколькими поколениями.
СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ (Татьяна Лиознова, 1973, ТВ) – без Штирлица (гениальный Вячеслав Тихонов) и музыки Таривердиева не было бы целой эпохи.
БЕЛЫЙ БИМ, ЧЁРНОЕ УХО (Станислав Ростоцкий, 1976) – гарантированно «вышибающая слёзы» драма о хорошей собаке, Тихонове, и очень плохих людях.
КАЛИНА КРАСНАЯ (Василий Шукшин, 1973) – Василий Макарович – это… Василий Макарович! Вроде просто всё, но… щемит. Ибо искренне.
БЕГ (Александр Алов и Владимир Наумов, 1970) – лучшая экранизация Булгакова, самая лучшая роль Ульянова, гениальные роли у Евстигнеева и Дворжецкого.
МИМИНО (Георгий Данелия, 1977) – один из прекрасных примеров бесконечно «доброго», комедийного и очень лирического повествования.
БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА (Михаил Козаков, 1978) – далеко не шедевр, скорее посредственность, но Костолевский и Вертинская замечательны.
ДОЖИВЁМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА (Станислав Ростоцкий, 1968) – опять же совсем не шедевр, но опять же… любимый всеми Тихонов.
ИДИОТ (Иван Пырьев, 1958) – одна из очень немногих ладно сделанных экранизаций первой части психологической драмы Фёдора Михайловича.
ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА (Григорий Александров, 1934) – лучшая роль Леонида Утёсова (то есть Лазаря Вайсбанда) с гениальной музыкой Исаака Дунаевского.
ТОТ САМЫЙ МЮНГХАУЗЕН (Марк Захаров, 1979, ТВ) – лучшая из всех комедийных лент Марка Захарова и Григория Горина.
ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ (Алексей Герман-старший, 1971) – Быков отличен! Заманский тоже! Крепкая, хорошо сделанная драма.
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ (Александр Серый, 1971) – трогательная кинолента. Настоящее, искреннее, доброе кино. Лучшая роль Крамарова – из всех.
БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА (Леонид Гайдай, 1968) – культовая комедия – Миронов, Папанов, Никулин, Мордюкова. Вся «разобрана» на цитаты и песни.
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ (Леонид Гайдай, 1973) – одна из самых лучших, по-настоящему смешных комедий в мире вообще!
Музыку и песни А. Зацепина и сегодня знают все наизусть! Но мало кто помнит, что это свободная экранизация пьесы Михаила Булгакова.
СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА, СПАСАТЕЛЬ (Сергей Соловьёв, 1975, 1980) – два нежных фильма ещё не огрубевшего Серёжи Соловьёва с… замечательной Таней Друбич.
ОСТРОВ (Павел Лунгин, 2006) – единственный сравнительно удачный фильм весьма посредственного режиссёра с единственной пока удачной ролью Петра Мамонова.

И ещё можно добавить несколько, конечно же, хотя многие добавили бы не одну сотню запросто (см. ниже ответ – почему).

Сразу бросаются в глаза даты создания фильмов – почти все они сделаны в 70-е годы двадцатого века!
В те самые пресловутые «застойные» случился настоящий «расцвет» так называемого «советского кинематографа».

Что же касается собственно качества, художественности этих фильмов, то этого... даже как бы и нет, не считая опять же, трёх фильмов Тарковского.
Это нужно ещё раз пояснить, ибо этот факт настолько прост, что, видимо, из-за своей очевидности совершенно непонятен «рядовому зрителю».

Большинство зрителей любит эти фильмы исключительно по двум причинам – в них присутствуют любимые актёры с памятными репликами и мизансценами,
(как принято говорить в народе – «красивые актёры и актрисы»), и великолепная музыка талантливых композиторов.
Например, абсолютно никто не помнил бы фильмы «Подкидыш» или «Мечта», если бы не реплики Фаины Георгиевны Раневской в эпизодических ролях!

Музыка во многих «советских фильмах» играет главнейшую роль!
Самый яркий пример – уберите из «ИРОНИИ СУДЬБЫ…» музыку и песни Микаэла Таривердиева, и фильм… моментально «сдохнет»!
Его не будет вовсе, ибо Эльдар Рязанов, можно сказать, – вообще не режиссёр.
«СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ…» также целиком «держатся» на музыке этого гениального кинокомпозитора, и на обаянии Вячеслава Тихонова
(например, абсолютно немая, пятиминутная сцена «свидания» в кафе, где Тихонов «играет» только глазами и руками, и звучит только рояль Таривердиева).
Есть вообще уникальные случаи, когда музыка есть, а фильма как бы и нет – «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНДТА», к примеру (Владимир Вайншток, 1936).
Музыка Дунаевского (гениальная Увертюра и песни) неизмеримо «больше» всего, из чего состоит этот совершенно посредственный фильм.

Точно такая же «история» и с зарубежными кинолентами – если бы не щемящая музыка Эннио Мориконе, то фильм «ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ» Серджио Леоне фильмом бы не был.
(Sergio Leone (1929-1989), «ONCE UPON A TIME IN AMERICA», 1984; Ennio Morricone (род. 1928)).
Или «Завтрак у Тиффани» («Breakfast at Tiffany's», 1961) – никто не знает режиссёра Blake Edwards (1922-2010),
но… исполненная в фильме песня «Moon River» принесла «Oscar» и «Grammy» композитору Henry Mancini (1924-1994).
Лишь поэтому запомнился совершенно бессмысленный фильм про какой-то завтрак.

Но самой «картинки» во всех перечисленных кинолентах нет и в помине.
То есть главного признака Художественного фильма – грамотно выстроенной картины на экране нет!
Вообще!
«Смотреть» в буквальном значении слова – «рассматривать» и всматриваться не во что.

Зритель целиком поглощён только наблюдениями за трюками, за мимикой и репликами актёров, за потасовками, взрывами, падениями, за движениями машин, паровозов
или за галопом всадников на лошадях с выстрелами, криками и клубами пыли.
То есть за сюжетом. За историей.
Есть более точное название этому шоу-бизнесу – развлекательное игровое зрелище.
Только благодаря игре популярных актёров и запоминающимся репликам эти фильмы обожаемы зрителями нескольких поколений!

Но… попробуйте сделать стоп кадр и вырезать картинку, чтобы на стенку повесить или хотя бы рассмотреть подробно, чтобы было куда вернуться взглядом ещё впоследствии.
Остановить можно легко – нажатием на кнопку «пауза» в видеомагнитофоне или в компьютере.
А «вырезать» ничего не получится – собственно картинок-то в… этих «кинокартинах» нет!
Совсем.
То есть главному требованию художественного кинематографа – «выстроенному графическому и живописному изображению на плоскости
прямоугольного белого полотна, в которое можно всматриваться часами по причине огромной смысловой и визуальной нагрузки» – они не соответствуют.

Вот, собственно, и всё объяснение – точное, краткое и предельно доступное каждому.
Такое у нас «бедное кино» получается.

                «Производство фильма – длительный и тяжёлый процесс, требующий слаженных усилий нескольких десятков человек одновременно!
                Наиболее болезненной проблемой кинематографа за всю его историю является практически тотальное отсутствие серьёзной основы – то есть
                замысла, сценариев, которые можно было бы назвать хоть сколько-нибудь серьёзными и пригодными для воплощения на экране.
                Поэтому все более-менее состоявшиеся фильмы – это, как правило, экранизации литературных произведений серьёзных писателей»
*

Дополнительно:

Небольшой список с комментариями наиболее «сделанных», качественных «игровых» фильмов режиссёров разных стран с замечательными ролями хороших актёров:

«Пролетая над гнездом кукушки» («One Flew Over the Cuckoos Nest», Milos Forman, 1975) – лучшая роль Николсона в удачной экранизации романа Кена Кизи.
«В джазе только девушки» («Some Like It Hot», Billy Wilder, 1959) – более полувека этот фильм в первых рядах среди всех кинокомедий.
«Амадей» («Amadeus», Milos Forman, 1984) – Андрей Тарковский сказал, что Форману нужно «оторвать руки» за это кино. Тем не менее, о Моцарте пока ещё никто ничего не снял.
«Кабаре» («Cabaret», 1972, Bob Fosse) – очень удачный фильм-мюзикл! Цельный, живой, забавный. Минелли, Грей и Йорк – просто замечательны!
«Леон» («Leon», 1994, Luc Besson) – в общем-то совершенно дурацкий фильм, но девочка-подросток Натали Портман в союзе с Жаном Рено весьма правдивы.
«Фанни и Александр» («Fanny Och Alexander», 1982, Ingmar Bergman) – наиболее «удачный» из всех цветных фильмов Бергмана. Отличные роли Йозефсона и других исполнителей.
 «Рыбка по имени Ванда» («A Fish Called Wanda», 1988, Charles Crichton, John Cleese) – отличная комедия! Лучшая роль в кино Джона Клииза и Джемми Лии Кёртис.

И, возможно, некоторые другие.

*
Лучшие мультипликационные, высокохудожественные, музыкальные, умные и весёлые фильмы:

«Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся» (1968, Борис Степанцев)
«Ёжик в тумане», «Сказка сказок» (1975, 1979, Юрий Норштейн)
«Вовка в тридевятом царстве» (1965, Борис Степанцев)
«Кошкин дом» (1958, Леонид Амальрик)
«Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004, Константин Бронзит, Студия «Мельница»)
«Вини-Пух» - три фильма (1969, Фёдор Хитрук)
«Летучий корабль» (1979, Гарри Бардин)
и другие такого же уровня.

А также:

«Аладдин», «Книга Джунглей», «Бэмби», «Пиноккио», «Король Лев», «Коты-аристократы», «Ариэль», «Красавица и Чудовище» и др. – несколько весёлых,
отлично сделанных и очень музыкальных фильмов от «Walt Disney Company», которые можно пересматривать и детям, и взрослым не один десяток раз!

*

P. S.
!
Подробно о том, из чего состоит понятие «Кадр» и понятие «Художественный фильм» в целом, смотрите статью - «Тётя Мотя и Кино! Экран в поисках умного кинозрителя».


*

12 сентября 2013

***


Рецензии
Статья напоминает видеоролики на Ютюбе - Лучшие армии мира) списком из 20 позиций) Лучшая и всё) и хоть ты тресни) вот так автор ролика решил))) лучший танк Леопард потому что немецкий, в нём руль, сидеть комфортно пацанам - и едет мягко)) Сердюков хотел закупить, правда он практически не воевал нигде - танк имеется ввиду)))Я бы добавил ещё фильм "Иди и смотри" и "Репетиция оркестра" из последних «Гладиатор»)

но, как ни странно, статья понравилась
БлагоДарю!

Сергей Марс Пушкин   15.09.2013 06:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.