Песня гончарного круга

Очерк народного промысла

Приоятье. Перед глазами будто открываются сюжеты с поленовских холстов: бескрайняя ширь равнин с их мягкой холмистой линией, Оять в зеленых берегах, силуэты крестьянских изб, притулившаяся у озера церквушка...
И кажется, что над всем этим в воздухе разносится некое магическое звучание, словно исходящее из недр самой земли. Так петь может только гончарный круг, вобравший в себя опыт тысячелетий.

Про оятскую глину говорится не зря: и накормит, и вылечит, и достаток в дом принесет. А еще подмечено – в ней человеку вдохновение черпать можно, искать и находить гармонию, а значит – душе своей радости умножать и печали развеивать. Повезло с глиной оятской земле, оттого и взрастила она не одно поколение гончаров.

Сколько же лет этому делу? Точно не скажешь. При раскопках древнейших курганов находят археологи черепки; промышленное же производство керамики относят примерно к 1760 году. Известно, что в конце XIX века в деревне Новое Село был заводик барина Фока. Методом литья вырабатывал он разную утварь, от посуды до водосточных труб, да недолго действовал – сгорел. Барин же не стал морочить себе голову дальнейшей судь¬бой производства и продал то, что осталось, мастерам. А те поработали-поработали и увидели, что дело не вытянуть. И наступил многолетний застой.

В 1929 году было организовано гончарное товарище¬ство с центром в деревне Ефремково, преобразованное затем в артель. Стал во главе всего этого Петр Лаврентьевич Цветков, человек увлеченный, неравнодушный – и задымились горны, обретая новое дыхание. В 190 мастерских трудились тогда 500 гончаров, их дома протянулись по обоим берегам Ояти на 35 километров.
У горшечника страда по осени начинается. В октябре заготовит он глину (не менее 10 тонн на год), в крытые шалаши уложит. Перед тем, как сырье попадет в переработку, подсобники его размочат, ногами разомнут, от сора избавят да на вальки (или «валюшки», заготовки) разделят.
Дальше работа мастера. Только он четко и бережно соблюдет необходимый технологический цикл, от формовки изделия и снятия его с круга металлической срезкой до посадки в печь, на просушку – так, чтоб ничто не перекосилось. А в конце обольет свои горшки приготовленной на воде с песком глазурью и отдаст их во власть 1000-градусного обжига аж на 12 – 18 часов. Готово!
За зиму радивый да умелый производил столько товара, что хватило бы не на один дом. Спросите старых петербуржцев, чем в 20 – 30 годы прошлого столетия славился Аничков мост, и они в один голос начнут вам рассказывать о «ярмарках горшечников».

А было так. Оттрещат морозы, отлютуют февральские вьюги – и по первой воде, в лодках везет оятский мужик свой товар в Питер. Путь неблизкий – по Ояти 110 километров, затем 15 по Свири, 3 канала до Невы, по Неве – 196 километров и еще 60 – до моста. Но не длина пути устрашает – на крутых порогах не перевер¬нуться бы, довезти горшки в целости и сохранности и самому не сгинуть. А преодолел все, причалил у Анич¬кова — считай, повезло, от покупателей отбоя не будет.
«Эй вы, люди ленинградские, разбирай горшки оятские! – разносилось окрест. – Кому крынка, кому кружка, кому глиняна игрушка!» Домой торговцы возвращались с подарками и при деньгах, устраивали семье праздник.

За сотни верст вокруг, включая Карелию, Финляндию, знали люди продукцию оятских гончаров. И в военное лихолетье промысел не забылся, и в 50-е жил еще. А вот в 56-м гончаров распустили, сочтя, очевидно, что такая «обыденность», как горшки, изжила себя. Кому, мол, сегодня нужна эта грубоватая деревенская посуда, когда кругом полно хрусталя, фаянса, пластмассы?..

Время лечит любые заблуждения. И нужны были годы, чтобы понять простую истину: в наш век массовой штамповки и стандартизации просто необходимо иметь в доме несколько вещей, сделанных непосредственно руками человека, словно хранящих живое тепло. Кроме того, гончарные изделия благодаря свойству черепка – пористости – прекрасно сохраняют продукты, регулируют баланс влажности в почве посаженных в них цветов, позволяют приготавливать замечательные по качеству блюда, настои из трав и многое-многое другое. И, наконец, такие изделия выполнены по законам красоты, они «глаз ласкают и сердце успокаивают»; да и в чем, как не в этих симпатичных кувшинах, чайниках, квасниках и свистульках – живет душа наших предков и память о них?..

По обыкновению, первыми забили тревогу старики: годы уходят, дело стоит, кому ремесло передавать? Молодежь не противилась, с желанием шла навстречу, но нужна была организационная основа. А тут в декабре 1968 года и областное производственное объединение народных художественных промыслов учредили, а уже в феврале 70-го открылся гончарный участок Лодейнопольского цеха в селе Алёховщина. Опытные мастера А.З.Бойцев, А.В.Лукичев принялись обучать смену. И ожило производство!

В 70-е годы оятская керамика стала вторым по значению художественным промыслом Ленинградской области, а известность его шагнула далеко за пределы региона.
Не раз изделия гончаров экспонировались на раз¬личных выставках и, как правило, с успехом. Так, «Оятская игрушка» Алексея Лукичева хранится в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, частных коллекциях. Чистота и непосредственность запечатленных в ней образов идут из глубины веков, от тотемического мироощущения наших прадедов («тотем» – животное, покровитель рода). К примеру, считалось, что свистулька-птица отгоняет нечистую силу, медведь – священный зверь, один из хозяев леса и т. п.

Ассортимент выпускаемых цехом игрушек значительно расширился, сюда вошли и новые «герои», и целые композиции по мотивам русских народных сказок: «Репка», «Маша и медведь», «Теремок», «Лиса и петушок» и другие. Глядя на эти трогательные вещицы, нельзя не поддаться их рукотворному обаянию, хоть на миг не пожелать взять поделку в руки и ощутить себя в безоблачной стране детства.
А сколько красивейшей посуды выпущено умельцами! Тушилки, чайники, рукомойники, жаровни, всевозможные сервизы, салатницы, супницы, кружки, декоративные вазы – всего не перечислить. И изготавливается посуда из экологически чистого сырья, а служит – годы, потому что качество отменное.

Научно-техническая революция коснулась гончаров лишь отчасти, облегчив тяжелый физический труд внедрением механизмов и дав в помощь огню электричество. В главном же, «святая святых» промысла – принцип дедовский, ручной; из глиняной «валюшки» на гончарном круге центруют донышко и вытягивают стенки – стаканчик; формуют их, заглаживают края... Подсохнет изделие («подвялится», как здесь говорят) и пойдет на участок сушки, а оттуда – к ангобировщикам и глазуровщикам, которые и наведут на нем «окончательный блеск».

Когда же позади многочасовой обжиг и готовые изделия, сверкая, словно от радости, покидают цех, – пожалуйте любоваться! Такой рисунок не создаст и не повторит ни одна машина. Вся роспись ведется по старинке, цветными ангобами (жидко разведенными глинами). При этом традиционно используемые красители – белый, зеленоватый, желтый – выдавливаются из резиновых груш; только и разницы-то между прошлым и современностью, что вместо соломинки в устье груши вставляется... палочка для коктейлей. И с помощью такого вот незамысловатого приспособления рождаются изумительные, прямо-таки райские узоры – в них и цветы, и птицы, и веточки, «подсмотренные» в природе.

В 80-е годы гончарное предприятие много и плодотворно работало по заказам, в основном для учреждений области. А также поставляло продукцию в различные города Российской Федерации. Есть экземпляры подлинно уникальные – таков сделанный по эскизу к съемкам фильма «Сократ» бокал, из которого «отравили» главного героя.

В начале 90-х годов на базе Алеховщинского цеха было создано самостоятельное государственное предприятие «Оятская керамика». Вскоре оно было выкуплено трудовым коллективом, и появилось ТОО с одноименным названием, а в 1999 году его перерегистрировали в общество с ограниченной ответственностью, и фактически с этого времени производство стало относиться к сфере малого и среднего бизнеса.
Пущенной в бурные воды рыночной экономики, маленькой лодке гончарного промысла держаться на плаву трудно. Самобытность самобытностью, а выживает-то сильнейший. Причем, понятие силы в молодом российском бизнесе – это ведь зачастую не духовные ценности, не эстетика и не традиции. Это, извините, деньги. Причем деньги «быстрые». А как их сделать в таком трудоемком горшечном деле?..
Дело это спешки не любит. На одно только приготовление глины до 30 часов уходит: пока сырье от примесей очистят, пока с водой перемешают, пока под дав¬лением в пресс закачают... И после формовки изделия временем запастись надо: сутки-двое на просушку, затем вторичное обтачивание и... целый месяц на обсыхание в естественных условиях! Роспись и обжиг – заключительные этапы. А ведь есть еще понятие сбыта... Хоть и не боги горшки обжигают, но цена-то им должна быть божеская.

Вот тут и начинаются большие проблемы малого бизнеса. Собственно, для гончаров они не в новинку. Испокон веков мастер-горшечник был сам себе и поставщик, и производитель, и сбытчик. Другое дело, что централизация народных художественных промыслов продвинула дело по пути его совершенствования, взяла гончаров «под крыло». А тут – реформы, экономическая самостоятельность. Начинай все сначала.
Производство «Оятской керамики» до недавнего вре¬мени размещалось в ветхом деревянном здании, таком старом, что сведений о годе его постройки нет ни в одном архиве. Правда, старожилы утверждали, что это здание было перевезено в Алёховщину из деревни Вязикиничи в начале прошлого века помещиком Столяровым. Помещику, конечно, спасибо. Только фундамент дома развалился, крыша текла, и в конце концов дом сгорел.

«Сгорели» и некоторые идеи. Снова пошел среди гончаров разлад: одни ратовали за промышленное производство, другие – за старину. Структурные и организационные начала древнего промысла в развитии.*
Но рынок принес народным умельцам не только трудности. Он расширил горизонты сотрудничества, дав сво¬боду выбора партнеров. В круг потребителей оятской керамики вошли петербургские магазины и рестораны, турцентр, зарубежные бизнесмены.

...Опыт предков. Он мудр и бесценен, как сама история. Хороший мастер вдыхает жизнь в любимое дело, одушевляет и одухотворяет предмет своего творения. Вот и гончар так: установит горшок на кругу и смотрит, чтобы он «улыбался». «Улыбка» изделия – верный показатель умения, залог успеха. Конечно, «мимику» глины увидит и поймет не каждый, но то, что оятский сувенир вот уже на протяжении веков и десятилетий радует людей своей неповторимостью, это очевидно. Как очевидно и то, что древний промысел на Ояти – это национальное достояние, сфера приложения творческих сил. Наследие предков надо сохранять, приумножать и передавать из поколения в поколение. Иначе какой мы народ?..

 2003 г.
________________________________________
*Одной из современных форм развития стало создание в селе Алеховщина Центра возрождения ремесел, где осуществляется обучение гончарному делу и действует уникальная экспозиция старинных предметов.


Рецензии