А. Т. Болотов создатель усадебных пейзажных парков

                «…было б ни мало постыдно для нас,
                когда б были у нас сады ни Аглинские, ни Французские,
                а наши собственные и изобретенные самими нами,
                и когда б мы называть их стали Российскими».               
                А. Болотов,1786 г.

   Усадьба Дворяниново принадлежала небогатому дворянскому роду. Именно здесь родился в 1738 году и умер в 1833 году Андрей Тимофеевич Болотов -  ученый,    великий по  масштабам  своей деятельности: агроном, садовод, лесовод, литератор, историк, педагог и т.д.  Им написаны около 350 томов различных сочинений, в основном, рукописные книги с авторскими рисунками. (Рисованию и черчению он учился в       Санкт-Петербурге в частном пансионе Ферре). Эти манускрипты, как называл их сам автор, он  переплетал в  твердые обложки.

   Андрей Тимофеевич оставил после себя мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» (4 тома, СПб, 1871-1873).  Это не только автобиографический материал, но и историческое свидетельство  той эпохи.

    С 1780  по 1789 г.г.  Андрей Болотов издавал журнал «Экономический магазин», печатавшийся на средства известного просветителя того времени Н.И. Новикова. В 40 вышедших томах   журнала были  его переводы иностранных сочинений и, главное, оригинальные статьи самого Болотова, в которых излагались теоретические основы русского садово-паркового  искусства и основы хозяйственного устройства усадеб. Так, например,  он печатает «Некоторые практические замечания о садах новейшего вкуса» - «Экономический магазин». Т. ХХ. СПб., 1784, стр. 17-31. или «Некоторые общие замечания о садах нежно-меланхолических».- «Экономический магазин», т. ХХХI. М. 1784, стр.  3-4.

     А.Т. Болотов создавал свои труды о садах и парках в   период сентиментализма и  романтизма.   Говорил о возможности при создании ландшафтных пейзажных парков геометрически правильной планировки (элементы регулярного парка) в части сада примыкающей к дому.  В своих записках А.Т. Болотов пишет об украшении парков песками разного цвета, ракушками, битым кирпичом, цветным стеклом. Говорил   о необходимости естественных деревьев, кустарников и трав, сплошных лесных массивов, преимущественно, хвойных.

     Д.С. Лихачев  книге «Поэзия садов», Л. «Наука» приводит выдержку из  работы о пейзажных парках К. Гиршфельда в переводе А.Т. Болотова: «Там, где человек отдыхает, где он предается мыслям и воображениям <…> там надлежало быть духовитым цветным произведениям испускать из недр своих сладкие, пряные приятные испарения <…>, удовольствуя его чувство обоняния. Вокруг сиделок (скамеек, Д.Л.), назначенных для отдохновения <…> да распространяются  благовония мартовских фиолей, ландыша <…> левкоев, монардов, белых нарциссов, белых лилий <…> и прочих тому подобных». 

    Как тут не вспомнить строки И. Бунина:
                «В садах настурции и розаны,
                В прудах зацветших караси,-
                Усадьбы старые разбросаны
                По всей таинственной Руси…»
    Интересы А. Болотова  и его нововведения безграничны, он предложил ввести севооборот, внедрял в России картофель – статья «О разведении картофеля» (1770). Он вывел сорт морозостойкой  пшеницы – «ледянку». А. Болотов опередил европейских ученых в области минерального питания растений.

   Его работы  стали известны  за границей,  и в   1794 году   А.Т. Болотов     был избран почетным членом Саксонского королевского экономического общества в Лейпциге.

    Екатерина  II, оценив знания  и  необыкновенное трудолюбие этого самородка, поручает ему управление своими волостями - Киясовской  и   Богородицкою.  За  его 23 летний труд  на этом поприще императрица награждает его чином Коллежского Асессора.

   В Богородицке  Андрей Тимофеевич Болотов  создает пейзажный усадебный парк, вписанный в ландшафт местности. До нас  через века дошли виды этого парка  в акварельных  зарисовках, созданных   творцом   – альбом «Виды имения Бобринских, Богородицк, 1786 г.».

   Мы   уже упоминали имя  А.Т. Болотова в статье «Усадьба Никольское-Гагарино». Над созданием этой усадьбы он, работая вместе с архитектором И.Е. Старовым.
   Д.С. Лихачев пишет: «… эта противоположность графичности и живописности, прямых линий и кривых как нельзя более подошла друг к другу. Пейзажный парк России   слился со стилем так называемого екатерининского Классицизма, как до того регулярные сады примыкали к кривым линиям архитектуры Рококо».

   Созданные Болотовым парки -  это произведения художника, который использовал краски природы для своих неповторимых работ. Холмики и долины, пруды и заводи с  живописными островками, нежно спокойно струящиеся ручейки, мостики и  беседки, гроты и  ротонды. Во всем бессмертный дух создателя этих  природных полотен.

   После смерти императрицы Андрей Тимофеевич Болотов вышел в отставку и в 1796 г. поселился в Дворяниново.   Парк около его  дома -  обаятельный уголок природы, неповторимый и ностальгически притягивающий. В парке и сегодня сохранились вязы,   помнящие  А.Т, Болотова,  лиственница, выращенная им из семечка,  деревья готовые приголубить нас в своей  многовековой тени.

  Самые искренние слова благодарности тулякам, бережно сохраняющим память о своем знаменитом земляке, воссоздавшим его дом   на фундаменте   сгоревшего  в 1931 году дома,  и показавшим нам непритязательность жизни и обстановки  этого  дома в конце 17 начале 18 века.

  У А. Болотова можно найти описание быта того времени:  «Гладенькие и чистенькие лавочки вокруг стен и много-много полдюжины стульцев  должны были ответствовать вместо всех кресел   и канапэ <…>

   В музее, основанном в 1988 году, пахнет ветхозаветной стариной.   А чаепитие в музее с  лекарственными растениями  по рецептам «декоктов» самого хозяина дома  да с тульскими пряниками кажется приснившимся утренним  сладким сном!

   Сотрудники музея держат даже небольшой огородик с пряной зеленью и лечебными травками, как это было некогда  у Андрея Тимофеевича, любившего врачевать домашних и крестьян.
   Это вообще был человек посвятивший   жизнь служению людям. Чтобы он не делал: организация первого детского театра  в России, для которого он сам писал пьесы, впервые применение «елетрицизма»  - основа метода физиотерапии, пансион для благородных детей и волостное училище для крестьян.  Вся жизнь его  была отдана  людям.    

    Похоронен  он по завещанию неподалеку от Дворянинова  на кладбище   села  Русятино.

    На территории усадьбы в 1904-1921 годах действовала Спасо-Казанская женская обитель, которую основала Н.Д. Смарчевская-Давыдова, последняя владелица усадьбы Дворяниново.  Теперь на месте разрушенного храма этой обители установлен памятный поклонный крест, а в музее экспозиция об истории обители.
  Фотографии:
1. А.Т. Болотов, гравюра Л.Серянова, 1986 г. (РГБ).
2. Дом в усадьбе Дворяниново  (фотография автора).
3. Фрагмент парка (фотография автора).
                2010 г.


Рецензии