Усадьба Знаменское-Раек
Федор Иванович Глебов ушел в отставку из действующей армии в чине генерал-аншефа, кавалером орденов Святого Александра Невского, Святой Анны, Белого Орла, Святого Станислава. В штатской службе, став сенатором, он начинает строительство архитектурного ансамбля в родовом имении Знаменском-Райке. Овдовев, вторым браком Федор Иванович взял в жены Елизавету Петровну Стрешневу, дочь генерал-аншефа, сенатора, киевского генерал-губернатора Петра Ивановича Стрешнева.
Это был древний боярский род. Молодой жене, которая на 17 лет моложе мужа, Федор Иванович делает подарок в виде архитектурного ожерелья в Знаменском-Райке. Иначе это сооружение, приписываемое архитектору Николаю Александровичу Львову, не назовешь. В 1798 году состоялось освещение усадьбы и празднование. Федор Иванович ушел в иной мир до завершения строительства, и отделочные работы в усадьбе проводились уже под руководством Елизаветы Петровны.
Сегодня мы можем увидеть главное здание, выполненное в палладианском стиле. Оно через галереи колоннад, наполненных воздухом, соединяется с парными флигелями, расположенными визави. Во флигелях находились библиотека, театр, оранжерея и каретный двор. Флигеля через галерею колоннад замыкаются на въездные ворота в виде триумфальной арки. Таким образом, весь ансамбль из пяти зданий и галерей образует парадный двор овальной формы. В прошлом овал парадного двора, по которому разгуливали сказочной красоты павлины, украшал фонтан, а по периметру двора стояли пушки.
Сегодня главное здание открыто для посещения экскурсантов, и, хотя оно еще не восстановлено, дает представление о планировке и его отделке в прошлом. Мы видим залы и анфилады комнат дворянской усадебной архитектуры конца XVIII века. В помещениях есть остатки лепнин, росписей, в интерьере столовой сохранился фриз в виде медальонов-рамок, в которых некогда располагались 23 портрета царей. Конечно же, эта галерея открывалась портретом Михаила Федоровича Романова, женой которого была Евдокия Лукьяновна Стрешнева. На втором этаже в овальной гостиной на потолке можно увидеть остатки масонских знаков. Федор Иванович был членом Дружеского ученого общества.
Главное здание снаружи имеет световой высокий барабан-фонарь, с полуциркульными окнами, перекрытый куполом. Свод внутреннего декоративного купола с отверстием, открытым в световой барабан, украшен квадратными кессонами. Этот двойной купол типичен для стиля Н.А. Львова. Верхний световой проем обрамляет балюстрада, а в центре люстра на металлических тяжах. В интерьере Бального зала камины и необычайный «плавающий» пол и, при богатом воображении, можно представить великолепие этого помещения.
Восточный фасад дома имеет террасу, с которой на две стороны спускаются лестничные марши в английский пейзажный парк со зверинцами американских и сибирских оленей, «американских свиней», диких коз, а также - «заячий зверинец». Липовая главная аллея ведет к реке Логовеж. Перед восточным фасадом дома стоял погреб-ротонда, сложное инженерно-техническое сооружение.
В оформлении парка проявилось великолепие выдумок Н.А. Львова: беседки, павильоны для птиц, статуи и т.д. Все это, к сожалению, не выдержало разрушительного времени, в парке остались только живописные развалины. Правда, в архивах сохранились проекты и рисунки архитектора, по которым можно воспроизвести его замыслы.
В Знаменском-Райке господа никогда не жили подолгу, только наездами по нескольку дней. У Елизаветы Петровны было родовое имение под Москвой - Покровское-Стрешнево, доставшееся ей по наследству от отца. После смерти последнего представителя семьи Стрешневых прекратилась мужская линия фамилии. Елизавета Петровна добилась в 1803 году права называться со своим потомством Глебовыми-Стрешневыми (Императорский указ от 19 апреля 1803 г.).
По воспоминаниям Натальи Петровны Бревен, внучки Е.П. Глебовой-Стрешневой, бабушка была крутого нрава, горда и высокомерна и безмерно строга с детьми. Внук ее, желающий истребить память о Стрешневых, уничтожил много ценных вещей, переплавил серебро и т.д. Многое было роздано и продано потомками, а что-то передано в монастырь. Так, одна из внучек Е.П. Стрешневой была богомолкой и заказала митру для архимандрита из жемчугов и дорогих каменьев, доставшихся ей по наследству.
Последней владелицей усадьбы была Александра Сергеевна Дубасова, жена Ф.В. Дубасова адмирала и московского генерал-губернатора (1905-1906 годы). После революции усадьба была национализирована, в ней размещались в разное время совхоз, школа, дом отдыха «Текстильщик» и т д. На фотографии 20-х годов (из коллекции Е.М. Новосельцева) запечатлена одна из комнат дома отдыха в Райке, на стенах которой еще можно увидеть царские портреты, упомянутые нами раньше.
В 2001 году усадьба была взята в долгосрочную аренду до 2049 года московской Строительно-инвестиционной компанией «Конкор». Усадьбу планируется полностью восстановить к 2015 году, создать музейно-гостиничный комплекс, отвечающий требованиям ЮНЕСКО. В 2007 году в одном из флигелей уже открыт гостиничный комплекс с рестораном на 16 мест.
2008 г.
Свидетельство о публикации №213091400013