Поэзия русской усадьбы

    С утратой усадебной жизни потерян неповторимый пласт русской  культуры. В «дворянских гнездах» писали живописные полотна, романы и поэмы,  симфонии и концерты, создавали историю государства российского, семь томов которой  Карамзин написал в усадьбе Вяземских в Остафьеве. Жизнь в усадьбах протекала в гармонии с природой.  Пруды и мостики, гроты и ротонды,  украшающие  усадебные парки, радовали глаз.
     Художники в своих работах показали и красоту усадеб после реставрации, и грустные картины запустения, вызывающие щемящее чувство  потери.
            Идея  Ирины Самсоновой привлечь к участию в выставке «Поэзия русской усадьбы» десять художников из тех, о которых  она  писала в разное время, удалась. И что особенно трогательно,  многие работы написаны специально для этой выставки.
     Основа выставки  -  работы художников  Красногорского  творческого объединения «ЛИК»  (арт-директор,  искусствовед   М. Воронова), среди них картины  Н. Бабиной,  заслуженного художника России П. Решетникова,    Р. Сейдалиева, В. Трубецкого,  Н. Третьякова,       В. Христанова,  работы фотохудожника А. Губенко, изделия из кружев О. Журавлевой и резьба по дереву  Ю. Грозовского.
       Куратор  выставки И. Самсонова признательна   вдове заслуженного художника России  П. Решетникова, о котором она  писала, когда он уже ушел из жизни, за то, что Галина Алексеевна представила на  выставку его работы.  Остановившись около картины «Радуга после дождя»,    подумала, как хорошо,  что   живописец остается с нами   радугой его полотен.
     Живописны картины  В. Христанова:  «Золотые россыпи. Усадьба Архангельское», «Дорога к храму. Усадьба «Кутузовых-Голенищевых», «Забытого сада сирень. Усадьба Млевичи».  Сколько поэзии в самих названиях этих картин!  Мимолетные впечатления художника выплеснулись в нежнейших колористических сочетаниях!  Заброшенная, полуразрушенная колокольня на фоне надвигающихся облаков, а на переднем плане  буйство сирени, так любимой владельцами русских усадеб.  Пейзаж вызывает ностальгическую грусть, и как  же тут не вспомнить картину  В. Максимова «Все в прошлом», где сирень также  присутствует.
         Поэтесса Валентина Попова   под впечатлением от картины     В. Христанова,  написала стихотворение, которое по настроению можно было  бы  отнести ко всей выставке:
                « И тайна, и грусть, и отрада…
                Вздох времени на душу лёг:
                Сирень позабытого сада,
                Вздремнувшей земли уголок.
                Глядит колокольня в печали
                На вечное шествие дней –
                И стены её обветшали,
                И маковки нету на ней».
     В мягких осенних тонах выполнено полотно Н. Третьякова  «Осенний мотив» -  вдалеке на берегу реки беседка, живописный мостик. Какой же   милый  лирический мотив нашей природы!  Все полотна  художника наполнены воздухом и радостью бытия.
     Картины В. Трубецкого «Южный фасад Дворца Юсуповых в Архангельском» и «Дом-музей художника Н.А. Ярошенко в Кисловодске» такие  разные по настроению, пропущенные через душу художника,  вызывают восхищение. 
     Жизнеутверждающие полотна Н. Бабиной, представленные на выставке, это   и яркие натюрморты, и пейзаж «В Архангельском». Как декорация  просвечивает зелень парка через изящную сквозную колоннаду, к которой ведет тенистая аллея с веселыми бликами солнца. Насыщенный мельчайшими подробностями усадебный интерьер  -  «Комната в имении Брасово»  создан  по мотивам картины  С.Ю. Жуковского.  Наша современница   передала  аромат той ушедшей  навсегда жизни. Свет льётся в открытую дверь усадебной комнаты, и ничто не предвещает предстоящих потерь.
     В начале прошлого века интерьеры усадеб любили писать не только                С.Ю. Жуковский, но и А.В. Середин,  и   С.А. Виноградов и  другие художники. 
     И еще один интерьер, представленный на выставке - «Кусково. Малиновая комната». Это  работа,    любимого мной художника-пушкиниста, Заслуженного художника России Е. Устинова.  Его картины вызвали большой интерес.  Через всю жизнь пронес художник  любовь к поэзии и образу Пушкина и к  людям, которые окружали поэта. На выставке несколько полотен художника. Невозможно оторвать взгляд от   картины  «А. Пушкин в Архангельском».    В усадьбу Юсуповых  поэт приезжал   в 1827 и 1830 годах  и посвятил        Н.Б. Юсупову стихотворение «К вельможе».
        Пленительно   очарование  пейзажей Архангельского - звенит зимний воздух, от мороза потрескивают сосны, фактурна архитектура  собора и английского дома  на картинах  Р. Сейдалиева.
     Нижегородская художница  Веры Тимченко представила  полные очарования усадьбы Рукавишникова,  выполненные  пастелью. Руины, овеянные дымкой прошлой жизни. На одной из картин  около дома усадьбы, будто  приснившийся  нежный женский образ. Вызывает интерес картина  «Усадьба  Н. Добролюбова». В  этой усадьбе прошли детские и юношеские годы великого публициста и литературного критика, о котором Некрасов сказал: «Как женщину, ты родину любил, Свои труды, надежды помышленья, ты отдал ей…».  Н. Добролюбову было всего двадцать пять лет, когда его не стало.
     Графика М. Лазаревой поражает тонкостью и изысканностью. Ее работы, выполненные в технике меццо-тинто - «Гурзуф. Бухта Чехова», «Безмолвие» и другие,  никого не оставили равнодушными. Особую выразительность   работам придает  подвластная графику черно-белая тайна меццо-тинто, позволяющая делать  переходы от мягкого  бархатно-черного, через серебристость серого, к прозрачному и перламутровому белому.
    Участие  в выставке фотохудожника  А. Губенко не случайно.   Его работы это всегда передача настроения и символистичность. На этой выставке он показал красоты и необычность архитектуры церкви в Дубровицах,  в закладке которой принимал участие Петр I, и  очаровательный мостик усадьбы Марфино. Его  фотография отреставрированного недавно дворца в Царицыне была использована в афише выставки.  Работы А. Губенко смотрятся  как чудесные рисунки,  выполненные сепией.
     Как известно, в имениях создавались мастерские, например, у княгини               М.К. Тенишевой  работали рукодельницы, резчики по дереву и т.д. Чтобы показать, что не оскудела наша земля талантами, кроме живописных полотен показаны работы наших  современников – мастера-резчика по дереву и кружевницы.
      Член палаты ремесел  г. Москвы О. Журавлева, награжденная медалью Всероссийского выставочного центра, в небольшой экспозиции демонстрирует  различные техники   исполнения  кружевных изделий.      
      Работы, разнообразные  по тематике,  представляет  член творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников,  мастер-резчик по дереву Ю. Грозовский,  лауреат 2-го и 3-го фестивалей народного творчества СССР.
    В этой выставке приняли участие представители только одного региона России. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем в таких выставках принимали участие художники из различных  городов нашей страны. Это позволило бы нам  увидеть состояние усадеб за пределами Москвы и Подмосковья, отраженное в живописных полотнах.
    Выставка «Поэзия русской усадьбы», показавшая мир усадьбы в живописи, графике,  фотографии и изделиях прикладного искусства, вызвала интерес в ряде организаций, например,  некоммерческом партнерстве  «Русская усадьба» и  «Обществе  изучения русской усадьбы» (ОИРУ). На открытии выставки  выступили  -  член совета  ОИРУ  Г.Д. Злочевский,   редактор журнала «Жизнь в усадьбе» С. А. Фомин  и др. На выставке было много посетителей –  значит,   интерес к этой теме существует и   еще раз подтверждается мысль о том, что русские «любят мечтать о прошлом».
               
Картины:
1. П. Решетников «Радуга после дождя», РВ160356.
2. В. Христанов  «Забытого сада сирень. Усадьба Млевичи», РВ120333.
3. Н. Третьяков «Осенний мотив», РВ120354.
4. В. Трубецкой «Южный фасад Дворца Юсуповых в Архангельском»,  РВ160362.
5. Р. Сейдалиев «Архангельское», РВ160368.
6. Н. Бабина «В Архангельском».
7. А. Губенко «Марфино». 
   
                2010 г
 


Рецензии