Московский Парнас

                Усадьба Знаменское-Губайлово
 
    Знаменское-Губайлово  - одна из интереснейших подмосковных усадеб, история которой известна с 1620 года,  находится в городе Красногорске.
    Мне хочется рассказать только о двух владельцах усадьбы. Одним из   них был генерал-аншеф князь В.М. Долгоруков-Крымский, который за завоевание Крыма в 1771 году  награжден орденом    Св. Георгия 1-й степени, утвержденным Екатериной II в 1769 году.               В.М. Долгоруков-Крымский  - один из восьми награжденных этим орденом в 18 веке. После войны в 1775 году он  поселяется в имении Губайлово,  полученном в качестве приданного за Настасьей Васильевной Волынской. Князь Долгоруков-Крымский в своем имении строит дом, напоминающий московский дом генерал-губернатора, в котором  он жил, занимая этот пост в  Москве.

    Краевед Е. Мачульский делает предположение, что совпадение планов  московского и подмосковного домов  князя В.М. Долгорукова-Крымского не случайность, а загородное  - повторение этого строения по чертежу М.Ф. Казакова. После смерти князя                В.М. Долгорукова-Крымского в 1882 году имением,  фактически, никто  не занимался.

    В 1886 году   разоренную усадьбу  покупает Товарищество Знаменской мануфактуры      А.Я. Полякова.  Одним из последних владельцев этой усадьбы   был  крупный издатель начала 20 века, математик  и  переводчик Сергея Александрович  Поляков  (1874–1943).   

     Внучатый племянник Сергея Александровича Полякова - Юрий Александрович Поляков историк, академик РАН  был  приглашен в Литературно-музыкальную гостиную КЦ «Красногорье» на встречу «Рыцарь Серебряного века», посвященную памяти Сергея Александровича Полякова.   В своем выступлении  Юрий Александрович  назвал усадьбу Знаменское-Губайлово Московским Парнасом.  И  не случайно: здесь бывали   Брюсов, Белый, Балтрушайтис,  Бальмонт и другие поэты-символисты   в конце 19 - начале 20 века. Особенно часто гостил Бальмонт, связанный с Поляковыми семейными узами.

    Это был период    интеллектуального подъема и расцвета русской культуры, названный Николаем Бердяевым   как  «серебряный век», и как считают   специалисты,  этот подъем продолжался с  начала  90 годов 19 века до революции 1917 года. 
       В 1899 году С.А. Поляков, по образному выражению Бальмонта «нежный, как мимоза», основал издательство «Скорпион», просуществовавшее 17 лет, и создал    литературный и критический журнал «Весы» (1904-1909).

     В издательстве «Скорпион» были  опубликованы книги Бальмонта, Брюсова, Балтрушайтиса, Бунина,  Белого,   Иванова, Кузмина,  Гиппиус и др.    Кроме того, были изданы переводы произведений   Верхана, Верлена, По, Уайльда, Гамсуна, первым  переводчиком которого был  С.А.Поляков.

    Воссоздать образ С.А. Полякова помогают  воспоминания  Брониславы Погореловой - свояченицы Брюсова: «Сергей Александрович  был на редкость образованным человеком с широким и диапазоном знаний и интересов, настоящим знатоком живописи и безошибочно разбирался во всех стилях, эпохах и школах. Владея чуть ли пятнадцатью иностранными языками, а норвежский изучил настолько, что очень порядочно переводил ставших в то время модными норвежских авторов».

     Леонид Сабанеев в воспоминаниях «Мои встречи» так написал об «объединителе» символистов С.А. Полякове: «Старообразный даже в молодости, сутулый, с наружностью не то Сократа, не то  Достоевского, он был математик по образованию, энциклопедист по знаниям. Владел пятнадцатью языками (в том числе норвежским, турецким, персидским, арабским и древнееврейским)».   
      Все, что выпускало издательство «Скорпион» печаталось в одной из лучших типографий на дорогой бумаге «верже». Понятно, что такая, чисто московская баснословная  щедрость  С. Полякова привлекала в редакцию «Весов» немало художников и писателей. Здесь работали Н. Феофилактов, Судейкин, Лансере, Сомов и др.  М. Волошин, в то время живший в Париже, печатал в «Весах» статьи об импрессионизме и информации о парижских выставках.

    Ознакомившись в 1994 году  с родословной имения (книга М.В. Ногтевой                "Родословная старинной усадьбы"),    была удивлена, что в городе, инфраструктуру которого, по сути, основал купеческий род Поляковых, нет улицы, носящей их имя.  Поляковы создали в свое время не только рабочие места, развив производство  на Знаменских мануфактурах, но и построили  школу, больницу, богадельню. Удивительно также, что в городе  ни в советское, ни в постсоветское время  не позаботились о мемориальных досках на усадебном здании, например: 
      - «Здесь жил один из крупных издателей  начала прошлого века Сергей Александрович Поляков». 
      - «В  этом  имении бывали поэты Брюсов, Белый, Балтрушайтис,  Бальмонт и другие поэты-символисты».

     В этих краях  Константин Бальмонт написал  цикл стихов «Горящие здания». А теперь обратите внимание на современную фотографию одного из флигелей имения, сгоревшего и    разрушающегося  на наших  глазах. 
     Здесь можно встретить   символ социалистической  эпохи – бюст Ф. Дзержинского, установленный около прокуратуры, некогда размещавшейся в одном из зданий имения.
     И еще один  символ! Символ нашего беспамятства и бездуховности!  В парке имения, по которому прогуливались за дружеской беседой поэты-символисты, два-три  года тому назад, срубив вековые деревья,   поставили колесо обозрения – Чертово колесо.

     Как видим, судьба  усадьбы Знаменское-Губайлово, связанная с символистами начала прошлого века, мистически продолжается  в символах XX – XXI  веков.

     Сегодня еще сохранилось основное усадебное здание, флигеля, конюшня. В главном доме  с 1976 года находился Дом пионеров, позже преобразованный в Центр развития творчества детей и юношества. К радости прихожан приведен в порядок, закрытый в 1930 году,  усадебный   храм Знамения пресвятой Богородицы, построенный князем Долгоруковым-Крымским и перестроенный в 1902 году Поляковыми. Этот храм вновь освещен в 2001 году.   

   Какие еще символы  времени найдут отражение  в судьбе   усадьбы? Вероятно, уже кто-то давно следит за разрушением зданий, снижающим их стоимость, и намерен купить или взять в аренду эту жемчужину Подмосковья, отгородив ее забором от назойливых горожан.
      Фотографии автора:
     1. Главное здание  имения.
     2. Памятная доска на здании.
     3. Сгоревший флигель.
     4. Бюст Ф. Дзержинского.
     5. Колесо обозрения или Чертово колесо в парке имения.
     6. Храм  Знамения пресвятой богородицы.
               
                2009 г.

               


Рецензии