Служение призванию

        Россия во все времена отличалась высокой духовностью. Тяжким для российского народа был ХХ век: войны, революции, репрессии, перестроечная неразбериха и желание многих сил сломать сегодня трепетную душу нашего народа. Элементы бескультурья на телевизионном экране, навязывание американского стиля жизни, фильмов кровавых и бездуховных – все направлено на разрушение возвышенной   души  русского народа.   

       В этих условиях деятельность творческого объединения «Лик»  благородна и необходима. С одной стороны, оно объединило талантливых людей и помогает им в экспозиционной работе,  с другой стороны, привлекает к просмотру этих интересных выставок жителей нашего города и   москвичей.

        С момента создания  в 1990 году и по сегодняшний день возглавляет объединение «Лик» Марина Ахметовна Воронова – начальник отдела управления культуры Красногорского района, арт-директор. К настоящему времени в объединение вошло  около 100 художников  -   профессионалов  и любителей: живописцы, графики, прикладники (батик, резьба по дереву, керамика, роспись по дереву), фотографы.

       Это было в 1986 году.  Марина Воронова, переехала жить в г. Красногорск и  обратилась в администрацию города по вопросу устройства на работу. Состоялся примерно такой разговор:
- Город вас не знает.  Даже не представляю, как вам помочь. Оставьте ваш телефон.
- Опыт работы у меня большой. Если вы не поможете мне найти работу, ваш город меня никогда не узнает.
- Я позвоню. 
- Через время звонок - мне предлагают место руководителя танцевального кружка.
      В дипломе у меня написано:  искусствовед. Я  ответила: «Если бы я еще и плясала, цены бы мне не было».
      Так начала свой рассказ о жизни в г. Красногорске Марина Ахметовна и продолжила:
       «Отдел культуры Красногорского района 13 лет тому назад дал объявление: «Всех, кто способен творить, приглашаем по   адресу: ул. Вокзальная, дом 10,а».  В этом здании в то время находился ведомственный клуб.

      Я пришла и оказалась  единственным искусствоведом. Полгода работала на общественных началах.  Объединение  создала с нуля, за него   болею и люблю. Это  стало  делом  моей жизни. Пока  в нашем городе не открою картинную галерею,  не успокоюсь».

      Начиная  с 1990 года    творческое объединение «Лик»  проводит тематические, концептуальные, групповые, молодежные выставки (молодежь сама определяет тему),  весенние и  зимние групповые  ежегодные выставки -  Пасхальный благовест, Рождественские. Уже третий год проходят выставки детского творчества, которые организовываются в рамках фестиваля творчества «Уникум». Надеюсь, что они станут традиционными и будут проводиться в  День города».

      - Знаю, что Вы с интересом наблюдаете за   ростом  профессионального уровня   художников.   Приведите   пример такого творческого роста?
      - Я помню пришел к нам Женя Глызь, он в армии начал рисовать объявления  и плакаты. Сейчас  Женя окончил дизайнерские курсы, работает художником графического дизайна, достиг профессионального уровня в живописи и графике. Он работает в стиле авангардизма.

        - Расскажите, пожалуйста, о какой-нибудь  особенной, с Вашей точки зрения,  выставке, которую Вы организовали?
        - У нас была    интересная концептуальная выставка, посвященная памятнику архитектуры нашего города, одному из строений  бывшего имения Поляковых -  конюшне.      Члены  объединения «Лик» представили фотографии и графику. Пространство обыграли так, что казалось,  вы находитесь внутри конюшни: на полу было разбросано сено, в кормушках   лежало овсяное печенье. Сделали из картона Троянского коня, который мог передвигаться по залу. Все   символично. На память об этой выставке каждому входящему дарили деревянную подковку.    Выставка получилась уникальная, и о ней сняли видеофильм.
       Лет 10 тому назад нам обещали отдать это здание для организации  выставок.  Но оно является памятником архитектуры федерального значения, поэтому мы его не получили.

      -   Не могли бы Вы  рассказать хотя бы об одной выставки детского творчества?
 В 2003 году на первомайские праздники состоялась поездка в Польшу, где проходила выставка детского творчества: «Мое Отечество - частица Европы». Мы представили работы  Красногорской детской художественной школы, которые отправили заранее. Я сама отбирала картины на выставку. Оказывается, в  Польше  нет специализированных школ, они представили творчество детей, которые учатся в общеобразовательных школах. Работы наших детей оказались более профессиональными. В них отразилась душа, мастерство и   детское мироощущение. Организаторы выставки сделали вывод, что наши работы выше по творческому уровню. Меня это очень порадовало.

      - Существуют ежегодные областные выставки прикладников. Объединение всегда принимает в них участие?
      - Да. Ежегодно проходят областные выставки в городе Электростали. В прошлом году была интересная выставка по истории костюма. Мы представили работы наших народных мастеров: Оли Гончаровой, Вики Королевой.
      Обычно мы участвуем в выставке  «Лоскутная радуга» и «Вышитая картина». Наши вышивальщицы экспонировали картины на шифоне.   Таких работ, как у них,  нет ни у кого, хотя были представители со всей России.   Вообще, у народных мастеров и художников нашего района большой потенциал.

 - Какие успехи были у красногорских художников на областных выставках?
- С 11 по 29 марта этого года  в Одинцовском районе проходил московский областной фестиваль. В конкурсе молодежи от объединения «Лик» принимали участие пять художников (таково было условие - не более пяти авторов).
      Отбирал работы худсовет Художников России. На этой выставке были представлены работы Вики Савиной, Лены Ермохиной, Кости Терентьева, Лиза Горчак и Маши Христановой. Первые трое  стали лауреатами выставки. Они получили подарки, цветы. Со слов художественного Совета,  красногорские художники подняли рейтинг выставки.

      -   Вы тщательно собираете  материалы по истории объединения?
      - Да. Стараюсь собрать весь архив. На 10-летие сделала большой коллаж из афиш, плакатов и  всей информации прессы, начиная с первого объявления.
      -   Марина, если можно, расскажите, пожалуйста, о себе и семье.
      -   Я родилась в семье служащих. Моя мама – русская, а папа – таджик. К сожалению, их уже, нет. Родители  мамы погибли,  ребенком она попала  в  детдом, образование     не получила.  Работала   на тракторном заводе в Ташкенте, и, когда я стала уже взрослой, мама была начальником цеха. Лидер по   натуре, активная и темпераментная, спокойно сидеть не могла. Вокруг нее было всегда много людей,  а в доме  - гостей. 

      Мама была творческим человеком, и,  скорее всего,  все наши увлечения от нее.  Даже, когда ей уже отказывало зрение, она  продолжала вышивать гладью  скатерти, салфетки. Мы трогательно  бережем эти вещи. 
      Папа работал главным бухгалтером.  Он обожал математику и считал все вокруг: сколько ступенек, сколько деревьев. Папа обладал тонкой душой и большим чувством юмора.  Чувство юмора   у меня от него. Меня часто упрекают, что я остра на язык, но от этого уже никуда не деться.

      - Вы были одним ребенком  в семье?
      - Нас три сестры, закончили мы театрально – художественный  институт в Ташкенте и   всю  сознательную жизнь   занимаемся  творчеством.
Я и старшая сестра -  искусствоведы, а младшая художник-керамист. Младшая сейчас увлеклась народной игрушкой.  Придумала   авторские куклы из ткани и полностью  разработала их.   Куклы в русских национальных костюмах не принимают в художественные салоны Ташкента, поэтому для них она делает куклы в национальных таджикских и узбекских нарядах. Куклы в русских нарядах   присылает мне, и я выставляю их на областных выставках. 

      -   Сегодня жизнь сложная, у женщин бывают депрессии, стрессы. У вас, наверное, тоже бывали жизненные ситуации такого рода. Как вы выходили из них?
      - Когда у меня случился  кризис, я стала заниматься   росписью по дереву: Городецкой,  лубок, Мезень,  северная Двина, посещала курсы  и, таким образом, вышла из кризиса.   Занималась этим максимум года полтора – два, но справилась с собой. Все свои работы  подарила, ни одной вещи  не продала.
      Очень жалею, что перестала этим заниматься. Бывают идеи, мысли приходят, но эта работа требует постоянной практики и времени. Иногда очень хочется что-нибудь сделать не традиционное. У меня есть такое мечта,   когда  выйду на пенсию и буду свободнее,  все-таки займусь прикладным творчеством. По крайней мере, есть потребность что-то делать своими руками, а не только   организовывать.

      -   Расскажите, если можно, о своей женской судьбе. Вы производите впечатление   уверенной женщины.
      Супружеская жизнь моя длилась 19 лет. Это все было не   просто. С мужем познакомились еще в Ташкенте. Я уже работала, а он учился в автодорожном институте. Муж тоже оказался творческим человеком, впоследствии окончив музыкальное  училище, стал профессиональным бас-гитаристом, работал у Глызина, а теперь  работает у Меладзе. 
     Я пыталась создать максимум условий, чтобы он мог заниматься любимым делом. Были и финансовые трудности, все было не так просто. Через 19 лет что-то  сломалось. Для меня это было трагедией.   
       Очень болезненно  пережила этот разрыв. Справилась только  благодаря тому, что вокруг  были близкие друзья, и в работе я реализовалась. Поняла, что я  сильный человек. На моей ответственности взрослая дочь,  которой надо  было дать образование.

       -   А как теперь складывается отношения с супругом?
       -  Мы остались с ним друзьями, поддерживаем отношения, поздравляем друг друга с праздниками. У меня сейчас нет на него обиды.  Вот так сложилась жизнь. В прошлом было все непросто: где-то приходилось прогибаться, я при нем видимо не могла проявить свои способности в полную силу. У меня было ощущение, что  живу ради него,  оставаясь в тени.
      Сейчас я ни на что не жалуюсь. У меня   много   близких друзей, и знакомых. У нас дома не закрываются двери.   Может быть, не совсем складывается моя женская судьба.
      В связи с тем, что у меня восточная ментальность, мои мозги устроены так, что  я все время должна о ком-то заботиться. Мне всегда нужно  кого-то   опекать.   После работы   бегу домой,   знаю, что меня ждут животные и  надо вывести их погулять. Вечером приходят с работы уставшие дочь и племянник, которым стараюсь приготовить на ужин что-нибудь  вкусненькое, обсудить с ними, как прошел день. Это дает ощущение семьи, внутренней защищенности.
      Из-за того, что сейчас рядом нет мужа, у меня нет комплекса неполноценности. Иногда возникает  чувство одиночества,  но в целом, я справляюсь.

      -   Я знаю, что Вы   занимаетесь еще и  общественной работой.
 -   Меня попросили возглавить    профсоюз работников культуры. Это не совсем мое, но  с удовольствием к этому подключилась, так как  могу оказать  необходимую  помощь своим коллегами.

     Хочу продолжить   статью отзывами участников Творческого  объединения «Лик» о своем арт-директоре:
      Рая  Румянцева на открытии фотовыставки Андрея Губенко «Очарование природы»:   «Марина Ахметовна несет нам удачу. Три или четыре года назад первая выставка «Этот удивительный Крым», которую она помогла организовать, стала стартом для остальных  выставок».

      К.Л. Олейник, контр-адмирал запаса, художник-любитель: «С Мариной можно  и в бой. Она  ассоциируется с образом санитарки на войне, рискуя жизнью, вытащит раненого солдата с поля боя, обмоет, перевяжет,  пожалеет». 

      Александр Поверин,  член Союза художников России: «Марина наш друг   настоящий и давний. Дружбу с Мариной мы очень ценим. У нее есть замечательные  качества, такие как  откровенность и искренность. Это ее сближает с людьми. Марина удивительно душевный человек  – центр притяжения, умеет организовывать около себя людей, взялась за очень трудное дело – объединить художников.   Художники, как правило, сложные люди, с творческими  амбициями, кроме того, любят сидеть по своим «норам». Она трепетно, с самоотречением     и любовью относится к художникам, к их произведениям  Марина Воронова -  душа  творческого  объединения «Лик».  Она много делает для людей, иногда забывая  даже о своем здоровье.

       Должна согласиться с Александром  Повериным и  могу привести такой  пример: когда   отмечали 200-летие  со дня рождения Пушкина,  Марина Воронова  болела. Но надо было провести ярмарку в Архангельском – это достаточно ответственное мероприятие. Забыла Марина Ахметовна, что больна, все организовала и с утра до позднего вечера находилась там. Ярмарка прошла «на ура», были представлены самые разнообразные изделия:  керамика,  роспись по дереву и т.д.  На ярмарке было многолюдно и всем очень понравилось.

       Марина Ахметовна Воронова –  самоотверженно трудится, служа любимому делу. Она предпринимает все, что в ее силах, чтобы наша с вами жизнь сегодня соприкасалась с прекрасным. О художниках, гончарах, вышивальщицах, о людях творческих  Марина говорит с теплотой и пониманием их проблем. Она взяла за правило открывать для нас каждый год имя хотя бы одного  нового талантливого человека, организовывая его выставку.

      Живет среди нас обаятельная, красивая женщина,  добрая, и душевная, готовая броситься каждому на помощь (я это испытала и на себе).   Живет женщина со своими проблемами, отрыто рассказывает о том, как пережила  стрессы и депрессии, стараясь и нас поддержать своим примером. «Не падайте духом! Находите в себе силы! Служите своему призванию!» - говорит она своей жизнью.
               
                2004 г.
 


Рецензии