Гармония, поверенная алгеброй
Этим объединением руководит с момента его организации искусствовед Марина Воронова, инициативный и преданный искусству человек, собравшая около 100 профессионалов и любителей: живописцев, графиков, прикладников (батик, резьба по дереву, керамика, роспись по дереву).
Не знаю, есть ли еще где-нибудь в Подмосковье такое многочисленное и интересное объединение творческих людей?
В феврале в КЦ «Красногорье» открылась персональная выставка художника-любителя Наталии Борисовны Бабиной, которая является членом Красногорского объединения «ЛИК» с 1993 года.
Наталия Бабина закончила факультет вычислительной математики и кибернетики Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова. Затем занималась научной деятельностью в институтах Российской Академии Наук и на закрытых предприятиях.
Говорит Марина Воронова, арт-директор объединения «ЛИК»:
- Это уже четвертая персональная выставка Наталии Бабиной. Со времени последней выставки у этой художницы произошел значительный прорыв в творчестве. Она усовершенствовалась в технике живописи. Стала интереснее тематика ее работ: натюрморты (цветы, фрукты и овощи), пейзажи (городские деревенские, морские). Посмотрите, насколько они разнообразны по цветовой гамме! И каждая картина, как бы пропитана воздухом, что позволяет усилить перспективу в пейзаже и натюрморте! Полотна Натальи Борисовны подкупают искренностью и душевностью. Ее работы находятся в частных коллекциях России, Украины, Казахстана, Великобритании и США.
Мне стало интересно, каким образом Наталия Борисовна - математик по профессии, в зрелом возрасте, стала так профессионально работать в живописи.
- Знаю, что вы окончили музыкальную школу. Может быть, и художественная школа была в вашем детстве? Когда и как вы стали заниматься живописью?
- Я не училась в художественной школе. Живопись появилась в моей жизни при достаточно странных и сложных обстоятельствах. Начнем с того, что я купила краски и кисти в подарок моей тете, которая стала писать красками уже в преклонном возрасте. В августе 1991 года я с двумя своими детьми жила на папиной родине - в деревне Чиверево, которая находится между Федоскино и Жостово. Включив радио, услышала о путче. Испугалась, что папа, демократ по мировоззрению, и муж, военный человек, окажутся по разные стороны баррикад. Бросилась с детьми в Москву. Приплыли на Речной вокзал, а там ужас… танки и БТР стоят на пристани … до дома невозможно добраться. Я на теплоход и назад в деревню. Живу с детьми. Полная неизвестность, никакой информации из Москвы. Тревога нарастает. И вот я, чтобы занять себя, отвлечься от страшных мыслей, стала писать ромашки на куске оргалита красками, купленными для тети. Тарелку использовала вместо палитры, а подсолнечное масло как растворитель. Моя картинка понравилась соседке, и она попросила написать ей такую же.
На даче, по соседству с нами, жил архитектор Валентин Григорьевич Шульгин, он, к сожалению, уже умер. Очень хороший добрый человек, который дал мне много профессиональных советов.
Не понимая к кому обратиться, чтобы узнать, где можно поучиться живописи, походила по Арбату и поспрашивала художников. Так, в 1993 году я оказалась в народной изостудии при центральном Доме Культуры Железнодорожников и, с тех пор, два раза в неделю посещаю эту студию. Возглавляют ее Буторов Юрий Александрович и Лобанов Владимир Иванович.
Посмотрев выставку Наталии Бабиной, обратила внимание на то, что на некоторых натюрмортах в интерьере присутствуют окна. Причем, их (окон) назначение в каждом случае неоднозначное. Иногда это продолжение и развитие перспективы. Этот прием известен, его широко используют художники, например, Б. Кустодиев в картине «Цветы на окне». За окном дана панорама парка со скамейкой на заднем плане.
Но Наталия использует окна не только для потоков света, иногда, наоборот, «замыкает» интерьер комнаты окном. В картине «Идите пить чай» изображено запотевшее окно, с дождливыми сумерками за ним, подчеркивает уют и тепло комнаты, в которой за столом с медным самоваром и уже налитыми двумя чашками чая ждут именно вас. Это очень интересное ощущение.
В другом случае, в картине «Космея» на подоконнике окна оставлен клубок ниток с крючком и недовязанными кружевами. Создается впечатление, что вы вошли в комнату, наполненную светом, за этим клубком, чтобы продолжить работу.
У картины «Подсолнухи» я оказалась вместе с искусствоведом, преподавателем художественной школы А. Епифановским. Он говорит: «Вот, если бы не эта прозрачная салфетка, то этой картине место в Третьяковке». Можно согласиться с ним, он правильно определил место картины. А что касается салфетки - эта газовая, легкая ткань создает такой диссонанс с грубой поверхностью деревянного стола, что вызывает щемящее чувство. В картине «Подсолнухи» Наталии Бабиной ощущаешь пожухлую шершавость листьев и запах сникших головок подсолнуха.
Известно знаменитое полотно «Подсолнухи» Ван Гога. У Н. Бабиной в натюрморте с таким названием свое талантливое воплощение.
У художницы прекрасное чувство цвета, чтобы она ни писала: «Белый шиповник» или «Жасмин», «Золотые шары» или «Квасим капусту», как и натюрморты с дынями, виноградом - это праздник насыщенных, точных красок и выразительных форм.
Названный уже мной искусствовед, увидев в натюрморте у Н. Бабиной гранат, выделяющийся на спокойном фоне картины, прокомментировал: «Вот видите, как неудачно, гранат «выпадает» из цветовой гаммы полотна». Но ведь у К. Коровина в картине «Розы и фиалки» апельсин на серебряном блюде тоже как бы «выпадает» из колорита всей картины, но какое же очарование придает это цветовое пятно натюрморту.
К небольшому полотну «Улочка в Ялте» я подходила несколько раз. Перспектива была решена так, что мне казалось - вот сейчас за поворотом извилистой улочки моему взгляду откроется новый вид.
Где же современный Павел Третьяков, который позволил бы и нам с вами в своей галерее любоваться картинами Наталии Бабиной?
У художницы прекрасное чувство перспективы, она как бы «затягивает» тебя в пространство картины. Спросив ее о том, как она достигает этого эффекта, услышала следующее: «Прежде, чем приступить к написанию картины, я прорабатываю перспективу и математически ее просчитываю». Тут я вспомнила слова из «Моцарта и Сальери» А. Пушкина: «Поверил я алгеброй гармонию». Вот и Наталия Борисовна проверяет математикой гармонию.
В творчестве художника и математика Н.Б. Бабиной необыкновенное чувство соразмерности и перспективы, согласованность формы и содержания, выразительность и гармония.
2007 г.
Свидетельство о публикации №213091800221