Гармония, поверенная алгеброй

        Культурный центр «Красногорье» в феврале отметил 25-летие  работы, такой важной и нужной населению. В этом центре  представлен калейдоскоп искусств, в том числе, в его  зале   проходят постоянные выставки творческого объединения «ЛИК», созданного  в 1990 году   при Управлении культуры Администрации города Красногорска.

      Этим объединением руководит с момента его  организации  искусствовед Марина Воронова, инициативный и преданный искусству человек,   собравшая около 100  профессионалов и любителей: живописцев, графиков, прикладников (батик, резьба по дереву, керамика, роспись по дереву).

       Не знаю, есть ли еще где-нибудь в Подмосковье такое многочисленное и интересное  объединение творческих людей?

       В феврале в КЦ «Красногорье» открылась  персональная выставка  художника-любителя Наталии Борисовны Бабиной, которая является членом Красногорского объединения «ЛИК» с 1993 года.

      Наталия Бабина закончила факультет  вычислительной математики  и кибернетики  Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова.  Затем занималась научной деятельностью в институтах Российской Академии Наук и на закрытых предприятиях.

      Говорит Марина Воронова, арт-директор объединения «ЛИК»:
      - Это уже четвертая  персональная выставка  Наталии Бабиной. Со времени последней выставки у этой художницы произошел значительный прорыв в творчестве. Она   усовершенствовалась  в технике живописи.   Стала интереснее   тематика ее работ:  натюрморты (цветы, фрукты и овощи), пейзажи (городские  деревенские, морские).  Посмотрите, насколько  они разнообразны по цветовой гамме!  И каждая картина, как бы  пропитана воздухом, что позволяет усилить перспективу  в пейзаже и натюрморте! Полотна Натальи  Борисовны подкупают  искренностью и душевностью. Ее работы находятся в частных коллекциях России, Украины,  Казахстана, Великобритании и США.

      Мне стало интересно, каким образом Наталия Борисовна - математик по профессии, в зрелом возрасте, стала  так профессионально работать в живописи.
       - Знаю, что вы окончили музыкальную школу.  Может быть, и художественная школа   была в вашем детстве? Когда и как вы стали заниматься живописью?

        - Я не училась в художественной школе. Живопись появилась в моей жизни при достаточно странных и сложных обстоятельствах. Начнем с того, что я купила краски и кисти в подарок моей тете, которая стала писать красками  уже  в преклонном возрасте. В августе  1991 года  я с двумя своими  детьми жила на папиной родине - в деревне Чиверево, которая находится между   Федоскино и Жостово.  Включив радио, услышала о путче. Испугалась, что  папа, демократ по мировоззрению, и муж, военный человек, окажутся по разные стороны баррикад.  Бросилась с детьми в Москву. Приплыли на Речной вокзал, а там   ужас… танки   и БТР стоят на пристани …  до дома невозможно добраться. Я на теплоход  и назад в деревню. Живу с детьми. Полная неизвестность, никакой информации из Москвы.  Тревога нарастает. И вот я, чтобы занять себя, отвлечься от страшных мыслей, стала писать ромашки на куске оргалита красками, купленными  для тети. Тарелку использовала вместо палитры, а подсолнечное масло как растворитель.   Моя картинка понравилась соседке, и она попросила написать ей такую же.

      На даче, по соседству с нами, жил архитектор Валентин Григорьевич Шульгин, он, к сожалению, уже умер. Очень хороший добрый человек, который дал мне много профессиональных советов.   

     Не понимая к кому обратиться, чтобы узнать, где можно  поучиться живописи, походила по Арбату и поспрашивала  художников.  Так,  в  1993 году я оказалась в народной изостудии при центральном Доме Культуры Железнодорожников и, с тех пор, два раза в неделю посещаю эту студию. Возглавляют ее  Буторов Юрий Александрович и Лобанов Владимир Иванович.

       Посмотрев выставку Наталии Бабиной, обратила внимание на то, что на  некоторых натюрмортах  в интерьере присутствуют окна.  Причем,  их (окон) назначение в каждом случае неоднозначное. Иногда это продолжение и развитие перспективы. Этот прием  известен, его  широко используют художники, например, Б. Кустодиев  в картине «Цветы на окне». За окном дана  панорама  парка  со скамейкой  на заднем плане.

      Но Наталия использует окна  не только для потоков света, иногда, наоборот, «замыкает» интерьер комнаты   окном. В картине «Идите пить чай» изображено запотевшее окно, с дождливыми сумерками за ним, подчеркивает  уют и тепло  комнаты, в которой за столом с  медным самоваром и уже налитыми двумя чашками чая ждут именно вас. Это  очень интересное ощущение.

      В другом случае,  в картине «Космея» на  подоконнике окна оставлен клубок ниток  с крючком и недовязанными кружевами. Создается впечатление, что вы вошли  в  комнату, наполненную светом, за этим клубком, чтобы продолжить работу.

      У картины «Подсолнухи» я оказалась вместе с искусствоведом, преподавателем художественной школы А. Епифановским. Он говорит: «Вот, если бы не эта прозрачная салфетка, то этой картине место в Третьяковке». Можно согласиться  с ним,   он правильно определил место картины. А что касается салфетки -  эта газовая, легкая ткань создает такой диссонанс с грубой поверхностью деревянного стола, что вызывает щемящее чувство.  В  картине «Подсолнухи» Наталии Бабиной ощущаешь пожухлую шершавость листьев  и запах сникших головок подсолнуха.   

        Известно  знаменитое полотно «Подсолнухи» Ван Гога. У Н. Бабиной в   натюрморте с таким названием свое талантливое воплощение.

      У художницы прекрасное чувство цвета,   чтобы она ни писала: «Белый шиповник» или «Жасмин», «Золотые шары» или  «Квасим капусту»,   как и натюрморты  с дынями, виноградом - это праздник насыщенных, точных красок и выразительных форм.   
 
      Названный уже мной искусствовед, увидев в натюрморте у Н. Бабиной гранат, выделяющийся на спокойном  фоне картины, прокомментировал: «Вот видите, как неудачно,  гранат «выпадает» из цветовой  гаммы полотна».   Но ведь у  К. Коровина в картине «Розы и фиалки» апельсин на серебряном блюде тоже как бы «выпадает» из колорита всей картины, но  какое же очарование придает  это  цветовое пятно натюрморту.   

     К небольшому полотну «Улочка в Ялте» я подходила несколько раз.  Перспектива была решена так, что мне казалось - вот сейчас за поворотом извилистой  улочки  моему взгляду откроется новый  вид.

       Где же современный Павел Третьяков, который позволил бы и нам с вами в своей галерее любоваться картинами  Наталии Бабиной?

        У художницы  прекрасное чувство перспективы, она как бы «затягивает» тебя в пространство картины. Спросив ее о том, как она достигает этого эффекта, услышала следующее: «Прежде, чем приступить к написанию картины, я прорабатываю перспективу  и    математически ее просчитываю». Тут я вспомнила слова из «Моцарта и Сальери» А. Пушкина: «Поверил  я алгеброй гармонию».  Вот и Наталия Борисовна проверяет математикой гармонию.

      В творчестве  художника и математика Н.Б. Бабиной необыкновенное чувство соразмерности и перспективы, согласованность формы и содержания, выразительность  и  гармония.            


                2007 г.


Рецензии