Откровения презлющего удава

Конкурс Копирайта -К2
Пролог. Теория.
Честно говоря, когда я в первый раз прочитал тогда ещё проект регамента текущего конкурса - аж облизнулся. Ну, думаю, это будет пиршество ума и духа. И начал предвкушать. Сейчас посмотрим, что из этого вышло.

Часть1. Практика.
Что меня поразило. Основная идея 85% представленных произведений - одиночество человека.
"Узник Венсенского замка" в этом смысле неоднозначен, а "Грымза" пролилась бальзамом на мою душу, поскольку её героиня - единственная, кто почему-то не производит впечатление кактуса, одиноко торчащего посреди пустыни.

Часть 2. Реализация.
У меня сложилось впечатление, что многие авторы буквально восприняли правило: "Рассказ - это когда рассказывают". Хочу всех уверить, что монолог в стиле Нины Заречной на тридцать, пусть даже  двадцать тысяч знаков никто читать не станет. Монолог такого объёма прочитают, если автор живым языком расскажет детектив, приключения, захватывающую любовную историю (в зависимости от аудитории). Но рефлексия на тридцать тысяч - это нечитаемо.
Есть старая добрая испытанная истина: читателю не надо рассказывать о происходящем, ему происходящее нужно показывать. То есть ожидается, что произведение состоит из действий, диалогов и необходимых описаний. Причём не просто так, а ещё и вызывающих у читателя разные чувства. Разные! Здесь читатель - посочувствует, там - повозмущается, тут - поволнуется, и согласится, что читать ему было интересно. А если читать не интересно, то какую бы мысль автор в текст не заложил, читатель ею не проникнется; по банальнейшей причине - текст не дочитает.   

Часть 3. Читатели и писатели.
Давайте примем аксиому. Авторы - люди разнообразные. Читатели - люди разнообразные.

Допустим, автор обладает оригинальным мышлением, особенным взглядом на мир и своеобразной творческой манерой изложения. Он пишет произведение, предлагает читателю, а читатель констатирует: "А я не понял". А автор возмущается: "Читайте, я всё сказал". А читатель отвечает: "Да нет, ты ещё и говорить не начал".
На "прозе" - рядовая ситуация. Сплошь и рядом встречается. 
Разрешается только одним способом: движением навстречу друг другу. Автор слезает с пьедестала персонального своеобразия и шагает навстречу читателю. Читатель прозревает нестандартность автора и интересуется: а что нужно, чтобы его понять. Если подспудной целью диалога не является доказать другой стороне "ты - дурак", из этого может что-то конструктивное получиться.
К сожалению, рядовая ситуация на "прозе" обычно завершается  фигурой обидевшегося автора, одиноко (снова, да что ж такое) восседающего на пьедестале (предваряется волнениями возмущённой толпы у подножия).

Но вот что отдельно интересно. Рассказ, хорошо структурированный, но своеобразно изложенный, был воспринят холодно, но спокойно. Чтение рассказа, доступно изложенного, но плохо структурированного, завершилось извержением грязевого вулкана. И что, теперь всякий раз, как читатель почувствует себя хоть на полступеньки выше автора, здесь будет такая вакханалия твориться? А уважаемые читатели не хотят озадачиться вопросом: а кто же тогда станет сюда ходить?

Часть 4. Условия.
Что представляемые на конкурс произведения условиям сплошь и рядом не соответствуют, все уже привыкли. Даже не возмущаются уже. Так, иногда вяло заметят, что рассказ с условиями даже рядом не лежал. Если бы я был просто читатель, я бы, наверное, тоже забил. Но мне-то оценивать. В общем, так.
"Тема конкурса – всему своё время.
Идея - сделанное не вовремя не приносит желаемого результата, а то и вредит.
Возможны два варианта: 1) сделано не вовремя и 2) не сделано вовремя.
У читателя, в идеале, должно остаться послевкусие: «Да-а… точно, всему своё время».
Основной упор не столько на событийной стороне текста, сколько на психологизме.
В тексте должна использоваться и обязательно обуславливаться контекстом одна из сентенций книги Екклесиаста: Всему свое время, и время всякой вещи под небом
Лозунг конкурса: Пишите просто и доходчиво!"

1. Шанс. Есть только миг
фраза: "время убивать и время врачевать"
Реально просящаяся фраза: "время рождаться и время умирать". Если бы героиня не поняла, под нажимом, правда, что ей пришло время рождаться снова - её жизнь бы закончилась. Так что в анном случае время рождаться проистекло из времени врачевать.
В неальтернативном варианте героиня не приняла решения (вовремя), оказалась в аварийном автобусе и погибла. Всё надо делать вовремя :)
Не могу сказать, что рассказ произвёл на меня эмоциональное впечатление, но спустя время я смог, не перечитывая, увидеть по нему фильм. То есть автор, скорее всего, дал мне для этого достаточно строительного материала.
Рассказ понравился. Даже сам по себе. не говоря уже о том, который можно ожидать.

2. Три солнышка. Ты знаешь ответ
фраза: "время рождаться и время умирать"
Реально просящаяся фраза: "время искать и время терять". Время умирать проистекло из невовремя найдённой любви. Вот здесь, действительно, остаётся послевкусие, что "всё надо делать в своё время". Рассказ условиям конкурса, в принципе, соответствует.
Рассказ произвёл на меня эмоциональное впечатление, вернее, я самостоятельно впечатлился и, боюсь, не в ту сторону, на которую рассчитывал автор :), но не суть важно.

3. Анита. Без тебя
фраза: "время убивать и время врачевать, время разрушать и время строить".
Рассказ построен на, скажем так, извращении этой фразы :). На, скорее, отрицании Экклезиаста: "всему свое время, и время всякой вещи под небом". Такое впечатление, что вещи "Лёня" времени под небесами вообще не нашлось. Так что условиям конкурса рассказ условно соответствует. Говорил где-то, повторюсь: вышел "человек в футляре" современности. 
Рассказ эмоционального впечатления не произвёл.

4. Тонкая Натура. Плохие времена для объятий
фраза: "время обнимать и время уклоняться от объятий"
Рассказ реально на ней построен. Некий мужчина в течении двадцати лет испытывает подсознательное неудовлетворённое физическое влечение к некоей женщине, а когда получает возможность его удовлетворить - ап! возникает жена. Точно, "всё надо делать в своё время". Рассказ условиям конкурса вроде бы соответствует, но просили акцент на психологизме ставить. А здесь всё, с одной стороны, просится к дедушке Фрейду, а с другой - и событийно всё более, чем прозрачно.
Рассказ эмоционального впечатления не произвёл.

5. Шевалье Д Офре. Узник Венсенского замка
фраза: "время разбрасывать камни и время собирать камни"
Реально просящаяся фраза: "время войне и время миру" (время предавать и время быть преданным,  время соединять людей и время их разводить, время расстреливать и время реабилитировать).
Идея не раскрыта.
Рассказ нельзя сказать, что безэмоциональный, но чрезмерно ровный. Сцена расстрела - одинокий всплеск на его глади, а в рассказе почти тридцать тысяч знаков.

6. Ирина. Закольцованная вина
фраза: "время молчать и время говорить"
Рассказ на ней построен. Идея раскрыта - сделанное не вовремя безрезультатно. "Всё надо делать в своё время" - с людьми нужно говорить, и говорить при жизни, потом это уже ничего не даст.
Рассказ до сцены похорон снова-таки эмоционально практически ровный, при том, что насыщен событиями.

7. Интерн. Грымза
фраза: "время убивать и время врачевать; время разрушать и время строить"
При первом чтении мне показалось, что фраза притянута к тексту за уши, причём уши активно сопротивлялись. Но потом я передумал. "Время разрушать и время строить" - суть работы любого хирурга. Хотя я поспорил бы с автором по поводу убийственности когда-то выкуренной Грымзой сигареты - это всё сослагательное наклонение, этого никто не знает. Не сказал бы, что идея раскрыта, но психологизм безусловно присутствует.
Эмоциональное впечатление присутствует.
Рассказ вообще произвёл впечатление.

8. Влада Сорокина. Дом для Эдифь
фраза: "время собирать камни и время разбрасывать камни"
Фраза реализована в рассказе буквально. Идея реализована: целоваться надо в подходящее время (и в подходящем месте). Психологизм присутствует.
Эмоциональное впечатление производит. Даже два.

9. Маруся Саянская. Шупеня
фраза: "время разбрасывать камни и время собирать камни"
Ну, можно сказать, что реализована. В том смысле, что героиня камни так широко разбрасывала, что собираться они отказались.
Идея не раскрыта.
В настоящей реализации рассказ эмоционального впечатления не производит.

10. Соломинка. Легкая добыча
фраза: всё сразу
Фраза не реализована, на самом деле, а вот идея реализована, причём парадоксальным образом: есть то, для чего время никогда не наступит. Грабить чёрных магов, например.
Эмоциональное впечатление производит, психологизм присутствует, но послевкусие остаётся, точно по М.Твену: "Одно только слово, джентльмены! Нас надули – и здорово надули".

11. Верка. Без тебя
фраза: "Время искать и время терять; время сберегать и время бросать"
Скажем, так. Подан глубоко субъективный взгляд на события. То есть для читателя не очевидно, почему это именно героиня должна была сберегать. Хотя с позиции героини - фраза в рассказе реализована, и идея тоже - обратить внимание на состояние мужа нужно было вовремя.
Эмоциональное впечатление производит.
Рассказ понравился. Вернее, тот, который из имеющегося можно сделать :).   

12. Капитан Сунига. Carmen
фраза: "время искать и время терять"
В рассказе реализована. Идея не реализована.
Эмоциональное впечатление производит.

13. Ведунья. Падчерица
фраза:"время убивать и время врачевать"
Фраза реализована в своей первой половине. Врачевание Иллария не показано. Врачевание людей - намёкнуто :). Идея не реализована.
Эмоциональное впечатление производит.
Рассказ, вообще говоря, не дописан :). А было бы интересно.


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213091701559
рецензии
http://proza.ru/comments.html?2013/09/17/1559


Рецензии