Введение в историю Древнего мира

Введение в историю Древнего мира

Лекции по истории древнего мира нам читал профессор Йоэл Павлович Вейнберг. Почти всегда при изложении нового материала он поднимал вверх глаза, они были голубые, и казалось, что в это время для него не существует настоящего – он там, в древнем мире. Раздумывая, отводил взгляд в сторону, как осторожная задумчивая птица. Познавать можно и самому, заниматься самообразованием, но это немного не то, ибо важны встречи с преподавателями-личностями: помнишь цвет их глаз, жесты, интонацию, всё это дополняет знания.
Он защитил кандидатскую по истории Древнего Рима, считался самым большим знатоком Ветхого Завета в Латвии и не только. Знали мы и то, что он был узником Рижского гетто, а также концлагеря Бухенвальд.
Лекции, которые Йоэл Павлович читал по памяти, и в особенности практические семинары учили нас научному изложению материала. «В любом докладе, – говорил Йоэл Павлович, – должны быть вступление, основная часть, заключение и библиография». Всё это пригодилось в дальнейшем.
 
Наша группа, которую называли «историками» (историко-филологическое отделение), уважала и любила замечательного педагога. По вечерам можно было видеть, как Вейнберг вместе с женой под ручку прогуливаются по улицам Даугавпилса. Они жили около нашего общежития на улице Парадес. Из прессы узнала, что в 1993 году профессор Вейнберг уехал из Латвии в Израиль. Сдал экзамен на знание государственного латышского зыка и – уехал. Личность.
Годы спустя я выписала «Историю» Геродота и в сносках вступительной статьи нашла имя нашего учителя.

Помню, я делала доклад «Люди и боги в исторической концепции Геродота». И учитель на занятии признался, что хотел мне поставить четвёрку за доклад (он заранее брал доклады для предварительного прочтения), но, услышав мои ответы оппонентам, решил поставить мне пятёрку. Эти слова учителя весьма ободрили меня. Помню, он сказал: для такой беседы была бы хороша чашечка кофе.

Как долго профессор Йоэль Павлович (Песахович) Вейнберг читал нам лекции? Полгода–год. А дал знания, установки, запомнился на всю жизнь. «Я не думаю, что я должен вам объяснить, но это было в Древнем Риме...» Речь о любви к мальчикам. Позиция, душевная чистота. Такое запоминается на всю жизнь. Счастье иметь такого учителя! И уже тогда мы понимали значимость нашего педагога. Много позже читала интернет-версию его книги «Введение в Танах». Читала с интересом и восхищением. И было жаль, что он не исследовал Евангелия. Но и это я поняла: нельзя объять необъятное. Надо быть благодарным за данное.
Йоэл Павлович читал лекции по памяти, без бумажек, и говорил не спеша, чтобы мы успевала все записать. И вот теперь, десятилетия спустя, лекции можно перечитать!

Как хорошо, что я их сохранила! Тема, план лекции, логика, выводы... Что значит дисциплина!

Предоставляю Вашему вниманию, дорогой читатель, одну из лекций профессора Вейнберга, вернее то, как я её услышала, успела записать и оформить. Мне она кажется интересной, значимой и актуальной сегодня.

Характерные черты античности.

Античность от латинского antiquitas – древний, определённый раздел древности. Слово «античность» появилось во время Возрождения – история Древней Греции и Древнего Рима. Античность развёртывается в бассейне Средиземного моря, охватывает время от начала 1-го тысячелетия до 4-5 веков нашей эры.
Античность по времени совпадает со 2-й эпохой Древнего Востока. Различия Древнего Востока и Античности коренятся в разности географической среды.

1.Бассейн Средиземного моря, центральная и западная часть. Достаточное количество осадков, что избавляет от трудоёмких ирригационных систем, ирригационные работы не являются необходимостью – они нужны в местности, где болота. Почвы в центральной части Средиземья трудные, каменистые, менее плодородные, чем почвы Древнего Востока. Урожаи зависят от осадков, от беспрерывного усовершенствования орудий труда.

2.
Необходимость создания ирригационных систем на Востоке и поддержание их в порядке обусловливало устойчивость сельской общины, где нет надобности в крупномасштабном производстве.

3.
На Древнем Востоке были две формы собственности: общинная и церковно-храмовая.
Античная форма земельной собственности двуединая, в которой сочеталась частная собственность граждан с государаственной собственностью на землю.
 

4.
Для античности характерен новый тип государства – полис. Признаком полиса является то, что это не территориальное государство, в основе которого лежит строго ограниченная территория, а полис – государство, в основе которого совокупность граждан.

5.
Если на Древнем Востоке господствовало натуральное хозяйство, то в античности встречаемся с большим развитием товарно-денежного хозяйства, которое оттесняет на второй план натуральное хозяйство.

6.
Если на Древнем Востоке рабы составляли лишь незначительную часть населения, играли в основном подчинённую роль, то античность характеризуется большим количеством рабов и большой ролью рабов.
Понятие античное общество равно рабовладельческое общество.

7.
Если для Древнего Востока характерна преобладающая роль мифологического мышления, то античность преодолевает мифологическое мышление, усовершенствует его.
Два эпицентра цивилизации: Древняя Греция и Древний Рим. Начнём с Древней Греции, так как опережающее развитии рабовладельческого общества было на Апеннинском полуострове.
То, что эллины называли Эллада или Греция – это понятие географическое, а не государственное. Эллада – южная часть Апеннинского полуострова. Эллада не была единым государственным образованием – это множество самостоятельных независимых государств. История всех государств на территории Древней Греции не изучена, они не упоминаются. Государства, которые отставали в развитии, были не интересны.
История Афин и Спарты лучше отражены в источниках.
«Одиссей был базилеем, – сказал наш учитель, – его отец не был базилеем – не наследственная власть. Базилей или базилевс несопоставим с царём. Это был родовой племенной вождь, военный предводитель, главный судья, разбиравший все споры. В качестве вознаграждения он получал 1800 лир зерна. Дары скромные, не регулярные. Налогового обложения не было. Власть ограничивалась буле – советом эвпатридов и народным собранием.
Одиссей – знатного происхождения. Это храбрость не только рассуждающая, но и взвешивающая все обстоятельства. Храбрость хитростью: если идёт к поставленной цели, взвешивает все обстоятельства с учётом результативности. Только в одном случае отбрасывает осторожность и хитрость – когда удовлетворяет свою любознательность. Это глубоко отличает его от противников. Ахилл не любознателен, Гектор тоже.
Основная движущая сила в поведении Одиссея – любознательность, он идёт на риск.
Одиссей и его любознательность являются предшественником новой эпохи в развитии Греции.

Продолжение:
Археологическая практика
http://www.proza.ru/2008/06/18/167

Начало читать здесь:
http://www.proza.ru/2013/10/26/766
 


Рецензии
Счастье иметь такого Учителя! И уже тогда мы понимали значимость нашего педагога. Много позже читала его работу ВВЕДЕНИЕ В ТАНАХ. Читала с интересом и восхищением. И было немного жаль, что Вейнберг не исследовал Евангелия. Но и это я поняла: нельзя объять необъятное. Надо быть благодарным за все.

Валентина Томашевская   09.03.2016 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.