Й. П. Вейнберг-100. История - это наука

1.09.2022 года исполняется 100 лет со дня рождения Й.П. Вейнберга (1.09.1922-20.05.2011), ученого, востоковеда, библеиста, нашего замечательного вузовского преподавателя.

Воспоминания о профессоре Вейнберге

Лекции по истории Древнего мира нам, филологам-историкам читал профессор Йоэл Павлович Вейнберг*. Почти всегда при изложении нового материала он поднимал вверх глаза, они были серо-голубые, и казалось, что в это время для него не существует настоящего – он там, в Древнем мире. Раздумывая, отводил взгляд в сторону, как осторожная задумчивая птица. Познавать новое можно, заниматься самообразованием, но это совсем не то. Важны встречи с преподавателями-личностями: помнишь жесты любимого преподавателя, его интонацию, даже цвет глаз, - всё это дополняет знания, окрашивая мир яркими красками.

Наша группа, которую называли «историками» (историко-филологическое отделение), уважала и любила этого замечательного педагога. К самому первому практическому семинару, если я не ошибаюсь, речь шла о реформах царя Хаммурапи, мы должны были на карточках-листочках выписать важные  данные по теме. Заранее давались вопросы.
"Домашние задания, так сказать, мы должны были делать на листочках-карточках,-вспоминает наша однокурсница из нашей группы историков Елена Кушнирова,-  но никак не в тетрадях, такое "ноу-хау", говоря современным языком, которое было введено Учителем задолго до нас, я так понимаю, было принято и использовалось успешно нами-студентами потом уже и на других предметах и  в других сферах жизни. Не поверишь, я до сих пор пользуюсь именно таким листочками, научив в свое время этому и своих детей. Удобно!"
 На этом первом семинаре профессор Вейнберг задал какой-то вопрос,  и руку подняла Раиса Череп. Она была несколько старше нас, и притом смелая. Вейнберг это оценил, выделял ее впоследстии.

Мы знали, что профессор Вейнберг защитил кандидатскую по истории Древнего Рима, считался самым большим знатоком Ветхого Завета в Латвии, и не только. Знали мы и то, что он был направлен в 1941 году вместе с отцом  и братом в Рижское гетто,  находился Германии (концлагерь Бухенвальд).  Позже, читая исторический очерк Иосифа Рочко о Й.П.Вейнберге, узнала, что был еще и концлагерь  Штуттгоф  и  отделение Бухенвальда в Троглице (около Йены). Отсюда узнику лагеря удалось сбежать.   В конце войны лагерь уже не охранялся. Вернулся  в Ригу. Окончил исторический факультет Латвийского университета. Преподавал в Латвийском университете, а затем, с 1962 года в Даугавпилсском педагогическом институте, заведовал кафедрой истории.

Помню, я делала доклад «Люди и боги в исторической концепции Геродота». И Вейнберг на занятии признался, что хотел мне поставить четвёрку за доклад (он заранее брал доклады для предварительного прочтения), но, услышав мои ответы оппонентам - одна студентка завела речь о зачатках атеистического мышления, но я возразила, это мифологическое мышление,- решил поставить  пятёрку за доклад. Вейнберг сказал: "Вопросы показывают остроту ума, а ответы его тонкость". Эти слова учителя весьма ободрили меня. Помню, он еще сказал: "Для такой беседы была бы хороша чашечка кофе".  Это счастье - иметь такого учителя! Он с уважением относился к студентам.
И уже тогда мы понимали значимость нашего педагога.

...Годы спустя я выписала труд Геродота «История в девяти книгах»  и в сносках вступительной статьи кандидата исторических наук И.Е. Сурикова нашла ссылку на книгу нашего преподавателя: «Вейнберг И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М.,1993".

Как долго профессор Йоэль Павлович (Песахович) Вейнберг читал нам лекции? Полгода–год. А дал знания, установки, запомнился на всю жизнь.
Личность Вейнберга, как я осознала позже, проявлялась во взаимодействии с коллегами, со студентами. Так, на кафедре истории  была, мягко говоря, «мамка», которая брала на себя миссию отсева неподходящих, по ее наблюдениям и понятиям,  студентов.
Так вот Вейнберг был на стороне студента, уравновешивал видение «мамки»,
умел увидеть в  студенте лучшее, у одного – острый ум, а у другого - зеркальная память и т.д. И «мамка» прислушиалась к его мнению, ценила!

Наш преподаватель был человечный, понимающий и тактичный. Вспоминает Александр Маркуль, выпускник ДПИ 1983 года. «Воспоминания о Вейнберге. Мы жили в общаге на Парадес, ходили на спортивную площадку 5-ой средней школы (напротив парка Дубровина) играть в футбол. Помню, завтра у нас зачет по истории у Вейнберга, он строг, надо готовиться, но мы все же решили пойти  попинать мячик. Играем, вошли в азарт, нас трое парней историков в команде, и вдруг  видим, на краю поля стоит Вейнберг с женой под ручку и болеет за нашу команду, он там постоянно гулял. Назавтра ждем у аудитории, быстрым шагом (как всегда) к аудитории подходит профессор, увидел нас, улыбнулся доброй улыбкой, и скороговоркой говорит- НУ посмотрим,  какое отношение имеет футбол к истории Древнего мира! Кстати, зачет мы все сдали хорошо.

У Вейнберга был такой замечательный метод обучения, он перед перерывом пары давал задание- подумайте, обсудите, после перерыва выскажитесь. Помню была тема упадка Римской империи,  император в Сенате выступил с речью о возрождении могущества империи, профессор на перерыв нам озвучил вопрос- обсудить,  возможно ли было возрождение империи на тот момент, беря во внимание экономический упадок и фактический территориальный развал империи?  Мы, трое парней, вышли в коридор и у окна стали рассуждать, быстро перешли на громкий спор, мимо нас проходил профессор, услышал нас, подошел к нам и активно так включился в спор. Уже началась пара, а мы все обсуждаем тему  уже вчетвером, в конце концов дружно пришли к выводу- нет, на данный момент возрождение величества Римской империи было невозможно! Так и случилось. Римская империя развалилась».

С кем-то из коллег, как я узнали позже, он не дружил. Он видел человека, ценил добросовестность, и как я понимаю, чистоту помыслов и души.
Был скромен по натуре, по характеру. Имел привычку курить трубку. Однокурсник написал: Вейнберг курил только один сорт табака и привозили ему из Ленинграда...
Рассказывает Яков Каунатор: "Однажды в перерыве между парами, стояли мы в лестничном пролёте с Йол Павловичем. Мы курим "Приму", Йол Павлович - свою неизменную трубку. Звонок. Он кладёт трубку во внутренний верхний кармашек, мы направляемся в аудиторию, через три шага видим, что наш Йол Павлович задымился! "Тушили" мы его в несколько рук".

Он был ученый  в лучшем понимании этого понятия. Ценил в докладах, монографиях научный аппарат, ссылка на автора опубликованной цитаты была обязательна.
"В любом докладе,-  говорил Йоэл Павлович, должно быть вступление,
основная часть и заключение".
 Он учил нас историографии, необходимости сносок и ссылок. Очень был деликатный, щепетильный в этом вопросе.  Все это пригодилось многим из нас в дальнейшем, и не только в докладах на исторические доклады и работы, но и литературные произведения.

По вечерам можно было видеть, как Вейнберг вместе с женой под ручку прогуливаются по улицам Даугавпилса. Они жили в четырехэтажном доме около нашего общежития на улице Парадес.
 
Из прессы узнала, что в 1993 году профессор Вейнберг уехал из Латвии в Израиль. Интервью у Вейнберга накануне его отьезда взяла журналистка газеты "Латгалес Лайкс" Зигрида Соме. Редактором был Валерий Иванов, а затем Анна Ранцане. Я была внештатным сотрудником газеты - новости Латгальского края, Краславы. В этом же году я взяла интервью и профессора Ф.П.Федорова.
Зигрида Соме впоследствии стала долголетним редактором  "Латгалес Лайкс".
 
Вейнберг сдал экзамен на знание государственного латышского языка и – уехал. Личность.
...Профессор Вейнберг был куратором 4-ой группы историков- филологов на протяжении пяти лет (1988 - 1993 гг.), в которой учился Игорь Платонов .
Из воспоминаний выпускника Игоря Платонова:
"Трогательным выдалось расставание с Иол Павловичем в июне 1993 года. Последняя встреча проходила на кафедре истории, студенты пришли не все. Девушки вручили огромный букет цветов, попили чай-кофе, обменялись напутственными словами. Мы знали, что профессор вскоре отбывает на постоянное место жительства в Израиль.
На нашем выпускном вечере его уже не было.

Так и стоят в ушах его слова, обращенные к нам, студентам времен "перестройки": "Вам здорово повезло. Вы учились, когда старая идеология уже умерла, а новая еще не народилась. как же я вам завидую".

Для профессора Вейнберга в Израиле сделали исключение и разрешили преподавать в университете Иерусалима, несмотря на его пенсионный возраст.  С 1994 года Вейнберг был профессором отделения Библии и Древнего Востока в Университете имени Бен-Гуриона в Негеве (историческая область в Палестине -  Словарь географических названий зарубежных стран)
 
Йоэл Павлович читал лекции по памяти, без бумажек, ходил вдоль кафедры в небольший 217 аудитории и говорил не спеша, как бы раздумывая, отводя глаза в сторону. "Я думаю, что я не должен вам объяснить, что это было в Древнем Риме»,- уходил он  сторону от щепетильного вопроса.

Лекция по  Введению в историю Древнего мира

Предоставляю Вашему вниманию, дорогой читатель, основную часть первой   лекций по  Введению в историю Древнего мира профессора Вейнберга, вернее то, как я её услышала, успела записать и оформить. Мне она кажется интересной, значимой и актуальной сегодня.  Нередко можно услышать: "История ничему не учит".
Но часто звучит в высказываниях: "История повторяется". Здесь есть некоторое противоречие: ведь, если события повторяются, значит они имеют некоторые закономерности. Дело за философами, исследователями...
Недавно услышала:  «история - это наука, но у нее нет учеников».
Да, вероятно, есть и ученики. Помните, Диоген ходил с фонарем руках,искал человека. Это не значит, что людей (учеников)  вокруг не было.  Диоген  искал достойного гражданина. Мечтал о достойном собеседнике,  умеющем вести диалог, причем интересный, содержательный.
Лекции Вейнберга запомнились, они были наполнены мудростью, восхищением  перед историей и уважением к науке.

«Человек и животные ... Одни говорят, что отличие – это способность мыслить, говорить. Мы говорим: способностью трудиться. Трудятся также и животные.
Французский ученый Леви-Стросс: «Человек отличается от животных способностью вспоминать свое прошлое».
Все животные живут только в настоящем, только человек может вспоминать свое прошлое, помнить его.
Историческая наука, только историческая наука. История - от древнегреческого рассказ, повествование.
Слово «история» имеет в настоящем три значения:

1. История» имеет значение прошедшего, чего-либо принадлежащего прошлому.
2. Развитие, процесс развития.
3. Одна, определенная наука, которая имеет свой определенный, строго ограниченный, свой предмет.

Зародилась наука  история вместе с человеком. Древнейшие творения, созданные на заре человеческого существования, чаще всего пытались дать ответ на вопрос, что было до этого.
История стала наукой сравнительно поздно. Начало   исторической науки V век до н. э., когда в Древней Греции жил человек, который является отцом истории, Геродот.
Историческая наука изменялась и видоизменялась, достигла зрелости только в XIX, XX веках, когда марксизм-ленинизм точно определил предмет исторической науки, ее задачи.

Что же исследует историческая наука?
Историческая наука исследует процесс развития человеческого общества во всей его многогранности и противоречивости, выявляет основные закономерности развития человеческого общества для понимания прошлого, осознания настоящего и предвидения будущего.

Историческая наука принадлежит к комплексу общественных наук, ее сближает тот факт, что основным объектом исследования является человек. Ведь общество – это совокупность людей. Творцом общества является человек, человеческое существо и биологическое, значит, историческая  наука является общественной, соприкасается с естественными, особенно с биологической.

Рассматривая наше прошлое, мы убеждаемся в поступательном развитии человеческого общества, которое проявляется в проделанном человеке пути от примитивного топора до космических кораблей, от грубых рисунков до бессмертных  творений Леонардо да Винчи, мы убеждаемся в том, что человеческое общество прогрессирует.
Прогресс  не является однозначным. Конрад заявил: «Прогресс заключается главным образом в одном, и это одно является основным показателем прогресса, это одно заключается в гуманизме».
Историческая наука – это наука, изучающая прогресс человеческого общества во всех его проявлениях с учетом всех его сложностей и противоречий.
(...)
Вопрос об актуальности, значимости исторической науки.
В древности творцы исторической науки были убеждены в том, что историческая наука является учительницей других наук: восстанавливая прошлое, учит людей не повторять ошибок прошлого.
На Западе крупные историки сомневаются в поучающей роли науки. Опыт первой мировой не предостерег людей от ошибки, через 20 лет  - Вторая мировая война. Пессимизм.
Историческая наука учит, и ее выводы учитываются людьми. Трагедия Второй мировой войны – предупреждение.
Понимание настоящего и возможность правильно действовать в настоящем, возможность прогнозировать будущее дается только на основе учета прошлого, без прошлого мы не в праве понять настоящее, не сможем предвидеть будущее».

Лекции профессора Вейнберга интересны, познавательны, способстуют интересу к истории, к античному миру, к истокам цивилизаций.

Выдержки из других лекций Й. П. Вейнберга

...Два эпицентра цивилизации: Древняя Греция и Древний Рим. Начнём с Древней Греции, так как опережающее развитии рабовладельческого общества было на Апеннинском полуострове.
 
То, что эллины называли Эллада или Греция – это понятие географическое, а не государственное. Эллада – южная часть Апеннинского полуострова. Эллада не была единым государственным образованием – это множество самостоятельных независимых государств. История всех государств на территории Древней Греции не изучена, они не упоминаются. Государства, которые отставали в развитии, были не интересны.
История Афин и Спарты лучше отражены в источниках.
 
«Одиссей был базилеем, – сказал наш учитель, – его отец не был базилеем – не наследственная власть. Базилей или базилевс не сопоставим с царём. Это был родовой племенной вождь, военный предводитель, главный судья, разбиравший все споры. В качестве вознаграждения он получал 1800 лир зерна. Дары скромные, не регулярные. Налогового обложения не было. Власть ограничивалась буле – советом эвпатридов и народным собранием.

Одиссей – знатного происхождения. Это храбрость не только рассуждающая, но и взвешивающая все обстоятельства. Храбрость хитростью: если идёт к поставленной цели, взвешивает все обстоятельства с учётом результативности. Только в одном случае отбрасывает осторожность и хитрость – когда удовлетворяет свою любознательность. Это глубоко отличает его от противников. Ахилл не любознателен, Гектор тоже.
Основная движущая сила в поведении Одиссея – любознательность, он идёт на риск.
Одиссей и его любознательность у истоков новой эпохи в развитии Греции.

Розеттский камень

Впервые о Розеттском камне я услышала на лекции по  истории Древнего мира , которую читал наш вузовский преподаватель истории Йоэл Павлович Вейнберг. И не предполагала тогда, что однажды увижу Розеттский камень. Пути господни неисповедимы! О Вейнберге  я вспомнила с благодарностью,   побывать в Британском  Музее, старейшем музее мира ( основан в 1753 году). В Музеях путешествуешь сквозь столетия.
Над  сводами старинного здания – современный купол, Новый внутренний Двор.  Читальный зал Британского музея. Полукругом, вдоль стен на полках - старинные фолианты. У входа доступны компьютеры.
Следующий зал – библиотека короля Георга III,  подаренная музею Георгом  IV
Словари, атласы. Здесь же выставлены экспонаты по истории и культуре Древнего мира.
 А вот и он, знаменитый Розеттский камень ( The Rosetta Stone), явившийся ключом к разгадке тайны древнеегипетского письма,- прямо у входа в библиотеку, слева.
Черная базальтовая плита - неровные сверху и снизу края - с трехъязычной надписью: на египетском иероглифическом , египетском демотическом (разговорном) и древнегреческом языках. Она была обнаружена в 1799 году французским офицером наполеоновской армии Бушаром  во время рытья окопов вблизи города Розетта (ныне Рашид).  Офицер заметил плиту черного базальта, покрытую письменами. Его начальник генерал Ману приказал отправить камень в Александрию и показать ученым, сопровождавшим экспедицию. Некоторые ученью знали древнегреческий и смогли прочитать нижний текст. Это был декрет Птолемея V, датированный 196 г. до н. э..
В  августе 1799 года Наполеон покинул Египет, но оставил здесь не только солдат, но и учёных, которые продолжили свою работу по собиранию египетских древностей. Однако, уже в сентябре 1801 года французы были вытеснены из Египта англичанами. По подписанному ими акту капитуляции все находки французов в Египте, в том числе и Розеттский камень, переходили англичанам. Уже в конце 1801 года Розеттский камень был отправлен из Александрии в Лондон, в Британский Музей.
Весть о находке быстро облетела Европу и подогрела азарт исследователей: каждый ученый хотел первым расшифровать таинственные надписи.
Самым увлеченным и молодым из них был Жан-Франсуа Шампольон. Он родился в 1790 г. в Фижаке на юго-западе Франции и вырос в окружении людей, для которых Египет был всепоглощающей страстью. Его брат Жак-Жозеф Шампольон, хотя сам и не мог сопровождать экспедицию Наполеона, был секретарем выдающегося математика и египтолога Жозефа Фурье, занимавшего в то время пост префекта департамента Изер, который наряду с другими учеными участвовал в Египетской кампании и по возвращении во Францию написал большое историческое предисловие к «Описанию Египта».

Общаясь с двумя такими людьми, Жан-Франсуа проникся горячим интересом к древней цивилизации. Увидев копию надписей Розеттского камня, он поклялся, что первым расшифрует эти иероглифы. Поставив перед собой такую цель в 13 лет.
Он выучил не только латынь и греческий, но и древнееврейский, арабский, древне сирийский и арамейский языки. Кроме того, к 17 годам он уже знал персидский и коптский, будучи убежденным, что последний как раз и есть древнеегипетский, только транскрибированный греческими буквами.
К 25 годам Жан Франсуа Шампольон оказался во всеоружии для наступления на египетские иероглифы. Прежде всего он стремился понять, что же они собой представляют. Необходимо было выяснить значение каждого отдельного священного иероглифа, каждого демотического знака; нужно было понять, каким образом из этих знаков составлялись слова, как они произносились, какие были у египтян грамматические правила. Попытки расшифровать их делались и другими учеными, но они открыли значение только отдельных знаков, добившись этим лишь частичных успехов.
 Все ученые того времени полагали, что при помощи иероглифов могут быть переданы только мысли, но не звуки речи. Ж.Ф. Шампольон первым понял ошибочность такого взгляда, так как уже давно был убежден, что значительная часть иероглифов имеет чисто звуковое значение и что египтяне во все времена пользовались ими для передачи не только имен собственных, но также грамматических окончаний и даже многих слов.

Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую в 196 году до нашей эры египетские жрецы адресовали Птолемею V Епифану, очередному монарху из династии Птолемеев...
Открытие Шампольона и последовавшие за ним публикации других ученых создали теоретическую базу для подготовки первых египтологов, среди которых были выдающиеся ученые.

Археологическая практика

…После первого курса института у нас, историков, прослушавших курс археологии, который читал профессор Йоэл Павлович Вейнберг, была  археологическая практика  в Икшкеле, около Риги. У нас былo ещё и это - счастливые! В Икшкиле (немецкое название Икскюль)  располагалось первое укреплённое поселение немецких купцов. В конце XII века здесь прибывший во главе христианской миссии каноник Зеберского монастыря епископ Мейнард.
В 1993 года, во время визита в Латвию, папа Иоанн Павел II канонизировал  Мейнарда как первого латвийского апостола и святого.

…Крутой берег Даугавы, залитый солнечными лучами, небольшой песчаный пятачок у реки, пронзительно-холодная вода.
На берегу – памятник, впервые высадившемуся здесь епископу Мейнард, церковь, прилегающие к ней постройки, вернее то, что от них осталось: контуры бывшего фундамента, отшлифованные лопатками и щеточками археологов. Всему этому предстоит уйти под воду.
Руководит раскопками Янис Альбертович Глаудонис. Он приходит рано утром в брезентовом плаще, белые волосы подчеркивают яркий загар его моложавого лица, и дает задание на день.
Этот человек приобщает нас к труду археологов: мы осторожно работаем лопаточками.
Откопала ржавый нож, за который руководитель поблагодарил меня.
По очереди готовим обед для всей группы на огне костра. В макароны добавляем тушенку - макароны по-флотски.
В последние дни практики Янис Альбертович* сказал, что начинает раскопки на колосящемся пшеницей поле, где были найдены звенья зелено-изумрудных бронзовых цепочек - нагрудных украшений . Впоследствии мы узнали, что найденное им место раскопок - древний ливский могильник. Видела потом историю изысканий и находок археологов в Музее истории Риги.

*Янис Граудонис (в советский период Граудонис, Янис Яковлевич, Янис Якубович; латыш. Jаnis Graudonis, 27 августа 1913, Лаздонская волость — 6 февраля 2005) — историк, археолог и общественный деятель. Профессор, хабилитированный доктор исторических наук. Почетный член Латвийской Академии наук. Офицер ордена Трёх звёзд. Лауреат Большой медали Академии наук Латвии (1993). Википедия


Наследие профессора Вейнберга

Вейнберг был женат.  Его жена Вейнберг Любовь (Либа Сара)Абрамовна , урожденная  Гилевич, (1926, Резекне - 2013, Алагир, Северная Осетия, Россия) редактировала книги своего мужа, была его первым читателем. Сын, Павел Иоэлович Вейнберг,  ботаник-фенолог, кандидат биологических наук. 
Книги Вейнберга весьма интересны и познавательны, это исследования ученого, это вклад в историю как историю еврейского народа, так и народов других стран, это клад в историю  мысли. Работы Вейнберга публиковались также в Германии, Чехословакии, Венгрии, Голландии, Бельгии и других странах.
Выделим несколько основных работ Й.П. Вейнберга, занимающих важное место в его творчестве:
Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке сер. 1 тыс. до н. э. М., Наука-Восточная литература. 1993.-  На  основе шумерских, хеттских, древнеегипетских, древнееврейских, ассирийских, вавилонских и других оригинальных источников автор доказывает одновременность и параллельность возникновения исторической мысли и описания  истории в Древней Греции и на Древнем Ближнем Востоке.
Введение в Танах. В 4 частях (Библиотека «Иудаика»). М.,Иерусалим, Гешарим. 2002-05.- Часть1. Пространство и время Танаха. Часть2. Пятикнижие — через испытания к свершению. 2002. Часть3. Пророки. 4. Часть Писания. 2005.- Исследование Ветхого Завета, рассказ об истории, вероучении и образе жизни древних евреев. Уже в интернет-время (компьютером Вейнберг, насколько я знаю,  не пользовался) читала интернет-версию его книги «Введение в Танах». Читала с интересом и восхищением. И было жаль, что он не исследовал Евангелия. Но и это я поняла: нельзя объять необъятное. Надо быть благодарным за все.

Знакомлюсь с книгой Й.П.Вейнберга «Человек в культуре древнего Ближнего Востока», М., Наука, 1986.
Автор сравнивает, например, два варианта ветхозаветного мифа сотворения человека:
Быт. 2. 7 (X–IX вв. до н. э.)
«И создал Йахве ’Элохим человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Быт. 1. 26 (VI в. до н. э.)
«И сказал ’Элохим: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Разница между приведенными фрагментами очевидна: первый вариант содержит широко распространенный и общеизвестный на древнем Ближнем Востоке миф о сотворении человека из земли, а второй вариант излагает сложные представления о богоподобности человека, о его предназначении властелина природы. Эти расхождения едва ли объяснимы одной лишь разновременностью обоих текстов (хотя и это играет свою роль). Но главная причина, как представляется, в том, что первый вариант обращен к рядовому, массовому слушателю, а второй — к слушателям избранным, достаточно подготовленным к восприятию предложенных им сложных понятий».
… Задумалась: светлая память или вечная, если говорить о Й.П.Вейнберге… Тонкая грань, да и время ныне непростое, но время покажет.

P.S. С интересом смотрю исторические фильмы, люблю  телеперачу Юрия Вяземского «Умницы  и умники».  23.10.2021  в заключительном слове ведущего услышала: «История – это наука. Гуманитарные науки сложнее, чем точные. Нет исторических источников – есть блестящие гипотезы, предположения. Например, Генрих Шлиман
( 1822-1890, о нем нам рассказывал профессор Вейнберг  в своей лекции- В.Т.) интуитивно сделал предположение, что Троя была, и что «Иллиада « и Одиссея – исторические источники, с которыми можно работать».  «Ученые делают открытия, помогая людям улучшать их жизнь».

Валентина Томашевская  (урожденная Кочура). Выпуск Даугавпилсского пединститута  1979 года.


*Йоэль Павлович (Иоэл Песахович) Вейнберг (1 сентября 1922, Рига - 20 мая 2011, Иерусалим)- латвийский и израильский ученый, востоковед и библеист.

** Xаммурапи(1792-1750 гг. до Р. Х.)- самый известный царь Вавилона, издал свои знаменитые Законы. Они переписывались потом полторы тысячи лет как великий памятник мудрости. Законы Хаммурапи установили предельный срок долгового рабства – 3 года.
***Геродот Галикарнасский (484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) — древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.

P.S.Благодаря своей книге «Даугавпилсский пединститут»(2017) я подружилась и переписывалась с Валентиной Oлехнович, выпускницей филфака (14.01.1946- 10. 02.2022), светлая память, успешно преподавала русский язык и литературу в Дагдском СПТУ, ее ученицы участвоали в республиканских олимпиадах по литературе). Валентина познакомила меня с Яковом Плинером, выпускником биологического факультета этого вуза, ставшим известным политиком Латвии, ныне экс-политик.
 Яков дал мне эмейл Иосифа Рочко, автора ряда книг по истории Даугавилса. В одной из его книг я прочитала исторический очерк о Вейнберге а также о его жене .  Вейнберг Любовь (Либа Сара) Абрамовна , урожденная Гилевич, (1926, Резекне - 2013, Алагир, Северная Осетия, Россия) редактировала книги своего мужа, была его первым читателем. Сын, Павел Иоэлович Вейнберг, ботаник-фенолог, кандидат биологических наук.

Благодаря своей книге «Даугавпилсский пединститут», я познакомилась с Александром
Меркулем, выпускником ДПИ 1983 г. Его воспоминания о Й.П.Вейнберге, о Л.С.Левитан и других нашиы преподавателях живые и интересные.

Александр Маркулис(Aleksandrs Markulis) работал в Даугавпилсской средней школе номер 5, сейчас она основная (девятилетняя), потом в Цесисе во 2-ой, она рядом с основной, где работает и сейчас, но почти все время  работал на нескольких работах, в Приекульской восьмилетней/ средней школе, в Цесисской Лесной школе-интернате (все учителем русского языка), в музыкальной школе (информатика). Живет в Латвии и будет рад откликам. Его эмейл:
aleksandrs.markulis@gmail.com

Валентина Томашевская  (урожденная Кочура). Выпуск Даугавпилсского пединститута  1979 года.

 


Рецензии
Вам повезло иметь настоящего Учителя. Очень ясный, одухотворённый взгляд у Йоэля Павловича. Личность! Осмысление мира с помощью мифа порождает особый способ мышления - мифологического. Спасибо, Валентина, за публикацию. Много интересного.

Ирина Петал   31.05.2022 00:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина. Встреча с такой личностью расширяет жизненные горизонты.
Вот на мою книгу "Даугавпилсский пединситуте" откликнулся выпускник ДПИ 1983 г.
Воспоминания о Вейнберге.

Воспоминания о Вейберге. После окончания первого курса в июне мы должны были проходить археологическую практику в Турайдском замке, это правый берег Гауйи, Сигулда напротив на левом. Практику организовывал Вейнберг, он вызвал меня на кафедру и назначил старшим в группе. В Турайде нас встретил руководитель практики археолог Янис Граудонис, нас раделили на группы и каждой группе был выделен свой участок раскопок. Моей группе, где были все парни, досталась Северная башня, она самая первая при входе в замок. Башня была разрушена до основания, нам надо было раскопать фундамент, очистить от строительного мусора. Это можно было сделать только грубой физической силой- ломами, лопатами. Долбили так, что искры летели в прямом смысле. Сейчас башня отреставрирована, ее можно видеть при входе в замковый комплекс, если идти от могилы Турайдской Розы. Помню, работаем на своем обьекте, видим, Граудонис , а он тогда уже был пожилым человеком, бежит галопом из главного раскопа в свою контору, прижимая к груди какой-то кирпич. Вечером он всей группе показал находку- это были солнечные часы квадратной формы в прекрасном состоянии, очень редкая находка, нашла эти часы наша студентка Лида Трифанова. Фотография этих часов появились на обложке научного латвийского журнала "Зинатне ун техника", (Наука и техника), сейчас эти часы хранятся в Историческом музее в Риге. http://periodika.lv/periodika2-viewer/?lang=fr#panel:pa|issue:617493|article:DIVL8|query:Turaidas%20saules%20pulkstenis%20
Срок обучения на очном курсе ДПИ 5 лет, но по-существу очно я учился только 3,5 года. На 4-ом курсе после первой сесии меня на кафедру вызвал Вейнберг, прохаживаясь с трубкой по кафедре, он сказал мне буквально следующее- "Александр, завтра же вы пойдете работать учителем в 5-ую среднюю школу!" Дело в том, что эта школа находится рядом с институтом и общежитием ДПИ, она была базовая для прохождения практики студентов историков, удобно, далеко ходить не надо ни студентам, ни преподавателям, практику там вела молодая талантливая учительница, выпускница Вейнберга, но она уходила в декретный отпуск, и год надо было заполнить это место до ее возвращения. Вот так, на 4-ом собственно и началась моя учительская практика, в институт я уже заходил только на зачеты или экзамены- у меня было освобождение от самого Вейнберга! После моего 4-го курса моя жена, она училась на курс старше меня, закончила ДПИ и получала распределение, предложили распределиться и мне, так сказать, по-семейному. Это был небывалый случай, меня вызвал к себе ректор Рождественский, обьяснил ситуацию, вуз не выполняет план, молодые студентки педвуза никак не могут перед устоять чарами курсантов ДВАИУ, выходят замуж, и как жены офицеров уезжают по месту их службы , дело обычное для того времени. Рождественский сказал, что я остаюсь студентом дневного обучения, на заочное меня не переводят, но я должен сдавать все экзамены и зачеты наравне с всей группой. Легко не было, надо было совмещать полноценную работу учителя в школе г. Цесис и учебу в ДПИ, и в 1983 г. я вместе со своей группой получил диплом учителя, банкет "по случаю" был в ресторане гостиница Латвия.

Валентина Томашевская   31.07.2022 11:53   Заявить о нарушении
Молодцы! Собирайте материал и оформите его электронной книгой.

Ирина Петал   01.08.2022 11:37   Заявить о нарушении
Абсолютно порядочный, кристально чистый...

Валентина Томашевская   09.11.2022 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.