Рецензии на произведение «Профессор Вейнберг»

Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

Просто удивительно, что в Даугавпилсе было такое созвездие выдающихся учителей, преподавателей. Как вас основательно учили, а ведь это был провинциальный ВУЗ,а такая сокровищница.Подумать только - археологическая практика в пединституте. Хорошо, что вы собрали и сохранили этот материал и очень интересно передали

Эми Ариель   20.01.2024 21:17     Заявить о нарушении
Дело еще и в том, что это была черта еврейской оседлости. Профессор Дубашинский исследовал творчество Шекспира.
http://proza.ru/2014/05/14/2032
Личности-глыбы были и на физмате, о них мне рассказала сестра, которая там училась.
http://proza.ru/2017/06/08/1441
Да и выпускники были достойные.
http://proza.ru/2022/12/19/1298

Валентина Томашевская   21.01.2024 09:24   Заявить о нарушении
И русс4ий драмтеатр в Даугавпился был прекрасный с интереснейшим репертуаром. Отец рассказывал, в 60- е годы он много времени проводил в Даугавпилсе, строил ЛРЗ, гражданские объекты.

Эми Ариель   21.01.2024 09:39   Заявить о нарушении
Даугавпилсский театр работает и сегодня. И возглавляет его наша однокурсница,
Рита Строде. Ранее она была политическим деятелем Латвии.

Валентина Томашевская   21.02.2024 10:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

Интересно, познавательно, информативно!
Думаю многим также понравится.
С наилучшими пожеланиями в дальнейшей работе над произведением, Л.К.

Любовь Киблер   05.04.2023 00:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь. Замечательные наши преподаватели, повезло встретиться, пересечься во времени.

Валентина Томашевская   07.04.2023 08:06   Заявить о нарушении
Мы все посланы друг другу в нужное время и с определённой целью, будем благодарны за эту возможность Высшему разуму Вселенной!
С улыбкой в солнечный денёк, Л.

Любовь Киблер   07.04.2023 16:23   Заявить о нарушении
Это точно. Об истории неизвестный автор:
"История- это непобедимый игрок, который прикидывается новичком".

Валентина Томашевская   13.07.2023 13:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

Вам повезло иметь настоящего Учителя. Очень ясный, одухотворённый взгляд у Йоэля Павловича. Личность! Осмысление мира с помощью мифа порождает особый способ мышления - мифологического. Спасибо, Валентина, за публикацию. Много интересного.

Ирина Петал   31.05.2022 00:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина. Встреча с такой личностью расширяет жизненные горизонты.
Вот на мою книгу "Даугавпилсский пединситуте" откликнулся выпускник ДПИ 1983 г.
Воспоминания о Вейнберге.

Воспоминания о Вейберге. После окончания первого курса в июне мы должны были проходить археологическую практику в Турайдском замке, это правый берег Гауйи, Сигулда напротив на левом. Практику организовывал Вейнберг, он вызвал меня на кафедру и назначил старшим в группе. В Турайде нас встретил руководитель практики археолог Янис Граудонис, нас раделили на группы и каждой группе был выделен свой участок раскопок. Моей группе, где были все парни, досталась Северная башня, она самая первая при входе в замок. Башня была разрушена до основания, нам надо было раскопать фундамент, очистить от строительного мусора. Это можно было сделать только грубой физической силой- ломами, лопатами. Долбили так, что искры летели в прямом смысле. Сейчас башня отреставрирована, ее можно видеть при входе в замковый комплекс, если идти от могилы Турайдской Розы. Помню, работаем на своем обьекте, видим, Граудонис , а он тогда уже был пожилым человеком, бежит галопом из главного раскопа в свою контору, прижимая к груди какой-то кирпич. Вечером он всей группе показал находку- это были солнечные часы квадратной формы в прекрасном состоянии, очень редкая находка, нашла эти часы наша студентка Лида Трифанова. Фотография этих часов появились на обложке научного латвийского журнала "Зинатне ун техника", (Наука и техника), сейчас эти часы хранятся в Историческом музее в Риге. http://periodika.lv/periodika2-viewer/?lang=fr#panel:pa|issue:617493|article:DIVL8|query:Turaidas%20saules%20pulkstenis%20
Срок обучения на очном курсе ДПИ 5 лет, но по-существу очно я учился только 3,5 года. На 4-ом курсе после первой сесии меня на кафедру вызвал Вейнберг, прохаживаясь с трубкой по кафедре, он сказал мне буквально следующее- "Александр, завтра же вы пойдете работать учителем в 5-ую среднюю школу!" Дело в том, что эта школа находится рядом с институтом и общежитием ДПИ, она была базовая для прохождения практики студентов историков, удобно, далеко ходить не надо ни студентам, ни преподавателям, практику там вела молодая талантливая учительница, выпускница Вейнберга, но она уходила в декретный отпуск, и год надо было заполнить это место до ее возвращения. Вот так, на 4-ом собственно и началась моя учительская практика, в институт я уже заходил только на зачеты или экзамены- у меня было освобождение от самого Вейнберга! После моего 4-го курса моя жена, она училась на курс старше меня, закончила ДПИ и получала распределение, предложили распределиться и мне, так сказать, по-семейному. Это был небывалый случай, меня вызвал к себе ректор Рождественский, обьяснил ситуацию, вуз не выполняет план, молодые студентки педвуза никак не могут перед устоять чарами курсантов ДВАИУ, выходят замуж, и как жены офицеров уезжают по месту их службы , дело обычное для того времени. Рождественский сказал, что я остаюсь студентом дневного обучения, на заочное меня не переводят, но я должен сдавать все экзамены и зачеты наравне с всей группой. Легко не было, надо было совмещать полноценную работу учителя в школе г. Цесис и учебу в ДПИ, и в 1983 г. я вместе со своей группой получил диплом учителя, банкет "по случаю" был в ресторане гостиница Латвия.

Валентина Томашевская   31.07.2022 11:53   Заявить о нарушении
Молодцы! Собирайте материал и оформите его электронной книгой.

Ирина Петал   01.08.2022 11:37   Заявить о нарушении
Абсолютно порядочный, кристально чистый...

Валентина Томашевская   09.11.2022 08:18   Заявить о нарушении
­Мифы и легенды - это как дневник далекого времени.
Сайт История.

Валентина Томашевская   25.02.2023 13:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

Отправила ссылку ребёнку, он на историческом факультете учится, надеюсь, что ему пригодится)

Жолтая Кошка   11.05.2022 20:15     Заявить о нарушении
Благодарю вас. Как интересно: ваш сын учится на историческом факультете.
Рада за вас. А вот еще ссылка:
Человек в культуре древнего Ближнего Востока [Иоэль Вейнберг]
http://coollib.com/b/261564-ioel-pesahovich-veynberg-chelovek-v-kulture-drevnego-blizhnego-vostoka/read

Валентина Томашевская   12.05.2022 14:47   Заявить о нарушении
Ого! Отправила ему, благодарю. И сама почитаю с удовольствием!

Жолтая Кошка   12.05.2022 14:52   Заявить о нарушении
Вот и я начала читать, стиль, мысли,исследования ученого,историка!
Не было ранее этой ссылки, искала ответ на вопрос, что такое духовная культура...

Валентина Томашевская   12.05.2022 14:56   Заявить о нарушении
"Люди создали сотни наук. Науки помогают людям идти вперед. Одна из самых древних наук – история". Виктор Конецкий.

Валентина Томашевская   13.03.2024 10:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

История-это конечно сложная наука.Хотя иногда кажется что в ней накрепко поставлены "примитивные грабли"-и каждое поколение на них наступает,получает по башке-но новые поколения напрочь забывают "эту шишку".

Ирина Давыдова 5   11.05.2022 19:35     Заявить о нарушении
Недавно услышала: история - это наука, но у нее нет учеников.
Да, вероятно, есть и ученики. Помните, Диоген ходил с фонарем руках,
искал человека. Он искал достойного гражданина, умеющего вести диалог...

Валентина Томашевская   12.05.2022 14:54   Заявить о нарушении
Умение говорить-еще не умение "быть человеком".Некоторые великолепные артисты.но плохие люди.

Ирина Давыдова 5   12.05.2022 21:34   Заявить о нарушении
Он искал достойного гражданина.

Валентина Томашевская   13.05.2022 20:05   Заявить о нарушении
"Примитивные грабли", можно и так сказать, то есть история ничему не учит.
Но часто звучит в высказываниях, цитатах: "история повторяется". Здесь есть некоторое противоречие: ведь, если события повторяются, они имеют некоторые закономерности. Дело за философами, исследованиями...
Погуглила, нашла такую мысль:"История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса".
"Человек не может повторить одну ошибку дважды. Во второй раз - это уже не ошибка. Это выбор".
Источник: Цитаты и афоризмы. http://citaty.su/istoriya-povtoryaetsya-dvazhdy

Валентина Томашевская   18.05.2022 08:26   Заявить о нарушении
Боюсь что тот кто повторяет историю-или ее не знает хорошенько,или настолько уверен "в своем величии",что думает что "переломит все ее законы".Обычно большое величие-это большая глупость человека,как бы он не считал себя умнейшим.

Ирина Давыдова 5   18.05.2022 18:34   Заявить о нарушении
Нельзя обьять необьятное,
тем более вековые,
тысячелетние пласты.
Но закономерности, при желании,
можно-таки найти...

Валентина Томашевская   30.05.2022 16:00   Заявить о нарушении
Анатолий Сирота Закономерности немецкой истории. Часть 1
http://www.partner-inform.de/partner/detail/2005/2/230/1682/zakonomernosti-nemeckoj-istorii-chast-1?lang=ru

Валентина Томашевская   30.05.2022 17:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

Ашкеназские мозги!!!!
Надо было мне идти не в технари, а в историки

Зус Вайман   11.05.2022 18:47     Заявить о нарушении
Спасибо, улыбнули. Понятие исторического подхода получили.

Валентина Томашевская   12.05.2022 14:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

Спасибо Вам, Валентина, спасибо за слово об УЧИТЕЛЕ.
Думается, очень, очень многие присоединятся к Вашим словам и у каждого найдутся свои слова, чтобы рассказать о Иоле Павловиче Вейнберге.
У каждого преподавателя нашего института была своя манера читать лекции, своё отношение к нам, студиозам, семадцати-восемнадцати лет юношам и девушкам. Но запомнился именно Иол Павлович своим уважением к нам, неопытным. В его отношении, в его манерах мы встретили ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ в том, "древнем" понимании. Что запомнилось? Конечно же лекции, наполненные мудростью, восторженностью перед ИСТОРИЕЙ и уважением к науке.
Март 1968 года. Разбился Юрий Гагарин. Первая лекция в тот день - Иола Павловича Вейнберга. И... его слова, поразившие нас, показавшиеся кощунством: "Гагарину можно позавидовать. В памяти человеческой он навсегда останется молодым, воплотившем многовековую мечту человечества - подняться к звёздам. Он не превратится в глубоко старца, немощного, болезненного, забывшего о своём подвиге."Слова, запомнившиеся на всю жизнь.
Моя самая первая научная работа - у Иола Павловича, 1 курс, "Древнеегипетская поэзия в переводах Анны Ахматовой". Продолжил на втором курсе, должен был продолжить эту тему и на третьем... Так сложилось, по моей вине, не оправдал я ожиданий любимого преподавателя. А древнеегипетская поэзия и сегодня со мной:
Счастье. В самом начале 90-х годов повёз свой выпускной класс из деревенской глуши в Даугавпилс, на встречу с любимым преподавателем. Очень хотелось познакомить своих выпускников с УЧИТЕЛЕМ. Он был рад встрече, и был очень рад встрече с юным поколением. Он прочитал для нас лекцию. Мои школяры сидели не шелохнувшись, внимая УЧЁНОМУ. А потом, потом мы провожали Учителя домой. Он рассказывал мне о готовящемся отъезде, о своём друге известном кинодокументалисте Герце Франке, об ожидании встречи с древней Землёй Израиля.
Помнится, когда-то был фильм "Всё остаётся людям". Иол Павлович оставил нам не только память, он оставил нам науку жизни.
Светлая память УЧИТЕЛЮ...

Яков Каунатор   11.05.2022 18:30     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Яков. Да, учитель жизни, тонкий и умный. К Вейнбергу мы, студенты, испытывали благоволение, безмерное уважение и благодарность. И когда встал вопрос,кому первому посвятить книгу о ДПИ, я поняла: первое имя – Вейнберг, он в какой-то мере приобщил нас к мировой истории и замечательными лекциями и даже этой вроде бы маленькой ссылкой на его научный труд в «Истории Геродота». ...Годы спустя я выписала труд Геродота «История в девяти книгах» и в сносках вступительной статьи кандидата исторических наук И.Е. Сурикова на шестой странице нашла ссылку на книгу нашего преподавателя:
"См.об этих произведениях Вейнберг И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М.,1993".

Валентина Томашевская   12.05.2022 17:52   Заявить о нарушении
И книги Вейнберга весьма интересны и познавательны, вклад в историю мысли.
Читаю его книгу "Человек в культуре древнего Ближнего Востока [Иоэль Вейнберг]".
Вот электронная версия книги.
http://coollib.com/b/261564-ioel-pesahovich-veynberg-chelovek-v-kulture-drevnego-blizhnego-vostoka/read

Валентина Томашевская   12.05.2022 17:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

С 1962 по 1993 в Даугавпилсском педагогическом институте,доцент,с 1974 года - профессор
Иоэл Песахович Вейнберг (1 сентября 1922, Рига — 20 мая 2011, Иерусалим) - советский, латвийский и израильский учёный, библеист.

Сто лет - и человека помнят!

Как важна наша жизненная память о наших педагогах, оставиших яркий след в нашей творческой жизни!

Ярко и выразительно, дорогая Валенина, ты зарисовала образ историка! Запомнила его слова, факты, идеи. Это так примечательно, что самые важные мысли Й.П. Вейнберга запечатлелись навсегда, и сформировали методику изучения исторического материала!

Ему многое пришлось пережить, если два концалагеря за спиной. Уехал на вновь обретенною родину, в Израиль. Но судя по твоей записи, он вам излагал лекции в четком плане- в то время, по пр инципу социалистического реализма.

Я училась с 1984 - по 1990 год в Киеве, на факультете истории и теории искусств, и у нас тоже работали специалисты высокого класса, педагогический процесс был верный.

Как писал Й.П.Вейнберг:

"Даже выяснив, что так занимает (а порой и привлекает) нас в образе наших далеких предков, какие нити тянутся к нам из далекого прошлого, мы постоянно продолжаем ощущать себя в своем сегодняшнем мире, с его четкой логикой, обостренным общественным и классовым сознанием, с его оптимистическим устремлением в будущее и ясной программой достижения этого будущего."
Мы знакомились с древним искусство Востока. Изучали легенды о Гильгамеше,культуру Египта, Греции.

Читали его книгу :
Человек в культуре древнего Ближнего Востока - читать онлайн
http://coollib.com/b/261564-ioel-pesahovich-veynberg-chelovek-v-kulture-drevnego-blizhnego-vostoka/read

Наталия Евгеньевна Васильева   09.05.2022 16:43     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Наталия. Да, мы помним наших замечательных учителей. В этом году, 1 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Й.П.Вейнберга
(1 сентября 1922 - 20 мая 2011) . Есть мысль создать в Даугавпилсе Музей университета, хорошо бы, чтобы эта идея осуществилась.
Лекции Вейнберга Введение в историю Дренего мира были интересными и содержательными. Также он вел и нас археологию, после первого курса была археологическая практика в Икшкеле, под Ригой.
Профессор Вейнберг был куратором 4-ой группы историков- филологов на протяжении пяти лет (1988 - 1993 гг.), в которой учился Игорь Платонов . Из воспоминаний выпускника Игоря Платонова:
"Трогательным выдалось расставание с Иол Павловичем в июне 1993 года. Последняя встреча происходила на кафедре истории, студенты пришли не все. Девушки вручили огромный букет цветов, попили чай-кофе, обменялись напутственными словами. Мы знали, что профессор вскоре отбывает на постоянное место жительства в Израиль.
На нашем выпускном вечере его уже не было.
Так и стоят ушах его слова, обращенные к нам, студентам времен "перестройки": "Вам здорово повезло. Вы учились, когда старая идеология уже умерла, а новая еще не народилась. как же я вам завидую".

Валентина Томашевская   09.05.2022 18:30   Заявить о нарушении
Да, я тоже заглядываю википедию, но о Вейберге, пожалуй, точнее будет посмотреть
в электронную еврейскую энциклопедию, там о нем кратко написано так: "востоковед и историк".
"Вейнберг — один из немногих в Советском Союзе ученых, особенно евреев, посвятивших научную деятельность крайне «неактуальной» с точки зрения советской официальной историографии и неодобряемой властями области — древней еврейской истории и культуре (см. наука о еврействе). Он — автор многих работ по проблемам древнего Ближнего Востока (статьи 1970-х гг.; книга «Человек в культуре древнего Ближнего Востока», М., 1986; и др.); истории Эрец-Исраэль в эпоху второго Храма и, особенно, в персидский период (ряд статей об ахеменидской Иудее 6–4 вв. до н. э.), а также библеистике (книга «Ветхий завет в свете современной науки», Рига, 1966; «Ветхий завет: мифы, факты, догмы», Рига, 1969, — обе на латышском языке; «Гражданско-храмовая община», на английском языке, Шеффилд, 1992; статьи об устной и письменной традиции в Ветхом завете (см. Библия), структуре понятийной системы и особенностях исторической мысли в Хроник книге, и др.). Важное место в творчестве Вейнберга занимает монография «Рождение истории» (М., 1993), в которой он на основе многочисленных шумерских, хеттских, древнеегипетских, древнееврейских, ассирийских, вавилонских и других оригинальных источников доказывает одновременность и параллельность возникновения исторической мысли и историописания в Древней Греции и на Древнем Ближнем Востоке. Работы Вейнберга публиковались также в Германии, Чехословакии, Венгрии, Голландии, Бельгии и других странах".

Валентина Томашевская   10.05.2022 08:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

Лекции по история Древнего мира и археологии читал профессор Йоэл Павлович (Песахович) Вейнберг. Как долго он нам читал лекции? Полгода- год. А дал знания, установки, запомнился на всю жизнь.
Йоэль Павлович Вейнберг защитил кандидатскую по истории Древнего Рима, считался самым большим знатоком Ветхого Завета в Латвии, и не только.
И лекции, которые Йоэль Павлович читал по памяти, и в особенности практические семинары учили нас научному изложению материала. В любом докладе, говорил Йоэль Павлович, должно быть вступление, основная часть, заключение и библиография. Все это пригодилось в дальнейшем. Наша группа, которую называли «историки» (историко-филологическое отделение) уважали и любили этого педагога.
По вечерам можно было видеть, как вместе с женой, под ручку,они прогуливаются по улицам города.

Выписала Историю Геродота и в сносках вступительной статьи нашла имя нашего учителя: «Вейнберг И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М.,1993".
Сноска, но она значима и важна. В этой книге на основе шумерских, хеттских, древнеегипетских, древнееврейских, ассирийских, вавилонских и других оригинальных источников автор доказывает одновременность и параллельность возникновения исторической мысли и описания истории в Древней Греции и на Древнем Ближнем Востоке.

Помню, делала доклад «Люди и боги в исторической концепции Геродота». И учитель признался, что хотел мне поставить четверку за доклад ( заранее брал доклад для ознакомления, прочтения), но, услышав мои ответы оппонентам, решил поставить пятерку. Сказал, что вопросы показывают остроту ума, а ответу – его тонкость. Мой ум в то время был едва ли не спящим, в добавок я была не лишена робости и редко задавала вопросы. Эти слова учителя ободрили меня. Помню, он сказал: для такой беседы была бы хороша чашечка кофе.

Из лекций Й.П.Вейнберга

Введение в историческую науку.
1. Предмет исторической науки.
2. Основные понятия исторической науки.

Человек и животные ... Одни говорят, что. отличие – это способность мыслить, говорить. Мы говорим: способностью трудиться. Трудятся также и животные.
Французский ученый Леви-Стросс: «Человек отличается от животных способностью вспоминать свое прошлое».
Все животные живут только в настоящем, только человек может вспоминать свое прошлое, помнить его.
Историческая наука, только историческая наука. История - от древнегреческого рассказ, повествование.
Слово «история» имеет в настоящем три значения:

1. История» имеет значение прошедшего, чего-либо принадлежащего прошлому.
2. Развитие, процесс развития.
3. Одна, определенная наука, которая имеет свой определенный, строго ограниченный, свой предмет.

Зародилась наука история вместе с человеком. Древнейшие творения, созданные на заре человеческого существования, чаще всего пытались дать ответ на вопрос, что было до этого.
История стала наукой сравнительно поздно.
Начало исторической науки - V век до н. э., когда в Древней Греции жил человек, который является отцом истории, Геродот.
Историческая наука изменялась и видоизменялась, достигла зрелости только в XIX, XX веках, когда марксизм-ленинизм точно определил предмет исторической науки, ее задачи.
Что же исследует историческая наука?
Историческая наука исследует процесс развития человеческого общества во всей его многогранности и противоречивости, выявляет основные закономерности развития человеческого общества для понимания прошлого, осознания настоящего и предвидения будущего.
Историческая наука принадлежит к комплексу общественных наук, ее сближает тот факт, что основным обьектом исследования является человек. Ведь общество – это совокупность людей. Творцом общества является человек, человеческое существо и биологическое, значит, историческая наука является общественной, соприкасается с естественными, особенно с биологической.
Рассматривая наше прошлое, мы убеждаемся в поступательном развитии человеческого общества, которое проявляется в проделанном человеке пути от примитивного топора до космических кораблей, от грубых рисунков до бессмертных творений Леонардо да Винчи, мы убеждаемся в том, что человеческое общество прогрессирует.
Прогресс не является однозначным. Конрад заявил: «Прогресс заключается главным образом в одном, и это одно является основным показателем прогресса, это одно заключается в гуманизме».

Историческая наука – это наука, изучающая прогресс человеческого общества во всех его проявлениях с учетом всех его сложностей и противоречий.
(...)
Вопрос об актуальности, значимости исторической науки.
В древности творцы исторической науки были убеждены в том, что историческая наука является учительницей других наук: восстанавливая прошлое, учит людей не повторять ошибок прошлого.
На Западе крупные историки сомневаются в поучающей роли науки. Опыт первой мировой не предостерег людей от ошибки, через 20 лет - Вторая мировая война. Пессимизм.
Историческая наука учит, и ее выводы учитываются людьми. Трагедия Второй мировой войны – предупреждение.
Понимание настоящего и возможность правильно действовать в настоящем, возможность прогнозировать будущее дается только на основе учета прошлого, без прошлого мы не в праве понять настоящее, не сможем предвидеть будущее.

"Люди создали сотни наук. Науки помогают людям идти вперед. Одна из самых древних наук – история". Виктор Конецкий.

Валентина Томашевская   13.03.2024 10:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)

Воспоминания о педагогах спустя десятилетия и переложенные в строки для прочтения другими людьми - что может быть ещё приятнее.Одобрителен и отъезд в Израиль на ПМЖ педагога из Латвии.

Иволий Щёголев   02.08.2015 11:11     Заявить о нарушении
Педагог был Личностью, понял ситуацию в стране и выразил свое отношению к происходящему.

Валентина Томашевская   02.08.2015 12:23   Заявить о нарушении