Рецензия на «Профессор Вейнберг» (Валентина Томашевская)
Лекции по история Древнего мира и археологии читал профессор Йоэл Павлович (Песахович) Вейнберг. Как долго он нам читал лекции? Полгода- год. А дал знания, установки, запомнился на всю жизнь. Йоэль Павлович Вейнберг защитил кандидатскую по истории Древнего Рима, считался самым большим знатоком Ветхого Завета в Латвии, и не только. И лекции, которые Йоэль Павлович читал по памяти, и в особенности практические семинары учили нас научному изложению материала. В любом докладе, говорил Йоэль Павлович, должно быть вступление, основная часть, заключение и библиография. Все это пригодилось в дальнейшем. Наша группа, которую называли «историки» (историко-филологическое отделение) уважали и любили этого педагога. По вечерам можно было видеть, как вместе с женой, под ручку,они прогуливаются по улицам города. Выписала Историю Геродота и в сносках вступительной статьи нашла имя нашего учителя: «Вейнберг И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М.,1993". Сноска, но она значима и важна. В этой книге на основе шумерских, хеттских, древнеегипетских, древнееврейских, ассирийских, вавилонских и других оригинальных источников автор доказывает одновременность и параллельность возникновения исторической мысли и описания истории в Древней Греции и на Древнем Ближнем Востоке. Помню, делала доклад «Люди и боги в исторической концепции Геродота». И учитель признался, что хотел мне поставить четверку за доклад ( заранее брал доклад для ознакомления, прочтения), но, услышав мои ответы оппонентам, решил поставить пятерку. Сказал, что вопросы показывают остроту ума, а ответу – его тонкость. Мой ум в то время был едва ли не спящим, в добавок я была не лишена робости и редко задавала вопросы. Эти слова учителя ободрили меня. Помню, он сказал: для такой беседы была бы хороша чашечка кофе. Из лекций Й.П.Вейнберга Введение в историческую науку. 1. Предмет исторической науки. 2. Основные понятия исторической науки. Человек и животные ... Одни говорят, что. отличие – это способность мыслить, говорить. Мы говорим: способностью трудиться. Трудятся также и животные. Французский ученый Леви-Стросс: «Человек отличается от животных способностью вспоминать свое прошлое». Все животные живут только в настоящем, только человек может вспоминать свое прошлое, помнить его. Историческая наука, только историческая наука. История - от древнегреческого рассказ, повествование. Слово «история» имеет в настоящем три значения: 1. История» имеет значение прошедшего, чего-либо принадлежащего прошлому. 2. Развитие, процесс развития. 3. Одна, определенная наука, которая имеет свой определенный, строго ограниченный, свой предмет. Зародилась наука история вместе с человеком. Древнейшие творения, созданные на заре человеческого существования, чаще всего пытались дать ответ на вопрос, что было до этого. История стала наукой сравнительно поздно. Начало исторической науки - V век до н. э., когда в Древней Греции жил человек, который является отцом истории, Геродот. Историческая наука изменялась и видоизменялась, достигла зрелости только в XIX, XX веках, когда марксизм-ленинизм точно определил предмет исторической науки, ее задачи. Что же исследует историческая наука? Историческая наука исследует процесс развития человеческого общества во всей его многогранности и противоречивости, выявляет основные закономерности развития человеческого общества для понимания прошлого, осознания настоящего и предвидения будущего. Историческая наука принадлежит к комплексу общественных наук, ее сближает тот факт, что основным обьектом исследования является человек. Ведь общество – это совокупность людей. Творцом общества является человек, человеческое существо и биологическое, значит, историческая наука является общественной, соприкасается с естественными, особенно с биологической. Рассматривая наше прошлое, мы убеждаемся в поступательном развитии человеческого общества, которое проявляется в проделанном человеке пути от примитивного топора до космических кораблей, от грубых рисунков до бессмертных творений Леонардо да Винчи, мы убеждаемся в том, что человеческое общество прогрессирует. Прогресс не является однозначным. Конрад заявил: «Прогресс заключается главным образом в одном, и это одно является основным показателем прогресса, это одно заключается в гуманизме». Историческая наука – это наука, изучающая прогресс человеческого общества во всех его проявлениях с учетом всех его сложностей и противоречий. (...) Вопрос об актуальности, значимости исторической науки. В древности творцы исторической науки были убеждены в том, что историческая наука является учительницей других наук: восстанавливая прошлое, учит людей не повторять ошибок прошлого. На Западе крупные историки сомневаются в поучающей роли науки. Опыт первой мировой не предостерег людей от ошибки, через 20 лет - Вторая мировая война. Пессимизм. Историческая наука учит, и ее выводы учитываются людьми. Трагедия Второй мировой войны – предупреждение. Понимание настоящего и возможность правильно действовать в настоящем, возможность прогнозировать будущее дается только на основе учета прошлого, без прошлого мы не в праве понять настоящее, не сможем предвидеть будущее. "Люди создали сотни наук. Науки помогают людям идти вперед. Одна из самых древних наук – история". Виктор Конецкий. Валентина Томашевская 13.03.2024 10:10 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |