Доктор наук, кто вы?

      Жердев Евгений Васильевич родился 2 августа 1940 года в Дедовске Московской области. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) в 1967 году. Член Союза художников России (1984). Кандидат искусствоведения (1984), доктор искусствоведения (2002), член Международной ассоциации «Союз Дизайнеров» (1989), автор 35 патентов и авторских свидетельств на промышленные образцы. Участник Всесоюзных художественных  и международных  выставок с 1977 года, «Российский вернисаж» (Голландия, 1992).  Его работы находятся в частных коллекциях в Голландии. Персональная выставка (1990), Международная выставка «Дизайн-85», Всероссийские выставки «Дизайн 2000» и «Дизайн 2001»,  Международная выставка «Интердизайн 2001». В составе авторского коллектива дизайнеров   ОАО Красногорский завод им. С.А. Зверева получил Гран-при «Большой хрустальный шар» за серию разработок приборов ночного видения. Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2001).
 
      Василий Васильевич Жердев  - отец маленького Жени - написал с фронта    25 января 1942 года письмо своим родителям: «Знаешь, когда я с ними (с женой и сыном) прощался, он (сын,   примечания мои)   уже что-то понимал, говорил несколько раз «Папа ту-ту! Папа ту-ту!» У меня аж слезы пробили, я его очень люблю». И дальше  в письме «…теперь  я   зам. командира роты. Так что я в бою сумею мстить за смерть брата, за Вас и свою семью, не только сам, но и огнем своей роты».     Через месяц   отец Евгения Васильевича погиб. Это   весточка от отца  хранится у сына -  пожелтевший от времени листок.

       Как гордился бы Василий Васильевич  Жердев сегодня успехами своего сына, который только начинал говорить, провожая отца на фронт.
     Книга памяти 1941- 1945 годов (М. 1995) сохранила для нас сведения:
 «Жердев Василий Васильевич – родился 1912  в Москве. Призван в августе 1941 г. Мл. лейтенант 875 СП 158 СД. Погиб 28.2.1942 г.».

      Женя  с мамой были эвакуированы в Сибирь, потом жили  в Приморском крае, где и окончил среднюю школу. Детство было трудное.    С 1957 по 1959 год  он   учился в Иркутском военном авиационно-техническом училище.

     После училища служил в Керчи, жил у дяди.  Стал  публиковаться в районной газете.  Вот стихотворение 19-летнего Жени из газеты «Знамя коммунизма», напечатанное 5 июня  1960 года:
          «Старушке в автобусе трудно,
          Толкаясь, в проходе стоять.
          Мужчина, сидевший уютно,
          Поднялся: - Садитесь-ка, мать!
          Стоит он, подтянутый, строгий,
          И нам невдомек никому,
          Что он на протезах, безногий,
          Что всех здесь труднее ему».

    В творчестве вся жизнь Е.В. Жердева:  живопись, графика, карикатура, техническая эстетика, научная работа. Начиналось, казалось бы, незаметно со стихов в газете. Кто в молодости не пишет стихов! Но обратите внимание на тему – справедливость и несправедливость. К этому в его творчестве мы еще возвратимся.

       Поинтересовавшись у  Евгения Васильевича, почему он стал работать над докторской диссертацией, что его подвигло на такой грандиозный труд? Ожидала услышать: стремление к исследованию, комплексы или самоутверждение, наконец, тщеславие или честолюбие.
     Каково же было мое удивление, когда он ответил: «Чувство несправедливости, отношение к  творчеству дизайнера, как к чему-то второстепенному, второсортному. Вот художник, это да!  Живописец, да! А эстетическое творческое воображение в технике тогда еще не воспринималось». Вот я и выбрал тему: «Метафора в дизайне: теория и практика».

      По теме диссертации  Е.В. Жердев опубликовал две монографии:  «Художественное осмысление объекта дизайна» и «Художественная семантика дизайна. Метафорика», 30 статей, защитил три патента  на промышленный образец.   Это значит, что его  разработки обладали мировой новизной и были конкурентоспособными. 

     Спросив  Евгения Васильевича о докторской диссертации, оказалась засыпанной  научными терминами так, что от меня остались только два любопытных глаза. Только прочитав не один раз автореферат,   имея навыки патентоведа, мне удалось, наконец,  более или менее разобраться  в теме диссертации. 

      Казалось бы, понятно, метафора – это прием, широко используемый в литературе, в поэзии, и означает в переводе с греческого  языка – перенесение.      Еще Аристотель говорил, что для художника «особенно важно быть искусным в метафоре, так как только одного этого  нельзя позаимствовать у других  и эта способность служит признаком таланта».   

      Признаком таланта дизайнера Е.В. Жердева являются его разработки с использованием метафор. Примеры метафорического переноса  при проектировании: высокоскоростной фоторегистратор с полиблочной, агрегатируемой системой, лазерные дальномеры. Е.В Жердев создал эти  промышленные образцы, работая на ОАО «Красногрский завод им.   С.А. Зверева.  Таких примеров в разработках Евгения Васильевича можно привести много.

     Интересным, на мой взгляд, был период деятельности Евгения Васильевича дизайнером в медицине, когда он работал начальником бюро художественного проектирования во ВННИ медицинского приборостроения (1977-1985 г.г.). Здесь им  созданы уникальные разработки, защищенные как промышленные образцы.

      Впервые в жизни держу в руках документ, удостоверяющий присуждение государственной премии: «Указом Президента РФ от 10. 06. 2002. № 572   Жердеву Е.В. дизайнеру, за создание и внедрение дизайн концепции оптико- электронной и оптико-механической продукции открытого акционерного общества КЗ им С.А. Зверева присуждена государственная премия РФ в области литературы и искусства 2001».  Премия Евгению Васильевичу присуждена наряду с сотрудниками завода  Потеловым В.В.,  Рунге В.Ф.,  Рыбниковой Е.Я.,  Суровой Е.А.,    Щербаковой Н.А., Титовым Е.И.

       Но с получением Госпремии Евгений Васильевич не успокоился. Весной 2004 года вышла из печати книга Е. Жердева «Метафорическая образность в дизайне». Москва Издательство МСХА – монография, представляющая собой итог многолетней научно-исследовательской работы.

     - Как вы относитесь к современным художникам  Михаилу Шемякину? Зурабу Церетели? 
     - Это крупные величины в искусстве. Михаил Шемякин – и скульптор, и живописец,  и  исследователь.  Зураб Церетели многогранен и энергетически заряжен.   Но это, так скажем, не совсем мои художники. Среди   любимых художников могу назвать  классиков, к примеру, Илью Репина, люблю также импрессионистов.

     - Знаю, что Вы долгие годы сотрудничали с популярным в прежние времена журналом «Крокодил». В ваших карикатурах присутствуют парадоксальность и метафоричность. Увидев Вашу зарисовку «Коньяк», уже никогда ее не забудешь,  или «Адама и Еву», например.   В Москве на выставке сатирической графики «Альтернатива» в 1989 г.  вы экспонировались   с такими метрами-карикатуристами, как Кукрыниксы.  Надо думать это очень престижно.
      - Кстати, как метафоролог в дизайне, я зарождался в графике. Еще в детстве обращал внимание на метафоры в стихах  А. Пушкина и М. Лермонтова. Зачитывался произведениями Максима Горького, он очень метафоричен. Интересны метафоры и Бориса Пастернака.

      Даже защитив кандидатскую диссертацию  на тему «Особенности формообразования многофункциональных промышленных изделий (на примере художественного конструирования высокоскоростной фотоаппаратуры)», очень не просто жил  ученый в перестроечное время.

       -   Как вы пережили   безвременье,  чем занимались?
       -   Работал в то время на ОАО КМЗ. Когда задерживали заработную плату,  вынужден был брать дни за свой счет, чтобы преподавать  рисование в школе в Митино. Кроме того, устроился на фирму и расписывал шкатулки. Это помогло тогда  выжить. 

      -    Доктор наук, где вы сейчас работаете?
      - Во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) главным научным сотрудником отдела дизайнерского проектирования среды жизнедеятельности человека. Кроме того, являюсь членом диссертационного Совета.   Читаю лекции  по истории, теории и методологии дизайна в Московском Государственном Университете Сервиса. Это очень близко к теме диссертации. 
 
     …В 2002 году вышла из печати книга «Иллюстрированная художественная энциклопедия. 1300 биографий. Художники Московской области». В ней приведены данные о  Е.В. Жердеве,  и  только еще  об очень  немногих красногорских художниках - Буткевиче  П.В. и Буткевиче  О.П.,  Матвееве  М.Г.

      Познакомившись с творчеством Евгения Васильевича, поняла, почему он включен в энциклопедию: многогранность таланта, высокая метафоричность, как основа творчества, причем во всем, чем не занимается – графика, иллюстрации, карикатура, дизайн. А какие лиричные портреты и пейзажи!  Какая точность линий! Характерность и гротескность образов в   иллюстрациях  к произведениям  Н. Гоголя и Ф. Рабле.

       Жалко, что после персональной выставки в 1990 году,  мы не могли видеть в полном объеме работы  Е.В. Жердева: необыкновенные акварельные пейзажи Крыма, серию работ «Природа и метафора»,  с завораживающей, очеловеченной природой гор. А какие у него портреты современников! Так хотелось бы увидеть его картины на  новой персональной выставке!       

Теперь не выдерживаю и пишу о грустном. В другой стране даже нескольких патентов на промышленные образцы,  по которым выпускается продукция, хватило бы на безбедное  существование   их автору. На Руси  испокон веков существовала поговорка: «Бедность не порок». Но в данном случае это социальный  порок нашего общества!

      Когда же, наконец, мое  дорогое государство начнет ценить своих талантливых самоотверженцев, преданно  служащих своему делу, народу и своей стране?!
       Когда же  творческая личность - ученый, художник, дизайнер, сможет жить, не бедствуя,  хотя бы на уровне  близком к уровню своих зарубежных коллег?!  Вот и я  затронула тему несправедливости, которая волнует Евгения Васильевича Жердева всю жизнь, в частности, социальной несправедливости. 
 
                2004 г.


Рецензии