Дневники Геосида - 1962-1968 гг

ДНЕВНИК СТУДЕНТА

Сегодня приехал из Москвы, пробыл там целый месяц. Все экзамены в институт сдал.
Думаю, что буду принят. За время сдачи экзаменов у дяди Бори перебывала вся наша семья, и мы им, наверное, изрядно надоели. В Москве я много раз бывал на ВДНХ, в Планетарии, в музеях, кино. В прошлое воскресение ездили с папой и Ирой к дяде Леше. У них замечательный сад и много ягод. Ольга, моя двоюродная сестра, ездила поступать в Иваново и провалилась…
Шурка в институт не поступил, провалился, Тамара Чичурина тоже.
18.08.62

25-го был мой день рождения. Приходили Шура и Игорь. В этот же день нам позвонил дядя Боря и сказал, что я принят в институт, он сам видел мою фамилию в списке принятых. В эти дни я встречался со многими своими одноклассниками и узнал, что в институты в этом году поступило 3 человека…
27.08.62

Вот я снова в Москве, и теперь я студент-менделеевец. В Вологде меня провожали наши ребята. Вчера в МХТИ было торжественное собрание в БАЗе. Нам немного, но очень интересно рассказали об истории института, а потом о нашем факультете. В общем, жалеть не о чем, надо радоваться. Мы – счастливчики. Институт наш большой и даже имеет свою многотиражку «Менделеевец». В институте есть и военная кафедра, что для меня немаловажно.
Сейчас пока я и Аля Мартынова живем у дяди Бори. В приказе о зачислении написано, что я принят с общежитием, Аля без. Но место мне дадут не в студенческом общежитии, а где-то за городом на даче. Но ничего, менделеевцы никогда не были нытиками, как сказал проректор.
С 5-го, по слухам, едем в колхоз на месяц. Сегодня были первые занятия – лекция по химии и истории КПСС…
1.09.62

Вот уже три дня работаю в институте, а Аля в колхозе. Работа у меня разнообразная, сейчас очень пыльная.
Вчера получил ордер на общежитие в Жаворонках. Ничего, жить можно. Нас в комнате 8 человек. В доме водяное отопление. Поездка до института (по Белорусской дороге) занимает около часа. Познакомился с ребятами. Ребята вроде хорошие.
Нелли в Москве нет, будет числа первого, когда мы продолжим учиться. Написал три письма в Вологду – Шурке, Игорю и родителям…
7.09.62

Вчера провел первую ночь в Жаворонках. Холодина страшная! Всю ночь не мог заснуть. В результате простудился. Сегодня ночую у дяди Бори, когда снова поеду в Жаворонки, захвачу с собой одеяло и подушку. Пришло письмо из дома. Там все в порядке. Мама гостит в Топорне. Сегодня не работаем, т.к. перевыполнили план по расчистке склада.
13.09.62

18-го сентября, наконец, дозвонился до Нелли и поздравил ее с днем рождения. На следующей неделе мы договорились встретится. Я подарил Нелле книгу. Мы ходили к ней в общежитие. Договорились теперь встретиться в воскресенье и сходить куда-нибудь вместе. Сегодня написал письмо домой.
18-го ходил на оперетту «Поцелуй Чаниты». Сидел на самом верху. Оперетта понравилась. Вчера купил книгу физиолога Васильева «Внушение на расстоянии». Сейчас меня очень интересует телепатия, и книга о ней подробно рассказывает.
Говорят, что 23-го выдадут стипендию.
21.09.62

Вчера получил стипендию, 45 руб. В воскресенье встречи с Неллей не получилось, не смог найти ее в Университете. Делать было нечего, и я поехал на Красную Площадь. Сейчас там очень красиво. Так и хочется взяться за карандаш или фотоаппарат. Сходил в Мавзолей, видел могилу Сталина. Потом был в панорамном кинотеатре «Мир». Вчера ходил в Жаворонках в местный очаг культуры, смотрел с ребятами кинофильм «Джульетта».
Немного о ребятах, с которыми живу в одной комнате. Все ребята старше меня и уже работали. Смеются над моими представлениями о жизни. Говорят, что я пооботрусь, и буду пить водку и тащится за женщинами. А так ребята хорошие.
25.09.62

Учимся с 3-го октября. Уже были занятия по математике, химии, истории КПСС, черчению, физкультуре, немецкому языку. Особенно трудно дается математика и черчение. По черчению уже дали задание на месяц – лист №1…
6.10.62

В воскресенье утром сходил на две серии фильма «Люди и звери». Фильм о скитаниях советского офицера Павлова. Сильный и тяжелый фильм. Вчера же вечером позвонил домой. Поговорил со всеми, мама хочет приехать на 7 ноября. Завтра хочу сходить к Нелле на вечер.
8.10.62

В праздники был дома, видел большинство ребят. Два вечера собирались у Пластинина. Провели праздник хорошо – веселились, танцевали. В последний вечер ходил с Зиной и Ией на вечер в ДКЖ, посвященный дню милиции. Был хороший концерт.
17.11.62

Месяц назад приезжал папа, ознакомился с нашим житьем-быльем и уехал. Дело движется к сессии. Уже сдаем зачеты. Сдал на отлично зачет по черчению. Завтра – зачет по химии.
Вчера вечером ходил на фильм «Коллеги». Здорово! Нелля собирается в Африку.
23.12.62



1963

Сдал экзамены по химии, начерталке, математике. Все нормально. Все ребята мне пишут письма. Сам в Вологду пишу редко. Начал переписку с Ией. Пишет длинные письма, первый раз получаю такие. Недавно в Москве проездом был Володя Масленников. Едет в Топорню к дедушке. Сейчас бы махнуть туда, покататься на лыжах, побывать в зимнем лесу!
22-го сдам последний экзамен по истории, и домой. Буду там целых две недели! Ребята из комнаты сдают экзамены хорошо, только один, видимо, вылетит из института. Только что говорил с Вологдой по телефону, там все хорошо, ждут меня.
19.01.63

Неделю назад вернулся из дома. Каникулы прошли скучно – каждый день кино, театр, надоело. Ребята все на работе, никак с ними не увидишься. Вечера встречи выпускников в школе не было.
Сегодня была физкультура, славно покатались на лыжах в Тимирязевском парке. Нелля в Африке. В воскресенье был у дяди Леши. На днях надо ехать в Звенигород на военную приписку.
11.02.63

Умер дедушка, я узнал об этом от дяди Бори. В этот же день он выехал в Топорню. Из дома никто не пишет. Вчера получали степендию, мне не дали.
27.02.63

Вчера приезжал папа. В Москве он проездом, едет на курорт. Встретились все вместе – Нелля, я, папа и тетя Надя, она лежит здесь в больнице. Нелля была в Африке две недели. Среди всех делегаций из Европы, был только один переводчик с суахили – наша Нелля. Наша делегация в Танганьике пользовалась большим успехом. Работы для Нелли хватало. Было очень жарко, такой жаркий и влажный климат для европейца невыносим. Простой народ в стране живет очень бедно. Красивы только богатые кварталы городов. До сих пор в этом свободном государстве чувствуется влияние Великобритании. Этот день в Москве мы провели хорошо – гуляли, смотрели на Москву. Какая она красивая эта Москва!
На лето едем на целину. Надо понюхать жизнь, поработать, вырваться из школярских представлений о жизни.
25.03.63

На целину едут добровольно. Чувствую в себе нерешительность, справлюсь ли? И все же, скорее всего, еду. Здорово повидать новые места, заработать, загореть, окрепнуть.
2.04.63

Получил два письма из Вологды, от Малышева и Пластинина. Пишут, что завидуют мне. Завод им изрядно поднадоел, каждый день одно и тоже. Оба готовятся в институт.
В субботу справили день рождения Валерке. Немного, конечно, выпили. К Славе приехали два его друга. Все вместе пошли на танцы в местный клуб. Зрелище не очень. Кругом пьяные рожи и препохабнейшая музыка. Посмеялись от души, глядя на дрыганье тамошней публики и ушли.
9.04.63

Хороший сегодня день. На физике получил записку от некой Люси. Пишет, что хочет со мной встретиться. И хотя это наверняка розыгрыш, настроение у меня поднялось. Оказывается, кто-то мной интересуется. Занятия кончились и в эти проклятые «Жаворонки» так не хотелось ехать. На улице такая прекрасная погода а там грязь по колено, брр.
Решил пройтись по городу. Люблю гулять по Москве, открывать для себя новые уголки города. Гуляя по городу, забрел к планетарию, зашел в зоопарк рядом, а потом взял билет в соседний кинотеатр на «Римские каникулы», слышал, что это хороший фильм. А т.к. времени до сеанса оставалось много, пошел гулять дальше. Видел американское посольство, ничего, представительное здание, вышел к Москве-реке. В это время на реке был ледоход, на набережной множество народа, все хотят видеть это редкое для горожанина явление природы. Но вот уже пора и в кино.
Фильм очень понравился. Быстрее еду на вокзал, время позднее. Но, оказалось, моя электричка пойдет не скоро. Наверху, на мосту, грохот. Пошел посмотреть. Это идет могучая военная техника, видимо готовятся к майскому параду. Тут и простые вездеходы, и бронетранспортеры с небольшими пушками и зенитками  и пушки с громадными 15-20 м. стволами. Вот везут какие-то загадочные зачехленные предметы, видимо ракеты. Приятно осознавать, что у нас самое совершенное и грозное оружие в мире. Люди на проспекте, смотревшие этот неожиданный парад, долго не расходятся, ждут, не покажутся ли новые машины. Хороший был сегодня день!
Завтра приезжает папа. Сразу вспомнилась Вологда, наши ребята, так хочется их повидать! Наверное, в праздники съезжу домой, соскучился.
Сегодня было групповое комсомольское собрание, где было принято решение послать на целину меня и других наших ребят.
20.04.63

Сегодня вернулся из Вологды, был там почти неделю. Уезжать не хотелось, ведь я впервые почувствовал внимание со стороны наших девочек. Ия и Зина раз даже сами приглашали меня прогуляться с ними. А на прощания я заметил, как Ия оценивающе осмотрела меня с ног до головы, словно решала, гожусь ли я ей в пару.
6.05.63.

Сегодня первый раз сходил на устный литературный журнал. Ничего особенно интересного я для себя не услышал. Вот только один хирург интересно рассказывал о новой отрасли медицины, родившейся всего три года назад. Рассказ шел о науке, занимающейся оживлением человека. Мы узнали, что такое клиническая смерть, узнали о проблемах, стоящих перед новой наукой, о реальных случаях оживления из практики этого врача. Еще выступал международный обозреватель «Известий», рассказавший о полете американского космонавта Купера, облетевшего Землю 22 раза. Рассказал он и о многом другом, связанном с освоением Космоса.
Экзамены уже не за горами. Наши ребята ходят досрочно сдавать теормех, не знаю, решусь ли я на такой подвиг.
17.05.63.

Сдал зачет по химии. Впереди еще три зачета и экзамены, да еще надо развязаться с черчением. Утвердили список отъезжающих на целину, я тоже в этом списке. Вчера сделали сразу две прививки от болезней, которыми можно заболеть в Казахстане. Сегодня бежим кросс 3000 м.
25.05.63.

Вчера бегали кросс. Стоит сильная жара, и дистанцию сократили до 1500 м. Но все равно было трудно бежать. Кросс состоялся в отличном месте, где-то у больницы МПС. Какой там замечательный парк! Потом поехали на Сокол. Славка уехал в центр, я пошел смотреть улочки этого района.  Район очень хороший – новые дома, большие, красивые, парки, фонтаны. Решил ночевать у Славы на Соколе.
Пришел в общежитие. Суббота. Студенты веселятся, поют. Я тоже присел в вестибюле, послушать песни. Лег спать только в полночь. Так хорошо жить в общежитии!
Слава меня изредка поучает, говорит со мной о жизни. Во многом он прав. Да, действительно, не все так просто в этой жизни – много карьеристов, хапуг и прочих. И еще, не надо быть в жизни таким тихим, неактивным, как я, а то непременно заклюют, наверное, нужна какая-то доля нахальства и хитрости. И все же надо стараться оставаться по сути своей порядочным человеком и стараться воспитать порядочность и у других людей.
26.05.63.

В воскресенье встретился с Игорем Малановым. Он здесь в Москве учится на подготовительных курсах. Проболтали с ним целый день. Скоро экзамены, боюсь! Вчера было собрание целинников. Нас едет 110 человек. Едем на три месяца.
10.06.63.

Сдал второй экзамен, по физике, поставили четыре. Гуляли с Игорем по Москве, какие чудесные уголки есть в этом городе. Позвонил в Вологду, сообщил о своих успехах.
12.06.63.

Сегодня впервые получил двойку на экзамене, да еще по химии! Через три дня пересдача. Стыдно перед своими.
24.06.63.

Сегодня уезжаю в Москву, был дома неделю. Видел наших «вояк» - так необычны они в своей военной форме. Был с ними у Ии. Ушли от нее поздно, долго и много говорили. Не пойму я ее, никак не выберет институт, не знает, что она хочет, ей все нравится
3.07.63.

Вот уже прошла неделя, как мы на целине. Ехали до места долго, целых три дня. Видели горы Урала и степи Казахстана. В Атбасаре нас, студентов из разных институтов, встретили с оркестром. Погода же нас встретила неприветливо – шел дождь.
И вот мы уже в совхозе. В клубе был организован митинг, где выступали руководители совхоза и с ответным словом наши ребята. Совхоз наш богатый, имеет много земли и разной живности. Здесь есть речка Ишим, нам повезло.
Два дня мы ничего не делали, потом нас распределили по бригадам. Я попал в бригаду штукатуров. Все эти дни я работал вяло, неохотно, т.к. работа не из приятных – готовим и носим раствор. Раствор нужен всем, только и слышно – «Раствор!, раствор!», т.ч. отдыхать не приходится. Сегодня после обеда я вдруг вошел в темп работы и работал с удовольствием.
Погода стоит жаркая, иногда температура повышается выше сорока градусов. Первое воскресенье не отдыхали, говорят, в будущем будем отдыхать через выходной.
16.07.63.


Вот уже месяц, как мы на целине. Я уже побывал в нескольких бригадах, и везде мое основное занятие – готовить раствор. Работа эта не особо интересная, да и нелегкая. Всю неделю ждешь воскресенье, а придет оно, и не знаешь, что делать – почитаешь, в остальное время спишь.
Приезжали к нам несколько раз гости – студенты из МИИГАИка и МИСИ, спели нам свои песни, обыграли нас в футбол и уехали. В субботу по вечерам поем песни.
Небо здесь удивительное – вечером очень красивый закат с багровыми облаками, а ночью видна каждая звездочка и то и дело падают метеориты.
19.08.63.

Близится расставание с целиной. Настроение у большинства ребят «чемоданное». Работаем сейчас спустя рукава, да по правде, и работы осталось мало. Уже вырисовывается контур нашего дома, заканчиваем первый этаж. Жаль, что не успели построить дом полностью.
День моего рождения справляли всей бригадой на берегу реки. Не сказал бы, что получилось все весело и интересно. Этот месяц пришлось поработать без выходных, каждый день был дорог. Поэтому все обрадовались, когда в одно из воскресений нас послали на полевой стан убирать сено. День был отличный, солнечный, работа была легче, чем на стройке и мы даже немного отдохнули.
Вот уже несколько дней ночью прохладно и приходится спать в свитерах, но никто не унывает, скоро поедем домой.
Недавно в клубе наш Витя Гуров сделал лекцию о Есенине, прочитал несколько его стихов, и это было здорово.
Игорь Маланов поступил в МИФИ. Вот упорный парень! Теперь хорошо, будем учиться и жить в одном городе. А Шурке опять не повезло, как бы он не потерял веру в себя.
16.09.63.

Уже давно я приехал с целины и даже побывал в Вологде и уже месяц, как мы учимся. Весь этот месяц я устраиваюсь в общежитие, куда мне дали ордер, и у меня ничего не получается. Загвоздка в прописке. Чиновники меня перебрасывают друг к другу, как мячик. Приехал папа, обеспокоенный моим молчанием. Два дня он потерял в борьбе за мою прописку, и не добившись результата, сердитый, уехал. В профкоме советуют ждать.
23.10.63.

Вчера был на устном журнале. Выступали известные люди – Менглет, Галлай, Далуханян. Очень понравилось, надо будет ходить на все выпуски.
2.11.63.

В праздники был дома, целых четыре дня. Ия, Игорь, Юра стали студентами. Собирались у Юры, танцевали, веселились. Опять большое внимание ко мне со стороны Ии. Просит, чтобы я переписывался с ней, послал ей свою фотокарточку. В Москву уезжать не хотелось.
13.11.63.

Сегодня вечер студентов-целинников во Дворце Съездов. Билета не достал, не удалось посмотреть вечер и по телевизору, сожалею.
15.11.63.
Позавчера была аттестация. Это очень неприятное мероприятие. Тебя вызывают в деканат, де сидит декан и его заместители. Там читают твою характеристику и затем разбирают все хорошее и плохое, что ты успел совершить и далее решают, достоин ли ты учиться в институте. Если недостоин, то тебя аттестуют условно, и после первого проступка ты вылетаешь из института. Все очень волновались. Все прошло вполне благополучно, но четырех человек все-таки аттестовали условно.
Через три недели сессия и это хорошо чувствуется – пошли контрольные и коллоквиумы. Давно не видел Игоря. Переписываюсь с Ией, все также пишет длиннющие письма.
14.12.63.

1964

Вот и снова пришел Новый год. Праздник встретил у Кубышкиных. Настроение непраздничное, зачеты замучили и впереди экзамены. Перед праздником видел Игоря и Неллю.
4.01.64.

Недавно вернулся из дома с каникул. Приехал в Москву вместе с Малышевым. В столице он пробыл три дня – осмотрел основные достопримечательности, походил по радиомагазинам. В Вологде я встречался с ребятами, ходили вместе в кино, катались на лыжах. Приезжали и наши «вояки».
Третий день, как учимся. Появились новые предметы – политэкономия, электротехника, детали машин.
11.02.64.

Записался в радиокружок, буду учиться работать на УКВ-радиостанции. Вчера был очередной выпуск Устного журнала. Там выступал сын Якира. К сожалению, сам я на вечере не был, собираюсь на следующий.
29.02.64.

Сегодня был в УООП. Вроде бы кончается моя эпопея с пропиской, и в мою пользу. Есть идея – летом пойти в поход по Уралу, надо обдумать это предложение.
Уже месяц хожу в радиокружок, а по средам в бассейн. Очень нравится.
14.03.64.

Только что пришел из театра, смотрел ленинградскую эстраду. Выступали Баринов и Рудаков. Есть отдельные хорошие номера, а в общем мне показалось, все устроено весьма посредственно. Пришло письмо из дома. Пишут, что у Нелли родилась дочь Анна, просят проведать Неллю, узнать, как там дела. Схожу завтра, проведаю. Сегодня провозился с аналитикой, второе занятие бьюсь над одной задачей. Получилось с ошибкой, но приняли. Есть мысль записаться в парашютную секцию, но вряд ли, с трудом представляю, как я буду вываливаться из самолета вниз.
17.03.64.

До Нелли никак не могу дозвониться. Возможно, что ее нет в Москве. Пришло письмо из дома. У папы отпуск в августе. Он предполагает нам втроем – папа, Ира и я, поехать в Рыльск. Давно не был у Игоря. Все больше коллоквиумов и контрольных.
22.03.64.

Только что пришел с «Устного журнала». Сегодня был десятый, юбилейный номер. Сначала выступил научный обозреватель АПН и рассказал о развитии кибернетики, ее достижениях в настоящее время. Потом один из артистов Большого театра рассказал о поездке Советского балета в США. Рассказывал очень интересно, иллюстрируя свои слова снятым им любительским фильмом на гастролях. Мы увидели города США, успех нашего «Большого балета». После артиста вышел Ю.Левитан, первые слова которого вызвали бурю аплодисментов, так был необычен его официальный торжественный «радийный» голос в нашем БАЗе. Он интересно рассказал о работе нашего радио, о том, как он попал на эту работу, о различных интересных эпизодах. Потом, по просьбе зрителей, о прочитал стихотворение Маяковского «Стихи о советском паспорте». После Левитана выступала солистка Московской государственной филармонии П. Сосина. Она исполняла «Лунную сонату», «Грезы любви» и другую популярную классику. Зал слушал ее с большим вниманием. Было абсолютно тихо – никто не посмел греметь стульями и номерками.
А дальше все пошло кувырком. Пришла очередь художника карикатуриста М.А. Абрамова. Все заметили, что он был нетрезв. Студенты не дали ему возможность долго говорить, и он сошел со сцены, так и недорассказав о своих зарубежных поездках. И вот, после некоторого шума и волнения в публике, на сцену вышел ВИА «Мелодия». После трех номеров, так и не завоевав интерес публики, они ушли.
27.03.64.

В воскресенье смотрел американский кинофильм «Война и мир». Фильм понравился, особенно хороша американская Наташа Ростова. Вчера, наконец, получил разрешение на прописку.
31.03.64.

Сегодня был у Нелли. К ней приехала мама. В комнате тесно, все пространство заставлено вещами, даже некуда положить ребенка. Аня сейчас заняла место на столе. С общежитием опять ничего не получается, теперь нет мест.
5.04.64.

На праздники собираюсь в Ленинград с нашей группой. Летим на самолете. Надеюсь повидаться с Ией и Юрой и посмотреть этот прекрасный город. С общежитием ничего не проясняется. Надо встать на военный учет.
9.04.64.

Встал на воинский учет. Сегодня хотел позаниматься, приехал в библиотеку, а она закрыта. Пошли с Борей в кино, смотрели фильм «Смерть зовется Энгельхен».  После фильма бродил по Москве – прошел от Красной площади до метро «Автозаводская». Потом поехал к Игорю. Его дома не оказалось. Во вторник иду на факультетский вечер.
12.04.64.

Вчера был на факультетском вечере. Понравилось представление о «сотворении» нашего факультета, которому в этом году исполнится 15 лет. Был проведен КВН - смешно и остроумно. Народу было много. Немного потанцевал.
Настроение сегодня лирическое. Ведь весна! Хочется влюбиться, знать, что кому-то ты интересен, чтобы с кем-то гулять по вечерним улицам и кем-то любоваться…
15.04.64.

В праздники был в Ленинграде. В нашей группе было 8 человек – четверо юношей и девушек. В Ленинград влюбились сразу и по уши. Куда Москве с ним тягаться по культуре и красоте! Всюду прямые широкие проспекты, строгие каменные дома,  сколько замечательных памятников архитектуры, и какая здесь красивая и большая река! Дружной компании не получилось, по городу ходили небольшими группами.
Удалось побывать в нескольких музеях. Особенно запомнились Эрмитаж и Исаакиевский собор. Эрмитаж за один раз осмотреть невозможно, он так велик, да и каждая картина, скульптура – шедевр, который требует к себе пристального внимания. Так что, как было, не жаль, пришлось пройти музей местами «галопом по Европам». Сильно поразил и восхитил меня Исаакиевский собор своим внутренним убранством, своими замечательными картинами.
Видели мы в Ленинграде праздничный салют, выглядит он богаче и ярче, чем в Москве. Катались мы по Неве, объезжая военные корабли, стоящие на рейде. Три дня срок небольшой, чтобы рассмотреть этот прекрасный город, но пора было возвращаться в Москву. В столицу летели на самолете. Так совершилось мое первое путешествие по воздуху. Летели один час на высоте 8000 м. при скорости 800 км/час. С Ией и Юрой встретиться не удалось, видимо, они моей открытки не получили.
4.05.64.

Сегодня мне в руки попала книга Василия Пескова «Шаги по росе». Читал ее весь день не отрываясь, пока не дошел до последней страницы. Но и после ее прочтения я долго не выпускал книгу из рук, листая страницы и рассматривая многочисленные и прекрасные фотографии. Хорошая книга – это праздник. Повезло Пескову, видел так много интересных людей, встречался, разговаривал с ними и смог так интересно рассказать нам, читателям. А какой он изумительный знаток и любитель природы! Видно, что он всю душу вкладывает в свои фотографии, которые по силе воздействия на читателя не уступают его репортажам.
Так сразу подумалось о лете. Хорошо бы сходить в большой поход, посмотреть новые города, походить по лесам, понаблюдать их таинственную жизнь, подсмотреть и сфотографировать ее интересные эпизоды.
11.05.64.


В субботу был на Манеже на всесоюзной фотовыставке. Сильное впечатление. Немало работ представляют собой высокохудожественные произведения. Уходить не хотелось.
17.05.64.

Уже целую неделю живу в общежитии. Сдал все зачеты. Первый экзамен сегодня, последний 3 июля. Весь день неприятный осадок. Сдавал органику и получил трояк. И ведь учил. Не могу дозвониться домой. Из дома получил два письма. Ира сдает экзамены и успешно. Надо бы написать Игорю, какие у него успехи? Приобрел сегодня книгу об искусстве США. Был раз на Москве-реке, загорал. Погода стоит прекрасная, тяжело заниматься.
13.06.64.

Был на Манеже, на выставке, посвященной 150-летию Т.Г. Шевченко. Там собраны почти все его картины и картины о нем. Замечательная выставка. Посмотрев выставку, я понял, если бы Шевченко посвятил себя не литературе, а изобразительному искусству, то он бы стал выдающимся художником. Не даром говорят – Если человек талантлив, то он талантлив во всем.
29.06.64.

Все, сессия сдана. Правда, в этот раз мои результаты очень низкие, стыдно. В воскресенье собираюсь во Дворец Съездов, а во вторник уже буду дома, в Вологде.
3.07.64.

Вчера впервые побывал в КДС. Смотрел «Бахчисарайский фонтан». Хотя балет я не очень понимаю, в этот раз спектакль смотрел с большим удовольствием. Понравился и сам Дворец, правда, представлял я его еще более громадным. Все кругом сделано со вкусом, красиво, современно и ничего лишнего.
6.07.64.

Дома уже несколько дней. Ира находится в поселке Молочное, в спортлагере. Я уже бывал у нее, сегодня едем к ней всей семьей. Вчера с мамой был на окучивании капусты. Хорошо поработали, потом ходили купаться. Ребят пока не видел, общаюсь только с Малышевым.
12.07.64.

Вот уже две недели, как я дома. Успел загореть  и простудиться. Виделся с Игорем, вчера он уехал в Москву. В городе скучно. Планы поездки в Жданов или Рыльск провалились, т.к. папа едет в Кисловодск на курорт. Я туда ехать не хочу, т.к. там делать нечего. Видимо поеду в Топорню.
22.07.64.

Уже пятый день нахожусь вне дома. Три дня пробыл в Топорне. Там сейчас большая вода и хорошо ловиться рыба. Ходим с двоюродным  братом Володей за грибами, ловим рыбу. Сегодня я нахожусь в Кириллове. Катались на лодке по озеру.
2.08.64.

Четыре дня назад приехала Ира. Сходили с ней два раза в лес, принесли грибов. Такой отдых – грибы и рыбалка, начинает надоедать. Сейчас находимся в Кириллове. Позвонили домой маме. Вечером едем в Топорню.
15.08.64.

Шурик – студент! Дома уже четыре дня. Повидал ребят. Сегодня мой день рождения. Завтра еду за грибами.
25.08.64.

Сегодня поселился в общежитие. Ходил в кино, смотрел новый фильм «Живет такой парень», отличное кино.
2.09.64.

В субботу справляли день рождения В. Астахова. Пришло много народа. Среди гостей были и два его знакомых журналиста из «Комсомолки». Интересно с ними побеседовали. Вообще то в этой компании я оказался случайно, потому что живу в этой комнате, чувствовал себя чужим среди своих. Немного приболел, в институт не ходил. Вчера смотрел фильм «Хроника одного дня». Фильм серьезный и нужный.
8.09.64.

Вчера был на выставке греческого художника Димитриса Кацикотиниса. Картины его замечательны. Иногда ему достаточно нанести на холсте несколько штрихов, чтобы мы увидели вполне законченный образ. Рисунки его оригинальны и динамичны. Сознательно искажая пропорции людей он еще сильнее выражает свое отношение к  изображаемым персонажем, которых он любит.
23.10.64.

В праздники был дома, и опять, не сговариваясь, мы, одноклассники, собрались вместе. А говорили раньше учителя, что класс нас недружный. Все повзрослели, возмужали. Появились и новые ребята в нашей компании. Опять мою душу смущает Ия. А я ведь знаю, что к Игорю она до сих пор «не ровно дышит». И еще, случайно, я видел мельком ее письмо к Зине, залитое слезами. В нем она жалуется подружке на свою несчастную любовь к Игорю. И еще она пишет, что уезжает из Вологды в область, работать сельским учителем. Праздник провели хорошо. Сначала встречались у нас, попили, поели, попели. В Москву ехал с Игорем и его товарищем. Пели студенческие песни – и лирические и немного хулиганистые.
9.11.64.

В общежитии живу уже в другой комнате, с шестикурсниками. Ребята, вроде, хорошие.
22.11.64.

Докатился! На днях имел неприятный разговор в деканате. Меня ругали за тройки и обещали выгнать из института, если я получу на экзаменах хотя бы одну двойку. Получил письмо от Шурки, Юры Соснина и Вовы Кириллова. Шурка пишет, что ему сейчас трудно, впереди первая сессия. Вова пишет, что ему сейчас легко, впереди выпуск и они сейчас совсем незагружены.
13.12.64.

Только что вернулся из института. Там несчастье, что-то взорвалось на кафедре силикатов. Я был в это время на пятом этаже, собирался сдавать проект по деталям машин и все видел сверху. Сначала неожиданно вздрогнуло все здание, и мы увидели, как из окон первого этажа выскакивают люди. Затем оттуда полыхнуло пламя. Дым заполнил все здание. Сразу же всех выгнали из института, и весь день оказался скомканным. Говорят, сильно обгорели двое.
25.12.64.

1965

Новый год встречал у Кубышкиных. Меня поздравила Ия.
1.01.65.

Сегодня получил письмо от Шурки. Пишет, что сдал экзамен по высшей математике на «уд». Но его «уд» заслуженный, ведь он один получил такую оценку, остальные 16 студентов получили «неуд». Недавно в общежитии был Игорь, но я его не видел, был в это время в другой комнате. Он посидел полчаса в 102-й, поговорил с ребятами. Он сдал уже два экзамена, оба на «хор». Из письма из дома узнал, что Ира ездила на соревнования в Тулу, а 7-го числа была в Москве.
11.01.65.

Вчера звонил домой. Поздравил маму с днем рождения и «похвастался» своими «успехами». Ира, оказывается, была в Москве целый день. Сегодня сдал экзамен по политэкономии, получил «хор». Хорошо, хоть разбавил свои «уды» одним «хором». Позавчера смотрел фильм «Председатель». Сильный фильм. Так и верится, что был такой человек, такие люди, и они и вытащили колхозы из разрухи.
15.01.65.

Я в Вологде. Приехал В. Чащинов в отпуск. Встретились. Сегодня в школе будет вечер встречи с выпускниками.
1.02.65.

Вечера не было. Нас собралось восемь человек. Свалили в общий котел все наши капиталы, и пошли в «Чайку». Потом провожали друг друга по домам.
2.02.65.

В субботу вернулся в Москву. В предпоследний день в Вологде сломал лыжи, взятые на турбазе. Пришлось за них заплатить.
9.02.65.

Был на выставке «Советская Россия». Есть, что посмотреть! Вчера с Юркой ходили на каток, хорошо покатались.
14.02.65.

В воскресенье был пренеприятнейший  случай. В общежитие приехал Боря, но меня сразу не нашел и пошел к Толе в 21-ю комнату. Там ребята предложили сообразить на троих. Боря посидел с ними и пришел ко мне. Я ему предложил остаться у меня – поговорить, позаниматься, но Боря снова отправился к Толе. Чуть позже зашел в 21-ю и я. Толя напился и сначала боролся с Борей, затем рассвирепел и разбил Боре нос и стал бросаться на всех. Еле его утихомирили.
24.02.65.

Несколько дней назад получил письмо от Шурки. Оно ошеломило меня своей новостью. Оказывается, я тут учусь и не знаю, что Игорь находится под следствием. Он совершил 35 краж в общежитии МГУ, и является отцом двух незаконнорожденных детей. Я давно смутно чувствовал, что с Игорем что-то происходит, но такого не ожидал. Правда, он говорил что-то о своей жене, но я это принял за шутку. Я видел, что он хорошо одевается и живет «на широкую ногу», но он объяснял это тем, что устроился на хорошую работу. Очень неприятно на душе – мой друг с первого класса - вор!!
8.04.65.

Вчера был на Устном журнале. Последней страничкой было выступление квинтета «Сокол». Вышли ребята с электрогитарами, ударником и гармоникой. У одного из ребят челочка под битлов. Сразу началось кривляние. Было противно смотреть, как молодые ребята корчатся перед полтысячной аудиторией. Половина зрителей сразу ушла. А потом ребята хрипели, орали, шипели в микрофон. Реакция зала – одни свистели, топали ногами, другие аплодировали (меньшинство). Сегодня на переменах жарко спорили – можно ли так вести себя на сцене и может ли это называться искусством.

Чигорин сегодня дал нам толчок для размышлений, поделился своими мыслями о жизни. Главный вывод – рассчитывай в жизни главным образом на себя и тогда ты будешь иметь хорошую работу и все остальное. Но, вот мой проклятый характер – моя робость, нерешительность, скорее всего не дадут мне нормально устроится в жизни, придется «плыть по течению». И до сих пор меня гложут сомнения по поводу выбранной профессии. Вот сейчас в Москве появился новый факультет – медико-биологический, выпускающий биохимиков и биофизиков. Вот бы мне туда! Но ведь у меня уже четвертый курс! Да и может все мои сомнения блажь? 
29.10.65.

Острый приступ тоски весь вечер. Завтра праздник, а праздничного настроения нет. Шура... Что это? Увлечение, или может пришла любовь? Сегодня был на праздничных улицах Москвы с Юрой и его подругой, но настроение не поднялось, весь вечер чувствую себя одиноким.

Сегодня снова слушал орган. На концерт ходил с Шурой. Музыка потрясающая. По правде, говоря, я не очень понял музыку. Я привык, что в музыкальном произведении идет какая то тема, мелодия, а здесь полифония, непривычно. И все же звучание красивое и приятное – фоном идут низкие басовые ноты, а мелодия – высокие. Поразила величина органа. Это трехэтажный дом с 4-мя клавиатурами, 96-ю регистрами и с более 10000 трубами.
В Москве проходит практику мой двоюродный брат Володя Масленников. Никак с ним не поладим, не люблю, когда люди кичатся своим жизненным опытом и пытаются тебя учить жизни.
14.11.65.

Только что пришел из зала Чайковского. Слушал «Гамлета» в исполнении В. Рецептера. Здорово! Вчера был в институте на вечере интересных встреч. Приходили хоккеисты из ЦСКА, композитор Ян Френкель, писатель Кулешов и поэт-пародист Иванов. Особенно понравились выступления Френкеля и Кулешова. Френкель исполнял свои песни, оказывается у него неплохой голос. Кулешов очень интересно рассказал нам о своих зарубежных поездках. Он побывал в 30-ти странах.
16.11.65.

Пришел с вечера туристкой песни. Особенно хорошо пели песни студенты МГПИ.
17.11.65.

Сегодня снова слушал орган. На концерт ходил с Шурой. Вчера смотрел неплохой фильм «Иду на грозу».
21.11.65.

Вчера снова слушал орган. Попал я на это вечер случайно, человек не смог пойти по абонементу и предложил сходить мне. Впервые я побывал в Большом Зале Консерватории, впервые услышал сольное исполнение в сопровождении органа. Особенно меня потрясла последняя вещь Баха, сыгранная уже вне программы. Сначала пошли мощные басовые аккорды, затем полилась прекрасная музыка.
23.11.65

В воскресенье был с Борей на концерте ленинградских артистов – «Вечер советской песни». Выступал Хиль, но, к сожалению, пел немного. Остальное показалось мало интересным.
Во вторник я был на юбилейном (3 года) выпуске Устного журнала. Особенно интересными были выступления – Андронникова, антрополога Герасимова (восстановил облик Ивана Грозного по черепу и др.), киноартиста Марка Бернеса (рассказывал о своих работах в кино, пел песни).
Сегодня досрочно сдавал экзамен по КИПу. Получил отлично, это первая такая оценка в моей зачетке.
Да, в воскресенье, после концерта, около часа простоял на площади Маяковского у его памятника, где ребята здорово читали свои стихи.
1.12.65.

Сегодня снова на Моховой слушал Эмануила Каминку. Великий чтец! Одинаково хорошо читает стихи и прозу. Сегодня в программе были рассказы Куприна и Бунина. Концерт прошел на ура – долго аплодировали, не отпускали чтеца со сцены, и пришлось ему сверх программы прочитать несколько рассказов Чехова и Горького.
19.12.65.


1966


Сегодня решился и отослал свои стихи по почте Шуре.  Что-то будет после каникул!
22.01.66.

Сегодня впервые после каникул был на занятиях в институте. Появились новые предметы. Никакой реакции Шуры на письмо не заметил, гораздо легче увидеть мое волнение.
16 февраля.

Вчера был, может быть, самый лучший день в моей жизни. Весь день был заполнен ожиданием и предвкушением праздника - вечером я иду с Шурой в Театр кукол...
И вот мы в театре. Мы оба были здесь впервые. Театр небольшой и как сказала Шура, здесь чувствуется домашний уют. Постановка понравилось, все было великолепно. Вышли на улицу, и попали в теплый московский вечер. Чувствовалось дыхание скорой весны, под землю, в метро идти не хотелось. Пошли в общежитие пешком. Много разговаривали. Потом до "Сокола" подъехали на троллейбусе.
23 февраля.

И вот снова встреча Нового года.  Не очень весело, ведь когда будут звенеть бокалы, рядом опять не будет ее. Этот год - год раздумий и сомнений. Все о ней.  То она мне кажется самой лучшей с ее прямым искренним характером, то обыкновенной курносой девчонкой...
31 декабря 1966 г.

1967

Вот уже почти месяц я нахожусь в Сумах на практике. Здесь нас всего двое - я и Саша Дудоров. Шура очень далеко - в Иркутске на практике. Ответа на мои письма от нее нет. Неужели я в ней ошибся?...
7 марта

На этой неделе произошла масса событий. Наконец то я объяснился с Шурой. Никакого ответного признания я не получил. Мне кажется, что за эту неделю я здорово изменился и виновата в этом "Крейцерова соната" Л.Н. Толстого. Я долго находился под впечатлением прочитанного, и вещь эта произвела на меня гнетущее впечатление...
Вчера ко мне приходила Эля. Мы с ней долго говорили о Шуре и обо мне и очень откровенно. Она меня спросила, хотел бы я получить определенный ответ от Шуры, даже отрицательный, или я хотел бы оставаться в неведении. Я сказал, что хочу определенности. Противоречия разрывают меня. С одной стороны я еще не готов к семейной жизни и просто боюсь ее, а с другой стороны я чувствую, что не могу жить без Шуры и боюсь ее потерять. Наши неопределенные отношения длятся уже два года и должны непременно чем-то завершиться.
25 мая.

Вот и произошло то, чего мы оба ждали. Мы выяснили свои отношения. Произошло это легко и просто. В этот раз мы ходили на оперетту одесского театра. Это было последнее выступление одесситов в Москве. После окончания представления артистов долго не отпускали со сцены. Выйдя из театра, мы медленно пошли к метро. По пути и произошел наш разговор.
ОНА - Твои друзья говорят мне, что хотел серьезно поговорить со мной. Зачем же это передавать через друзей. Давай лучше поговорим об этом сейчас.
ОН - Нет, друзьям я этого не говорил. Ну что ж, давай поговорим.
Долгая неловкая пауза.
ОН - Можно тебе задать один детский вопросик?
ОНА - Можно.
Набирается с духом.
ОН - Как ты ко мне относишься?
ОНА С некоторой паузой. - Не больше, чем к другу.
ОН С некоторой дрожью в голосе. - Ты знаешь, я давно вижу это.
Идут молча. Он успокаивается.
Неожиданно начинается сильный дождь. Они забегают на крыльцо ближайшего дома.
ОНА - Ты не расстраивайся. Я еще никого не любила. Да, мне приятно быть вместе с тобой, но ведь любовь - это нечто другое. У тебя все впереди. А все-таки интересно, а что тебе во мне нравится?
ОН - Я считаю, что такие вопросы задавать нескромно. А что, ты считаешь, что не можешь нравиться мужчинам?
ОНА - НЕТ.
ОН - Не все можно выразить словами.
Из под колес проезжающих машин на них летит фейерверк брызг.
ОНА - В последнее время ты стал такой угрюмый, замкнутый, за что-то злишься на меня, стараешься меня избегать. Впрочем, всему можно найти объяснение.
ОН - Я вижу, что тебе интереснее с другими.
ОНА - Ты не прав. Игорь просто мой старый школьный друг и мы дав¬но привыкли друг к другу.
ОН - Понимаю. Тут у меня было письмо к тебе (достает письмо из кармана пиджака), да теперь оно уже и не к чему.
Она пытается выхватить письмо, он рвет его и бросает на мокрый асфальт.
ОНА - Ты считаешь, что все уже безнадежно?
Дождь давно уже кончился.
ОН - Все зависит от тебя. Мне все же кажется, что с моей стороны к тебе чувство большее, чем дружба. Я то же никогда не любил. Это в первый раз.
Потом они еще долго гуляли по ночной Москве, вдыхали аромат цветущих лип, говорили о себе, о своих планах и расстались друзьями.
30 июня.

Вот уже три недели, как я дома, в Вологде. Сначала отдыхал - ездил с Шуркой на велосипедах за город, читал книги, ходил в кино, занимался фотографией, ездил на рыбалку, а потом все это надоело, и со вчерашнего дня я стал разнорабочим на строительстве пионерского лагеря.
С Шурой отношения опять непонятные.  После нашего разговора вроде бы все наши отношения должны были закончиться. Но я снова приглашал ее гулять, мы ходили в кино. И странно, ее отношение ко мне изменилось. Я чувствую, что оно стало более глубоким, нежным. В Москве она проводила меня на вокзал, когда я уезжал в Вологду, и даже разрешила поцеловать в щечку. Пришло письмо от нее и надо отвечать на него...    
                27 июля.

И все же мои чувства к Шуре, наверное, еще не настоящие. Вот я сей¬час далеко от нее и я не чувствую волнения и влечения к ней, но знаю, что при встрече с ней мое сердце будет бешено колотиться. А ведь любовь проверяется и расстоянием...
29 августа.

Любовь ушла, осталась только грусть
От прошлых встреч, улыбок, объяснений.
Ушла совсем, ну что же, пусть.
Ведь первая любовь, увы, непрочное явление.
Ее порывы, словно бег волны морской -
Нахлынут, приласкают на мгновение
И вот уж нет ее, лишь вал волны другой
К ногам подкатится с шипением.

Вот уже прошло полмесяца, как я в Москве. Работа над дипломом продвигается медленно. Вот уже два воскресенья провел в лесу. Много грибов, в лесу свежо и красиво. Был раз в театре. Смотрел "Идиота". Поразил князь Мышкин, личность! К Шуре захожу скорее по инерции, чем по велению сердца.
19 сентября.

Я дурак и кретин. Мне снова кажется, что я люблю Шуру. А то бы, зачем я снова гулял с ней по вечерам, ходил с ней в театры и кино, если бы это было мне неприятно. Да, я снова влюбился в Шуру. Но любовь это какая-то другая, более трезвая что ли. Вот сейчас уговариваю ее съездить на праздники к нам в Вологду. Интересно, согласится или нет?
Скоро распределение. Но почему-то оно меня не очень волнует, а должно бы, ведь мы с Шурой после окончания института хотели бы работать вместе.
28 октября.

На праздники ездил с Шурой в Вологду.  Шура всем понравилась. А я влюбился в нее еще больше, она стала мне более близкой и родной. Показал Шуре город. Город ей, в общем, то не понравился. И действительно вид у города бледный, не то, что у Москвы, и даже в праздник.
После Вологды попал на свадьбу Шуриной подружки в Красноармейске. На свадьбе был впервые.  Скоро распределение, но думать об этом не хочется...
16 ноября.

Позавчера было распределение.  Еду в Тулу с Валей Квасовой.  Шура остается в Москве. Отношения с ней хорошие, даже слишком хорошие и мне кажется, что она ждет от меня предложения пожениться.  Но я не готов к этому, надо подождать...
16 января.

А захочет ли она ждать? Ведь терпение каждого человека не беспредельно, да и любит ли она меня? Я же чувствую, что жить без нее не могу... Сегодня Шура звала к себе в гости, я отказался, но Новый год наверняка буду встречать у них в комнате.
23 декабря.

1968

Вчера встречал Новый год. Нас было всего трое: я, Шура и Валя. Встречали праздник в общежитии. В какой то момент мы остались одни, и Шура позволила себя поцеловать.
2 января.

Шурик, ты даже не представляешь, как я тебя люблю. Так бы и смотрел, смотрел на тебя, целовал бы тебя. Как я буду жить без тебя в Туле? Может и вправду решиться и попробовать поступить в аспирантуру ГИАПа. Тогда бы еще три года мы могли быть вместе в Москве.
20 января.

Шуру я, конечно, же люблю, да и вовсе невозможно представить, как я буду жить без нее.  Не знаю, что делать. Все на курсе уже считают, что мы сейчас поженимся.  Наверное, так думает и она. Но я не могу это сделать сейчас, я не уверен в себе, как мужчина, но как ей это объяснить? Через неделю поеду домой.
1 марта 1968


 


Рецензии