Влюбленный в жизнь

      В поликлинике на стене  кабинета   увидела картину художника - умиротворяющий русский пейзаж. Поинтересовалась, кто автор, и узнала, что это холст   В.К. Кияна, хирурга, работавшего раньше  в больнице.

      Казалась бы случайная встреча с творчеством художника.  За ней  его судьба, включившая две прекрасные жизни, наполненные добротой к людям, влюбленного в жизнь человека, полноценно существующего внутри своей судьбы.

      Владимир Кузьмич Киян родился 23 марта 1937 года  в Ставрополье.
      В 1965 году окончил Ставропольский медицинский институт и работал  ассистентом кафедры госпитальной хирургии, заведующим отделением легочной хирургии в клинической больнице г. Ставрополя, затем  - Главным хирургом Ленинабадской области (Таджикистан). В последующем заведовал хирургическим отделением городской больницы в г. Павлограде (Украина).

      С 1981 года Владимир Кузьмич  - Главный хирург г. Красногорска.
      В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию по хирургии почек.
      Ученый В. Киян является автором более 30  научных публикаций в журналах  и соавтором  монографий и атласов по хирургии.
      Как практикующий врач-хирург Владимир Кузьмич провел тысячи операций.
      Люди, знающие В. Кияна, врачи и пациенты говорят, что он врач и хирург от Бога.

      Живописью Владимир Кузьмич стал заниматься с 1985 года. Сначала его  работы носили  эпизодический и самодеятельный характер. Но он как человек, стремящийся к совершенству во всем, решил стать художником и в 1992 году окончил факультет станковой живописи народного Университета в Москве.
        Член Творческого союза художников России и Международной федерации художников.    Член Красногорского творческого Объединения «Лик».
        Персональный выставки: 1987, !992, 1994, 1997, 2002 г.г., одна из них в Париже.
         Работы находятся в  частных коллекциях в России, Америки, Голландии, Франции, Венгрии,  а также в  учреждениях г. Красногорска. 

      - Мне всегда хотелось нести людям доброту и радость и, будучи врачом, и художником.
      - Ведь Вы как хирург  людям жизнь спасали!
      - Конечно, очень часто спасал жизнь, особенно, если не плановая операция, где все рассчитано, а экстренная, ночью. Это счастье приносить людям добро.  Может быть, это и держит нас на земле. Когда уйдем на тот свет,  здесь,  на земле нас будут помнить.
 
      - Расскажите, пожалуйста, как вы переключились с работы хирурга на работу художника, фактически, начав новую жизнь. Вы раньше рисовали?
      - Рисовал с детства, стенные газеты в школе, в институте был 6 лет редактором юмористической стенной газеты «Пилюля».
В 37 лет я перенес первый инфаркт. Инфаркт был настолько тяжелый, что думал не смогу работать. Но через 10 месяцев, уже получив группу инвалидности, стал   снова   оперировать. Затем был второй инфаркт, третий. После третьего инфаркта мне сделали операцию аортокоронарного  шунтирования, и я уже не мог работать. Малейшая физическая или эмоциональная нагрузка отражалась на сердце.

    Представляете, что значит потерять любимую работу, а она, на самом деле, была любимая. Я   кандидат наук, хирург высшей категории, обучал других хирургов. Хирургия  это была моя жизнь. Другой жизни я не представлял.  Потеря работы оказалась настолько тяжелой,  что думал не смогу себя найти,  жизнь кончилась. 

      Естественно надо было чем-то заняться. И  стал потихоньку рисовать. Наши красногорские  художники посоветовали: «Поступай в Университет искусств».      В результате я окончил  его с отличием. Мне, начинающему художнику, много помогал  Решетников Петр Никитович.  Например, он показал  мне  на практике, как делать лессировку (нанесение тонкого слоя прозрачной краски, через которые просвечивают нижние слои непрозрачной краски, примечание автора).

     Стал заниматься живописью,  с головой  окунулся в творчество.  Это давало толчок к жизни, появилась радость. Перестал думать о хирургии, перестали сниться сны - операции, больные… Почувствовал, что я хочу жить, особенно, когда стал участвовать в выставках, и увидел реакцию людей. Писал порядка  60 – 80 работ в год.

      - Вы пишите только пейзажи и натюрморты?
      - Я писал и портреты. Но в последнее время зрение ухудшилось, а портрет требует четких  линий. Да мне и самому больше нравится писать пейзажи и натюрморты.

      - Расскажите, пожалуйста, о выставках, в которых Вы принимали участие.
      - Все началось с первой выставки   в больнице. Сотрудники были в восторге, было сказано много приятных слов. Затем последовали другие мои выставки в больнице. Французские коллеги, с которыми мы сотрудничали, узнали о моих живописных работах и предложили сделать выставку во Франции. Она прошла успешно.
       Были выставки в ДК «Подмосковье». Помимо персональных выставок, участвую в выставках общих.
      Спасибо зрителям,   они дают стимул жить и творить. Иной раз перечитываю книгу отзывов с персональных выставок.

      Владимир Кузьмич  любит  писать цветы - полевые цветы в банке,   букет, набранный на пригорке в Черневе, розы, растущие  на даче возле калитки. Меня поразил   букет сирени, опрокинувший корзинку, в которую его положили. Любимая нами нежная рябинка под снегом, по-японски  изысканная ветка яблони – эти полотна вызывают  чувство покоя. Все написано им с такой очаровательной простотой и проникнуто наслаждением от этой милой красоты.

      В пейзажах - Черневская Церковь, вид на Красногорск, Черневская поляна, поле одуванчиков, Владимир Киян  заново открывает нам красоту природы, которая нас окружает. Мы   проходили, пробегали по этим местам. Художник говорит нам:  остановитесь, полюбуйтесь красотой, чтобы были силы дальше жить.
                «А я живу. Как в сказочных веках,
                Воздушный сад исполнен аромата.
                Поет пчела. Моя душа богата…»

      А вот пейзаж В. Кияна «Ледоход на Москва-реке». Кажется, о таком ледоходе  написал другой лирик:
                «И плотные и тонкия,
                Расторгнуты льдины.
                Звучите, песни звонкия,
                Сверкайте картины»!

      Владимир Кузьмич Киян художник, сохраняющий   традиции реализма. Его прекрасные натюрморты  с фруктами, с овощами, с рыбой, с грибами покупают даже  галерейщики из Лос-Анджелеса.

       - Зрители с нетерпением ждут Ваших выставок, когда состоится следующая?
       - Не знаю. В этом году  точно не будет, а по весне - в зависимости от ситуации.
 
       - О Вас были публикации  в прессе?
     Да, писали, правда, немного. Однажды, с телестудии позвонила   Татьяна Судец: «Я хотела бы снять передачу о вашей судьбе». Они приезжали домой, сделали съемки моих  картин и  записали разговор со мной и моей супругой Тамарой Андреевной. Через время по Центральному телевидению показали 20-ти минутный фильм, в котором рассказали обо мне как о хирурге и о Тамаре Андреевне, как о враче-реаниматологе. Мы всю жизнь проработали вместе у хирургического стола. В фильме также рассказали о моем творчестве и показали мои художественные полотна.

       В материалах  живописца и графика Д.М. Краснопевцева (1925 – 1995 г.г.) я нашла пронзительную мысль о творчестве (его кабинет воссоздан в Музее личных коллекций): «Я уверен, что искусство нашего времени, как никогда прежде, требует тишины. Величавое, строгое, уравновешенное, оно должно пробуждать в нас чувство покоя, порядка, постоянства и прочности – всего того, чего лишены мы в этой безумной, уродующей повседневности».
      Вот таким мне представляется искусство Владимира Кузьмича Кияна, оно отвечает именно этой позиции. Художник слушает тишину, просит и нас прислушаться к ней. Его работы располагают к созерцанию, они светлы и радостны, несут добрую энергетику, чувство незыблемости русской природы и красоты нашей  жизни. Сегодня, когда в мире столько зла, а глядя на его полотна, кажется, что мы живем в таком совершенном мире.   
               «В этом мудрость, в этом счастье  – увлекаясь, увлекать,
                Зажигать и в то же время самому светло сверкать.
                Увлекая, увлекаться – мудрость сердца моего,
                Этим я могу достигнуть – слишком многого – всего»!

      Влюбленный в жизнь В. Киян пишет природу родного края, говорит о том, как прекрасна наша земля, наша малая Родина - красногорский край,  говорит нам радуйтесь,  ведь вы  живете среди такой красоты! Берегите ее!

      На полотне «Усадьба Губайлово зимой» - старинный дом, деревья, закутанные в снег, и тишина. Может быть, именно такой услышал эту тишину Константин Бальмонт, когда приезжал в имение    С.А. Полякова, где не однажды бывали поэты – символисты.

      У меня сложилось впечатление, что  «лирику современной души» пропел не только Константин Бальмонт,  стихи которого я использовала в очерке, но и наш современник Владимир Киян. 
 
                2004 г.


Рецензии