ХР Первобытное использование шкур и кожи

ХР. 2.7.44.6. Первобытное использование шкур и кожи.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 44.6. Первобытное использование шкур и кожи.
 
Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Схема изготовления поршней (первобытной обуви) из шкуры бизона.



Евразия (Россия). Восточная Сибирь. Беренгия. Северная Америка. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Животные Мамонтового комплекса. Сибирские бизоны. Первобытное использование шкур и кожи. 50 000 до н.э.


Несомненно, человекообразные древнейшие обезьяны и гоминиды, архантропы и питекантропы, а также все виды первобытных людей данного времени (50 000 до н.э.) используют натуральные шкуры и кожу животных (сыромять) для изготовления практически любых предметов, от одежды и обуви до оружия и технических изделий.

Обработка и выделка шкур и кожи такое же древнее занятие человека, как охота и изготовление орудий труда. Об этом свидетельствуют множество видов разнообразных орудий Каменного века, предназначенных для обработки и выделки шкур и кожи – это скребки, ножи, проколки, правилки, гладилки и т.д.

С самого начала использования шкур и кож первобытные люди изведали их свойства, достоинства, а также пороки,  препятствующие их использованию в быту и хозяйстве. Снятые с животных шкуры и кожи быстро портились и скукоживались, твердели. Поэтому неизбежно и естественно были открыты и изобретены способы их увлажнения, очистки и смягчения.

Для этого, в первую очередь, использовались жир и (или) мозг животных, которыми смягчали и пропитывали высушенную на ветру и солнце шкуру (кожу). Кроме этого, естественно и неизбежно, первобытные люди использовали огонь и жар костра для сушки шкур и кож, а также дым костра, золу и пепел для выделки шкур и кож, для борьбы с их вредителями и пороками.

Жировое или «мозговое» дубление или пропитка шкур и кож «туком» (мягким жиром, растопленным жиром) использовалось изначально и применяется до настоящего времени (в наше современное время)…

«Тук» – это старославянское (индоевропейское) слово-понятие, означающее:

жир, сало, вязь, вязкость, вязкое;
вообще всё жирное;
«волога», масло, свиное сало;
смесь из яиц, рубленной печени, мозга и жира;
всё наполненное питательной жирной влагой, слизью;
перегной, чистый чернозём, удобряющий землю и составляющий, в смеси с ископаемою россыпью, почву («почвенный тук»);
перегнившие останки животных;
истлевшие до состояния жидкого гумуса растительные вещества, перегной;
органическое удобрение, «назем» разного рода;
возможно, содержимое кишечника, утробы, живота.
 
Слово «тук» в смысловом значении использованных букв старославянского языка означает «твёрдое устойчивое объединение», а слово-понятие «туч» - «твёрдо устойчивая черта (рубеж, межа)».

В применении к такому веществу, как жир, сало, масло, вязь, вязкое это слово-понятие означает «устойчивое или характерное пограничное состояние вещества между жидкой и твёрдой формами» (полужидкое или полутвёрдое).

Словом-понятием «тук» или «туч» в старославянском (индоевропейском) языке будет обозначаться:
 
объёмность, наполненность, тучность;
дородность тела человека;
здоровая жирность;
сальность, дебелость;
плотность, насыщенность;
состояние здоровья, граничащего с наполненной неповоротливостью, солидной тяжестью, авторитетной весомостью.

Все будущие «палеолитические венеры» (фигурки женщин-матерей) будут выглядеть тучными, дебелыми, жирными, с чрезвычайно развитыми наполненными формами женского тела.

Несомненно, изначальным критерием красоты и здоровья первобытного человека является его тук – жирность, наполненность, насыщенность туком его тела и организма. Тучный – это значит здоровый, сильный, тяжёлый, сытый, счастливый…

Недаром говорится: «Пока жирный (толстый) сохнет, худой – сдохнет»…
 
Структура-образ тучного, жирного человека навсегда останется общечеловеческим мировоззренческим эталоном и каноном структуры-образа божества сытости, счастья и благополучия, властителя, начальника, здорового и счастливого человека, буржуа, капиталиста, богача, успешного человека…

Кстати, все женщины-жёны-матери всех времён, народов и стран мира издревле стремятся содержать своих детей и мужей «в теле», откармливая и насыщая их тела и организмы до состояния здоровой наполненности туком…

Вот почему пропитка сыромятных шкур и кож туком (жиром), кроме естественной мягкости, пластичности и гибкости, воспринималась первобытными людьми как насыщение и наполнение шкуры и кожи жизненной силой, здоровьем, добротностью, значимостью, ценностью.

Вот почему изначально в самые древние времена возник естественный и инстинктивный общечеловеческий обычай увлажнять, пропитывать и насыщать кожу лица и тела человека жиром, маслами, кровью, различными смесями и растворами минеральных и органических веществ, бальзамами, мазями и кремами…

После жирового или «мозгового» дубления или пропитки «туком» шкуры или кожи мяли всеми доступными способами: жевали зубами; мяли руками и ногами; растягивали, скручивали и сворачивали; протягивали поверх веток и колод; выглаживали зубчатыми орудиями. Возможно, нижние челюсти животных использовались именно для выглаживания шкур и кож.

Жители циркумполярного приморья (в частности эскимосы) используют для смягчения и выделки шкур и кож рыбий или тюлений жир. В современное время рыбий жир используется для выделки перчаточных кож…

Для получения мягкой шкуры или кожи, пригодной для изготовления одежды, в наружную поверхность шкуры втирается смесь тука из яиц, рубленой печени, мозга и внутреннего жира. Затем шкуру сушат до полного впитывания тука, потом моют в тёплой воде и размягчают, разглаживая и сминая шкуру (кожу) на какой-либо ровной поверхности (камне, бревне, колоде).

После такой выделки шкуру (кожу) коптили в дыму костра и изготавливали из неё одежду. Пропитанная туком и прокопчённая в дыму шкура (кожа) теперь не затвердевала под воздействием дождя и снега, а своим запахом отпугивала паразитов и гнус (комаров, москитов).

Также почти одновременно с началом добычи и использования шкур и кож животных, первобытные люди неизбежно и естественно начали удалять («сгонять») волосной покров со шкур. Дело в том, что в волосах и в мехе шкур развиваются животные-паразиты, насекомые и их личинки. Всё это переходит на людей и причиняет им немалые страдания, болезни и даже безвременную смерть.

Волосяной покров со шкур удаляется также по причине пороков шкур или кож. Любые прижизненные повреждения - болячки, закусы, проколы, ранения, царапины, - полученные животными в боях, в переходах, во время охоты или по болезни образуют плешины (проплешины) в шкуре, язвы, пигментированные (цветные) пятна, изменения свойств кожи.

Например, порок «безличина механическая» возникает при трении, «борушистость» - при развитии утолщённых грубых поперечных складок на воротниковой части шкуры, «волосоедины» - из-за повреждения волосяного покрова бескрылыми насекомыми – волосоедами. Эти насекомые подгрызают волосы и образуют участки, как бы, подстриженного меха.

Колючие растения (например, репейник) могут замусорить волосяной покров своими колючими семенами. Вокруг головок репейника волосы, как правило, сваливаются комком. Тоже самое делают твёрдые семена степного ковыля.

При длительном и неправильном хранении шкур в них возникают «бактериальные пороки» - шкуры меняют свой цвет, волос теряет блеск, становится ломким или гнилым. Кожные заболевания – чесотка, парша, лишай – вызывает выпадение волос.

Жалящее насекомое овод отлагает под кожу животных свои личинки, которые образуют в кожном покрове свищи (отверстия).

Болезни и полуголодное существование делает шкуру и кожу истощённого животного тонкой и рыхлой, дряблой, безжизненной, тусклой.

Особенно часто и много бывает посмертных пороков шкур и кож. Кровоподтёки (синяки), окровавленность, проколы и прострелы (дыры от наконечников копий и стрел) – обычные пороки шкур в результате охоты.

При снятии и обработке шкур и кож нередки:
«выхваты» - глубокие небрежные срезы,
дыры – сквозные отверстия,
неправильные разрезы – отклонение от правильного раскроя шкур при снятии,
подрези – несквозные прорезы шкуры со стороны мездры,
подрезы – остатки кусков мяса, жира, сухожилий, соединительной ткани на шкуре,
прирези – куски мяса и сала, оставленные на шкуре,
разрывы – повреждения шкуры при небрежной съёмки,
«сквозняк» - обнажение и разрушение корней волос в коже при неправильной выделки (пропитке) шкур или кожи,
задымлённость – чрезмерное продубливание («заваривание») огненным жаром коллагена шкуры (кожи),
«комок» – сушка шкуры (кожи) в не расправленном виде,
ороговение – чрезмерная пересушка учатсков шкуры или кожи на солнце или около огненного жара,
тёклость шерсти (волос) – ослабление связи волосяного покрова с кожей в результате небрежного хранения шкур.

Кроме этого в шкурах и кожах возникают пороки из-за их повреждения насекомыми и микроорганизмами:
кожеедины – жучками-кожеедами и их личинками,
молеедины – личинками моли,
плесневелость – грибком сырой плесени,
прелины – гнилостными микробами,
тараканоедины – тараканами, которые объедают корни волос.


Несомненно, первобытные люди данного и всего последующего времени (50 000 до н.э. – наше время) хорошо знакомы со всеми этими и многими другими пороками шкур и кож, а значит, должны были и успешно боролись с ними.

При этом самым первым средством борьбы с пороками шкур и кож, несомненно, был «груминг» – вычёсываение, чистка, расправление волосяного покрова шкур пальцами, ногтями и зубами, удаление насекомых и их личинок, а также промывание шкур и кож в воде и в различных растворах, например, в человеческой моче, в растворах птичьего помёта, гуано и т.д.

В результате всех подготовительных мер по обработке и выделке шкур и кож получается ровная растянутая плоская шкура или кожа животного (в частности, бизона), обладающая свойствами, влияющими на выбор будущих кожаных изделий. Так, например, участки шкуры или кожи на плечах и спине животного наиболее прочны на разрыв, а участки шкуры или кожи на плечах и конечностях животного обладают наибольшим удлинением при растяжении.

Поэтому раскрой шкуры, в частности, бизона, издревле осуществляется двумя методами: сначала по бокам отрезается две тонкие части шкуры – «пола», потом – головная, воротниковая и плечевая часть – «вороток», затем оставшаяся почти прямоугольная спинная часть шкуры разрезается на две части либо вдоль хребта (полукожа), либо поперёк и пополам на «верхний и нижний чепрак».

Теперь из этих кусков шкуры или кожи (скары, скоры, скорья, усмы, юфти, рухляди) изготавливается всё, что необходимо в первобытном хозяйстве первобытных людей…


Возможно, изначально шкуру животного охотники стали снимать для того, чтобы использовать её в качестве маскировки, для подкрадывания к стаду животных, а также для приманивания их к месту охотничьей засады.

Дело в том, что для последующего использования шкуры в первобытном хозяйстве требуется очень много ручного труда, знаний, опыта и навыков обработки и выделки шкур. Такому умению нельзя научиться сразу и быстро…

Возможно, одной из первопричин снятия шкуры с животного была естественная и неизбежная необходимость переноски наиболее ценных частей туши животного (в частности, тяжёлого бизона) к месту охотничьей стоянки, стойбища, схрона или общинного поселения. Несомненно, нести на спине части добычи в мешках из шкур гораздо удобнее, чем на руках или в руках…

Кроме этого, несомненно, первобытные люди тоже естественно и неизбежно хотели сохранить «свою шкуру» в неприкосновенности, в тепле и комфорте, укрыв своё тело и голову снятой с животного мягкой, свежей, «парной» шкурой.

При этом, возвратившись с охоты, можно было с гордостью бросить к ногам радующихся женщин и степенных старейшин огромную шкуру грозного животного, теперь безопасно распластавшегося своими широкими плоскими ногами и лапами, мощной головой, плечами, спиной и задом.

Несомненно, необработанные «парные» шкуры использовались в мистериях-представлениях-рассказах об охоте, о том, как охотники выслеживали добычу, как ранили и преследовали её, как умело боролись с нею и добили-победили её. Охотник, одетый в шкуру животного, изображал все её повадки и действия, борьбу и агонию.

Возможно, шкура добытого на охоте тотемного животного использовалась для того, чтобы выразить через неё уважение и признательность первобытных людей за жертвенную смерть животного, за сытость и благополучие людей, за радость в их жизни…

В любом случае шкура и кожа животного была ценным результатом охоты и мерилом первобытного благополучия или даже первобытного богатства, статусной значимости, общественного доминирования, чванства, имущественного разделения.

Недаром во все времена, у всех народов и во всех станах мира наличие богатой кожаной одежды (яркого, необычного костюма, украшений, мехов и т.д.) является признаком цивилизованности, высокого положения в обществе, начальственности, исключительности, особости и т.д.

Несомненно, первым естественным и неизбежным использованием шкуры или кожи животного была простая, но универсальная накидка-плащ-палатка. Ею можно было укрыться, замаскироваться, на ней можно было лежать, в неё можно было заворачивать снаряжение и добычу, ею можно было отгораживаться, отмаживаться и защищаться от чего-то или от кого-то.

Удобнее всего универсальную кожаную накидку-плащ носить не в руках, а на спине. Такая вывернутая волосяным покровом внутрь спинная шкура или кацавейка покрывала всю спину, поясницу и попу человека. Вероятно, кожаные лоскуты с передних конечностей шкуры завязывались на шее, а на талии полы накидки-плаща прижимались к телу кожаным пояском-ремешком.

Возможно, такая же шкура-кацавейка прикрывала грудь первобытного человека. Таким образом, две шкуры или два куска шкуры образовывали подобие жилета.

Африканские охотники такие шкуры-кацавейки (шкурки), например, скрепляют друг с другом в двух местах: под мышкой и на противоположном плече. При этом рабочая (боевая) рука остаётся свободной.

Несомненно, кроме универсальной накидки-плаща, первой одеждой является передник (кожаный или из травы).

Передник или фартук – очень полезная и естественная форма рабочей женской одежды, потому что предохраняет «сокровенное тайное место» женщины от воздействия окружающей среды, от случайных или намеренных повреждений, ушибов и травм.

Кроме этого, передник или фартук скрывает «сокровенное тайное место» женщины от вожделенных взглядов особей мужского пола, это как бы занавесь перед входом в пещеру, в жилище, в схрон (храм). Это обстоятельство, вероятно, было определяющим для изобретения передника-фартука…

На переднике-фартуке удобно было работать, заниматься мелкими и сыпучими вещами и предметами, держать на коленях маленьких детей. В переднике, держа его за нижние концы, удобно было переносить растения, зёрна, плоды, корешки, грибы и ягоды.

Вероятно, естественная привычка работать сидя, побудила женщин «изобрести» задний передник или задник (аналог передника-фартука). Дело в том, что женщинам нельзя переохлаждать свои внутренние детородные органы, нельзя простужаться. Поэтому кожаная или травяная юбка им совершенно необходимы для защиты от влаги и холода.

При этом открытая снизу кожаная юбка обеспечивает женщинам постоянное и хорошее проветривание их нижней части тела, что также немаловажно для их здоровья и женской привлекательности.

Несомненно, одежда (накидки-плащи, кацавейки, передники, юбки) первобытных людей всячески украшалась. Если древнейшие первобытные люди украшали, раскрашивали и расписывали свои лица и тела, то этот обычай раскрашивания, росписи и украшательства они естественно перенесли на изделия из шкур и кожи.

Несомненно, в качестве элементов украшения использовалось всё приметное и необычное, что привлекало внимание и ценилось первобытными людьми: травы, цветы, плоды, цветные камешки, косточки, раковины, зубы, зёрна растений, ягоды, когти зверей, клювы птиц, кусочки шкур и хвостов животных, чешуйки рыб, жемчуг и т.д.

Зимой первобытные люди, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) носили меховые шкуры бизонов, использовали их в качестве постелей и постельных накидок (одеял).

Особую форму одежды имели шаманы и колдуны. Они создавали уже настоящие тематические смысловые костюмы, убранство которых имели определённое воздействие, как на самого шамана-колдуна, так и на зрителей, участников шаманских камланий и практик.

Также особо отличались одежды первобытных людей во время каких-либо празднеств, брачных мистерий (свадеб), при осуществлении культовых и обрядовых действий, во время инициаций и похорон.

Наличие в местонахождениях первобытных стоянок, стойбищ и поселений данного времени (50 000 до н.э.) многочисленных и разнообразных проколок свидетельствует о том, что первобытным людям, классическим неандертальцам и кроманьонцам была ведома техника и технология проделывания в шкурах и кожах разнообразных отверстий. Поэтому, вероятно, они использовали высушенные сухожилия, кишки и тонкие кожаные ремешки для «сшивания» между собой кусков шкур-кож, для пошива настоящей одежды.

Так неизбежно и естественно, продолговатый кусок шкуры или кожи со сшитыми сухожилиями краями-концами, превращался в простейший головной убор – шапку-капюшон, который хорошо дополнял универсальную накидку-плащ-кацавейку.

Особое, незаменимое и важнейшее значение имеют шкуры и кожа зверей для изготовления обуви. Вероятно, из-за необходимости защитить свои ступни от колкой травы-стерни, камешков-гальки, острых краёв камней и скал, грязи и пыли первобытные люди начали изготавливать кожаные подошвы-сандалии, кожаные мокасины-калоши, кожаные обувь-чулки.

В южных и жарких странах первобытным людям достаточно было вырезать из толстой и прочной кожи подошвы-стельки и прикрепить их к ноге кожаными ремешками.

Кожаными тонкими лентами-бинтами-обмотками ноги первобытных охотников обёртывались так, чтобы защитить их от грязи, воды и холода.

Однако особой формой настоящей обуви была шкура-кожа бизонов, снятая «чулком» с их конечностей. Это была, вероятно, первая простейшая обувь евразийских первобытных охотников – поршни.

Поршни (порхи, порабошни, прабошни, порошни, постолы, моршни) изготавливались из кожи конечностей бизонов, других крупных животных, а также из шкурок мелких животных.

Возможно, сначала сыромять конечностей бизонов натягивали сразу на ноги так, чтобы высохнув, шкура-кожа плотно обтягивала ступню и голень человека. Края шкуры-кожи прокалывали и сквозь отверстия пропускали стягивающий ремешок-шнурок.

Для ускорения сушки и выделки кожи использовалось окуривание (копчение) шкуры жаром костра и сушить кожу на ногах было проблематично. Поэтому, вероятно, первобытные мастера обувного дела уже использовали подходящие деревянные или каменные «колодки» похожие на человеческие ступни.

При этом шкура-кожа высыхала, становилась прочной и влагостойкой, плотно облегала «колодку» и затем приспосабливалась к любому размеру ноги.

Возможно, первая первобытная обувь была подобием кожаных мешочков с завязками по верхнему краю, но вероятнее всего поршни (порхи, постолы, мокасины, кожаные калоши) вытягивались на колодке в форме современных больничных бахил, только с ремешками-шнурками вместо резинки.

Считается, что такие старославянские (индоевропейские) слова-понятия, как «поршни», «порхи», «порты», «портянка» имеют единый корень «порт» - то, что порют, режут, кроят по росту, по размеру.

В различных словарях слово «поршни» (поршней, поршень, поршня, моршни) означает – «лёгкая обувь, состоящая из одного или нескольких кусков кожи, стянутых вокруг ступни шнуром, формой напоминающая лапти», «старинная обувь, сделанная из одного куска кожи или сшитая из подошвы и верха, собранная вокруг щиколотки на ремешке».

Несомненно, морщинистые поршни (порхи, моршни) позволяли грузным, тяжёлым и мощным первобытным неандертальским охотникам и женщинам-собирательницам преодолевать труднопроходимые каменистые или галечные места, тропы, пути-дороги, а лёгким и быстрым юношам и девушкам «порхать» - быстро бегать, танцевать, скакать и прыгать.

Также несомненно, что для изготовления мужской, женской и детской обуви использовалась сыромять (сыромятная шкура-кожа) от бизона-быка, самки бизона (коровы) и детёныша бизона (телёнка). Естественно лучше всего для изготовления крепкой и ноской (качественной) обуви годится только здоровая шкура-кожа бизонов «осенней охоты».

Конечно, для изготовления простейших поршней или моршней лучше всего подходит цельная шкурка среднего и мелкого животного. Для этого шкурку нужно было просто проколоть по краям и вставить в проколы ремешок-шнурок, стянуть шкурку вокруг ступни и обувь готова.

Но для изготовления поршней (моршней) практически годился любой подходящий кожаный лоскут, кусок или «кожаная тряпка» - хорошо размятый, мягкий, гибкий, растрёпанный кусок шкуры-кожи.

Возможно, поэтому в будущем старославянском (индоевропейском) языке появится слово-понятие «порхлый» - мягкий, рыхлый.

В современное время древнейшая традиция изготовления поршней сохранится в виде простейшей вязаной или кожаной обуви для младенцев.

Также простейшей обувью для первобытных людей, видимо, служили простые подходящие куски шкур-кож – кожаные портянки. Ими оборачивались ступни и ноги точно так же, как современные солдаты заправляют свои ноги в тканевые портянки.

Постоянная и неизбежная потребность в защите ступней ног от потёртостей, ранений и ушибов, от влаги и холода властно и быстро развивало умение первобытных людей изобретать всё новые и новые виды и формы кожаной обуви.

Один раз, попробовав стягивать края шкур-кож ремешком-шнурком, они неизбежно и естественно начали кроить и вырезать из шкур-кож более сложные поршни. Эта обувь уже имела прошитый или шнурованный носок и различные кожаные вставки (верх, задник, подъём).

Возможно, фигурные прорези и шнуровки уже используются как украшения, как отличие первобытной «модельной обуви»…

Пока нет достоверных данных-доказательств, свидетельствующих о том, что классические неандертальцы и кроманьонцы данного и последующего времени (50 000-40 000 до н.э.) могли изготавливать кожаные штаны…

Однако будущие универсальные мужские штаны, несомненно, имели свои первоисточники такие же, как поршни в обуви.

Вероятно, изобретателями кожаных полотнищ, которыми оборачивали по отдельности бёдра и голени, были народы циркумполярной цивилизации (например, гиперборейцы). Холод, мороз и необходимость быстро и ловко преодолевать в морозную погоду большие расстояния и различные препятствия заставили мужчин-охотников защищать ноги отдельными «юбками» для каждой ноги.

Также естественно, неизбежно и закономерно возникли зимние одежды северных народов – меховые кожаные куртки-блузы с капюшонами, кожаные штаны, меховые сапоги и рукавицы.

Однако шкуры и кожи использовались первобытными людьми не только для изготовления одежды и обуви. Шкуры и кожи, несомненно, использовались в качестве различных сосудов и ёмкостей.

Главным свойством кожаных ёмкостей было то, что они не разбивались, легко наполнялись и опорожнялись, занимали мало места без груза.

В кожаных ёмкостях удобно было хранить и переносить воду, мясо, кровь, жир, сыпучие грузы и вещества. Например, высушенное и размолотое в порошок мясо. Порошковое мясо смешивалось с жиром и хранилось в кожаных мешках (торбах, сумках).

Кроме этого в кожаных ёмкостях (из толстой шкуры бизона) можно было готовить жидкую пишу. Для этого в кожаный мешок с водой и набором соответствующих пищевых ингредиентов клали сильно разогретый на огне камень. Так первобытные люди могли греть, нагревать, кипятить воду, готовить похлёбки, варить супы и каши, настаивать настойки и делать квас-пиво-брагу.

Возможно, старинная славяно-русская сказка о каше из топора имеет очень глубокие временные, исторические и генетические корни, так как в данное время (50 000 до н.э.) топоры и иные рубящие и режущие орудия были преимущественно каменными…

Цельная шкура животного, снятая «чулком, уже является прекрасным сосудом или ёмкостью, которую можно наполнить водой или надуть воздухом.

Несомненно, первобытные люди данного и последующего времени изготавливают из шкур-кож животных (в частности, из шкуры-кожи бизона) разнообразные пояса, ремни, ремешки, шнурки, арканы, кожаные ленты-бинты, кнуты и массу других кожаных изделий.

Особенно удобно пользоваться кожаным сырьём для изготовления различных футляров: коробов и ёмкостей; кисетов и кошельков; «карманов» для различных орудий, заготовок, наконечников, для трута и приспособлений для разведения огня; сосудов для украшений, фетишей, амулетов и оберегов; ёмкостей для трав и мазей, кремов и бальзамов, лекарств и других ценных и дорогих предметов и веществ.

Несомненно, одним из основных применений шкур и кож является изготовление покрытий жилищ и постелей (лож). При этом на покрытие большого типичного первобытного жилища-шалаша (чума, яранги, типи, вигвама и т.д.) требуется 10-15 выделанных бизоньих или оленьих шкур-кож.

Меховые шкуры-кожи укладываются в этих жилищах на пол, на постели-лежанки, использовались в качестве перегородок, занавесей, ширм. Такие жилища с покрытиями из шкур-кож могли выдержать практически любые сильные морозы и снежные вьюги. Конечно, если в жилище поддерживался огонь…

Не менее важным использованием шкур-кож является изготовление соответствующих музыкальных инструментов – барабанов, бубнов, погремушек. Возможно, свойство свистящего (звучащего) воздуха, выходящего под давлением из надутой шкуры животного, позволило первобытным людям изобрести ещё один вид музыкальных инструментов – волынку.

Несомненно, гибкие и мягкие свойства шкур-кож  будут использованы первобытными людьми для изобретения «кузнечных или металлургических мехов», подающих в нужное место (например, в угли костра или в огонь) воздух под давлением.

Также, несомненно, шкуры и кожи используются первобытными людьми для боевой защиты – в виде щитов и головных уборов (шлемов, беретов, капюшонов, головных накидок). Эти средства боевой защиты изготавливаются из толстой шейной части шкуры-кожи крупного животного – бизона, носорога, мамонта.

Возможно, уже в данное время (50 000 до н.э.) шкуры-кожи животных используются как транспортные средства: носилки, волокуши, надувные баллоны, кожаные каркасные лодки.

Также, несомненно, из кожаных орудий охоты – арканов – возникли разнообразные элементы сбруи и упряжи – средств обуздания и управления животными. В дальнейшем шкуры и кожи животных станут незаменимым средством для изготовления сёдел и попон.

Однако, это уже другая – будущая история…


Рецензии