Очей очарованье

      Названия своих выставок  Виктор Христанов черпает из поэтических строк. Думаю,  это вытекает из эмоционального, лирического настроя его живописи.  Неожиданно для себя, очерк о творчестве Виктора  Христанова  я также назвала  известными словами  поэта.   В них    не только отразилось   впечатление от картины «Осенним утром», но и мое отношение   ко всему творчеству  известного художника В. Христанова.

      Христанов Виктор Алексеевич  родился 8 июня 1955 года.
      Живописью стал заниматься с 1979 года.
      С  1995 года Член  Международной Федерации Художников и Творческого Союза Художников России.
      Член творческого объединения «Лик» (г. Красногорск)
       Работает в жанре  пейзажа и натюрморта. Многие  его картины    в музеях, галереях и частных коллекциях у нас в  стране и за рубежом.
       Начиная с 1987 года,  участник   выставок в Москве (ГВЗ «На Каширке», «Тушино» и т.д.), в г. Красногорске, в  1992 г. в г. Гоирле (Нидерланды).
 
       С 1999 года по 2003 год у художника проходят  ежегодно по две- три персональные   выставки  в  Нидерландах и г. Торжке, в Венгрии и Архангельском, в  выставочных залах г. Москвы и г. Красногорска, а в 2004 году уже прошли 7 выставок.

       Это перечень основных персональных  выставок  художника, география мест проведения их достаточно обширная. На днях закрылась выставка в Информационном Центре ООН в Москве,  и картины вернулись с выставки в мастерскую. Здесь мне удалось их посмотреть и познакомиться с  художником. У меня это не первая встреча с творчеством  Виктора Христанова.   В памяти  его работы, которые  были на выставке в 2002 году в Выставочном зале в Химках.  Тогда к  картине «Подснежники» я подходила несколько раз. Лесная чащоба, довольно мрачная, а на продрогшей за зиму земле заголубели   подснежники. Изумительная  жажда жизни! Картина смотрится как аллегория продолжения жизни на Земле. Это  моя любимая картина! Но сколько новых  и очень интересных работ появилось  у художника за это время!

      Виктор Алексеевич недавно возвратился из Венгрии, где  с 2 по 12 августа   работал на пленэре (единственный из Москвы) в Международной  группе  из 40 европейских художников.  За это время написал 10 работ, 2 из которых  оставил на выставке в Венгрии.   Как же выразительны эти  венгерские пейзажи, написанные мастихином: замок и монастырская площадь города  Кестхей на озере Балатон, виноградники, городская роща и замок Будапешта, вид на ресторан Анонимус.

      В  апреле 2004 года в Венгрии в Российском культурном Центре  в Будапеште и городе Сольнок  прошла  персональная выставка в рамках организованного там Дня России. Ее открыла  известнейший  европейский искусствовед Мария Андьял,  которая не дает согласие  открывать вернисаж, если ей   художник не интересен. Она великолепно  сказала о          В. Христанове и  в том числе следующее:  «Художник осуществляет реалистическую живопись не фотореалистическими способами,  а путем представления    своего собственного художественного мира  на всех картинах. Выраженные мысли полны переживаниями, которые создают особые атмосферу и настроение… его   картины показывают пережитую реальность».

      Знакомство художника с Нидерландами и голландцев с творчеством Виктора Христанова  произошло  в 1992 году, когда в г. Гоирле проходила выставка «Русский вернисаж». С тех пор  он не однажды работал в Нидерландах на пленэре. На полотнах художника появились живописные голландские мельницы, старинные замки, натюрморты с цветами, старинные  улочки написанные кистью и мастихином в реалистической манере. К сожалению, голландская реалистическая школа в стране сегодня  частично утрачена на, современные художники пишут в стиле авангарда. Поэтому-то и пришелся   по   душе голландцам художник  В. Христанов,  которого  они с любовью  называют «Руссишь Мондриан».  Пит Мондриан нидерландский живописец (1872–1944).

       Художники   писали   букеты и кусты сирени. Известные, например, полотна          П. Кончаловского и М. Врубеля… Пышные и красочные! Смотрю на картину      В. Христанова «Сирень» -  букет сирени на подоконнике, за которым тускловатый день. Картина в   нежных, розовато – серо - жемчужных тонах. Вдруг  на меня нахлынула  грусть.  Спрашиваю художника: «Где  Вы писали эту картину?» Отвечает: «Это в доме у мамы, когда ее уже не стало. Раньше бывало, если непогода, не иду на этюды, остаюсь дома, пишу, а мама присядет рядом рассказывает что-нибудь… а тут пишу -  ее нет».  Вот почему у меня появилась  грусть. Как же мастерски художник передает свои переживания!

      «Золотая осень»! ее воспевали  великие русские пейзажисты  В. Поленов  и           И. Левитан и другие.  Вообще осень – любимый пейзажный мотив многих  русских художников -  «Унылая  пора…».
        У Виктора Христанова на картинах «Осенним утром», «Здесь бродит осень» -  осень как дама бальзаковского  возраста, пылающая страстью, принарядилась в яркую одежду,  забыв о возрасте, последний всплеск эмоций. Заполыхали краски на полотне от желто-охристого до  шарлахового и пурпурного. Все   оттенки.   «Очей очарованье»!   

      Этюд «Лес осенью» с папоротниками, пылающими желтыми «кострами» уже писал          И. Левитан, есть папоротники и у В. Христанова. Казалось, все уже было.  Но у  художника Виктора Христанова свое видение мира, и он щедро делится с нами   впечатлениями, подбирая   краски, оттенки, тени и полутени.

     С особой трепетной любовью пишет В. Христанов русский пейзаж. Тут милые уголки природы  Торжка, где прошло детство и юность Виктора, и где теперь проходят его  персональные выставки. На полотнах художника церкви и парки  Красногорского края, города в котором художник живет с 1977 года.

      Паренек из крестьянкой семьи заканчивает Торжокский  политехникум.   При распределении студентов на работу присутствует Петр Решетников, который уговаривает молодого специалиста приехать на работу в строительную организацию Подмосковья, а, узнав, что мальчик увлекается рисованием, говорит: «Будем ездить вместе на этюды».

      Так началась работа прораба В. Христанова под руководством главного инженера  П. Решетникова (в 1994 году Виктор Алексеевич заканчивает Московский инженерно-строительный институт).

     Так началась творческая дружба двух художников и наставничество заслуженного художника России  П. Решетникова.
      Что это - судьба, мистика?  Как бы сложилась жизнь паренька из Торжка, если бы не эта встреча, трудно сегодня предполагать? Сильная личность, он, думаю, все равно  прожил бы интересную жизнь, возможно, и творческую.  Но    человеческое счастье встретить на своем пути   красивого человека,  которого Виктор Алексеевич считает своим учителем! В. Христанов не получил специального художественного образования, он учился у Петра Решетникова и других художников. 

      Искусствовед Марина Воронова пишет о В. Христанове: «Проникновенно и поэтично художник передает неброскую красоту среднерусской природы с ее теплыми спокойными тонами. Ему важно передать особую глубинную правду жизни,  той кровной связи человека с родной землей, без которой гибнут его «корни». Россия, его люди,  ее история вот что волнует художника…»

      Марина Воронова,  арт-директор Творческого объединения «Лик»,  предложила художнику сделать серию графических работ «Храмы Красногорского края».  В. Христанов показал мне  эти работы: храмы Николо–Урюпина,  Павшина, Архангельского…Графика его изыскана и тонка.   Кропотливо, точными прикосновениями пера: точки, штрихи, пятна… Перед нами возникает пейзаж, «выстраивается» храм, «вырастает» дерево.   
 
      В мастерской художника стоят  готовые для работы, натянутые на подрамники  загрунтованные холсты – белые  лебеди, затаившиеся перед  плаваньем на волнах творчества. Виктор Христанов рассказал, что в старинной книге  нашел  состав грунтовок  из  естественных, натуральных материалов:  мед, рыбий жир, яйцо. Все нужно в определенных пропорциях смешать. Делает он две проклейки и две грунтовки. Смысл в постепенном переходе от клея к маслу. В грунтовку входит льняное масло.   Краски не жухнут, впитываются ровно столько, чтобы не терять глянец. Получается хорошая   живопись, не надо потом покрывать картины лаком. В мастерской художника  есть  даже станок для изготовления рам. Все предусмотрел деятельный человек. 

      Виктор Алексеевич прекрасный рассказчик, речь его образная, рассказывая о поездках на этюды, вспоминает встречи  с людьми из российской глубинки.  Порой эти люди, наблюдая за его работой непроизвольно «подсказывали» названия картин. Так родилось название полотен: «Сычихин дом», «Хозяин  в городе». 

      К Виктору Христанову тянутся люди, чувствуя его доброжелательность и интерес к ним.   Рассказывая об этих встречах, он  находит  добрые слова, независимо от того   бабушка ли это  из заброшенной деревни или антверпенский профессор.
       У меня же в жизни еще одно везение: знакомство с еще одним талантливым человеком и его творчеством.

      Все мы знаем великих «дилетантов»    «Могучей кучки»: химика А. Бородина, инженер - генерала Ц. Кюи и моряка Н. Римского –Корсакова.  И вот еще один «дилетант»: строитель- художник Виктор Христанов! Но какой талант! Какое трудолюбие, без которого талант - ничто! Какая самоотдача творчеству! Кроме того,  по-мужски деловой подход. Художник говорит: «Картины должны работать».    И одна  выставка следует за другой! 

      Очередная выставка  В. Христанова,  названная   поэтической     строкой         
  Ю. Грозовского, «Посмотри вокруг» проходит в Государственном музее-усадьбе «Архангельское»  с 18 сентября  по 18 октября 2004 г.  Представлено около 50 картин и в каждой художник дарит нам красоту. Все его  живописные полотна пейзажи и натюрморты  - очей очарование.   
                2004 г.


Рецензии