Грот и гротеск, crypta - этимология

               
                Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,               
                Дикие проклятья дорогой изрыгая.
                И вижу: сидят людей половины.
                О дьявольщина! Где же половина другая?               
                В. Маяковский. Прозаседавшиеся


1) Современное истолкование терминов
а) Викисловарь
Корень: -гротеск-.
Значение - художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов; произведение литературы или искусства, использующее этот приём; в гротеске сталкиваются несовместимые элементы, а образы воспринимаются как фантастика, абсурд; орнамент в виде причудливо, фантастически переплетающихся растений, животных, фигурок людей, масок и т. п.

Этимология
Происходит от???  Отметим, этимологию Викисловарь не объясняет, хотя её можно найти в любой справочной литературе, ЧТО-ТО заставляет разработчиков статьи обойти вопрос о происхождении понятия. 

б) Википедия
Википедия наоборот, полностью выдаёт «стандартную» этимологическую информацию; «Гротеск, фр. grotesque, буквально — причудливый, комичный; итал. grottesco — причудливый, итал. grotta — грот, пещера».

«Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesque — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры»  на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э.».

в) Популярные словари
Все остальные этимологические и толковые словари дублируют версию ГРОТЕСК = ГРОТОВЫЙ, находящийся в ГРОТЕ. Таким образом, понятием ГРОТ (пещера) обозначают то, что в нём нарисовано на стенах - ПРАВИЛЬНО ли это с точки зрения здравого смысла (нормального восприятия окружающей действительности), можно ли отождествлять ГРОТ (пещеру) с РИСУНКОМ???

2) Этимология терминов «грот», «crypta»

а) Грот - поверхностная форма рельефа, неглубокая горизонтальная пещера со сводчатым потолком и широким входом, либо часть пещеры, просторный зал, расширение пещеры, за узким проходом. Формируются в результате карстовых (образование пустот, растворение пород), эрозийных (вымывание текучей водой) явлений, в скальных (известняк) массивах, и в результате обвалов породы или деятельности людей. Большинства религиозных верований тесно связаны с пещерами, например в пещерах Кумрана нашли первые письменные изложения Библии, христиане вели ритуальную деятельность в катакомбах, «началник рускым мнихом», преподобный АНТОНИЙ (ум. 1073), основатель киевского Печерского монастыря - вселяется в пещеру, «юже беша ископали варязи». В Израиле (страна 1000 пещер), с древнейших времен было развито строительство подземных коммуникаций (приспосабливали естественные пустоты в породе), в первую очередь связанных с добыванием и сохранением ВОДЫ, а также с целью укрытия населения во время бесконечных нашествий соседей,  междоусобных войн и для захоронений.

Мы можем предположить, что составной термин ГРОТ имеет еврейское происхождение: GR+OT+TA = ивр. ГАР гора (горная порода) + ОТ чудо, знамение (подземные гроты достигали колоссальных размеров, причины их возникновения были не понятны, рассматривались как произведений Божественных сил) + ТА комната, ячейка, камера; т.е. ЧУДОМ (божеством) сотворенная комната в горе; заведомо священное место.

б) Латинский термин CRYPTA также составлен из еврейских корней = CR+YP+TA = КАРА копать, выкапывать + ПИ, ПЭ отверстие + ТА комната, ячейка, камера; т.е. выкопанное отверстие (узкий вход) за которым – комната, камера; собственно такая планировка просматривается во всех подземных захоронениях - узкий ход вел в погребальную камеру.

3) Этимология понятия «гротеск» с использованием языка иврит

Итак, из вышеизложенного ясно, что термины ГРОТ и ГРОТЕСК должны иметь РАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (значения); они принадлежат к разным областям действительности, «грот» - форма рельефа, гротеск – художественный прием (ЭСТЕТИКА)  в живописи, литературе и скульптуре, воспроизводящий действительность в форме комического и ужасного – ЧТО ЖЕ МЕЖДУ НИМИ ОБЩЕГО???

Буквы (знаки) одни и те же, произношение совпадает, однако  комбинация ЗНАКОВ - разная, в иной комбинации корней понятие ГРОТЕСК приобретает присущий ему смысл (ИСКАЖЕННАЯ форма, вид, рисунок), фонетическое совпадение привело к отождествлению понятий. Следовательно, нам необходимо проследить ИСТОРИЮ возникновения понятия, выявить те предметы и явления, которые оно характеризует, и найти значение в сакральном (иврит) языке.

а) Википедия, ГРОТЕСК

«Гротеск - вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. … в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или УРОДЛИВЫЙ, …используется для описания странных или ИСКАЖЕННЫХ форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями».

Гротесковые приёмы в литературе сформировались в античное время, позже практически каждый писатель в своих произведениях использовал в той или иной степени форму «гротеска». Приведем примеры: античность - комедии Аристофана, «Золотой осел» Апулея; в эпоху Ренессанса  - «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле; в период Просвещения - "Путешествия Гулливера" Свифта; во время романтизма - повести Гофмана, «Фауст» Гёте;  реализма - повести Гоголя, «История одного города» Щедрина.

В живописи (как считают исследователи, достоверных данных нет) название гротескный стиль получил в связи с орнаментами, обнаруженными в конце XV века Рафаэлем при раскопках в Риме древних подземных зданий, гротов; в эпоху Возрождения гротеск в живописи использовали Иеронимус Босх, Питер Брейгель.

В архитектуре «гротеск» представлен в оформлении средневековых готических храмов, из каменного убранства фасадов собора Нотр-Дам де Пари интересны ГРОТЕСКОВЫЕ статуи химер, установленные на верхней площадке собора у подножия башен; этих страшных, фантастических существ средневековые авторы наделили внутренней психологией - производят на зрителей сильное, жутковатое впечатление.

б) Этимология GROT+E+SQ+UE, GROTT+E+SC+O 

- G артикль + ROT, прочитано наоборот = TOR = ивр. ТОР вид, образ, подобие; ТОАР образ, вид, рисовать; ТЕЕР описывать, обрисовывать; ТААР чертить, описывать, изображать, обрисовывать (отметим, сдвоенное ТТ в иврите и в итал. языке. ЦИЕР (тиер) рисовать, чертить; при транскрибировании европейских понятий на еврейский язык, согласно ЕЭБЕ, ст. Транскрипция: «Порою t заменяется ; (ц)», вероятно и наоборот.

- E – связка;

- SQ = ивр. ШЭКА впадина, ниша, углубление (грот);

- UE = ивр. ИУУИ грех, преступление, кривляние; ИУА ИСКАЖАТЬ, ИЗВРАЩАТЬ.

Итак, мы составили из еврейских корней понятие «гротеск» - Г+РОТ (ТОР) вид, образ (рисунок) + СК впадина, ниша (грот) + УЕ искажение, извращение; т.е. ИСКАЖЕННЫЙ (извращенный) образ (рисунок) в гроте (нише); или рисунок в углублении (гроте). 

Очевидно, что понятие искусственное, составлено в связи с необходимостью ОБОЗНАЧИТЬ явление в профессиональной  терминологии, один из приёмов художественного отображения действительности, и «ПОЧЕМУ-ТО» на еврейском языке?  Мы чего-то недопонимаем, комментируя понятия «национальными» языками, может истина не в «национализме» (национальности), а в общей ИДЕОЛОГИИ???


Рецензии