Он жил среди нас и творил

              (Памяти Петра Решетникова – заслуженного художника России)

 
         Родился Петр Никитович Решетников в 1936 году в селе Питерское (Тамбовская обл.) в крестьянской семье.
      Получил сначала среднетехническое образование,   а затем закончил  архитектурный факультет заочного  инженерно- строительного  института (г. Москва).

      Художественное образование получил, закончив  в  1986 г. Заочный народный  университет искусств (г. Москва). Впервые участвовал в выставке в г. Москве в 1967году, а  в 1967 году – награжден дипломом  2-ой степени за работы, представленные на выставке  в честь 50-летияОктября в Красногорске.

     С 1977 года  Петр Решетников руководил изостудией   и стал  постоянным участником  персональных и общих художественных выставок в Одинцовском и Красногорском  районах Московской области.
     С 1981 г. по 1986 г. П. Решетников  участник выставок –продаж в Японии, Фрг, Швеции, Финляндии, Турции, Югославии и других странах, организованных Министерством культуры и Союзом художников СССР;    - выставки-продажи художественных работ Фонду Мира; - выставки «Мы строим коммунизм» и многих других.

       Отношение к творчеству художника   изменилось после  знакомства, а  затем и дружбы с Маршалом авиации, трижды Героем Советского Союза  Александром Ивановичем Покрышкиным. Ему  понравилась живопись П. Решетникова, и он стал покупать и рекомендовать работы художника знакомым и друзьям. У самого А.И. Покрышкина оказалось около ста полотен художника.

       Петр Решетников:
       С 1993 г. – член Союза художников России и Творческого союза художников России.
       С 1995 г. Член Международной федерации ЮНЕСКО.
       В 1999 г. присвоено звание «Заслуженный художник России».
       Награжден медалью лауреата 2-го Всесоюзного фестиваля народного творчества; серебряной медалью ВДНХ СССР; золотыми, серебряными и бронзовыми медалями на Всесоюзной художественной выставке в Доме литераторов, в г. Москве.

      Интересная персональная выставка художника прошла  в Музейно-выставочном комплексе «Волоколамский кремль» в  1999 году.
         Журналист Наталья Темош, встретившаяся с Петром Никитовичем  на этой выставке, писала потом, что «с творчеством Решетникова знакомы, пожалуй, все члены правительства, его полотнами украшены кабинеты в Кремле и на Старой площади, высокопоставленные дачи и квартиры. Работы Решетникова есть в Барвихе и Центробанке, у Черномырдина и Рыбкина и даже у Билла Клинтона… перед визитом в Америку Черномырдин для подарка американскому президенту заказал красногорскому живописцу два традиционно русских зимних пейзажа.  А к 50-летию шведского короля Решетников рисовал майский лес на берегу Истры. Сложнее пришлось с подарком к Рождеству Алексию II картину рисовал в ужасном напряжении последние три ночи».

       Более 700 художественных работ Петра Решетникова находятся в частных собраниях, различных организациях  у нас в стране и за рубежом.
      Петр Никитович любил и считал своими учителями Левитана и Маковского,  Крамского и Сурикова. Он,  сам художник-реалист, певец русской природы достойный приемник и продолжатель творчества этих великих мастеров.

        В сентябре 2004 года была открыта посмертная выставка Петра Никитовича Решетникова в КЦ «Красногорье».   Художник вновь  пригласил   нас в откровения своего творчества.   

     Автопортрет художника в зимнем полушубке. Шапке. Немолодое, доброе лицо. Серые глаза устремлены на нас.   Сосредоточенные складочки между бровей.    Он продолжает жить в своем творчестве, делится с нами своим видением мира. Картины его излучают доброту сердца и любовь к родному краю.

     Полотно «На этюдах», на нем собор, речка, на берегу которой расположился художник с  мольбертом, трое мальчишек наблюдают за его работой.   Художник  не ушел,  он остался с нами. 
      Картины: «Осенний куст». «Зимняя ночь»    - домик, освещенный луной, тени   деревьев. Холодно. Морозно. «Стога у берега реки»  -  три стога обнесены  забором из жердей.
     «Деревня развитого социализма» -  ироничное название  картины и боль художника за полуразрушенные дома, соломенные крыши, за бедность и неустроенность жизни.

      На выставке представлены  акварели, которыми увлекся художник в последние годы жизни:   «Весна на реке Липки», «Осень в Архангельском парке»  - поэтичный пейзаж, прозрачная листва. 
Акварели  из серии Москва: на полотнах  и Храм Христа Спасителя, и Гостиница Украина, и Собор Василия Блаженного… Все такое знакомое, родное, проникнутое любовью художника.

         Натюрморты, написанные маслом с овощами или  фруктами: на тарелках виноград, груши,  яблоки, все это на скатерти малиновая цвета и темная драпировка. Кажется все предельно просто и необыкновенно проникновенно. Натюрморт с металлической посудой. В серебряной рамке картины - самовар чайник подстаканник на подносе.
  Все   просто… но глаз невозможно оторвать от этого полотна. 

       «Портрет Машеньки»: Очаровательная девочка сидит за столом, сложив руки. За ее спиной на стене картины художника,  узнаваемые нами. Конечно, это портрет любимой внучки, с такой нежностью написанный.
       Спасибо вдове Галине Алексеевне и    творческому объединению «Лик», которые возвратили нам радость общения с красногорским талантливым художником.
     Художник жив не только в своих картинах, но и в воспоминаниях людей, с которыми он сотрудничал, дружил, ходил на этюды:

                Арт-директор  и  художники творческого объединения «Лик» вспоминают:

                Вспоминает  Марина Воронова:
      В год создания объединения существовала инициативная группа художников старшего поколения, куда входил и Петр Никитович Решетников.  Я только приехала. Благодаря помощи этой инициативной группы мне было легче  создавать   объединение. Я очень благодарна Петру Никитовичу  за то, что у него нашлось время, при его безмерной занятости,  помочь  мне.

       Это говорит о его душевности, очень теплом отношении ко всем людям, которые его окружали. У него  была завидная работоспособность. Я его всегда ставила в пример молодым художникам.   Человек, которому физически не хватало  суток, чтобы заниматься  творчеством,   он  был перегружен основной   работой и  занимался творчеством, в основном, ночью.  Петр Никитович  загружал свою жизнь и творческий потенциал настолько, насколько это было предельно возможно. 

      Я не помню случая, когда бы он отказал в участии на выставках.  Для художника   очень важно показывать работы зрителям, иметь контакт со зрителем.  Мы делали его персональную выставку в Волоколамске.

      Человек настолько хлебосолен и необычайной душевной широты. Когда все уставали, то Решетников всегда находил  возможность открыть свою сумку и угостить чем-нибудь вкусненьким. Человек необычайной заботы   о тех, кто рядом. Это не каждому дано. Он вызывал всегда у меня восхищение и уважение. Очень жаль, что Петр Никитович ушел рано из жизни.  Он начал заниматься акварелью. Он мог бы идти дальше, совершенствовать свои работы. 
      Теперь мне не хватает его подсказок и советов.

                Валентин      Трубецкой   вспоминает:

      Петр Никитович не оставлял  ни на минуту любимое дело, много рисовал, поступил и с отличием окончил Заочный народный университет искусств, факультет изобразительного искусства. Учился он у преподавателя Касаткина Николая Ивановича. 
      Исключительно много работал, писал портреты, натюрморты, но особенно пейзажи. Работа над пейзажем стала для художника его существом, выражением   отношения к   природе и, прежде  всего,     родного Подмосковья. Ему хотелось передать едва уловимую и ускользающую изменчивость состояния природы. Это  с годами оттачивалось,  он находил свои приемы в изображении, в подборе палитры, составе красок. В этом  в конечном итоге и проявился его незаурядный талант живописца.

                Владимир  Кузьмич Киян вспоминает:

     Где-то в конце 80-х начале 90-х годов впервые в нашем  городском парке сделали передвижную однодневную выставку, картины расставили  прямо вдоль аллеи. Вот на этой выставке  я и познакомился  с Петром Никитовичем. Мы неоднократно выезжали на этюды. Он изумительный и как человек и как художник. Я перед ним преклоняюсь. Я все  время равнялся на него. Я пишу,  как и он в реалистичной манере. Должен сказать у П. Решетникова были очень хорошие организаторские данные. Он вокруг себя организовывал людей. Кстати, "«Лик" организован по его инициативе. Время было тяжелое, как раз время перестройки. Вот художники объединились. Уже сколько лет это общество существует и не просто так, а по серьезному. Принимает участие в выставках, во всех мероприятиях городских.

         Петр Никитич был для нас основа и    для меня, и для   Виктора Христанова, и других художников. Он   «толкнул» нас  на творчество,  мы все тянулись за ним. Человек был хороший в том плане, что находил время и пообщаться с нами, мы с ним неоднократно выезжали на этюды. Петр Никитич  был очень      работоспособный, работал даже по ночам. Он говорил: «Надо работать, работать и работать». Он прав.

      В последние годы Петр Никитич   серьезно занялся акварелью, брал уроки у Андрияки,  ездил в его студию и написал даже портрет Андрияки. Этот портрет напечатан в одном из номеров «Изографа». Он мне показал около 40 работ акварелью.  Я когда увидел эти акварели  - был в таком восторге!  Настолько хорошо получалась  у него!

                Виктоор Христанов вспоминает:

       Среди нас он выделялся. Удивительный человечище - по состоянию души, по доброте. Я таких людей в своей жизни больше не встречал

       Он всегда беспокоился о своем друге. Он лежит в больнице, ему звонишь, а он: «Ну, как ты?»  «Да вот давление подскочило». Он: «Да ты, что! Да ты вот это пей. Ты двигаться должен и т.д.» Ведь это  он в больнице и говорить должен был бы о своей болячке.

       Я и здесь-то оказался, потому что мы с первой встречи поняли друг друга. Мы  работали  вместе с 1977 года и по 1996 год.  Он был главным инженером, а я - прорабом, затем старшим прорабом, дачного хозяйства «Жуковка». Это громадный комплекс и строительный и эксплуатационный.

      - Что Петр Никитович любил, и что не любил?
Не терпел беспорядка. Такой аккуратист был  - все в папочках разложено. Не любил хамство. Говорил так: «Я не верю в Бога. Но я понимаю, что надо жить по совести. Нужно верить в себя, и по отношению к другим быть не сволочью». Он был настоящим человеком. Человек с большой буквы.  Он мне практически отца заменил. Отец умер  в 1987 году.   Отношение ко мне было и товарищеское,  и отцовское. Старший товарищ, которому я мог любой вопрос задать.
      Конечно,  вдова  Петра Никитовича, Галина Алексеевна  сейчас очень переживает.
      - Вы у нее не бываете?
      - Как не бываю. И бывал и бываю. Я приезжаю, не ожидая приглашения. «Вить, ты как частичка Петра», - говорит она мне. Увидит меня – сразу слезы …

      Виктор  Христанов пишет сейчас картину, посвященную памяти  Петра Решетникова.  На ней –  пейзаж  с российскими просторами, дорога, идущая в глубину пространства, уходящая за горизонт, прямо в небо.     Шел человек по земле и ушел   на небо.

      «Хочется передать всю тяжесть от потери человека, но хочется показать и   свет. Он светло жил и душа продолжает  жить высоко в небе, и она светла. Дорога к свету, дорога в облака. Хочется сделать в его стиле – с какими-то далями, перспективой, деревенькой вдали. В то же время не     потерять свое,    написать в своей манере, но чтобы было понятно, что это о нем», - говорит В. Христанов.   

      Мне грустно, что не была знакома  с этим незаурядным и талантливым человеком. Рада, что  удалось прикоснуться к его творчеству.
      В мастерской  художника стоит неоконченная картина, кажется, он ненадолго вышел… 

                2004 г.


Рецензии