Ведать - библейский термин

Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится;
неужели вы и этого не хотите знать (ЙАДА)?
Исаия 43:19

Хазары почти три века осуществляли политическое, административное и  духовное руководство в регионе Днепр - Волга, но это явление установленное археологией игнорируется - Русь сама по себе, хазары сами по себе. В результате в хронологии развития Киевской Руси образовалось "белое пятно", ничего не было до IX века (археологический слой Киева с IX в.), и вдруг возникает русская народность, а в начале Х в. появляются и зачатки государственности - откуда, почему и как произошел этот взрывной процесс?

Археология эту проблему разрешить не может, так как наука эта существует в  материальной области: "Но в силу специфики своей источниковой базы археология самостоятельно изучает опять-таки не целостный этногенез, а лишь его важную часть - культурогенез. … надо иметь в виду, что на вопрос о соотношении археологических культур с этносами не может быть прямолинейного ответа. В древности этническая история была весьма сложной и мозаичной, что обусловлено различными миграциями, процессами метисации, ассимиляции и интеграции этносов" (Седов В. В. Этногенез ранних славян. - В жур. «Русины», 2006, №1 (3) с. 189).   

Следовательно, начала  русской народности надо искать не в племенной общности, а в области духовной, соответственно и критерии (отличительный признак, мерило) необходимо подбирать из области духовного - РЕЛИГИЯ, ЯЗЫК, ИМЯ, ТЕРМИН; мы не сможем постигнуть русскую модель отображения действительности (мышление и язык) без соизмерения её с базовой идеологией средневековья - иудаизмом. 

1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -вед-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть.
Значение - книжн. устар. знать, иметь сведения о чём-либо; что, устар. и чем, офиц. управлять, заведовать, распоряжаться чем-либо; наблюдать за чем-либо.

Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. вЪдЪти, русск. ведать, укр. відати, словенск. vedeti, чешск. vedet, словацк. vediet, польск. wiedziec, в.-луж. wjedzec, н.-луж. wjezes «знать». Отсюда наст. вр. ст.-слав. вЪмь, вЪси, вЪстъ / в; и т. д., чешск. vim, vis и т. д., далее, др.-русск., ст.-слав. вЪдЪ «я знаю». Чередование гласных представлено в видеть. Древний перф. ст.-слав. вЪдЪ с индоевр. окончанием ср. з. -ai, как в лат. vidi, соответствует греч. oida «я знаю», др.-инд. veda — то же, авест. vaeda, готск. wait «я знаю», арм. gitem — то же. Ср., далее, вЪдЪти с др.-прусск. waidimai «мы знаем», лит. vei;dmi «я вижу». Другая ступень гласного представлена в др.-в.-нем. wi;;an «знать», готск. witan, др.-инд. vida «знание», vidvan «знающий», авест. vidva, греч. eidos.


б) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
ведать (знать). Итератив к общеслав. вести (е из «ять») «знать», возникшему из *vedti после изменения dt > tt > ст и «ять» > е (ср. брести, плести и т. п.). См. ведомость.

в) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук, М., 1976

ВЪДАНИЕ. 1. Совокупность сведений о чем-л., знания, (986): (Моисей) научися от аггла (ангела) Гавриила о бытии всего мира …, и звЪздное  течение и число, и земное мЪры ВЪДАНИЕ, и всякую мудрос(ть). Переясл. лет. 2. Осведомление, уведомление. 3. Управление, заведывание.
ВЪДАТИ. Знать, иметь сведения. ВЪДЪНИЕ. Знание, познание. ВЪДЪТИ. Знать, ведать.

г) Обобщение и выводы
Термин применяется в русской церковной и светской литературе в самом раннем периоде письменности, имеет много значений имеющих отношения к «знанию, познанию»;  очевидна связь с греческим  «oida» (я знаю), которое часто употребляется в Септуагинте (перевод закончен прим. в 130 г. до н.э.).
Макс Фасмер приписывает термину ВЕДАТЬ праславянское происхождение, однако  каких либо логических оснований для этого вывода не приводит.

Вывод
Вероятно общий (фоновый) термин Средиземноморской цивилизации, сформирован в семитском мире и был заимствован греками и римлянами, необходимо проверить на связь с языком иудеохристианства – ивритом и образным миром иудаизма.   

2) Этимология иврита и образы иудаизма

а) Этимология
ВЪДАНИЕ, ВЪДАТИ, ВЪДЪ - очевиден общий корень ВЪД или В+ЪД.
В+ЪД (ед) = ивр.  Б-В в, в виде, как; читается «Б», пишется «В»  + корень ЙД, ЙАДА знать, познавать; образует понятия: устанавливать, определять, информировать, стать известным, заявлять, извещать, умение, знание дела, сознание и др.

б) Образы Библии
Книга Судей 18:5: «Они сказали ему: вопроси Бога, чтобы знать (ЙАДА) нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем».

Екклесиаст 1:17: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать (ЙАДА) мудрость и познать (ЙАДА) безумие и глупость: узнал (ЙАДА), что и это - томление духа».

Екклесиаст 7:25: «Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать (ЙАДА), исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия».

Михей 3:1: «И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать (ЙАДА) правду?».

Таким образом, очевидно, что русский термин В+ЕДА+ТЬ (знать) является транслитерацией (перевод термина с одной алфавитной системы в другую) еврейского понятия ЙАДА (знать, познавать), совпадает фонетика и значение (ОБРАЗ) термина. Есть ОСНОВАНИЕ – евреи, носители языка иврит, присутствовали постоянно в междуречье Днепр-Волга ещё до возникновения русского государства (Хазарский каганат), идеология русского народа – иудеохристианство, все церковные документы являются переводами Ветхого и Нового Завета.

«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу».
Пушкин, Борис Годунов.


Рецензии