Хранительница традиций в рукоделии

       Галина  Поверина  член творческого объединения «ЛИК». Ее изделия  - сарафаны, куклы, рукавицы – можно увидеть на фестивалях и ярмарках, посвященных празднованию Дней славянской письменности и культуры, на выставках галереи «Наш изограф». 

     Галина  Поверина и шьет, и вяжет, и вышивает. Вы правы, многие женщины - рукодельницы все это умеют делать, с большим или меньшим вкусом шьют и вяжут, повторяя выкройки из журналов, проявляя в той или другой мере фантазию.

     Творчество Галины Повериной заинтересовало меня не столько тщательным исполнением задуманного, сколько совсем иным подходом  к рукоделию. Если она шьет сарафан, то, изучив  историю русского костюма, воспроизводит крой и технологию изготовления древнего русского косоклинного сарафана. Когда Галина в таком сарафане появилась на экскурсии в Русском музее, ее провожали взглядами и   служители, и посетители музея. Какая же красота в этом русском национальном  наряде!  Главное, сегодня  он смотрится и  современно, и стильно. И еще интересно, что в таком сарафане меняется осанка, появляется стать, так характерная  для русских женщин.

     Мы, надевая на себя завезенный, как правило, из восточных стран  ширпотреб, совсем забыли об исконно русском сарафане. Японцы, например, передают из поколения в поколение  свою национальную одежду – кимоно. Наши же дети   не знают  свой национальный наряд.  К сожалению, редко кто знает.

      Галина  рассказала мне, что в средние века сарафаном называли   мужской долгий кафтан особого  покроя.   Затем появляется женская одежда, безрукавая, с проймами для рук – глухой косоклинный сарафан. Ко времени возникновения Московского царства вслед за глухим косоклинным сарафаном пришла мода на распашные (на сквозной застежке спереди)  косоклинные сарафаны. Затем появились «прямые» или «круглые»  - «московские» сарафаны. Только значительно позже  в деревнях стали носить пришедшие из города сарафаны «с лифом».
   
      В 2002 году на открытой региональной выставке «Русский костюм на рубеже эпох» в    г. Электростали  Г.П.  Поверина получила поощрительный диплом в номинации «Сохранение конструктивных традиций народного костюма».

      На выставке, посвященной Дню города Красногорска,  меня заинтересовала коллекция  рукавичек, более 30 штук, выполненная Галиной Повериной. И  это - не просто красочное зрелище и со вкусом выполненная каждая вещь. Это авторские работы с орнаментами, которые использовались в разное время в российских губерниях: ярославской, костромской, архангельской и т.д. В них опять  «вплетена»  наша история. Рукавички     отличались и фасоном, и орнаментом, и  колоритом.   На Руси любили красный цвет, использовалось до 33 оттенков – брусничный, малиновый, гвоздичный, маковый, алый и др.  Красный цвет был распространенным цветом,  т. к. считалось, что он защищает  от сглаза.   Любили  сочетание  красного  с белым,  и  вообще яркие цвета, особенно на Севере. Видно, восполняли  цветовое «голодание». 

         В творчестве Г. Повериной уже был период, посвященный перчаткам – перчаткам для спортсменов. Разработкой   таких перчаток  она занималась как конструктор изделий из кожи, после окончания  Московского  технологического  института  легкой промышленности.

     Она написала   книгу под рабочим названием «Рукавички. Вязание», которая находится сейчас в издательстве «Культура и традиции». Из этой книги мы узнаем о технологии вязания рукавиц, истории узоров,  образцах орнаментов, выборе цвета и  качестве ниток. Оказывается, что  традиционное многоцветное вязание выполняется не более, чем двумя нитями в ряду, а третьим цветом вышивают. Будем ждать выхода из печати книги, чтобы познакомиться с подробностями узорного вязания.

        На выставке, о которой уже упоминалось,  Галина представила  «хоровод» кукол. Да каких необыкновенных!  Тряпичных кукол, рукотворных,  одетых  в национальные костюмы!
        Такие куклы были распространены в быту русской деревни даже в первом  десятилетия ХХ   века. Тряпичные куклы  - простейшее изображение женской фигуры.  Кусок ткани, свернутый в скалку или плотный валик, это и есть  кукла – закрутка. Традиционная кукла была безликой, чтобы она не «ожила», чтобы в нее не мог вселиться злой дух. Изготовляли кукол без иголки и ножниц,  а  ткань  просто разрывали.

     В куклы играли девочки и мальчики, до семи-восьми лет, пока  все дети бегали в одинаковых, длинных рубахах.  Когда мальчики надевали порты,   игры строго разделялись. Изготовление куклы с детства и  до самого замужества переплеталось с женским ремеслом и обрядностью. Кукла была эталоном рукоделия. Костюм не шили отдельно, куклу как бы собирали.  Основной инструмент – умелые руки и творческая фантазия.
 
      В куклы дозволялось играть даже молодухе.  Девушки хранили кукол до замужества,  потом передаривали их своим детям.      Куклы считались хорошим подарком и являлись частью  приданого. На свадебных обрядах кукла непременно олицетворяла женскую красоту.    Куклы были игровые, обереговые и обрядовые. Например, обрядовую  куклу - покосницу брали с собой на первый сенокос.

        В крестьянских семьях  изготовление кукол – это  элемент трудового обучения и подготовка девочки к ручному женскому труду.   Она училась   шить, вышивать, постигала традиционное искусство одевания.
      На Руси было много примет, связанных с куклами, например,  дети особенно усердно мастерят кукол – появление новорожденного. Дарили молодым как пожелание счастья и потомства.

      Когда я взяла в руки тряпичную куклу, сделанную   Галиной,  тепло и радость разлились в моей душе! Подумала: какая досада, что наши дети играют бездушными  Барби и уродливыми Тамагочи.

      Раньше куклы шили, несмотря на занятость, взрослые вместе с детьми.  Лет с пяти простейшую куклу могла сделать любая девочка. Конечно, сегодня мамам и бабушкам, думающим как прокормить свое чадо, не до посиделок над изготовлением кукол. Но может быть, детские сады показали бы детям приемы изготовления тряпичной куклы -  рукотворной игрушки их предков. Это  и обучение рукоделию, и  развитие творческой фантазии, и опыт передачи культурных традиций от старших поколений к младшим, и, наконец, ознакомление с историей народа!

      «Почему Галина занялась поиском и изучением исконно русского  народного  творчества и стала хранительницей традиций рукоделия?»  - подумала я.
       Наиболее простой ответ:  Александр, муж, заинтересовал ее своим подходом к творчеству, поисками истоков, национальных корней. Может быть и так.  Однако, рассматривая семейный альбом, обратила внимание на  фотографии Галиного прадеда и деда.

      Прадед  - Отец Всеволод Дормидонтович Попов служил в церкви в селе Лосево Костромской губернии. Дед Михаил Всеволодович Попов был  выпускником   Императорского Московского   университета  - служил  врачом в Уфе, Волоколамске, Истре. По воспоминаниям  был безотказным врачом и прекрасным диагностом. Он вместе со старшей дочерью – медиком прошел  Великую Отечественную войну. Родители Галины - садовод и агроном, проработав всю жизнь в сельском хозяйстве, ставили своей целью накормить людей.

      Вот  и подумала, предки Галины Повериной служили народу,  и она   генетически унаследовала эту способность  и необходимость служения. Галина собирает  народные традиции и передает их нам, то  в виде   старинного сарафана, то коллекции этнографических орнаментов на рукавицах, то  русских деревенских кукол. Своим  мастерством она  дала повод  заглянуть в историю народа, вспомнить давно позабытые  обычаи.

     Я простилась с Галиной, стройной, элегантно одетой в костюм, выполненный своими руками, с  трогательной керамической иконкой на свитере - изделием мужа. Прощаться не хотелось, надеюсь на дальнейшие встречи с ней и ее творчеством.
                2003 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.