Евгений Евтушенко

1996  год.  4 июня.   Встреча с Е. Евтушенко.
            
         Евтушенко я, конечно, обожала и, когда он приехал в наш город,  примчалась на его концерт с маленьким ребенком на руках. Я ждала от встречи с живым классиком чуда, но… его не произошло. Хотя информации я почерпнула предостаточно, мне показалось, что многое осталось за кадром.

В тот вечер мне «советский Пушкин» показался больше артистом, чем поэтом. Вот что я записала в дневнике о своих впечатлениях:

 « 63 года, отец пяти сыновей, младшим 5 и 7 лет. Еще жива мама, ей за 80. В дружбе с Б.Окуджавой,  Глазуновым, в ссоре с А.Вознесенским и В.Распутиным.

Афористичен, смакует рифмы. Ощущается нескрываемое влияние (или похожесть на) Некрасова (сарай, лето, дождь, подслушанный разговор двух женщин). Блока (поэма «13»). Маяковского (ритм, лесенка). Пушкина (любовь, женщины).

Я слушала его и не могла избавиться от чувства, что всё уже знаю, читала ранее, хотя это были совсем новые стихи, еще не опубликованные.

Философ. Слушается трудно, с напрягом, потому что очень длинно  «поет»  фразы. Боже, а как хочется услышать «коротко и умно» о сегодняшнем, таком непонятном, времени.

«Просматриваются-прослушиваются» из услышанного и прочитанного ранее две главных, излюбленных им темы – любовь и Россия. И Россия не жена, не мать, а…старуха.

Нравится сам себе, что легко прощается, но «обертки» многовато. Почему-то мне кажется, что сегодня он плачет в своих стихах …о пустом. Например, как вселенская трагедия поведана потрясшая поэта история о фольклорном ансамбле, хоре старушек из России, на концерт которого в Америке никто (!) из русских не пришел. «Ой,- ехидничаю,- я в Америке не была, и в башке моей Маяковский, любимый нами обоими: «Я, конечно, в восторге от Нью-Йорка-города, но кепчонку не сброшу с виска. У советских собственная гордость – на буржуев смотрим свысока!».

Господи! Что я от него требую? Даже если он ничего больше не напишет, навсегда останутся его «Ягодные места».
               
                ********

В те, как теперь принято называть, лихие 90-е Евгений  Евтушенко не скрывал, что приехал в наш город заработать, хотя это выглядело странно, ведь он преподавал историю русской литературы в Америке, и  как-то было сомнительно, что  рубль   «весомее» доллара … О себе 

Поэт рассказал следующее.

- В 14 лет отправляет тетрадь со стихами в местное отделение Союза писателей. Литературный сотрудник назначил встречу. Увидев мальчика, удивился: «А где папа?». Содержание стихов – про женщин, с которыми лирический герой легко встречался – расставался,-  сбило с толку литработника, и он подытожил: «Ну, что ж, с такой фантазией, ты просто не можешь не стать поэтом!».

- Закончил 7,5 классов – выгнали из школы. Приехал в Москву, когда уже была книжка напечатана, взяли в литинститут. Выгнали с 4-го курса (защищал Дудинцева?). Уникальная личность «недоучки»!

- На ТВ подготовил 104 передачи цикла «Антология русской литературы» (последняя, 104-я, о нем самом). Написал учебник по истории русской литературы, 50 переводчиков работали над ним…

- Был коммунистом по духу. Не считает себя политическим хамелеоном. В нем, как в Сахарове, произошла политическая эволюция, переоценка взглядов. Его девиз: «Не нужно торговаться со своей совестью: я сейчас согрешу, чтобы вверх подняться, а потом, достигнув цели, стану жить честно. Слушать надо свою совесть».

- Поэму «Казанский университет» будет включать во все сборники, только допишет к ней эпилог.

-  Любит и пишет стихи о «медленной» любви (есть женщины - дотроги и недотроги). Такая любовь   им ценится сейчас очень высоко, потому что целомудренно - красива. Ему не интересны скорые «кроличьи» победы.

-  Философские стихи: детство – деревня Подскакаево, юность – деревня Надеждино, зрелость
– Боевитово, старость – Трусово-Успокоево…

- Поэма «13» о событиях в Белом доме – продолжение почти по Блоку, в тех же традициях.

«Максимилиан Волошин и Блок – единственные из русской интеллигенции поднялись над братоубийственной войной,- считает Евтушенко.- Волошин говорил в 20-е годы: «А я стою в огне и дыме, смотрю на сей кровавый вихрь и всеми силами своими молюсь за тех, и за других».

-  Ярких оценок (а этого, не скрою, хотелось!)  в стихах, посвященных   бурной политической жизни, не  прозвучало.

 Может быть, этого не было по причине боязни автора потерять своих  поклонников, которые в 90-е находились в стадии бескровной гражданской войны.

Коммунисты, Ельцин, Руцкой, Макашов  есть, но оценок либо нет, либо слишком в мягких тонах.

 В общем, в опасные политические игры мой кумир  не играет, мудро отдавая право Времени самому все расставить по местам и оценить всех и вся по «заслугам»…
               
                ******

P/S/ Конечно, спустя добрый десяток лет, я поняла, что была несправедливо - требовательна к  поэту «шумного стихотворства». Был ли в те годы хоть один здравомыслящий политик, который бы мог объяснить народу, куда мы все «котимся»?

Перечитав собственные стенографические пометки, почти конспект, я сегодня думаю о той встрече по-другому.

Не заработать он приезжал, а настроить тонкие души своих читателей-почитателей на то, чтобы не вздумали «умирать прежде смерти».

И было это накануне жуткого 1998 года – кульминации падения страны в пропасть.

 В своей новой книге, исповедуясь,  Поэт  попутно рассказал о том, кто и как пришел к власти в Москве.

И чего скрывать?  В том, что я выжила в трудные годы «безвременья»,  есть  «заслуга» и его  мудрого настроя – приказа  таким «несмышленышам», как я,  «не умирать прежде смерти».

Это «напутствие - пожелание» было не просто моральной подпоркой в трудную минуту, оно за многие годы превратилось в нравственный стержень, заговор-оберег! Низкий поклон моему великому современнику.
               

                ****

Длинная очередь за автографом к книге «Не умирай прежде смерти» пропустила меня с ребенком  вперед. Евтушенко весело прыгнул к столику, поцеловал мою дочь в макушку.  Телекамеры  направили  прицелы объективов   в нашу сторону.

- Как тебя зовут, девочка,- спрашивает поэт, беря из её рук книгу.

- Майя! – громко, но почему-то обиженно отвечает она и… вдруг начинает плакать. 

Неожиданно для всех дочка не просто заревела, а завыла так, что Евтушенко вздрогнул, камеры отключили, а я чуть не провалилась от стыда.

Позднее до меня   дойдет, что только  такая ненормальная мамашка, как я, может «припереть» на двухчасовой поэтический концерт  пятилетнего ребенка. Громкие чтения-причитания    в микрофон в свойственной Евтушенко   завывающей манере мужественно были вынесены девочкой. Однако  близкое общение с  огромным, ярким,  громким «дяденькой» (да и просто с его «электричеством»),  естественно, напугало её.

Когда Майка повзрослела, то с удовольствием рассказывала подругам, как была в макуху поцелована самим Евтушенко.  Да и такое своеобразное поэтическое благословление мэтра сыграло свою роль в её отношении к поэзии: стихи она  любит, читает и знает   наизусть в  невероятном для её ровесников количестве.            
         
«Любовь к поэзии,- с точки зрения мастера,- утончает душу». И это правда. Увы,  горькая. Потому что, как известно, где тонко, там всегда рвётся. Поэтическим натурам в прозе жизни  очень  «больно» жить.
          
И когда Минздрав поймёт, что почитателям нашей классики уже давно пора прописать   молоко за «вредность»? (шучу)
 


Рецензии
Татьяна, я скорее получила удовольствие от Вашей манеры письма, чем от сути статьи. Ваша ирония по отношению к Евтушенко сейчас мне понятна. А лет двадцать назад я бы записала Вас в свои недруги.Как Вы - обожала, читала, упивалась, хотя многие рифмы мне откровенно не нравились. Нравилась гражданская позиция. Одно стихотворение "Бабий Яр" чего стоит! Но он без конца ошибался, ему не хватало исторического чутья. Такую шикарную поэму как "Казанский университет" написать об этой чудовищной личности в нашей истории! Так прославить человека, при котором и начинались концентрационные лагеря! Я думаю - в нем много верхоглядства. Он человек настроения и временного энтузиазма по какому-то поводу.Он легко загорается и так же легко тухнет. Но стихов замечательных у него много, а уж сколько умных мыслей в виде афоризмов... нет ему равных. В свое время сравнение его с осторожным Рождественским было не в пользу последнего. Евтушенко все-таки был посмелее. А сейчас да, похож на актера, все время в позе.

Людмила Волкова   06.12.2013 20:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за прочтение и отзыв. Согласна, что Е.Е. - сложная и противоречивая личность. Думается, мы многого о нём ещё не знаем. Жаль, что в последнее время к его таланту "липнет" эпитет т р у с л и в ы й.

Татьяна Ломова   07.12.2013 08:25   Заявить о нарушении
Поэт в России больше, чем поэт. Он должен быть обязательно бунтарем-одиночкой, рок-звездой, бегать по лезвию (ножа? бритвы?), помереть в 33. Под этот стереотип несчастный поэт начинает подстраиваться, хочет соответствовать, но годы идут, уже и рубеж пройден, ты уже старенький, а народ у телевизора сидит и ждет - когда он будет опять ходить на голове! Блок воспел революцию, Есенин, Маяковский. Давайте их забудем. А поэт-то тоже человек, он и есть хочет, и пить, и спать. Если бы народ приносил ему каждый день дары и говорил: пиши только против власти, мы тебя прокормим. Нет, народ ждет, когда он пойдет против власти сам по себе, как камикадзе. В этом главное противоречие народ-поэт. Народ, живущий свинской жизнью, хочет, чтобы поэт жил не так, как он живет, рисковал за него, кидался на дзоты и тем самым оправдывал существование народа на земле. Типа: мы тебя выбрали поэтом и соответствуй. Борись с КГБ, сиди в тюрьме, голодай, сходи с ума от страха, что посадят. В университете в 1975 году я написал поэму о Конвергенции, чуть не посадили. Кстати, на проза.ру я дал ее фрагмент "Убить поэта!". А сейчас думаю: на черта мне это надо было, если всем и так хорошо жилось? Правильно ваша девочка орала - все эти выстраивания в очередь за автографом - это как в зоопарке у клетки с обезьяной. Чтобы что? Похвастаться: я прикасалась к нему, великому? Девочке и не понравилось, было противно. Устами младенца. Бедные, бедные поэты. Даже умереть им спокойно не дают, все обсуждают, труслив он или смел как лев. Никишин

Александр Никишин   08.01.2014 11:01   Заявить о нарушении
Совершенно согласна с Вами, бунтарь Никишин.И Пушкин весьма "условно" может быть назван бунтарем. не лез на рожон и не был революционером. И при Дворе был своим. Жил получше, чем современные поэты. Имел право и о природе писать да о любви. На то он и поэт.Однако если нет "духа гражданства" ни капли, то это все-таки салонный поэт либо прикормленный.О природе не покричишь перед стадионом, заполненным публикой. Ведь Евтушенко писал о России.И, думаю, Ленина славил тоже в противовес современным вождям. Ему, как и всем ТОГДА казалось: "вот жил бы Ленин...". Да не дай Бог!

Людмила Волкова   08.01.2014 13:50   Заявить о нарушении
Дорогая Люда! Кричать на стадион стихи - это удел СССР и третьего рейха. Еще Китая и КНДР. Поэт тут при чем? Поэт Гомер не орал на стадионе стихи, как его вообще услышали, я н понимаю. Но он поэт на все века. А кто орет на стадионах - останется только поэтом в своей нечастной и, как правило, сильно политизированной, иногда голодной стране. Все время с рок-певцами путают поэтов. Их место в тиши кабинета, а не на трибуне съезда или в центре Лужников, где все-таки место футболисту. В нас живут советские стереотипы, увы. "Сегодня на арене цирка Евтушенко! Своими стихами он будет сражаться с несправедливостью советского строя! Уря-а! Поддержим, товарищи, смелого поэта, который не жалеет сил и средств для того. чтобы вам хорошо пилось и сладко спалось!" Данте на Уэмбли, Петрарка в Политехническом. Бред! Байрон или Мицкевич еще могут где-то там в толпе кричать свои строки, но только потому, что поднимают социально-политические проблемы. Но за "шепот, робкое дыханье" можно и Мицкевича, и Евтушенко поменять без вопросов. А про Ленина он писал, чтобы угодить второй части населения, к которой вы не принадлежали. Для них он тоже рок-певец. Никишин

Александр Никишин   08.01.2014 14:15   Заявить о нарушении
Вы, наверное, не поняли, что мы с Вами на девяносто процентов думаем одинаково. Нет смысла спорить. Мне лично стихи на философскую тему или лирические ближе гражданских. Но иногда наступает такое время, что нельзя молчать никому, поэту - тоже. В молодости мне больше нравился Евтушенко, потому что тогда и я, и он были ДРУГИМИ. Сейчас я плачу, слушая песню "Рождение гармонии" Бориса Биндера. Она отвечает моему состоянию и зовет не к бунту, а к гармонии - во всем.

Людмила Волкова   08.01.2014 14:42   Заявить о нарушении
Людмила Евсеевна, загляните ко мне на страничку. Я выложила своё многострадальное эссе о Вашем творчестве - "Снежная королева "Прозы.ру". Если оно Вам не понравится, я его уберу.

Приношу извинения за задержку, за молчание и за возможные волнения.

С уважением

Татьяна Ломова   13.01.2014 21:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.