Евгений Евтушенко
Евтушенко я, конечно, обожала и, когда он приехал в наш город, примчалась на его концерт с маленьким ребенком на руках. Я ждала от встречи с живым классиком чуда, но… его не произошло. Хотя информации я почерпнула предостаточно, мне показалось, что многое осталось за кадром.
В тот вечер мне «советский Пушкин» показался больше артистом, чем поэтом. Вот что я записала в дневнике о своих впечатлениях:
« 63 года, отец пяти сыновей, младшим 5 и 7 лет. Еще жива мама, ей за 80. В дружбе с Б.Окуджавой, Глазуновым, в ссоре с А.Вознесенским и В.Распутиным.
Афористичен, смакует рифмы. Ощущается нескрываемое влияние (или похожесть на) Некрасова (сарай, лето, дождь, подслушанный разговор двух женщин). Блока (поэма «13»). Маяковского (ритм, лесенка). Пушкина (любовь, женщины).
Я слушала его и не могла избавиться от чувства, что всё уже знаю, читала ранее, хотя это были совсем новые стихи, еще не опубликованные.
Философ. Слушается трудно, с напрягом, потому что очень длинно «поет» фразы. Боже, а как хочется услышать «коротко и умно» о сегодняшнем, таком непонятном, времени.
«Просматриваются-прослушиваются» из услышанного и прочитанного ранее две главных, излюбленных им темы – любовь и Россия. И Россия не жена, не мать, а…старуха.
Нравится сам себе, что легко прощается, но «обертки» многовато. Почему-то мне кажется, что сегодня он плачет в своих стихах …о пустом. Например, как вселенская трагедия поведана потрясшая поэта история о фольклорном ансамбле, хоре старушек из России, на концерт которого в Америке никто (!) из русских не пришел. «Ой,- ехидничаю,- я в Америке не была, и в башке моей Маяковский, любимый нами обоими: «Я, конечно, в восторге от Нью-Йорка-города, но кепчонку не сброшу с виска. У советских собственная гордость – на буржуев смотрим свысока!».
Господи! Что я от него требую? Даже если он ничего больше не напишет, навсегда останутся его «Ягодные места».
********
В те, как теперь принято называть, лихие 90-е Евгений Евтушенко не скрывал, что приехал в наш город заработать, хотя это выглядело странно, ведь он преподавал историю русской литературы в Америке, и как-то было сомнительно, что рубль «весомее» доллара … О себе
Поэт рассказал следующее.
- В 14 лет отправляет тетрадь со стихами в местное отделение Союза писателей. Литературный сотрудник назначил встречу. Увидев мальчика, удивился: «А где папа?». Содержание стихов – про женщин, с которыми лирический герой легко встречался – расставался,- сбило с толку литработника, и он подытожил: «Ну, что ж, с такой фантазией, ты просто не можешь не стать поэтом!».
- Закончил 7,5 классов – выгнали из школы. Приехал в Москву, когда уже была книжка напечатана, взяли в литинститут. Выгнали с 4-го курса (защищал Дудинцева?). Уникальная личность «недоучки»!
- На ТВ подготовил 104 передачи цикла «Антология русской литературы» (последняя, 104-я, о нем самом). Написал учебник по истории русской литературы, 50 переводчиков работали над ним…
- Был коммунистом по духу. Не считает себя политическим хамелеоном. В нем, как в Сахарове, произошла политическая эволюция, переоценка взглядов. Его девиз: «Не нужно торговаться со своей совестью: я сейчас согрешу, чтобы вверх подняться, а потом, достигнув цели, стану жить честно. Слушать надо свою совесть».
- Поэму «Казанский университет» будет включать во все сборники, только допишет к ней эпилог.
- Любит и пишет стихи о «медленной» любви (есть женщины - дотроги и недотроги). Такая любовь им ценится сейчас очень высоко, потому что целомудренно - красива. Ему не интересны скорые «кроличьи» победы.
- Философские стихи: детство – деревня Подскакаево, юность – деревня Надеждино, зрелость
– Боевитово, старость – Трусово-Успокоево…
- Поэма «13» о событиях в Белом доме – продолжение почти по Блоку, в тех же традициях.
«Максимилиан Волошин и Блок – единственные из русской интеллигенции поднялись над братоубийственной войной,- считает Евтушенко.- Волошин говорил в 20-е годы: «А я стою в огне и дыме, смотрю на сей кровавый вихрь и всеми силами своими молюсь за тех, и за других».
- Ярких оценок (а этого, не скрою, хотелось!) в стихах, посвященных бурной политической жизни, не прозвучало.
Может быть, этого не было по причине боязни автора потерять своих поклонников, которые в 90-е находились в стадии бескровной гражданской войны.
Коммунисты, Ельцин, Руцкой, Макашов есть, но оценок либо нет, либо слишком в мягких тонах.
В общем, в опасные политические игры мой кумир не играет, мудро отдавая право Времени самому все расставить по местам и оценить всех и вся по «заслугам»…
******
P/S/ Конечно, спустя добрый десяток лет, я поняла, что была несправедливо - требовательна к поэту «шумного стихотворства». Был ли в те годы хоть один здравомыслящий политик, который бы мог объяснить народу, куда мы все «котимся»?
Перечитав собственные стенографические пометки, почти конспект, я сегодня думаю о той встрече по-другому.
Не заработать он приезжал, а настроить тонкие души своих читателей-почитателей на то, чтобы не вздумали «умирать прежде смерти».
И было это накануне жуткого 1998 года – кульминации падения страны в пропасть.
В своей новой книге, исповедуясь, Поэт попутно рассказал о том, кто и как пришел к власти в Москве.
И чего скрывать? В том, что я выжила в трудные годы «безвременья», есть «заслуга» и его мудрого настроя – приказа таким «несмышленышам», как я, «не умирать прежде смерти».
Это «напутствие - пожелание» было не просто моральной подпоркой в трудную минуту, оно за многие годы превратилось в нравственный стержень, заговор-оберег! Низкий поклон моему великому современнику.
****
Длинная очередь за автографом к книге «Не умирай прежде смерти» пропустила меня с ребенком вперед. Евтушенко весело прыгнул к столику, поцеловал мою дочь в макушку. Телекамеры направили прицелы объективов в нашу сторону.
- Как тебя зовут, девочка,- спрашивает поэт, беря из её рук книгу.
- Майя! – громко, но почему-то обиженно отвечает она и… вдруг начинает плакать.
Неожиданно для всех дочка не просто заревела, а завыла так, что Евтушенко вздрогнул, камеры отключили, а я чуть не провалилась от стыда.
Позднее до меня дойдет, что только такая ненормальная мамашка, как я, может «припереть» на двухчасовой поэтический концерт пятилетнего ребенка. Громкие чтения-причитания в микрофон в свойственной Евтушенко завывающей манере мужественно были вынесены девочкой. Однако близкое общение с огромным, ярким, громким «дяденькой» (да и просто с его «электричеством»), естественно, напугало её.
Когда Майка повзрослела, то с удовольствием рассказывала подругам, как была в макуху поцелована самим Евтушенко. Да и такое своеобразное поэтическое благословление мэтра сыграло свою роль в её отношении к поэзии: стихи она любит, читает и знает наизусть в невероятном для её ровесников количестве.
«Любовь к поэзии,- с точки зрения мастера,- утончает душу». И это правда. Увы, горькая. Потому что, как известно, где тонко, там всегда рвётся. Поэтическим натурам в прозе жизни очень «больно» жить.
И когда Минздрав поймёт, что почитателям нашей классики уже давно пора прописать молоко за «вредность»? (шучу)
Свидетельство о публикации №213092900468
Людмила Волкова 06.12.2013 20:54 Заявить о нарушении
Татьяна Ломова 07.12.2013 08:25 Заявить о нарушении
Александр Никишин 08.01.2014 11:01 Заявить о нарушении
Людмила Волкова 08.01.2014 13:50 Заявить о нарушении
Александр Никишин 08.01.2014 14:15 Заявить о нарушении
Людмила Волкова 08.01.2014 14:42 Заявить о нарушении
Приношу извинения за задержку, за молчание и за возможные волнения.
С уважением
Татьяна Ломова 13.01.2014 21:24 Заявить о нарушении