Рука и имя художника

В зале музея многолюдно. Но даже если отсюда выйдут все до единого посетители, ощущение заполненности остается: фигуры живописных картин художника С.Н.Зенкова столь реалистичны, что их можно принять за живых. Они глядят на вас, улыбаются, грустят и, кажется, готовы рассказать нечто интересное. Выставка, посвященная 130-летию со дня рождения художника, открыта. Сомнений нет – перед нами традиции и слава русского изобразительного искусства.

Семен Николаевич Зенков родился 18 января 1877 года в деревне Кокоево Люговского прихода неподалеку от г.Лодейного Поля. Теперь на месте поселения дачный поселок, а тогда деревенька являла собой типичный образец уклада крестьянской жизни России второй половины XIX века. В большой семье, кроме Семена, воспитывалось еще пятеро детей. Мальчик с малолетства проявил способности к пению и рисованию. После окончания церковно-приходской школы по инициативе местного священнослужителя он был определен в Александро-Свирский монастырь, где занялся живописью и пел в церковном хоре. Затем Зенкова направили учиться на регента в Санкт-Петербург, после чего вернулся в родные места и вновь служил в монастырских стенах.

Но одаренного юношу ждала отнюдь не стезя духовника. Чаша его душевных весов все упорнее склонялась к кистям и мольберту. В возрасте 27 лет Семен делает окончательный выбор – становится вольнослушателем Высшего художественного училища при Академии художеств. Его не страшат житейские тяготы; ради большого искусства Зенков готов терпеть даже голод.

Зато в мастерской профессора В.Е.Маковского талантливый ученик проявляет завидное упорство. Он не только постигает секреты художественного мастерства, но и приобретает собственный почерк. Его воображением все больше овладевают образы людей; от школы передвижников Зенков берет «хоровое», то есть массовое начало сцен из народной жизни (вспомним «Земство обедает» Г.Г.Мясоедова, «Всюду жизнь» Н.А.Ярошенко, «Боярыню Морозову» В.И.Сурикова и др.).

В картине «Товарищи» (1912 г.), этой первой крупной работе молодого художника, нельзя не увидеть вариаций на тему знаменитой «Вечеринки», принадлежащей кисти его маститого учителя: тот же наводящий на размышление групповой портрет. Стоит, наверное, упомянуть, что передвижники как жанровая волна вообще тяготели к «бунтарским», «заговорщицким» сюжетам; не зря же современники Маковского находили в его полотне «Вечеринка» реальных участников народовольческих актов 70-х годов XIX века. (В мемуарах М.В.Ямщиковой высказывается прямое утверждение, будто бы в центре композиции картины «Вечеринка» запечатлен не кто иной, как Софья Перовская).

Так или иначе, самобытность созданных Зенковым в «Товарищах» образов, равно как и тонкий, глубокомысленный подтекст полотна, вызвали восторг ценителей живописи. Именно за эту картину Семен Николаевич получил звание художника и право на пенсионерскую командировку в Италию. Добавим, что за год до этого его этюд «Смех» был удостоен золотой медали имени Ржевской.
В Италии, на острове Капри, Семен Николаевич встречался с М.Горьким и написал несколько портретов и пейзажей. Эти работы хранятся в музее писателя в Москве.

Духовный же контакт, обычно возникающий между мастерами живописи и передовыми деятелями культуры, этот мощный стимул развития лучших традиций передвижничества, был взят на вооружение и нашим мастером. Зенков создал замечательную галерею портретов, часть которых – актера Соловьева, художника Ге, поэта Клюева – хранятся в Лодейнопольском историко-краеведческом музее.

Портреты руки Зенкова пронизаны пониманием внутренних душевных начал тех, кого он видит. Не внешнее сходство, но личностные характеристики интересуют художника в первую голову. Совершенно очевидно, что лучшие минуты своего творческого вдохновения он отдал именно портретному жанру. В цикле изображенных Зенковым жителей лодейнопольской земли – «Сочувствующий», «Середняк», «Кандидат» и другие – центральное место по праву принадлежит портрету его матери, Анастасии Титовны. Запечатленный в красках гимн простой русской женщине создан в пору расцвета таланта Семена Николаевича, когда его художественный язык приобрел особую тонкость и дифференцированность. В оболочке розово-красных, бежевых и зеленых фактур, словно уходящих в теплую бархатную темноту, воплощением самой доброты и нежности живет неисчерпаемо щедрая материнская душа. От картины трудно оторвать взгляд.

В двадцатые – тридцатые годы прошлого столетия С.Н.Зенков являлся участником многих выставок. Одна из них состоялась на родине художника в Лодейном Поле в 1926 году. А в 1939 году работа Зенкова «Лампочка Ильича» экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма». Картина снискала большую популярность. В ней мы снова видим «хоровое» исполнение бытовой сцены, только здесь Зенков уже достиг высот виртуоза: в одном-единственном миге живут и душа, и история народа.

В Лодейнопольском музее хранится другая историко-бытовая картина руки Зенкова – «Возвращение», передающая деревенскую обстановку довоенной поры. В центре композиции – вернувшийся после службы красноармеец, в честь которого устроен домашний праздник. Невольно возникающая у зрителя ассоциация с шедевром И.Е.Репина «Не ждали» ничуть не умаляет достоинств нашего земляка. Картины Зенкова хоть и лишены внутренних противоречий, но в них, безусловно, живет образ поколения, да и вся эпоха с ее видимой и невидимой атрибутикой.

К сожалению, судьба некоторых произведений остается неизвестной. Так, потерян след картины «Товарищи»; известно только, что в 1914 году она была передана в г. Елизаветград для создания музея.

Драматична и судьба самого Семена Николаевича. Он умер в осажденном Ленинграде 31 декабря 1941 года, не дожив 18 дней до своего 65-летия. В послевоенное время дочь Зенкова Галина Семеновна привезла на родину отца и подарила историко-краеведческому музею несколько живописных работ и рисунки. Музей располагает также другими интересными экспонатами, рассказывающими о жизни и творческом пути замечательного человека.
До сегодняшнего дня С.Н.Зенков остается единственным носителем лодейнопольских корней в мире большого изобразительного искусства.
2007 г.


Рецензии
Спасибо! Очень понравилась статья. И очень понравился портрет художника. Ольга, подскажите, в каком году написан этот автопортрет, и где он теперь находится?Где,кроме, Краеведческого музея, можно еще посмотреть работы Семена Зенкова?

Нина Грааль   02.09.2015 04:36     Заявить о нарушении
Нина, спасибо за отклик. Я сама искала в интернете интересующие Вас сведения о художнике Зенкове. Но, к сожалению, кроме скудной общей справки ничего найти не смогла. В каком году написан автопортрет, не знаю. Это компетенция наших краеведов, и портрет я когда-то брала у них, точнее, мне принесли в редакцию электронный файл. Можно связаться с музеем по телефону 2-10-98, по мобильнику 88136421098. Там есть очень интересная коллекция работ Зенкова.

Ольга Бутанова   25.09.2015 21:11   Заявить о нарушении