Тем временем. Литературная самодеятельность рулит

ЭЛЕКТРОННЫЙ САМИЗДАТ –  АКТУАЛЬНО И ЖИЗНЕННО

Мимолетом заглянула на канал «Культуры», а там как раз передача  А.Архангельского, да еще на такую тему:

Литературная самодеятельность: торжество графомании или победа над кланами?

Как на дрожжах растут ресурсы в интернете, публикующие непрофессиональных писателей. Дает ли это новое качество литературе или замутняет ее поток? Не ведет ли высокомерие профессиональной среды к оскудению литературы?

Участники: Дмитрий Кузьмин, поэт, главный редактор журнала поэзии "Воздух", Елизавета Александрова-Зорина, руководитель литературного раздела интернет-портала, Дмитрий Кравчук, главный редактор сайтов "Стихи. Ру" и "Проза. Ру", Александр Гаврилов, руководитель "Института книги", Дмитрий Бак, профессор РГГУ, директор Государственного литературного музея.


Передачу  каждый из вас может посмотреть еще раз в  записи, и  убедиться в том, что там было такого интересного и необычного, тем более, что это напрямую касается каждого из нас, и речь идет и о наших сайтах в том числе.

Интересна позиция каждого из участников, как всегда бывает у А.Архангельского, но немного удивило то противопоставление сайтов и  бумажной литературы, сайтов  наших  и всех остальных, вроде бы профессиональных ( ничего не могу утверждать, потому что понятия о них не имею).

То что участники передачи нас всех разом записали в самодеятельность, а себя - в профи , в этом ничего нового нет, правда сравнение с дамскими альбомами мне показалось несколько  забавным, ну разве, что  в какой-то мере туда можно отнести сайт «Стихи ру», да и то, он уже давно формат альбомов  превзошел в несколько раз.

Хорошо или плохо то, что  сегодня  каждый или каждый второй может организовать мини издательство, не отходя от рабочего стола?
 
По-моему замечательно, хотя бы потому, что мы становимся независимыми от произвола всех редакций и редакторов. И пример с двумя американскими дамами, одна из которых написала знаменитейшие «Пятьдесят оттенков», отвергнутых всеми издателями, показателен.

А что же сегодня?  В мире нет более издаваемой и популярной книги.  Что же это значит? Что ошибались те самые профессионалы хотя бы в том, что она будет пользоваться бешеным спросом, принесет миллионы и автору, и издателю – это факт. А может они так уж яростно боролись за высокую литературу, что о прибыли забыли?

Уровень повествования не тот? Но  дорогие наши профессионалы пусть посмотрят на то, что они наиздавали, и тогда можно говорить о том, что они были правы, когда отвергали те самые книги, а ведь этого и близко нет. Там такое издано, что и пару страниц не прочитать, а это все-таки читается и переводится легко, не стоит  лукавить.

И что же получается, скомпрометировав себя со страшной силой залежами изданного, они теперь опомнились и пытаются нам доказать, что правда на их стороне, что они и дальше будут делать отбор, диктовать, что надо читать, а что нет, формировать наш вкус. А ведь старшее поколение вопреки всему, все еще верит, что бумажная книга - эталон, высший класс, что им можно верить. А  бадам мы тоже все еще верим, и коммерческим банкам, только у книг кредитная история значительно длиннее, а потому обидно за обманувшихся...

Когда говорят о количестве текстов на сайтах,  о том, что они и на самом деле не отбираются и трудно что-то отыскать – это имеет место быть, но мы забываем о том, что  люди во всей стране за пределами кольцевой дороги, лишены газет и журналов,  глянец и плейбой не в счет, и потому какая –то часть тех, кто читали те самые газеты, а это было значительно число, переместились сюда и пытаются найти  «Другие новости», нет, нет, не политику и чернуху, которую исправно поставляет ТВ и радио, а именно что-то современное и позитивное.

Если  это написано в жанре « Девичьих альбомов», так именно  это им и нужно. Согласитесь, когда с утра до вечера у нас только катастрофы, ДТП и прочие "радости жизни", которые пока к счастью не со мной и не с вами случились, ну очень хочется почитать про жизнь другого человека в Грузии или Прибалтике, я уж не говорю о загранице нашей дальней  и просто узнать, а как там у них, чем они заняты. И написать это, и напечатать могут только здесь наши авторы. А те самые литераторы, судьбу которых решают в издательствах или на проф. сайтах, решают совсем другие проблемы, им не до жизни и не до радости, выжить бы-напечататься - угадать, что надо, угодить... Мы же в этом плане свободны и беззаботны.

Согласна, что эти самые читатели не станут читать какой-нибудь пусть и прекрасно сотворенный, но  запутанный модерный роман -шедевр, но они найдут то, что есть здесь, если постараются.

Возникает вопрос о том, что это якобы снижает уровень вкуса нашего. То есть, если они не будут нас читать, то вкус их быстро укрепится. Да и вообще имеет ли отношение к  уровню вкуса то, что мы порой читаем?

По-моему, он либо есть, как музыкальный слух, либо его вовсе нет, и тогда уж невозможно испортить то, чего нет, а если он есть, то никуда и не денется, потому это только отговорка.

Авторы профессиональных сайтов не сошлись во мнении, нужно ли им большое количество читателей или не нужно, понимая, что вряд ли они будут, ну потому что сегодня вообще почти ничего не читают, а то, что они выдают за эталон, порой и до тех самых «Дамских альбомов « не дотягивает, но пока нет читателей, этого же никто не видит, а когда они появятся – новые проблемы возникнут. Пока нет аттестации, можно в генеральской форме походить, а там вдруг до майора разжалуют, а то и до рядового? Страшно и тревожно немного.

Но с другой стороны, ведь абсурдно, если  объединение профессионалов превратятся в закрытые элитные клубы, где и сами-то авторы будут проходить фейс-контроль, не говоря уж о  читателях, для которых двери вообще закрыты. Они верят, что те самые элитные станут читать кого-то еще? Ну может по приговору суда.

Картина, которую не видят, книга, которую не читают, фильм, который не смотрят- это что новая реальность для наших профи?

Трудно спорить с тем, что  творческая среда агрессивна, насколько, каждый из нас убедился уже не раз, но если она агрессивна там, где места хватит всем, пространство не ограниченно, что должно твориться  в тех местах, где отбор производится, да и кто производит этот отбор.
Контролер на заводе  или судья в спорте может  измерить  какие-то параметры,  нормы, и на основе этого вынести свои суждения. Что может человек, который  заранее признает, что мнение его субъективно и другим оно быть не может?

Нам остается только самый разумный закон природы –естественный отбор, который и существует в том самом самиздате. Конечно, не совершенный, но значительно более справедливый, чем любой другой отбор. Выживет то, что жизнеспособно. Это новая реальность нашего времени.

Нам не надо печатать три экземпляра рукописи и отдавать ее самым верным и надежным друзьям, как это было в настоящем самиздате, при помощи современных технологий создать и размножить мы можем достаточно приличные экземпляры своих творений и бросить их в сетевое море, как бутылки с записками. Вероятность, что их выловят и прочтут  увеличивается в разы.

Казалось бы, безобидное и мало затратное дело, тогда о чем же разговор, что так пугает литераторов, если не конкуренция, и конкуренция реальная. И предчувствие, вероятно, что победа будет за нами.

Они говорят о том, что мы не приносим новых смыслов, в отличие от них, в свои творения. Но жизнь сегодня такова, что возможно не новые смыслы необходимы людям, а просто смыслы, просто рассказ о времени и о себе, о мире,  в котором мы живем.

Вот меня все время  удивляет  то, что я лично ничего или почти ничего не знаю о жизни в Скандинавских странах, особенно в Норвегии, о том, что сегодня творится в Грузии ( ну особая страсть у меня к этой стране), о любимой моей с детства Венгрии вообще ничего, кроме фотографий Будапешта.

И если бы появились люди  на сайте с репортажами оттуда, из самого Будапешта, Тбилиси, то это дороже любого романа с какими-то невероятными новыми смыслами.

Всегда вспоминаю, с каким трепетом относятся учены к бытовым запискам 14-17 веков, к рукописям, где не только не ведется повествования, а просто  указаны какие-то мелочи жизни. Для них мелочи, а для нас это свидетельства  о времени,  и им верят больше, чем тем же княжеским летописям, которые переписывались в угоду каждому новому князю по сто раз, а летописцы не вкладывали в них никаких эмоций.

21 век на дворе, а многое ли изменилось с тех пор? Говоря о покорении космоса, мы  мало что знаем о самом человеке, споря  о шедеврах литературы, мы как-то забываем, что у нас  нет даже каких-то элементарных записок просто о жизни. Если они и могут появиться, то именно на таких вот сайтах. Да и журналистика в большинстве своем может жить именно здесь.

Что же касается литературы высокой, скажем так, она тоже здесь в первозданном виде, пусть пока не отредактирована, но все-таки, она здесь может оставаться и храниться до поры до времени, если  к тем самым профессорам Музея книги  путь ей все равно закрыт…

Вот и  получается, что тем временем, пока они там спорят о том, кому присуждать довольно сомнительную премию, кого пускать, а кому объяснять, почему их туда не пустят, тем временем мы просто работаем, совмещая приятное с полезным, все-таки полезным, с какой стороны не посмотри, для себя уж точно полезным, иногда и для других тоже, да плюс еще  лес не губим,  типографии не загружаем ( если посмотреть и прикинуть сколько леса было выброшено на макулатуру, на пустышки, то прямо тихий ужас охватывает) и самое главное, мы  ищем пути для бытования, для новой жизни текста, даем возможность бывшим читателям газет что-то читать.

И все это творится  с наименьшими, минимальными затратами. Ну а если какая-то книга останется( думаю процент сохранения будет точно таким же, как  и в бумажном варианте, он всегда примерно одинаков -10% от всего вала продукции),  то это уже наша общая победа, а вовсе не укор профессионалов тем, кто занимается якобы самодеятельностью.

И опять же широта выбора вдохновляет – это же какой простор и разнообразие, а при этом даже в книжный магазин ехать не надо.

Хотелось бы посмотреть, что будет со всем этим  процессом лет через 20, вероятно, мы получим нечто еще более удивительное, о чем и теперь не можем мечтать, но разве не тем творческая  жизнь и интересна. Но самое главное, что им этого процесса  уже не остановить, не потому ли они так недовольны всем, что происходит?
Но разве не на обиженных воду возят?

 Еще один взгляд на проблему  и передачу

http://proza.ru/2013/10/02/848

После - словие



Люба, я буквально заинтригована Вашим сообщением о передаче, с участием Кравчука, где обсуждались столь животрепещущие вопросы. Вечером буду смотреть обязательно. ;

А вообще, могу сказать пока следующее. В настоящее время книжный рынок остановил своё падение вниз, и, вероятнее всего, будет восстанавливать утраченные позиции. Экспансия электронных читалок уже позади. И бумажная книга в любом случае вернет свои приоритеты. Кроме того, существует мнение, что коммерческая литература (всё это макулатурное развлекательное чтиво) уже исчерпала себя, народ начитался этих басен "про жизнь, бандитов и любовь" от и до, и теперь уже хочет совсем другого. Другое - это что? Классика, безусловно, это даже не обсуждается. И, естественно, хорошая современная литература. За ней - будущее. И все это прекрасно понимают, я имею ввиду образованную литературную тусовку. Откуда появятся новые авторы этой хорошей современной отечественной литературы - не столь важно, если они появятся в сети, то в любом случае их рано или поздно заметят. Задача этих авторов - грамотно заявить о себе ни снимается, естественно, с повестки дня. ; Проза.ру даже при всех её минусах является своего рода общедоступным инкубатором талантливых авторов. Это - некий котел, где что-то постоянно происходит: зреют мысли, пишутся тексты, обнажаются души, это - питательная графоманская среда, и хорошо, что она есть. Некий снобизм и пренебрежение по отношению авторам Проза.ру вполне понятен. Слишком много пустой руды. Редки изумруды. ; Однако, они есть. И будут. Так что пишите, господа, пишите. Время всех рассудит. Поменьше тщеславия, побольше уважения к Слову. Литература - это не конструктор Лего, как думают некоторые, это - духовный опыт человечества.

Лора Маркова   03.10.2013 14:07

Здравствуйте, Любовь!
Конечно, процесс не остановить.
Ещё вчера прочла вашу статью, посмотрела ссылку и второй день не отпускают раздумья. Знаете, а меня не расстроили снисходительно-высокомерные высказывания профессионалов в упомянутой передаче. Напротив, появилась хорошая, рабочая «злость».
Возможно, то противостояние, которое всё ярче проступает между профессионалами и любителями, даже на пользу. Энергия сопротивления питает литературу. Сегодня, когда те и другие пытаются перекричать друг друга, появилась проблема потери читателя, как такового. Сложилась ситуация, когда Профи пишут для узкого круга таких же писателей. Авторы перестали представлять адресата своего творчества. Не секрет, почему сложилось так и не иначе. Утрачено равновесие между высоким и низким, известные псевдонимы – не гарантия эстетической, духовной литературы, массовая литература обращена не к читателю, а к потребителю, поскольку должна быть источником дохода. О чём и упомянул один из оппонентов Кравчука, подчёркивая, что показатель профессионализма – оплачиваемое творчество.

Между тем, мир не стоит на месте и тот, кто вчера был только любителем, завтра - вполне может стать не хуже писателя – профессионала. Если есть искра божья, да приложить усилия… Может этого, и боятся снобы от литературы? Я, например, здесь - на сайте, постоянно открываю новых, далеко не слабых Авторов, встречаются удивительные самородки. Да и пребывание на литературной площадке позволяет «взрослеть» , не скажу за всех, но сама сильно изменилась и как читатель, и как автор. К тому же, технические возможности интернета позволяют вернуть читателя и автора друг другу, наладить обратную связь, а это немаловажно.
Тут много можно говорить, тема необъятная. Вы правильно расставили акценты, согласна с вашей позицией.
С уважением,

Светлана Климова   04.10.2013 17:35   •

 


Рецензии
Доброкачественная статья.

"Держать да не пущать" никогда не было позитивным действием. Другое дело - "Отыскивать да подхватывать", помогая вызреванию смысла, но тогда наверняка придётся подвинуться.
Отсюда и само-предохранительный снобизм через телевидение.
Слово не воробей - русская мудрость. Познакомиться с ней полезно даже профессиональным птицеловам.

Любовь, с уважением...

Владимир Рысинов   12.10.2013 15:52     Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир!!!
А кто сказал, что они профи- вот ведь вопрос, у нас сегодня и дипломы в переходе продают, и должности министров, а уж наград и премий себе можно сколько угодно насобирать без особых затрат, да хоть Нобелевскую премию..
Как в песенке поется: " Когда мы идем в атаку, мы защищаемся" - примерно так приходится делать и им, но они не контролируют ситуацию совсем...
Звучит полуправда с экрана, и никто не поймет, какая ее половина озвучивается. Самый яркий момент - то, что на сайте десятки настоящих писателей, а не один, это уже о чем-то говорит.
Нам можно предъявить что угодно, но любой книжный магазин ясно показывает какие там писатели, что они вообще творят, а потому можно только сказать им в ответ : чья бы корова мычала, кто там понизил планку до нуля, а то и до минуса - это еще большой вопрос.
С благодарностью
Любовь

Любовь Сушко   13.10.2013 07:19   Заявить о нарушении
Ещё в перестройку зашёл в книжный магазин, спрашивал Бердяева. Другой парень говорил горячо продавцу - Закупайте, кого-то там из Контр-страйковцев - Убить, убить, убить... Я, говорит, читал - такая вещь...
А продавец - коммерсант, ему отвечает - Знаешь, этого "писателя" не берут, просят Бердяева.
Народ наш падок на искушения, но быстро разбирается и возвращается на доброкачественную пищу. Мы, Прозовцы, выживем и будем жить.

Любовь, солидарен с Вами...

Владимир Рысинов   13.10.2013 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.