Вышивальщицы
Нила Ивановна пригласила меня в гости, чтобы показать работы свои и своей ученицы Решетниковой Ольги Владимировны. При встрече она сказала, что уже 20-ый год работает в санатории, 11 лет прожила в общежитии, а вот сейчас в комнате коммунальной квартиры.
Нила Ивановна рассказала, с чего началось её увлечение вышиванием: «В 1987 году на выставке прикладного искусства в Москве увидела работы Лосовской Евгении Николаевны и «заболела». Мне захотелось вышивать так же, как она. Я познакомилась и подружилась с художницей. Часами сидела около неё, наблюдая, как она работает. Ниточки вдевала. Поняла - научиться нельзя, если в душе ты не художник".
Теперь у Нилы Ивановны целая галерея своих вышитых картин - пейзажей и натюрмортов. Фиалки и гиацинты только что не имеют запаха. В зимнем пейзаже, если прислушаться, скрипит снег. В натюрморте с птицей или в пейзаже с попугаями перышки птиц нежны и тонки, кажется, воздух может пошевелить их.
У Ольги Владимировны прекрасные и живописные натюрморты с цветами: тут и фиалки, и маки, и сирень, и ландыши. Очарователен зимний пейзаж с домиком в деревне. Ольга благодарна Ниле Ивановне за то, что она передала ей навыки вышивания. Подружились эти две увлечённые вышиванием женщины.
Готовясь к встрече с ними, просмотрела несколько книг по рукоделию, в которых подробнейшим образом описаны виды швов, приёмы, в том числе, и художественная гладь - гладь с «вливанием». В книге «Рукоделие», М.1981г. автор Т.И. Ерёменко пишет: «Совершенно непригодны для украшения жилища вышитые картины с натуралистичными изображениями цветов, животных, человека. Узоры этих картин невзыскательные вышивальщицы берут с живописных произведений известных художников, с открыток и репродукций, и приспосабливают их для вышивки крестом и, так называемой, художественной гладью, совершенно забывая об особенностях и задачах декоративно-прикладного искусства».
Работы наших вышивальщиц из Архангельского - это не просто декоративно–прикладное искусство. Это живопись, выполненная цветными нитками со всеми переходами красок, тонов и полутонов. Это прозрачность и насыщенность фона, подкрашенного, либо зашитого нитками, а дальше - буйство красок, художественного чутья и воображения. Гладь «вливанием» - приём, которым работают наши архангельские вышивальщицы, заключается в том, что несколько тонов одного цвета постепенно и равномерно переходят один в другой. Переход настолько изыскан, что создаётся впечатление красочной живописной работы. Только выполнена она не красками, а тщательно подобранными нитками.
Главное, в этих работах отразилась душа вышивальщиц. Дальше - уже совсем всё просто: трудолюбие, художественный вкус, любовь к творчеству. Работают вышивальщицы при освещении лампы мощностью 150 вт. Глаза устают и не выдерживают больше часа такой кропотливой работы. На изготовление одной картины требуется от 6 до 18 месяцев, в зависимости от сложности и объёма.
На открытой областной выставке 2000 года в городе Электростали О.В. Решетникова представила свои работы и стала лауреатом за мастерство исполнения своих картин.
Н.И. Голубкова и О.В. Решетникова ежегодно принимали участие в выставках, посвящённых Дню города Красногорска, получая благодарности и почётные грамоты. Я обратила внимание, что нет упоминания об их участии в последнем празднике, посвящённом Дню города, и спросила об этом. Они ответили: «Картины портятся. Рамки оббиваются при транспортировке. Премия - 200 рублей. На эти деньги даже рамку приличную не купишь. Вот и перестали участвовать».
У Нилы Ивановны оказалось ещё одно увлечение - вокал. Она с большим чувством исполнила несколько произведений, такие как, романс Н.Зубова на слова М.Пойгина «Побудь со мной» и сложное сочинение «Ave, Maria» Дж. Каччини.
Талантливые и увлечённые женщины живут в Красногорске: шла к вышивальщицам, а попала в картинную галерею и на концерт.
2003 г.
Свидетельство о публикации №213100200575