Любить игра купить домра

                «Российская земля сказочно богата  талантами,
                ее историю делают талантливые люди.
                Профессия мастера по изготовлению      
                музыкальных инструментов – одна из
                самых редких и сложных, здесь переплетаются               
                и точные науки, и различные виды
                изобразительного искусства, и владение
                приемами художественной  обработки
                древесины, и тончайший музыкальный слух».

                Президент Российского Фонда Культуры
                Н.С. Михалков

      Славянскую пословицу, пришедшую к нам из глубины веков, я  использовала для названия очерка о нашем современнике Николае Николаевиче Мухине - мастере, изготавливающем  домры. 
      И как же, если не с истории русского старинного музыкального струнного щипкового инструмента, начать этот разговор.
      Посетивший Киев (Куяб) в начале 10 века,  арабский путешественник       Ибн Даста описал «танбур» - русский музыкальный щипковый инструмент с грифом.
      С тех пор прошло  шесть столетий, прежде чем появилось   название «домра». На этом инструменте играли на Руси бродячие актеры, народные музыканты-скоморохи. Домра звучала в потешных палатах царей и теремах,  на рыночных площадях и в балаганах. Было создано целое семейство домр различных размеров и строев (домришка, домра, домра басистая).

      В Москве в начале XVII века переулок в районе Пятницкой улицы населяли «домерщики» - музыкальные мастера, изготавливавшие домры и другие инструменты.
      В XVII веке бродячие скоморохи подверглись массовым гонениям.   Все реже звучит домра, а со второй половины XVIII века и совсем выходит из употребления.

      Россия  благодарна В. Андрееву, по инициативе которого в  90-х  годах XIX века реконструирована 3-струнная домра. Этот инструмент снова вошел в русскую культуру и   включен  в состав балалаечного ансамбля.

     К концу 1896 года   музыкальным  мастером  С. Налимовым   изготовлена первая возрожденная домра, названная малой. Затем была реконструированы домры различных размеров и  различного звукового диапазона (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас). Домра получила квартовый строй (как у балалайки) и полный (хроматический)  звукоряд. 
               
      В 1908 году   Г. Любимов вместе с мастером С. Буровым создали первую     4-струнную домру с квинтовым строем (как у скрипки и мандолины), а затем различные оркестровые разновидности ее.
     В 1914 году  Г. Любимов организовал квартет, а в 1919 году - оркестр                4-струнных домр.

    Сегодня мы уже не можем и представить оркестр русских народных инструментов без балалаечно-домровых (3-струнная домра) и домровых   (4-струнная домра). 

      Услышав  в одном из концертов   ансамбль «Русские виртуозы»,  где прозвучали «Бубенцы» В. Бакалейникова, вариации на тему романса    «Я встретил Вас» М. Рожкова, ноктюрн «Разлука» М. Глинки очаровалась  певучестью русских инструментов. Партия домры звучала в исполнении Веры  Царенко, которая  19 лет играла в Национальном академическом русском народном оркестре им. Н.П. Осипова и вот уже десять лет -  в названном  выше ансамбле. Поскольку очерк касается домры, я  обратилась к Вере Царенко с просьбой поделиться  своим отношением к домре, и она рассказала: «Русская песня трогает мелодизмом. Домра, мне кажется, еще не до конца познанным инструментом. В нем генетические корни русской души, нити из глубины истории в сегодняшний день. Люблю домру за певучесть».

      Изготовление музыкальных инструментов является частью культурного наследия нашей страны.
      В деревне Шихово, что раскинулась по берегу  Москва-реки,  из поколения в поколение передавались секреты изготовления народных щипковых  инструментов. В советские времена здесь была известная фабрика  музыкальных инструментов.   В настоящее время все  пришло в упадок.

     Хорошо, что с 1989 года стал функционировать  единственный в России Культурный Центр по сохранению нашего наследия в области национальных музыкальных инструментов -  региональная общественная организация Русский Альянс мастеров музыкальных инструментов (РОО-РАММИ). Ее президент Альфред Карлович Гинзбург - заслуженный работник культуры РФ, академик.

     Эта организация проводит конкурсы мастеров по изготовлению национальных народных инструментов. Цель - сохранение исторически сложившихся традиций и секретов создания музыкальных инструментов. Кроме того, конкурсы помогают развитию народной музыкальной культуры и содействуют обеспечению музыкальных коллективов Московской области инструментами высочайшего класса.

      Несколько слов о последних конкурсах.  В апреле 2004 года проходил   конкурс, учредителями его были Министерство культуры Московской области и  РОО-РАММИ.
      В декабре 2004 года  прошли:
      - II Фестиваль струнных щипковых инструментов «Созвездие мастеров»;
      - международный конкурс мастеров струнных щипковых инструментов;
      - III фестиваль мастеров музыкальных инструментов имени Ивана Батова, который был учрежден Союзом мастеров в 1998 году в честь легендарного музыкального российского мастера XVIII века.

     На этих конкурсах, как и на ряде предыдущих, были отмечены домры нахабинского мастера  Николая Николаевича Мухина. Первая грамота у него появилась на конкурсе  в 1984 году, а уже  в 1989 году Н.Н. Мухину была присуждена  третья премия за домру прима 4-струнная.

      Мне удалось побывать в мастерской у Мастера. На одной из стен мастерской  разместились грамоты, дипломы и медали, полученные Н.Н Мухиным на конкурсах за свои инструменты.
      Другая стена представляет собой стеллаж с аккуратно сложенными заготовками. Около окна залитый солнцем верстак с инструментами и приспособлениями для работы. Здесь и рождаются домры  с неповторимым певучим голосом.
 Какой же радушный человек Николай Николаевич, и с  каким увлечением рассказывает о деле своей жизни!
     -  Как Вы стали мастером по изготовлению домр?
     - Работал я шофером. Песок как-то  привез мастеру Сергею Александровичу Савельеву для хозяйских дел, а он говорит: «Ты так тяжело работаешь. Давай я тебя научу делать домры. Дома будешь работать. Все легче, чем шофером».
Стал я у него учиться. Тут все подумали: «Как же так? Работал шофером. Грамоты получал. Вдруг ушел. Значит прибыльное дело. Надо себе попробовать». Да не у всех получилось.  Тут дело кропотливое, тонкое. Детали подгоняются, зачищается  древесина, так, чтобы ни одной царапинки. Много пыли, запахи лаков и клея, конечно, условия работы не очень хорошие.

      Мой учитель, бывало, зайдет ко мне, возьмет домру, постучит слегка: «Коля, займешь место на конкурсе».
      -  Как он узнавал?
      -  Чувствовал резонанс.
      -  Когда вы стали  самостоятельно работать?
      - Учился года полтора, работал шофером и уже  мастерскую строил. Потом начал самостоятельно делать инструменты, но года полтора ходил консультироваться, не мог без помощи обходиться. В тонкости вникал. Тут можно быть и мастером, а все равно будешь всю жизнь учиться: столько секретов в этом деле, например, высота струн. На конкурс я делал домру, украсил головку домры цветами из перламутра. Покупал ракушки у китайцев.  Тут всю жизнь можно работать и любоваться, то подлокотничек, то головку украсить, усовершенствовать. Конечно, размеры должны быть стандартные. Знаете, как приятно, когда выходит артист и говорит, что играет на домре такого-то мастера. Ведь на каждом инструменте указана фамилия мастера.   
 
   -  Во сколько лет вы начали  новое для себя дело?
   -  Около тридцати лет мне было. Уже больше двадцати лет занимаюсь домрами.
   -  Вы делаете только домры? Какие?
   -  Да, делаю только домры - альты, 3-струнные, 4-струнные и пикколо.
   -  А какое дерево используется для домр?
   -  Для изготовления домр используется карпатский клен. Древесина  должен быть с волной, тогда красота будет в инструменте. Специального распила сибирская ель - резонансная,   очень упругая  и черное дерево*.

      Дерево  выдерживается не менее десяти лет.
      Работал у нас старый  мастер Емельянов, после его кончины  вдова отдала мне его запасы материала, который хранился  двадцать лет. Когда материал покупается, то на нем ставится дата приобретения.

  *Черное дерево - общее название древесины некоторых деревьев, принадлежащих к различным семействам - эбеновых, акациевых и др. Окраска древесины, как правило, темная или черная, вследствие высокой плотности и красивой текстуры.


   -  Этот рисунок «волна» на древесине клена нужна только для красоты?
   -  И для красоты, и с волной клен плотнее, что тоже важно для инструмента.
   - Вы говорите, что не делаете сейчас 4-струнные домры?
   -  Нет заказов.  Их  раньше в Украину забирали, а теперь нет. Еще в городе Екатеринбурге играли на 4-струнных домрах, где профессор Войская руководила оркестром, но она в Америку уехала.
   - Как проходит приемка    инструментов?
   - Когда мастер сдает на фабрику инструменты, на приемку приходят профессора из Гнесинки. Один настраивает, другой принимает и ставит одну из трех категорий. Если не звучит домра - мастер везет ее домой. За такой инструмент ничего не получишь.
   -  Если не зазвучал инструмент, уже ничего нельзя сделать?
   -  Возможно, инструмент набрал влагу. Полежит, высохнет и зазвучит. А вот если деку сделал жесткую, то  и не зазвучит.
   -   А разве дека не должна быть жесткая?
   -  Должна быть определенной жесткости. Надо угадать. Может, пружинки тоньше нужны. Между декой и корпусом  ставятся три пружинки. Делаются они из  елки и держат все натяжение.

     Тут я  испугалась, что ненароком могу раскрыть какие-нибудь секреты, на  что Мастер ответил: «Секреты -  в голове и в руках»
      - Еще и клеи какие-то специальные нужны, и лаки?
      - Клей и сами варим, и покупаем готовый. Спирт,  лак,   струны покупаем.
Красим, морим дерево. Вот отделка  на домре темнее, это из мореного дерева, для красоты. Накладки, панцирь делаю из мореного дерева.

      - На верстаке лежит шаблон, на котором собирается  домра определенного размера?
      - Это болванка, на которой собирается кузовок,  на ней подгоняю клепочки одну за другой. Каждую подбиваю, подгоняю, приклеиваю, затем она должна высохнуть, и только потом клею другую. Когда кузовок готов, он сбивается молоточком с болванки.
     -  На стене висят эталоны?
     - Это лекала. По ним делаю пропилы. Расстояния ладов для разных домр (от  альтовых домр  до пикколо) имеют свои размеры.

      Мастер еще долго и обстоятельно рассказывал мне о тонкостях своего дела.  Если читатель мог видеть, с  какой нежностью и лаской берет он в руки отдельные элементы и детали будущей  домры!  Все его лицо светится добротой и любовью. Да, только с таким отношением к делу можно достичь успехов.

      - Знаю, что Вы подарили одну из домр Нахабинской школе искусств. Там действительно плохо с инструментами? Сейчас положение меняется в  лучшую сторону?
      -  Владимир Владимирович Путин  выделил  специальный транш. Директор  составил с мастерами договоры на изготовление около 600 инструментов: домры, балалайки и даже пианино. Эти инструменты будут переданы бесплатно в музыкальные школы.

      Раньше каждый мастер старался передать свое искусство ученикам, но, к сожалению,  сейчас и мастеров-то осталось мало.  Отрадно,  что в  2002 году впервые в России при Московской школе художественных ремесел открыт класс подготовки художников-мастеров национальных музыкальных инструментов. Будем надеяться, что там со временем вырастут свои Мухины.

      Рассказав о Николае Николаевиче как о  Мастере, я   раскрыла не все его человеческие качества. Ведь создалось впечатление, что говорили мы о здоровом, полном сил человеке. На самом деле это не так.  Во время службы в морской пехоте в Северодвинске, он получил тяжелые  травмы, перенес пять сложнейших операций, долго ходил на костылях. Николай Николаевич - человек сильной воли,  крепкого, мужского характера. Рядом с ним все эти годы жена-красавица, с ней они с пятого класса учились вместе в школе.  Она ли его поддерживает, или он старается быть сильным рядом с такой женщиной. Во всяком случае, домра «Валюша», названная  именем жены, на   конкурсе 2004 года завоевала приз.
 
      Дай Бог, здоровья Николаю Николаевичу! Хочется верить, что помогает ему Святая Матрона, к иконе которой ездит этот незаурядный человек просить о себе и своих близких! Здоровье нужно  ему и для того, чтобы  передать   мастерство внуку. 
      Пусть звучат его инструменты в концертах и радуют любителей музыки!   

                25.05.2005
 


Рецензии