Педагог по призванию

       Ольга Александровна Сальникова - учитель русского языка и литературы Красногорской гимназии № 7, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета.

      - Ольга Александровна, Вы потомственный педагог? Какое влияние на Вас оказали Ваши родители?
      - Я не являюсь потомственным педагогом. В нашем роду  не было ни одного учителя. Родители мне очень помогли в становлении тем, что не мешали, хотя понимали, что работу выбираю трудную и малоденежную.  Я им за это очень благодарна.

       - В каком классе Вы учились, когда захотели  стать учителем? Какую школу закончили? Расскажите о Ваших учителях.
       - Учителем захотела стать сразу, как только пришла в школу. С первого класса я знала, что буду учительницей, но до окончания школы не знала – учительницей чего. Свой выбор я сделала под влиянием Валентины Дмитриевны Кочетовой,  у которой  училась в 10-11 классах.  Она  преподавала литературу. Каждый урок ее был мини-спектаклем. Я всегда училась в свое удовольствие. Училась в  школе № 7, в которой  теперь работаю. Другой школы в моей жизни не было. Учителя  были замечательные. Думаю, что свой выбор сделала потому, что, когда я училась, мне в школе было хорошо. В моей  школе и в роли учителя ощущаю себя хорошо.

      - Какие воспоминания  о  первом уроке, который вы провели сами?
      - Это был урок  русского  языка в пятом  классе, пятнадцать лет тому назад.  Помню, как   готовилась к этому уроку, но сам урок плохо помню. Наверное,  очень волновалась.
      - Сколько лет Вы проработали в школе до защиты кандидатской диссертации? 
      - До защиты диссертации я проработала восемь лет. Работать в школе начала, учась на третьем курсе.  В аспирантуру меня пригласили сразу после окончания института, который к тому времени был преобразован в университет. Пять лет с годичным перерывом  на декретный отпуск училась в аспирантуре.  Восемь лет совмещала работу с учебой и в 1999 году защитила диссертацию.
      - Как возникла тема диссертации?      
      - Из темы дипломной работы: «Обучение рассуждению учащихся средних классов». Коллеги подсказали, чтобы взяла для диссертации  жанр рецензии: что собой представляет рецензия в публицистике, в газетах, журналах, рецензия  на театральные постановки, на фильмы, книги? Как эффективно научить этому школьников?  Провела несколько экспериментов. В тех рамках, в которых я проводила исследование, оно закончено. 

      - Какую дисциплину вы преподаете в университете? Продолжаете ли научную работу?
      - Основной предмет – русский язык и культура речи  и риторика. На отделении журналистики – риторика журналиста, спецкурс – спортивная журналистика, на разных факультетах  -  деловое общение. Веду спецкурс – аргументация  в  речи учителя. Много работаю над методикой преподавания русского языка с  Верой Васильевной Бабанцевой - автором учебников по русскому языку. Мы с ней выпустили учебник для профильной школы, тренинг по орфографии, сейчас делаем методические рекомендации к учебнику для 10-11 классов.

      - Почему Вы остались на преподавательской работе в школе?
      - У меня и мысли никогда не было уйти из школы.  В университете мне предложили  работу преподавателя на полставки. Я согласилась, и теперь уже оттуда уходить жалко. Вот  так «на двух стульях» сижу уже семь лет.   Университет много дает в плане саморазвития. На кафедре аура умнейших людей, отдающих жизнь науке. Это неповторимая атмосфера интеллектуальной деятельности. 

      - Отличается поколение сегодняшних школьников от Вашего поколения?
      - Я об этом много думала. Не могу ответить однозначно. Они другие – более свободные, они больше знают, на «ты» с компьютером. Они выросли в эпоху телевидения  Другие!  Но  есть еще и основополагающие ценности. Старшее поколение всегда считает: «Мы были лучше». Мне не хочется так думать. У нас тоже были   какие-то минусы. Жизнь идет, и новое поколение  в новой жизни адаптируется. Большинство  очень хорошие ребята!

      - Заметно ли материальное расслоение общества на взаимоотношениях учеников?
      - Дифференциация идет уже на уровне выбора учебного заведения, существуют частные школы, спецшколы. Если и есть расслоение, то в сторону еще большей бедности.  Это ужасно!
 
      - Программа по литературе значительно изменилась в связи с перестройкой. Вы довольны, что появились в программе забытые имена? Вам бы хотелось, чтобы остались не забытыми имена писателей, которых нет в программе? Вы имеете возможность говорить о них с детьми?
      - Программа изменилась, и давно. Только в первые годы моей работы были старые программы. В новую программу по литературе вернулись забытые имена, литература зарубежья, изучаем современную литературу. Стало возможно обо всем говорить. Это хорошо. У учителя должна быть возможность выбора. К примеру, роман Фадеева «Молодая гвардия», я старшеклассникам  рекомендовала читать и сказала, что  сама в детстве читала, это была одна из моих любимых книг. Те, кого не испугал объем, прочитали и были довольны. Вообще книги о войне пользуются интересом. То, чему учили меня в школе, в большинстве своем осталось. Горького «Буревестник» мы учили наизусть, я и сейчас задаю. Роман «Мать» и сейчас читаем. Просто мы еще читаем Бабеля, Замятина «Мы» и др. Когда картина  освещается с разных сторон,  то  складывается    целостное представление.  У меня всегда есть возможность говорить о разных писателях. Мы с учениками 10-11 классов обмениваемся книгами современных писателей, и наши читательские пристрастия часто  близки.

      - Если Вы не любите кого-нибудь из поэтов или писателей, Вы говорите об этом   ученикам? 
     - Детям я никогда не говорю, что мне не нравится, потому что на них очень влияет мнение учителя. Им трудно потом преодолеть себя  и тяжело прочитать. Чтобы этого не случилось, говорю им, на что обратить внимание,    что в этом произведении  мне кажется интересным.  О каждом писателе рассказываю  с восхищением и интересом. У них складывается впечатление, что мне все нравятся.
 
      - Советская педагогика ставила цель «подготовить всесторонне развитых, культурных, образованных, высокоидейных членов общества».  Какие сегодня цели у педагогики?
      -  Цели на словах точно такие же. Программа модернизации образования включает в себя подготовку всесторонне развитого, культурного, образованного члена общества. Он должен быть адаптирован в обществе, быть успешным,  востребованным на рынке труда. Цели всегда очень хорошие. Другое дело, как эти цели достичь. Если раньше в основе было равенство, то сейчас – конкуренция,  даже в учебных заведениях.

      - Как воспитывается чувства патриотизма? На каких примерах?   
      - Вообще сложно научить  любить Родину. Мне кажется, даже нельзя, как вообще нельзя научить любить. Нужен повод гордиться чем-то.  Мой   9 класс (нынешний 11а) на уроке риторики защищал проект «Моя программа процветания России».  Ребята выступали с проектами,   предлагали изменения  в экономике, социальной политике, говорили, что бы они сделали, чтобы Родиной можно было гордиться, стараясь быть убедительными. Я стала подводить итоги. И вдруг один мальчик поднимает руку  и говорит: «Ольга Александровна,  а Вы лично  что делаете для того, чтобы Родина процветала?» Я растерялась на долю секунды, а потом сказала: «Обучаю детей, стараюсь это делать хорошо и считаю себя  в ответе за тех, кого обучаю».
     Если я выучу настоящих людей, граждан, на которых страна сможет положиться, то это и будет патриотическое воспитание. Лозунгами, призывами   ничего нельзя  добиться. И вторая сторона:   важно, что дети читают.  Если они со мной читают произведения, в которых поэты и писатели гордятся своей Родиной, то это влияет на формирование личности. Моя задача -  приобщить их к чтению.

     - В нашей стране наблюдается отток лучших специалистов за границу. Какое мнение  школьников по этой проблеме?
     - У нас была дискуссия: стоит ли уезжать за рубеж.  Ученики поддержали идею, что надо уезжать за границу: «Здесь «ловить» нечего, здесь мы никому не нужны». Я говорю: «Там же чужая страна. А как же чувство Родины, скучать же будете?». Они: «Нет. Там, зато платят хорошо. К человеку по-другому относятся. Там есть уверенность в завтрашнем дне».
     Несмотря на все эти аргументы, не представляю себя за рубежом. Я здесь родилась и здесь буду работать. От нас, от каждого зависит, как будет  складываться жизнь нашей страны.

     - Как Вы противостоите влиянию телевидения и массовой культуры на школьников?
     - Влияние мощнейшее. Особенно  телевидения. У него есть возможности влиять  на молодежь и управлять ею. Детей надо занимать, чтобы не было времени смотреть телевизор. Нужно, чтобы ребенок с удовольствием шел в школу, затем мог остаться на занятиях в кружках, чтобы были факультативы. В нашей школе есть театральный кружок,   кружок журналистики и  другие. Если школьник идет домой  заниматься делом, то телевидение становится фактором второстепенным. Ребенка надо заинтересовывать, его надо вести за собой. Тогда влияние телевизора будет минимальным. Но сегодня телевизор не самый плохой вариант. Страшнее влияние улицы.

     - Возможно ли качественное проведение единого экзамена (ЕГЭ) при использовании в школах разных учебников? Где выход из положения?
     - Думаю, что единый экзамен будет, хотим мы этого или не хотим.  Тот уровень ЕГЭ, который предлагается сейчас, не очень сложный. Там нужны только базовые знания, и не имеет значение, по какому учебнику  и по какой программе дети учатся. Насколько ЕГЭ решит проблемы равенства доступа к высшему образованию, не знаю.

     - Как Вы справляетесь с жизнью и воспитанием дочери при минимальных окладах бюджетников? 
     - Справляюсь только потому, что очень много работаю. Не разрешаю себе отдыхать. Работаю на двух работах. При этом оплата труда для меня никогда не являлась решающим фактором. Работая в школе, я  испытываю удовольствие. Это важнее денег.

     - Какое образование Вы хотели бы дать дочери?
     - Она у меня еще маленькая. Учится во втором классе   школы, в которой я работаю.   В этой школе учились мама и  я, моя сестра, муж, племянник. У нас отношение к школе очень теплое. Какое бы дочь  ни получила образование, главное, чтобы оно ей нравилось. Хотела бы не помешать ей выбрать специальность,  чтобы она была свободна.

    -  Вы член партии?  Были ли Вы членом ВЛКСМ?
    - В партию не вступала, не успела по возрасту. Комсомолкой была, вступила одной из первых. Когда училась в школе, была убежденной комсомолкой. В тех идеалах, которые переняла от комсомольской организации, я и сейчас не вижу ничего плохого. Может быть, работа была немного заформализована – собрания, протоколы… По сути своей плохим мы не занимались. Организация рухнула. Ничего нового не создается. Те движения, которые сейчас возникают, например, «Идущие вместе», представляются мне копированием комсомольской организации в худшей форме. Хорошие дела должны начинаться на местах,   дела  организации не в том, чтобы  проводить  слеты.

    - Что для  Вас означают понятия  «политика» и «политики»?
    - Сказать, что совсем  не интересуюсь политикой, будет неправда. Основная программа, которую смотрю по телевиденью – новости. 
     На мой взгляд, политики сегодня в основном говорят. У нас никто не занимается беспризорными детьми, жалко пенсионеров, которые всю жизнь работали и сегодня совсем не обеспечены. Я не вижу улучшений, но все равно надеяться надо. Верю, что будет хорошо.

   Ольга Александровна  посвящает  жизнь воспитанию и обучению детей.  Дети являются,  по сути, связующим звеном между настоящим и будущим.  Думаю, что нам с вами повезло, что сегодня есть   преподаватели, беззаветно служащие своему призванию.  Пока наших детей учат такие педагоги, можно  быть уверенными в будущем нашей страны.            


                01.10.2005


Рецензии