Жонглер

     Как написать о жонглере, чтобы избежать штампов и банальностей? Ведь даже маленькие дети знают, как в цирковой программке называют дяденьку, ловко подбрасывающего и не роняющего одновременно несколько предметов. Что тут еще можно придумать? Разве что вспомнить о гадком, но весьма полезном для карьеры умении некоторых взрослых манипулировать окружающими людьми – их слабостями, привычками и «болевыми точками». Это тоже жонглеры. Только цирк для них – не жалкие квадратные метры под куполом, а вся эта жизнь в целом… Но о таких субъектах, как о жонглерах,  мы говорим в переносном смысле. О них лучше позаботится антрепренер, устраивающий цирковые представления для сатаны в аду. А сейчас хочется показать жонглера с нетривиальной стороны – изысканно, изящно, одухотворенно… Ведь недаром Он родился в эпоху раннего средневековья в гламурной Франции. Странствовал, выступая как рассказчик, певец, музыкант, фокусник, исполнитель импровизированных сценок. Его называли шпильманом в Германии, скоморохами в России, а еще – менестрелями. В течение нескольких веков Он был единственным носителем светской музыкальной культуры, единственным профессионалом в области инструментальной музыки. Эдакий страстный бунтарь, которого хочется укротить. Свободолюбивый жеребец, пробуждающий азарт к покорению и усмирению. Томный, чуть циничный декадент, бросающий перчатку в лицо элите от вольнолюбивого духом народа. К Нему, трубадуру, благосклонны женщины, от кухарки до Принцессы. Ибо стихи его «жонглируют» обостренными у дам нервными окончаниями, покрывая тело «гусиной кожей», а душу – тонким слоем душистого елея. Ему, талантливому гистриону, доверяли мужчины, от кучера до Его Высочества. Ибо актерство Его было настолько достоверно, что переставало быть игрой: Он становился своим и первому, и второму…
     Как жаль, что этот Жонглер остался там, в своей эпохе. Не захотел приобщаться к новинкам научно-технического прогресса. Саботировал звукозаписывающие устройства, игнорировал новые законы шоу-бизнеса. Распался, раздробился, рассыпался на десятки «узких специальностей»: певец, музыкант, танцор, актер… Да оно и понятно: продюсерам выгоднее собирать кассу от выступления нескольких, чем одного. И лишь придя в цирк, где среди прочих выступает жонглер, умеющий подбрасывать и ловить одновременно несколько предметов, мы можем смутно вспомнить о человеке, владеющем несколькими талантами сразу. Вспомнить и задуматься: а навсегда ли мы Его потеряли? Может, Он только гениально сыграл сцену прощания со своими поклонниками, как это делает престарелая звезда перед уходом на покой? А сам продолжает свои странствия, проявляясь, время от времени, новым кумиром, идолом, светилом науки или культуры. По-прежнему жонглирует нашими представлениями об истинном искусстве и суррогатах, нашими умами, чувствами, мнениями. Жонглирует и наблюдает: кто из нас зачарованно, не отрываясь и открыв рот, следит за Его манипуляциями, а кто, улучив момент, когда толпа развлекается, прикрывает глаза и получает ни с чем не сравнимое удовольствие от общения со своей собственной, лично рожденной мыслью…


Рецензии