7 ноября

    1
      
       Все, что я знаю потому, что есть бог, и я знаю его.
       Только на этом можно основаться твердо и в отношениях к людям, и к себе, и к внеземной и вневременной жизни. Я не только не нахожу этого мистичным, но нахожу, что противоположный взгляд есть мистицизм, а что это одна самая понятная и всем доступная реальность. На вопрос: что такое бог? я отвечаю так: бог -- это бесконечное, все, чего я сознаю себя частью.
       Бог для меня -- это то, к чему я стремлюсь, то, в стремле­нии к чему состоит моя жизнь, и которое поэтому и есть для меня; но есть непременно такое, чего я понять, назвать не могу. Если бы я его понял, я бы дошел до него, и стремиться бы некуда было и жизни бы не было.
       Не могу понять и назвать его, а вместе с тем знаю его, знаю направление к нему, и даже из всех моих знаний это самое достоверное. Мне всегда страшно, когда я без него; а только тогда не страшно, когда я с ним.

Лев Толстой
      

    2
      
       Религиозные действия, вытекающие из себялюбивых це­лей, как молитвы о дожде или жертва для награды в будущем мире, всегда корыстны, и только поступок, совершенный вследствие познания бога, достоин его.
       Признавая, высший разум во всех существах и вещах, ис­тинный верующий приносит в жертву свой ум, направляя его к духу божьему, и приближается к природе того, кто светит своим собственным светом.
       Пусть каждый внимательно рассматривает природу, видимую и невидимую, как существующую в божественном разуме, потому что, созерцая бесконечный мир в божественном разуме, он не может уже отдаваться злым помыслам.
      

    Законы Ману
      

    3
      
       К богу никогда не надо ходить нарочно: "Дай я пойду к богу, стану жить по-божьи. Жил по-дьявольски, дай поживу по-божьи, попробую, авось не беда"... Это беда, и большая.
       К богу, вроде того, как жениться, надо идти только тогда, когда и рад бы не пойти и рад бы не жениться, да не могу... И потому всякому не то, что скажу: иди в соблазны нарочно; а тому, кто так поставит вопрос: "А что, не прогадаю ли, если пойду не к черту, а к богу?" закричу во все горло: "Иди, иди к черту, непременно к черту!" Во сто раз лучше обжечься хорошенько на черте, чем стоять на распутье или лицемерно идти к богу.
      

    4
      
       Если человек и не знает, что он дышит воздухом, он зна­ет, что лишился чего-то, когда задыхается. То же и с челове­ком, лишившимся бога, хотя бы он и не признавал его.

   


Рецензии