Надежда

       Надежда Комарова - победительница поэтического творческого конкурса «Уникум», который проводился в 2003 году в городе  Красногорске.

      Первая публикация Нади появилась в школьные годы в  поэтическом альманахе «Лирика юной души» - стихотворение «Моя Москва»,   написанное десятиклассницей,   проникновенное, образное и патриотичное.          
      Затем были публикации в сборниках «Город на Красной горе», в альманахе  «Третье дыхание», в «Красногорских вестях», в литературном сборнике «Созвучие».

      - Победа в конкурсе – это престижно?
      - Было очень приятно, что меня отметили. Правда, ничего во мне не изменилось, не появились гордыня и высокомерие, чему я очень рада.

      - Когда вы написали первые  стихи?
      - В раннем детстве  сочиняла рифмованные загадки. Я этого не помню, мне рассказывали родители. Лет в шесть появились наивные стихи, а в шестнадцать стала сочинять осознанно.

      - Что такое поэзия для вас?
      - Это движение души. Чувства, эмоции, которые   хочется    передать. Мне кажется, что я это умею. Стихи пишу не из честолюбия. Просто мне нравится  писать стихи.

      - Печатаете сразу   на компьютере?
      - Нет. Рукой пишу. В компьютер потом вношу. Прозаические работы могу писать прямо  на компьютере.

      - А  какая тематика стихотворений?
      - В прошлое ушли стихи тяжелые по настроению. Когда написала первое светлое, подумала: оказывается, стихотворения могут быть и не только грустными.  Вообще даже в моих грустных стихотворениях грусть светлая. Много  стихов о любви, не только к мужчине. Вообще о любви. Если пишешь от души, стихотворение не будет банальное. Пишу стихи, связанные с какими-то людьми, с событиями, иногда  зарисовки природы. Стихов с социальным содержанием у меня  немного, я их не очень люблю. Хотя и они могут быть интересными, если пропущены через душу.

      - Хотелось бы  издать свой сборник?
      - Считаю, что издавать книги стоит только после смерти автора: тогда     стихи можно разбить на темы и направления. Но я собираюсь прожить долго. Мне ведь всего 22  года.  Может быть, издам сборник.
 С удовольствием занялась бы издательской деятельностью. Но нужны громадные капиталовложения. Если издание творческое, я еще могла бы найти авторов. Хотела бы издавать журнал или газету. Концепция творческого журнала у меня в голове есть.

        -   Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
        - С уважением отношусь к истории своего рода, моя мама из Краснодарского края, а папа из Ставропольского. Я больше отношу себя к папиному роду. Дедушка по папиной линии  написал   автобиографическое произведение времен  гражданской войны и  даже показывал его Шолохову.   Писатель  похвалил и сказал, чтобы это было напечатано, нужно заменить имена. Работу  дедушка так и не опубликовал, и со временем она была потеряна.

      - Как вы относитесь к современной жизни в России?
      - У России свой путь. Дров мы, конечно, наломали, но русский человек живучий.  Может быть, потому что его душа жива. Есть народы, которые уходят от духовного к материальному, и наоборот.   Индия страна духовная, но там очень много больных людей, много грязи. В Америке идет уход к материальному.  Мы находимся на пересечении этих миров.
      На востоке есть проклятие: «Чтоб ты жил в эпоху перемен».   Мне нравится жить сегодня. Не терплю застой. С уважением отношусь к прошлому России. Все что происходит,  оборачивается чем-то положительным.
      Мне кажется, и при советской системе были свои плюсы. Люди могли что-то делать за идею, а не то, что сейчас. Может, люди были в чем-то наивными. Не могу сказать, что тогда было плохо, а сейчас хорошо или наоборот. Даже стабильность, в том числе материальная, которая была раньше - это же хорошо.

      - У вас есть друзья?
      - У меня много друзей, именно друзей: и ребят, и девчонок. Очень близких людей, которым я доверяю. Им можно рассказать все что угодно, они меня поймут  и, если надо,  поддержат. Друзья у меня разных возрастов. Приятелей тоже немало.

      - Надя, для чего мы живем? В чем цель жизни?
      - Может это прозвучит банально, я хочу создать семью с любимым человеком, чтобы были дети. Это самое главное. Мечтаю, чтобы был свой дом, не квартира, а дом с садом. Дом с садом для меня   как   воплощение семьи.
         У меня была большая  любовь. Его я знаю со школьных лет, с десятого класса. Верю, что эта любовь еще может реализоваться. Она осталась в душе. Он положительно на меня повлиял.  Настоящая любовь может сделать человека только лучше.

      - Вы верите в Бога?
      - Изначально нам дана свобода выбирать. Я чувствую энергетику церквей. В церковь иногда хожу. Очень хорошо чувствую себя  в церкви, в которой меня крестили. Она находится в Ставропольском крае.       
     Есть такое суждение: Бог есть Любовь. Мы подобие Бога и должны через эту любовь реализовать себя. Бога я чувствую,  верю - он есть.  Не думаю, что Бог кого-то наказывает.
     Молитва должна идти от души, а не просто  произносить  заученные слова. В молитве правильнее не просить о чем-то, а благодарить, потому что все изначально дано. Не считаю правильным кому-то поклоняться.
     Конечно, в каждой религии есть элементы истины. В религиях мне не нравится набор догм. У меня взгляды не совсем православные. Верю, что человек живет не одну жизнь. Не просто верю, чувствую, что в  прошлой жизни я была мужчиной. Мне кажется, что жила в англо-говорящей стране. Характер у меня был гадкий. Была невоздержанная на язык и могла обидеть. Некоторых людей  чувствую - я с ними уже встречалась, их уже знала.

       - В этих рассуждениях вы ушли в сторону от православия, к буддийскому учению о реинкарнации   человека.
       - В каждой религии есть доля истины. Думаю, что нельзя зацикливаться на чем-то одном. Я -  вегетарианка. Уже лет пять не ем  ни мясо, ни рыбу.   Превосходно себя чувствую. Началось с того, что  хотела соблюсти  весной   пост, была духовная потребность.  Пост не выдержала. Но поняла, что могу обходиться без мяса.    Через месяц или два, прекратила есть и рыбу. Я против того, чтобы убивали что-то живое. Ем молочные продукты, овощи, фрукты. Меня спрашивают, что изменится, если ты одна не будешь есть мясо? По-моему, это личное дело каждого. Я к этому пришла.

      - Это переросло в идеологию?
      - Пожалуй, в некотором смысле. Я не ношу одежду из меха и кожи. Правда, она мне не нужна:  я почти  не мерзну.


     - А  шерстяные вещи вы носите?
     - Да, но ведь для этого животное не убивают.

     - В каком институте вы учитесь?
     - Я пыталась поступать в Литературный институт им. Горького, но не прошла по конкурсу. Вначале расстроилась, но теперь об этом абсолютно не жалею.  Руководитель семинара будет учить тебя писать стихи «по своему образу и подобию». Тогда набирал курс Евгений Рейн. Потом познакомилась с его стихами, от моих стихов они сильно отличаются.  Я довольна всем, что происходит в моей жизни.
      Занимаюсь на вечернем отделении педагогического института                им.  Н. К. Крупской. Мы все сами по себе: кто-то работает, у  кого-то семьи. На дневном отделении люди более дружные.

      - Вы учитесь   на платном отделении?
      - Нет. Думаю,   это легенда, что нельзя поступить на бесплатное обучение. У меня подруга учится в МГУ на журфаке,  своими силами поступала и учится бесплатно на дневном отделении. Правда, она  хорошо знала иностранный язык. Работает по профессии на радио в программе «Рок прицел» как редактор, кажется.

       - Вам нравится ваша будущая специальность? Есть какой-то опыт работы с детьми?
       - Да, подобный опыт уже был,  и мне даже понравилось. Педагог - это не специальность, а диагноз. Чувствую, как  иногда говорю наставительным тоном. Идеи, которые мне близки, стараюсь донести до людей. Люблю делиться своими знаниями.

     - Вы будете преподавать литературу.   Может случиться так, что какого-то писателя вы любите, другого нет. Как же вы будете преподавать? Вы скажете своим ученикам, что вам этот писатель не нравится?
     - Начну издалека. В институте у нас была преподавательница, которая вела три темы: Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Я ей очень благодарна.
    К этим авторам  у меня неравнозначное отношение. Во время юбилея Пушкина всех просто замучили - Пушкин, Пушкин. Лермонтова я считала очень мрачным и наивно считала его духовно незрелым человеком. Гоголя представляла, вообще,  чуть ли не сумасшедшим.
     Преподавательница с такой любовью рассказывала о них, что я начала заново интересоваться  этими авторами. Они так чувствовали,  так жили, они имели право на свое мнение. Их мнение может не совпадать с моим.
    В идеале и  я хотела бы преподавать так же.
 
       Да,  наивно  думать   о гениальном Лермонтове как о  незрелом человеке! Думать так о  поэте, написавшем   в 23 года стихотворение «Смерть поэта», стихотворения «Сон», «Валерик», «Предсказание» и другие произведения.
        -   Кто из  школьных учителей на вас повлиял?
        -  У меня были хорошие педагоги в школе. Сознательно не называю их имена, всех не перечислишь. Учителем в смысле творчества могу назвать Софию Федоровну Вето. Когда впервые увидела в книге  ее стихи, она мне показалась близким  по духу человеком, близким  и в творческом смысле.
Отношусь к ней с большим уважением.  Благодаря  ее влиянию, я  творчески выросла.  Думаю, что стихи нужно читать людям, чувствовать их реакцию.
 
      - Вы любите путешествовать?
      - Да. Я по знаку зодиака стрелец  и  люблю путешествовать. Много ездила по городам Золотого кольца, плавала по Волге. Очень люблю наши русские города. Потрясла история Валаама. На скалистый остров  приходившие монахи приносили землю.  Теперь там растут вековые сосны.
     Люблю наш город. Красивый, зеленый. Люди общительные, доброжелательные, и почти ни у кого нет часов.
     К ветеранам   отношусь с большим уважением.   Не смогла дважды придти    на их собрания  по семейным обстоятельствам. Боюсь, что обидела их. Хотела бы перед ними извиниться, если кто-то прочитает это интервью. Я отношусь к ним с большим теплом.

     - Какая музыка Вам нравится?
     - Русский рок, пожалуй. В нем чувствуется русская душа. Совсем даже не тоска, как говорят многие. Конечно, не те песни, в которых только набор слов.   Я спокойно отношусь к разным музыкальным  стилям.

     - А какие группы?
     -  Это скорее вопрос стиля. Например, группа «Аквариум» Бориса Гребенщикова. Правда, его песни мне тоже не все нравятся. «Наутилус Помпилиус», «Чиж ; С;», у «Сплина» - некоторые песни из ранних, в основном. Земфира - талантливая женщина. У нее был в жизни период не очень хороший, по-моему, и она ушла в тень. Маша Макарова - мало известная певица… «ДДТ», «Разные Люди», «5nizza», Максим Леонидов, Инна Желанная… Очень нравится Дельфин. Классику слушаю по настроению.

     - Кого из поэтов вы любите?
     - Пастернак мне нравится живостью и красотой стиха. Есенина люблю за честность. Выплеск души, иногда даже грубый, но очень честный. Мне это импонирует.

     - Какой художник вам нравится?
     - Очень нравится Карл Брюллов.

       О, эти  прекрасные и  изысканные  молодые кареглазые женщины на  полотнах  знаменитого художника!
      Подумала, что  Надежда  Комарова и сама как  с картины Карла Брюллова.  Нежная и ласковая душа, стойкий и твердый характер. Как сложится   творческая судьба Надежды Комаровой  - будет зависеть от множества объективных и субъективных обстоятельств.  Но что натура одаренная найдет себя в жизни, что это - поэтическая надежда в литературе,  можно не сомневаться.

                02.03.2005               


Рецензии