Новые времена - новые жанры

Рами Юдовин "Ветер в ладонях" http://proza.ru/2013/04/11/1061

«Ветер в ладонях»  заявлен как роман-притча. Но если исходить из определений притчи, то ни дидактики, ни особой «выразительности» вы не увидите. Правда, есть определенная декларативность, тенденциозность, ибо роман характеризуется предельной заострённостью главной мысли, которая стара, как мир – что есть Вера? Вы прочитаете и воскликните: да это не главное. Возможно. И это замечательно, потому как мыслей и тем хватает и для наших, и для не наших. Все-таки притча!
 С одной стороны, роман написан в духе лучших образцов философских и богословских бесед-диалогов (см. например, Платон. Пир). Однако его жанр все равно не вмещается в известные каноны, так как с другой стороны - это самый настоящий триллер. Причем в традициях классических триллеров (см. например, М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).
Роман можно «читать », т.е. смотреть, как фильм, настолько ярки и сценичны, при кажущейся простоте, образы героев. Невольно появляется аналогия с фильмами Хичкока – вроде бы действия сведены к минимуму, а ловишь себя на мысли, что ты в постоянном психическом и мыслительном напряжении.

Нужно обладать и мастерством, и нестандартным мышлением, и Верой не только в Бога, но и в себя, чтобы притчу с ответами на вечные вопросы написать в виде триллера. 
  Многие называют подобный жанр «реальной фантастикой».(?) Осталось только определить, где  «реальная» реальность, а где -  «иная»,   увиденная автором, который  предлагает принять  ее  либо за «фантазию, чтобы  не зависнуть в ней», либо  поверить в нее,  и  тогда уже стать не зрителем, а участником.

Кстати, «видимая» сюжетная линия (без использования терминов типа фабулы, коллизий, экспозиции и пр.) достаточно примитивна. Встречаются, знакомятся, идут, приходят, сражаются…. Но вашей фантазии, уму и воображению скучно не будет, стоит только задуматься о Губителях и Чужом народе, например.
 Возможно, вас заинтригует Странник, образ которого обсуждается не один год, и практически никто не может дать ему окончательную характеристику. Возможно,  вы узнаете (увидите)  себя в нем  или в других «последних» героях нашего времени, которые живут  по соседству, – Медиум, Связной, а может быть Чиновник или мятежник-боевик, хранитель тоннеля? Вам решать.

 Вы встречали людей, которые ищут точку опоры, чтобы перевернуть мир? Причем мир не фентезийный, не инопланетный и не потусторонний, а наш с вами – реальный, родной, любимый, так лелеемый нами, ибо взращенный на собственных иллюзиях и грехах. Этот Мир, который как бы и не нуждается в том, чтобы его меняли, уже комфортно ставит нам в пример Сократа с его очень простой и гениальной идеей познания…и бездеятельности. А вы знаете, чтобы действительно изменить себя, нужно пройти сквозь Огонь, Воду и Медные трубы.. . или сквозь заминированный тоннель, как это сделали Странник и Птица…. Нужно умереть.

 Впечатление могу высказать только словами одного из героев романа: " Вроде ничего особенного не говорил этот человек, высказывания его наивны, банальны, но по какой-то причине они проникали в душу и вселяли надежду..."
Автор делится своим видением и открытиями искренне и серьезно, они не могут не затронуть даже тех, кто решение вечных вопросов уже завершил. Удачно, на мой взгляд, и органично автор связывает (соединяет) «земное, временное и небесное, вечностное», рассуждает (не призывает!) об индивидуальном нравственном выборе и непременно индивидуальной ответственности за этот выбор. О невидимом, сакральном - прозрачно, не придумано (как будто сам видел), что, по словам одного из героев, «и почувствовать то сложно, не то чтобы дать словесное определение».

 Конечно же, есть некоторые моменты, которые могут «смутить» читателя, например, когда герои с молитвой взывают к Богу. Это очень интимные моменты, и у каждого своя молитва. И автор старается тактично ввести их в текст книги (хотя, на мой взгляд, абстрактно, не личностно, что снижает некоторую экспрессивность и убедительность).

Я  бы назвала автора скорее очевидцем,  чем  сочинителем.   Отсюда нет и  претензий на «художественность» текста. Излишние метафоры, красивости, литературные приемы, описания природы, движения чувств и пр. и пр., которые  иногда до тошноты в большом количестве и неоправданно встречаются в современной литературе, в этой книге отсутствуют. Достойно. Живые, яркие, сложные и одновременно простые (иногда даже однобокие и схематичные, в силу собирательности) характеры и отношения героев даны также в диалогах и монологах. И даже некоторая их затянутость или излишнее внимание к деталям, или текст «от автора», сухой и однозначный, не остановит вас, и вы не заметите, как книга уже прочитана. Но, конечно же, при условии, что это «ваша» книга.

 Вы не найдете и интеллектуальных «вывертов» или претензий на «последнюю инстанцию», даже если автор тенденциозно «пересказал» сюжеты Библии. На мой взгляд, выискивание аналогий, например с Иисусом Христом, заведет и автора,  и читателей в тупик.
 Роман-притча «Ветер в ладонях» невольно заставляет видеть  реальный мир без страха быть обвиненным в предательстве своей церкви или в своей неадекватности. Вытравите из себя чувство разделения на наших и ваших, «неверных и верных»…... и   читайте роман. Потому что он во многом шире наших представлений о религии и Вере.  Читайте, потому что это просто захватывающее «чтиво».
http://proza.ru/2013/04/11/1061


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Татьяна!
И хоть я и молодой (увы, только по срокам пребывания
на форуме, но не по возрасту)
участник форума, но обратил внимание на некоторые, кажущиеся
для меня странными, вещи на нём. К примеру, нелюбовь
(либо неумение)читать длинные вещи (потому преобладают,
так называемые, миниатюры); нежелание или неумение писать серьёзные рецензии.
Превалируют авторы "одной мысли, одной фразы", на которых,
словно мухи на мёд, кидаются такие же "рецензенты" (бывает,
на одну такую "шибко мудрую" фразу усматриваешь полторы
сотни таких же "мудрых" отзывов). Рейтинг! А за ним -
пустота.
И, вдруг! автор, читающий толстые романы, да ещё исторического
плана! Да ещё пишущий мудрые и интересные рецензии! И даже
публикует рецензии в виде самостоятельного произведения!
Значит, не всё потеряно в этом мире!!!
Спасибо, что пробежались по серьезному произведению моего деда.
Если заинтересует, заходите на другие странички. Хотя (честно
говоря!) опасаюсь Ваших рецензий - всё очень фундаментально.
Откуда такой опыт, если не секрет (заглавная страница о том
умалчивает)?
Понравились Ваши мысли и наблюдения о жизни такого таинственного
для нас народа, как индусы, непальцы. Хотел спросить у Вас: Вы
знакомы с такими произведениями, недавно появившимися на
отечественных книжных полках, как "Шантарам" Грегора Дэвида Робертса
("Азбука", СПб, 2012) и "Три чашки чая" Грега Мортенсона и Дэвида
Оливера Релина ("Эксмо", М. 2013)? Если - нет, то очень рекомендую.
Это блестящие документальные романы об Индии и Пакистане. Больше
ничего не скажу - прочтете, поймете меня.
И, наконец, последнее. Извините за прямоту (мы, военные, народ вообще
тупой своей прямолинейностью, уж извините), но Вы никогда не были
в Кишиневе? Ваши фамилия и имя у меня
вызывают некоторые ассоциации...
С уважением, и надеждой на ответ,
Виталий.

Виталий Голышев   23.05.2014 16:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий! Благодарю за такое замечательное приглашение к диалогу. Ответить подробно на все вопросы смогу позже, ничего не поделаешь - летний сезон, да и на сайте (форуме, как Вы говорите) появляюсь редко.
В Кишиневе не была, о названных книгах знаю, но еще не читала, к сожалению.
Произведения деда изучу внимательно.
Поговорим обязательно и о критике (рецензиях), и об исторических романах, и не о таком уж и таинственном для нас народе, как индийцы.
С уважением,

Таня Московцева   26.05.2014 15:28   Заявить о нарушении
Виталий! Здравствуйте! Вот с таким опозданием я отвечаю. Ну какой диалог может получиться с таким редким человеком на сайте. И все же надеюсь, что наше общение продолжится. Мне же еще нужно вернуться к произведениям Вашего деда. А еще впереди ужасная поздняя питерская осень, которая располагает к чтению…
Со временем, когда станете не-молодым на сайте, Вы познакомитесь со многими авторами, которые пишут настоящие критические статьи, которые искренне переживают за лицо прозы ру, которые даже публикуют практические рекомендации по написанию произведений и рецензий, и кстати очень полезные и талантливые.
Что касается моих рецензий – это случайность, баловство, писать я их не люблю, потому как по большому счету не умею, как и не любят и не умеют многие на сайте. Так что не надо меня воспринимать как Вашего потенциального рецензента.))
Критика - это же особенная профессиональная сфера, которая требует любви и внимательности к разбираемому произведению даже больше, чем труда и времени. Писать реальные фундаментальные рецензии – труд адский, если нет азарта.))
А здесь в основном люди, создающие свои творения, они не критики. Правда, при первом знакомстве с сайтом, складывается именно такое впечатление, что это чуть ли не социальная сеть, где люди обсуждают свое насущное, далекое от литературы. Но, в конце концов, комментарии типа «нравится-не нравится» и «клубы по интересам и пристрастиям» не так уж и плохо и имеют право на жизнь. Это, на мой взгляд, естественные издержки литературного портала, которые нисколько не умаляют его истинную ценность.
С уважением,

Таня Московцева   04.06.2014 16:38   Заявить о нарушении
Когда я только появилась на сайте с очерками об Индии, мне рассказали о рейтингах, о зарабатывании баллов, отзывах, политических и прочих баталиях, о клонах, кликушах…. Было так интересно слушать! Целая планета под названием Проза ру!)))
Миниатюры на сайте в почете. Это тоже естественно. Талантливого человека сразу определяешь, а дальше уже выбор – читать или нет его произведения. Да и многие предпочитают все еще бумажные издания, а не сидение перед жк-экраном. К этому тоже надо привыкнуть. Ведь и я читаю толстые романы в основном в реальном переплете))

Таня Московцева   04.06.2014 19:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.